Чем
сложнее социальная, культурная, этническая, демографическая структура общества,
тем многообразнее эстетическое чувство людей.
Неразвитость
эстетического чувства свидетельствует о низкой духовности человека.
Неодухотвореность, низменность, грубая утилитарность потребностей, желаний
личности свидетельствует о неразвитости эстетического чувства. Поэтому
доступность богатств эстетической культуры (ровные права на образование,
получение информации, пользования библиотеками, музеями и другими учреждениями
культуры) – важное условие социальной справедливости.
Эстетическое
чувство накладывает отпечаток на любой вид человеческой деятельности.
Существенное
влияние на развитие эстетического чувства оказывает искусство. С помощью
искусства мы развиваем и обогащаем личный опыт мироотношения, проникаем во
внутренний мир другой личности, учимся видеть и чувствовать мир чужими глазами,
тем самим раскрываем в себе способности сочувствовать.
Эстетическое
чувство - это положительное либо негативное чувственно-эмоциональное переживание,
что отображает двусторонние связи между предметными ценностями и эстетической
потребностью в наслаждении как условию развития индивидуальности.
Эстетическое
чувство является основанием эстетического сознания, на котором формируются
элементы обеспечивающие эстетическое развитие и совершенствование личности и
общества, а именно, эстетический вкус, эстетический идеал.
Эстетический
идеал.
Термин
"идеал" происходит от греческого слова "ейдос" (вид,
наружность, род, образ, способ) и определяется как "образец",
"норма", "цель".
Категория
идеала в эстетике появилась довольно поздно. Первое самостоятельное значение
идеал получил в эстетике классицизма и означал возможность художника к
совершенным образцам античного искусства. "Зачем искать красоту, когда она
уже найдена древними? Достаточно подражать грекам и успех обеспечен!" –
размышляли классики.
Под
эстетическим идеалом понимается некоторый образец совершенства, норму,
воплощение желаемого, должного, цель, мечта - нередко в образе прекрасного,
совершенного человека.
Идеал
потому и является идеалом, потому что несет в себе черты предельного
совершенства, как бы явившегося в облике красоты.
Эстетический
идеал существует в двух разновидностях: во-первых, в облике отчетливого мнения
об желаемом, должном; во-вторых, в виде реальных предметов, произведений,
деяний, несущих в себе отражение этого представления.
Если
представить эстетический идеал как образ совершенства, мечту о прекрасном, то
что происходит с этим образом при воплощении? Возможные три варианты:
1.
Идеальный образ находит точное воплощение. Но точное воплощение идеала
невозможно, потому что в мире не бывает абсолютных тождеств.
2.
Идеальный прообраз утрачивает часть эстетических достоинств и конечных
результатов - это только слабое подобие идеала.
Примером
может быть невозможность художника выразить то прекрасное, что рисует ему
внутренний взор. В "Неведомом шедевре" Бальзака персонаж художника
Френхофера в процессе осуществления своего идеала в подготовительных этюдах
создал изображение женщины, что привела в восторг знатоков. А в конечном счете
полотно не получилось. Холст представлял собой "только беспорядочное
сочетание мазков, очерченное множеством странных линий" из-под которых
выглядывал кончик "прелестной, живой ноги." "Поглощенный своими
мыслями, старик не слушал художников: он улыбался воображенной женщине".
Никогда еще так остро не изображалась трагедия художника, который не смогг
найти нужную форму своему внутреннему образу, миновав в восторге видений
необходимое сочетание красок.
3.
Идеальный прообраз в процессе воплощения приобретает недостающие ему черты
определенности и становится осуществленным эстетическим идеалом, то есть идеал
улучшается в процессе его воплощения.
Воплощение
идеала, его сущность, черты, свойственные данном обществу, классу, художнику
можно проследить на ряде его материальных воплощений.
Об
эстетическом идеале Древней Греции свидетельствуют философы Гераклит, Пифагор,
Сократ, Платон, Аристотель... Но увидеть его "зримо" можно только у
скульпторов, поэтов, живописцев - Фіиия, Скопаса, Праксителя, Гомера, Сафо...
То есть художник в процессе творчества создает эстетический идеал, находит для
него в материале живые краски.
Вот
почему представление об эстетическом идеале древнего грека мы черпаем не из
диалогов Платона или Аристотеля, а из созерцания статуй прекрасных мужчин и
женщин.
Например,
считается совершенным воплощением эстетического идеала образ Венеры Милосской.
Благодаря ей мы видим, что понимали греки под идеалом - совершенство души и
тела их гармоническое единство.
Идеал
эпохи Возрождения познается нами в скульптурах Микеланджело, в полотнах
Джорджоне, Тициана, Рафаэля, Леонардо да Винчи, а не из ученых трактатов
Вазари, Альберти.
В
эпоху Середневековья эстетический идеал потерял связь с действительностью.
Государство религиозного сознания привело к принижению и обесцениванию телесной
стороны жизни человека. Эстетическим идеалом выступала божественная сущность,
бог, как носитель чистой духовности.
