Эстетическая деятельность и ее формы
Тема: Эстетическая деятельность и ее формы
1.
Творческий
потенциал человеческого труда
2.
Человек
и общественные сношения - объекты эстетической деятельности
3.
Природа
в структуре эстетической деятельности
4. Эстетическая
деятельность и искусство
1.
Творческий потенциал человеческого труда
Человек,
мир материальной культуры, в каком она живет. Внутренний мир человека (чувства,
ум) зарождается, развивается и изменяется благодаря общественно-исторической
практике.
Общественно-историческая
практика есть первопричиной возникновение и развития способности человека к
преобразованию мира за законами крассоты, формирование собственных эстетических
чувств, вкусов, идеалов.
В
человеческом бытии нет ни одной области, сферы, которая была б лишена
эстетической деятельности. Эстетическая деятельность может реализоваться как
самооценка, самодостояние, а может быть только моментом прочих форм
деятельности. Эстетическая деятельность в различные исторические эпохи бытует в
различных формах и различным образом реализуется во всеобщей деятельности
людей. Это связано с неодинаковыми достижениями в истории мировой культуры.
Одной
из форм эстетической деятельности есть искусство, где эстетический компонент
показывается доминирующим, потому что есть носителем эстетического наслаждения.
Искусство
тесно связано с трудом. В начале истории общественного развития продуктивный
труд был физическим, искусство же было трудом духовным, оно не зависело от
материальных потребностей и считалось игрой человеческих способностей,
наслаждением.
В
эстетике природа показывается источником эстетических потребностей и
способностей человека. В природе нет ничего лишнего, безобразного, того, что
человек воспринимает как противоположность прекрасного. На начальных этапах
человеческой истории природа в своих проявлениях была непонятной и враждебной
человеку, противостояла ей как могущественная сила, перед какой человек не мог
ничего сделать. Эстетическое отношение к природе есть более поздним культурным
достоянием. Зародилось оно в пределах овладения человека природными силами.
Человек
овладевает природными силами при помощи перенесения на силы природы понятных ей
общественных явлений и соотношений. Наиболее ярким примером есть мифология -
исторически первая форма общественного сознания, при помощи которой человек
духовно овладевает окружающим миром, формирует всеобщее представление о нём, а
также взаимоотношения между ними. Наделяя природные силы человеческой сутью,
человеческим обликом, люди в своем сознании наделяли окружающий мир в
гармоничном, соразмерном для человеке среде жизни. Непонимая сути природных
явлений, человек наделял их законами человеческого общежития, где все понятия
измеряются собственными потребностями и возможностями. Тому упорядочность,
гармоничность, соответствие есть наиболее ценными, жизненно важными для
человека свойствами окружающего мира. Таковыми свойствами владеет труд и его
продукты. Первые предметы трудовой деятельности (каменные топоры, лук и стрелы,
глиняная посуда) имеют эстетическую ценность.
Процесс
формирования у человека способностей действовать целесообразно растянулся на
длинные столетия, что дало возможность человечеству создать богатство мира
культуры, множество ее форм и развить в человеке собственные возможности,
которые позволяют ему вольно творить в пределах исторически обусловленных
потребностей. Прежде всего человек творил для удовлетворения своих материальных
потребностей.
Однако,
уже в древнейших цивилизациях утилитарные предметы совершенной формы, ценились
за свои эстетические свойства. Об этом свидетельствуют вещи, найдены в захронении
вождей племен, царей и фараонов (предметы быта, одежда, мебель, оружие). Их
отличает высокое художественное мастерство. Эти вещи ценились за удобство в
пользовании, а также олицетворяли богатство и могущество их владык, мастерство
талантливых творцов, радовали людей своими уникальными эстетическими
свойствами: своеобразностью и неповторностью, тонким исполнением.
Богатство
в своей первой, начальной исторической форме бытовало как сокровища.
Произведения прикладного искусства были носителями общественного богатства.
Произведения искусства во все времена использовались как способ накопления
богатства, как сфера вложения капитала. Некоторые из них даже на могут быть
оценены в денежной форме, как паритеты государства либо международного
сообщества.
Таким
образом, на начальных этапах развития общества продуктивный труд не исключал
эстетического компонента. Когда человечество перешло к продуктивному
хозяйствованию, появились простейшие технические средства производства,
возросла продуктивность труда, то это высвободило время работающего для
усовершенствования мастерства, для развития вымысла и фантазии. Орнаментувание
гончарных изделий утонченной формы и тканей, оздоблення оружия и конской збруи,
мозаичное и фресковое украшение сооружений - все это дополняет утилитарну
функцию эстетического.
Предметы
с благонадежными эстетическими свойствами становились приметой особенного
социального статуса собственника. Что касается процесса производства, то в нём
объединялись деятельность утилитарная и эстетическая, труд продуктивный и
творческий.
Творцами
ценностей искусства предыдущих эпох были ремесленники. Их трудовой процесс
объединял две функции:
-
духовную деятельность (поиск оригинального замысла, добор соответственного
материала, палитры цветов, приемов обработки);
-
физический труд (непосредственное изготовление предмета).
Это
давало возможность поднять часть ремесленичества на уровень искусства. Таковой
характер труда создал предпосылку для развития искусства в Греции и Риме давних
времен. Капиталистический способ производства тех времен развел труд на
различные полюса, противопоставил друг другу, закрепившись за искусством ореол
исключительности.
Естетизация
современного производства - это сложное понятие, которое включает в себя такие
моменты:
-
постоянно вносить творческий элемент в трудовой процесс;
-
лишится однообразных операций;
-
уменьшать репродуктивную деятельность;
-
создание соответственных условий труда: приспособления помещения, освещение,
обстановка, уменьшение шума, кондиционирования воздуха.
Современное
производство обусловило видение такового эстетического феномена как дизайн.
Дизайн - это самостоятельная сфера эстетической деятельности.
Дизайн
- вид художественно-технической деятельности по формированию предметной среды.
Методом дизайной деятельности является художественное конструирование.
Цель:
обеспечение удобства в эксплуатации, рациональность компанирование, высокий
эстетический уровень.
Используются
способы выразительности и гармонизации: пропорции, ритм, контраст, нюанс,
фактура, цвет. Основными формообразующими факторами в дизайне выступают
соразмерность предмета человеку, комфорт при его использовании, простота
использования.
Появление
дизайна связано с высоким развитием производства и относится к концу ХIХ -
начала ХХ ст.
Дизайн
воспроизводит спецефические особенности развития общественного производства,
формирования общественных интересов, духовных ценностей.
Разнообразие
социальных групп и индивидов со своими вкусами, различными эстетическими
взглядами в одежде, мебели, жилье, предметах быта не могут быть удовлетворенные
однотипными за формой продуктами промышленного производства.
Например.
Швейная машинка шьет одинаково хорошо нарисованы на ней цветки или нет. Однако
на протяжении многих лет фирма не жалеет средств на затраты, связанные из этими
самими цветочкаим (машинка Зингера).
На
первый взгляд это только уступка нашим привычкам. Раз все предметы в быту
украшены, пусть и швейная машинка не выделяется черным, хмурым пятном. Однако
все не так просто. На одном заводе рабочим в качестве эксперимента предложили
самим подобрать цвета, тонны и розкрасить стены. Рабочие с удовольствием
принялись за работу, и незадовго тьмяно-пепельно-серые тонны поступились местом
светлым, ярким, даже кричащим (в зависимости от вкуса "художников").
На станках появились герои любимых мультфильмов, сменился и цвет комбинезонов.
Позднее выяснилось, что продуктивность труда возросла, стало меньше случаев
отлучки из места работы, сократился производственный травматизм. Как видим,
ненужные украшения принесли существенную пользу.
Дизайнерская
деятельность удовлетворяет не только материальные, но и эстетические
потребности человека, формирует эстетические вкусы и идеалы.