Каждое
произведение искусства - шаг к реальному идеалу. Эстетический идеал строится
кистью и резцом, в литературе – художественными образами, словом, но - не
умозрением.
Эстетический
идеал имеет двойственную природу. Во-первых, существует в виде
мысленного взгляда. Во-вторых, в виде чувственно-наглядных образов.
С
чего начинается эстетический идеал? С живого созерцания. Вся жизнь во всем ее
многообразии - вот неиссякаемый источник эстетических идеалов. Эстетический
идеал тесно связан с общественным и этическим идеалами. Эстетический идеал
исторически менял свое содержание. В истории развития человечества эстетический
идеал нередко оказывался обращенным в прошлое. Так случалось потому, что
определенные общественные классы не видя разрешения житейских проблем, начинали
превозносить прошлое.
Творчество
лучший способ формирования прогрессивного эстетического идеала. В идеале
человек может собирать лучшие черты действительности и в таком множестве,
которые в совокупности маловероятны, граничат с мечтой... Но и этот приукрашен
идеал способен вести за собою людей, служить им способом духовной опоры. Порой
надежда воплощается в случайном образе, который приобретает для человека
значение идеала.
Пример.
В Виктора Астафьева есть маленький рассказ под названием "Индия". В
нем говорится, что где-то в городе Канавинске сгорел магазин, и ребятишки,
роясь на пожарище, находили много интересных вещей. Копалась там и Саша
Краюшкина, и однажды ей повезло, она нашла кусочек туалетного мыла. "С
блестящей, хрусткой, чудом сохранившейся обертке смотрел на Сашу синеглазый
красавец в желтой чалме и красном плаще. А за его спиной зеленели развесистыми
ветвями желтостовольные пальмы, и между ними куда-то крался желтый, усатый
тигр, похожий на краюшкинського домашнего кота - Мураша.
-Индия!
- прошептала девочка..."
"Обертку
от мыла Саша взяла себе и не знала она приятнее занятия, чем разглядывать
картинку с принцем, пальмами и тигром. И всякий раз девочка находила на
картинке нечто новое: то звезду на чалме принца, то птичку или орех на ветвях
пальмы."
Шло
время, девочка росла, вот уже и "учебниковую" Индию узнала, но она
нисколько не волновала ее, - и никакого "касаткльства как будто не имела к
той расчудесной стране, какую девочка открыла для себя и с любовью хранила в
душе."
Потом
началась война, и через год после ее начала, мобилизовали и связистку Сашу
Краюшкину. В один из боевых дней, пытаясь восстановить связь, Саша попадает под
обстрел, разрыв мины швыряет ее в сугроб.
"Девушку
потянуло на сон. И сразу же, как только закрылись Сашины глаза, она увидела
черный от копоти дом за железнодорожной линией на склоне уральськой горы,
голубую кровать с белыми, как у шламбаума, полосками, а над изголовьем на
тесаных бревнах - страну Индию.
Голубыми
глазами глядел на нее из сумрачного уголка симпатичный и родной до последней
кровиночки принц в красивом плаще и желтой чалме, на которой ослепляюще-остро
светилась алмазная звезда..."
Старый
солдат, подобравший девушку, пытавшийся оказать ей помощь, услышал последние
слова девушки: "Здрастуй, Индия! Здрастуй..."
Если
редкие заезжие люди, так заканчивается рассказ, поинтересуются у жителей
украинского хутора, кто покоится при тихой сельской дороге, хуторяне отвечают:
"Солдат по фамилию Индия." "Фамилию эту, странную хуторянам,
сказывал повозный, что доставлял к передовой боеприпасы на старой лошади зимою
сорок другого года."
Без
пояснений видна сила зримого образа, не гаснувшего всю жизнь, - даже если он и
явился в такой наивной форме.
Андриано
Челентано в одном из своих интервью коснулся темы России и вот что сказал:
"Сегодня я возлагаю большие надежды на Россию, которая всегда
представлялась мне загадочной страной. В каждом доме мне виделась печь, древний
огонь, вокруг которого собирались люди, говоря о красивых вещах этой жизни. А
за окном все шел, шел снег... Вот такой я воображал себе Россию - страну,
находящуюся в центре земли, где даже войны не смогли зачеркнуть мудрость
народа. И я верю, что именно в этом огне мудрості, где бы он не горел - у нас в
Италии, или у вас в России, - должна "сгореть" вся зараза, вся грязь,
накопившаяся сегодня в нашем мире." (Правда. - 1987. - 29 июня).
Эстетический
вкус.
Редко
кто не знает поговорок и присловий относительно "вкуса":
"О
вкусах не спорят" (древние римляне)
"На
вкус, на цвет торарищей нет" (обиходная молва)
"Не
разжевав, вкуса не узнаешь." ( росская пословица)
"Вкус"
- сравнительно молодая эстетическая категория. В научное употребление она
входит лишь с ХУІІ века.
Существует
вкус физиологического характера: что вкусно, а что невкусно. Этот вкус зависит
от особенностей человека, его психологического своеобразия. Это, скорее, не
вкус, а предпочтение, которое отдает личность соленому или сладкому, холодному
или горячему, громкому или тихому (звуку). Такие характеристики не имеют
общественного смысла, не затрагивают интересов другого человека.