Развитие
дизайну связанное с пластическим искусством: архитектурой, скульптурой,
живописью, орнаментом. Дизайн координирует свои художественные возможности с
наукой, техникой, конструированием, знанием материалов. Там, где дизайн
подключен к процессу производства, там производство найболее полно
удовлетворяет потребности общества; без органического сочетания из дизайном
современная промышленность не может удовлетворить ответное свойство жизни, где
материальная потребность без эстетической - полпотребность. В Украине
дизайнерская служба только начинает свой творческий путь.
Эстетическая
деятельность может быть и на уровне индивидуального трудового процесса. Человек
постоянно усовершенствует себя, развивает свои способности и привычки, вносит в
трудовой процесс элементы творчества. В этих случаях мы говорим об искусстве
хлебороба, каменщика, повара.
2.
Человек и общественные отношения - объекты эстетической деятельности
Жизнь
человека и искусство не ограничиваются только одним трудом. Предметом
эстетической деятельности из давних времен были сам человек, его тело,
внешность. Внешность человека есть природным даром, но тело человека
формировалось под влиянием трудовой деятельности, общественного способа жизни.
Прямохождение, специализация конечностей, развитие языка, слух, обоняние, вкус,
прикосновения, лицо, что светится умом - все это есть результатом специфической
для человека формы жизнедеятельности. Процесс усовершенствования человеческой
формы и сути проходили объективно, бессознательно для самого человека.
Человеческие
общности, что пребывали на первичном равном развитии использовали татуировку
для украшения своего тела. Но татуировка использовалась как социальные знаки,
при помощи которых человек подчеркивал благонадежные социальные свойства.
Введение
простейшей одежды было связано с потребностью в защите от неблагоприятных погодных
условий, в связи с благонадежными морально-этическим приобретением. Одежда
испытала значительное развитие и послужила явлением эстетическим. История
свидетельствует, что одежда никогда не сводилась только к функциональному
назначению. Она давала точную социальную характеристику человека, его
общественного статуса, характера общественных отношений в которые данная
личность включена. Все это обеспечило истории человеческой одежды важное место
в культуре.
Итальянцы
довольно взыскательные, что касается внешности. Они относили красивую одежду к
вещам, каковы требуемые для полного усовершенствования человека.
В
Флоренции костюм был чем то индивидуальным, и тогда каждый одевался за
собственной модой. В Венеции и Флоренции в эпоху Возрождения бытовали
определения костюмов мужчин, а что касается женщин - были приняты законы, что
запрещали роскошь. Там, где одежда ничем не регулировалась, устанавливалась,
например, в Неаполе, нельзя было отыскать какую-нибудь разницу между знатью и
низами.
Частая
смена фасонов одежды и подражание французским и испанским модам служила
удовлетворению обыкновенного тяготения к "франтовству".
Особенного
рассмотрения заслуживает стремление женщин каким-либо существенным способом
сменить свою внешность при помощи косметических способов. Ни в одной стране
Европы, кроме Италии, со времен падения Римской империи не бытовали настолько
многочисленные и многогранные дополнения, что касается внешности, цвета лица,
волосы.
Все
стремятся к нормальному природному виду, и стараются достигнуть его при помощи
способов, которые, сразу бросаются в глаза, вводят в обман. Так, в массовом
порядке носят накладные шиньоны из белого и желтого шелка; их запрещают и снова
носят, пока наконец взгляды людей не привлекаются проповедником, который
призывает покаяться, и тогда, на городской площади строится поленится для
всеобщего сожжение, где вместе с игрушками, масками, волшебными записками, песнями
и прочим хламом находят свое место и шиньоны. Идеальным цветом волос был русый.
А поскольку в те времена было принято полагать, что солнце может предоставить
волосам такой цвет, были такие дамы, которые целыми днями стояли на солнце;
кроме того использовали способы для покраски волос и всякого рода смеси. Сюда
также добавлялись туалетная вода, косметические примочки и гримы для каждой
части тела, даже для век глаз и зубов.