Вкус
эстетический - глубоко индивидуален и принадлежит он сфере общественной,
социальной.
Эстетический
вкус не врожденное качество личности. Это социальная способность человека, что
формирующаяся в процессе воспитания и образования человека. Эстетический вкус
является важнейшей характеристикой личности, определяющей уровень человеческой
индивидуальности.
Эстетический
вкус не сводится к способности оценивать, а завершается присвоением или
отбрасыванием культурной, эстетической ценности. Таким образом, эстетический
вкус - это способность личности к индивидуальному отбору эстетических
ценностей, а тем самым к развитию и самоформированнию.
Человек,
обладающий эстетическим вкусом отличается определенной завершенностью,
целостностью, то есть является личностью, которая кроме индивидуальных
особенностей - пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, тип психики обладает
индивидуальным, внутренним, духовным миром, который определяется социальными
ценностями и предпочтениями.
Становление
личности процесс длительный, не завершающийся никогда. Тем не менее в возрасте
от 13 до 20 лет формируются основные социальные характеристики личности, в том
числе эстетический вкус.
Ценность
каждой личности заключается в ее своеобразии, неповторимости. Когда человек
присваивает любые общепризнанные эстетические и культурные ценности, это
говорит об отсутствии эстетического вкуса. Это проявляется в недостаточности
личнного отношения к миру, неспособности отобрать из богатства культуры те,
ценности, которые развиваются, дополняют природные задатки, способствуют
профессионализму, нравственному совершенству.
Эстетический
вкус своеобразным чувством меры. Проявляется в равновесии внутреннего и
внешнего, гармонии духа и социального поведения.
Часто
эстетический вкус сводят лишь к внешним формам его проявления. Например,
рассматривают вкус как способность человека следовать моде как в узком, так и в
широком смысле (умение модно одеваться, посещать модные выставки, спектакли,
быть в курсе последних литературных публикаций). Однако эстетический вкус - это
не столько внешние проявления, сколько глубокое гармоническое сочетание
духовного богатства личности с бескомпромиссностью его социального проявления.
Личность,
обладающая эстетическим вкусом, не следует слепо моде, если модная одежда
деформирует эстетические особенности, своеобразие, такая личность может иметь
смелость быть старомодною или нейтральной к моде. В этом проявляется ее
эстетический вкус.
Свойства
личности в общении являются ее ведущими характеристиками. Составить верное
представление о человеке можно лишь в условиях общение или совместной
деятельности.
Способность
человека совершенствовать через отбор и усвоение определенных культурных
ценностей и есть индивидуальный эстетический вкус.
Эстетический
вкус имеет особую модификацию - художественный вкус. Развивается он на базе
эстетического и в свою очередь влияет на него. Художественный вкус формируется
только через общение с миром искусства и определяется художественным
образованием (знанием истории искусства, законов формообразования различных
видов искусства, знакомством с литературно-художественной критикой).
Художественный вкус как и эстетический вкус показывается предметом споров.
Эстетический
и художественной вкусы могут характеризовать пристрастие, симпатию и антипатию
не только личности, но и социальной группы, класса.
Эстетический
вкус всегда несет на себе печать классовых предпочитаний, целей и ценностей.
Единых
эстетических вкусов и норм для всех времен и народов не существует.
Индивидуальный вкус не всегда может претендовать на общезначимость, хотя и не
противоречит общественным ценностям. Тому необходимо тактично и терпимо
относится к мнению других людей.
Например,
сколько не доказывают, что музыкальная классика лучше эстрады, а молодые люди с
магнитофонами слушают и на улицах, и в транспорте не Моцарта и Бетховена, а какие-нибудь
невыразительные, однообразные "роки".
Когда
речь идет о вкусах, претендующих на общезначимость, то это касается, прежде
всего, произведений искусства. Именно они чаще всего становятся предметом
споров и дискуссий. Художник первым делает предметом общественного обсуждения
новых явления жизни или осуществляет пререоценку устоявшихся представлений и
ценностей. Этот процесс связанный с поиском новых изобразительно-выразительных
средств, художественного языка. Поэтому дать оценку художественному
произведению дело сложное и ответственное. Правильное мнение вырабатывается
лишь в ходе длительных художественно-критических дискуссий.
Эстетический
и художественный вкусы могут изменяться на протяжении жизни человека. Возраст,
жизненный путь, богатство художественного опыта личности могут вносить свои
коррективы.
На
уровне с эстетическим вкусом существует извращенный. Вкусы разнообразны и
изменчивы, и могут быть представленные множеством вариантов.
Эстетический
вкус - это оценка действительности в соответствии с эстетическими чувствами,
потребностями, интересами и мировоззрением людей. Эстетический вкус есть
единство объективного и субъективного. Эстетический вкус показывает своеобразие
чувств, интеллект, культуру человека, его образованность, социальную
принадлежность.
Вкус
- это способность чувствования, понимания и оценки эстетических явлений.
Страницы: 1, 2, 3
|