И
бесполезные были попытки убедить женщин, что это - отличающий знак распутниц:
сами добропорядочные матери семейства, которые целыми годами даже не касались
грима, все же красились по праздникам, когда им приходилось появляться на
людях.
Парфюмерные
способы также вышли за обыкновенные рамки разумного, распространяясь на все
окружение человека. Так на праздники даже больших животных мазали пахучими
мазями, смазками.
Усовершенствования
тела человека, использование одежды, косметических способов и прикрас для
демонстрирования социальных свойств людей заложили основы для такой
разновидности эстетической деятельности как мода.
Вячеслав
Зайцев, автор многих интересных замыслов в области красивой одежды, говорит:
"Вне моды человека просто нет. Каждый из нас либо приверженец старой моды,
ушедшей, либо поклонник моды, идущей, может быть, впереди времени, либо же моды
современной."
"Публика
была обычная: богато одетые бедняки и бедно одетые богачи." Так
негритянский писатель Джеймс Болдуинг выразил один из очередных парадоксов
американской мод.
В
статье в нашей прессе говорилось: "Каждая новая мода, побеждая предыдущую,
демонстрирует свою жизненность и закономерность."
О
моде спорят, либо молча подчиняются, во имя ее совершают неожиданные поступки и
даже идут на лишения. Она навязывает костюмы и прически, блюда и украшения,
подсказывает вид, а то и место отдыха, заставляет собирать ненужные вещи, а
иногда и, увы, требует модных цитат и авторов даже в ученых произведениях. Мода
вынуждает носить бархат либо нейлон, завиваться или выщипываться, мести
тротуары клешами либо надевать лицемерно скромные – учитывая цену - джинсы...
На
островах Полинезии в большой моде изогнувшиеся почти до круга свиные клыки.
Дамы носят их в качестве браслетов. Особенно высока цена на них на Новых
Бермудах. Из-за этого поднялась цена и на свиней. За одну трехлетнюю свинью с
изогнутыми клыками отдают трех красивых девушек с племени намба. Молодые матери
нередко вынуждены бросать своих младенцев и кормить грудью поросят.
Когда-то
французский писатель Жан Лабрюейр сказал: "Люди глупы и мелочны - доказать
это нетрудно. Взять хотя бы, к примеру, их подчинение даже в том, что касается
еды, образа жизни, здоровья и совести." А секрет прост. Хотя мода,
возможно, не всегда подозревает об этом, но она беспощадно эксплуатирует именно
эстетические категории, такие как "вкус", "оригинальность",
"красота".
Мода
питается двумя законными стремлениями: к оригинальности и красоте. Пока человек
только прикрыт одеждой - об моде речи нет; призрак ее возникает тогда, когда
человек при с помощью одежды желает подчеркнуть свои особенности как личности
и, по возможности, скрыть недостатки. То есть неповторимый, единственный
человек хочет быть самим собой и намеревается выразить это еще и своим внешним
обликом.
Бездумное,
"стадное", бегство за модою есть как раз признак малой культурности.
Описывая красоту женщин своего идеального города Солнца, Кампанелла писал, что
в этом городе подвергли бы к смертной казни ту, которая из желания быть красивой
стала бы носить обувь на высоких каблуках, чтобы сдаваться выше ростом, либо длиннополое
платье, чтобы скрыть свои не очень красивые ноги.
Каждая
мода несет во себе противоречия. Ее первая цель – сделать человека непохожим на
других, отличающимся, особенным. Мода порождает целые толпы похожих, одинаково
наряженных особ, однообразных, зауниформленных как войсковое соединение.
Во-вторых, мода изменяет самой себе и предает собственные принципы, делая, к
примеру, из простых и удобных для пастухов брюк (джинсов) одежду
"престижную", непременно снабженную фирменными этикетками. Так же, и
"оженствление" мужской одежды, появление в ней кружев, рюшей и т. д.
Эстрадный певец уже ныне неотличим от швейцара или слуги из богатых домов
прошлого века.
Страницы: 1, 2, 3
|