Мода
несет затраты. Еще Сократ, когда увидел такое большое количество рыночных
товаров произнес: "Сколько же есть вещей, без которых можно жить."
С
моды, например, начинается курение. Так придать курению черты некой
эстетической привлекательности, внушить подросткам посредством кино, книг и
телевидения, что сигарета и папироса - спутник умного человека, или смелого,
или непонятого и страдающего... Это очередная победа моды. И еще одно поражение
культуры.
Мода
приносить еще и идейные затраты. Это гонение за ярликами и этикетками на одежде
и надписями на ней. Красивая, милая девушка, а на ее белой футболке английскими
буквами: "Мисс любовь". Неподалеку веснушчатый паренек . На его
рубашке (тоже английскими буквами) – "Президент". А сколько сумок,
рюкзаков, портфелей с надписями на все мировых и не мировых языках. Видимо,
латинский алфавит имеет неотразимое воздействие на впечатлительные умы.
Из
поправок, из которыми согласовался В. И. Ленин в связи с принятием новых
советских денежных знаков, была следующая: "Надписи на иностранных языках
- снять."
Мода
давно перестала быть безобидной, она меняет наш образ жизни, становится
идеологическим оружием. Либо такой крик моды: лица любимых артистов на
хозяйственных сумках. Либо крестики на шее неверующих молодых людей.
Признаки
интеллектуальности становятся просто модой, за которой ничего нет и прежде
всего - самого интеллекта. Об этом Честертон сказал, что "круглых дураков
тянет к интеллектуальности, как кошек - к огню."
Мода
ввела в наши жилища надменных догов, шуршащих в клетках змей, сварливых макак,
истеричных попугаев. Собака на поводке стала как бы знаком отличия.
Как-то
Цезар, увидал в Риме, как какие-то богатые иностранцы носили за пазухою щенят и
маленьких обезьян и ласкали их. Он спросил их, разве у них женщины не родят
детей. ( Этим он хотел сказать, что люди тратят на животных любовь, которая
должна принадлежать людям.)
Не
будем говорить о "сердцах", пронизанных стрелами, черепахах, замках,
ножницах, бритвочках, болтающихся на цепочках у многих девушек. Жизнь сама
вытесняет эту безвкусицу. На островах Океании - Новых Гебридах считается
красивым удалять у замужних женщин два передних зуба.
Чем
больше эстетической грамотностью обладает человек, тем меньше он подвергается
заражению плохой модой, ее отходами.
Коко
Шанель: "Чрезмерное повышенное внимания женщин к "форме"
заставляет их запускать "содержание."
Требование
к телу человека, одежде, косметике и украшениям связанны из сменами способа
жизни и определяют стиль эпохи. В развитии моды можно выделить две тенденции:
1.
Человеческое тело, его пропорции и природные формы есть доминирующими.
При
рассмотрении этого общество заинтересованно в гармоническом физическом развитии
человеческого тела с помощью спорта; одежда и украшения ориентированные на
естественные человеческие формы.
2.
Другая тенденция исходит в штучном усилении стилизации человеческой статуры
при помощи одежды, использования всяческих париков и чрезмерной косметики.
В
истории мировой моды имели практический всплеск как первая, так и вторая
тенденции. В наше время общество нашло возможность гармонического сочетания
требований как к человеческому телу, так и к одежде, украшениям, косметики, что
дополняют естественную красу человека.
Важным
эстетическим достоянием человечества есть массовый спорт, забота про здоровье и
физическая досконалость. Вместе с тем искусство косметики и одежды дает
возсожность в случае необходимости утаивать или подчеркивать недостатки
внешности.
Внешний
облик человека, умения его через внешность передавать свой внутренний мир, либо
затаить его, продемонстрировать свою индивидуальность, либо создать нужен имидж
- важные элементы эстетической культуры личности. Внешность человека не есть
его личным делом и требует уважения к общественным нормам и правилам, к
человеческому достоинству вообще.
Итальянский
философ Антонио Банфи оценивает эстетическую весомость одежды так:"...
Одежда отличается тысячами оттенков, в которых проявляются наиболее тонкие нюансы
самосознание и личного мира индивида. Одежда всегда есть важным элементом
личности, зеркалом того, что есть в человеке – естественного и риторичного,
либо фальшивого, коллективного или индивидуального, манерного или подлинного.
Поэтому история костюма - это история самого человека".
Создание
личного стиля через формирование внешности есть важной сферой эстетической
деятельности человека.
Человека
характеризует ее внешний вид. Вид человека должен отвечать его личности.
Помощниками в решении этого задания должны быть эстетическое развитие человека,
его вкус, искусство и спорт.
Также
эстетический опыт личности реализуется через отношения: моральные и
юридические, экономические и политические, религиозные и идеологические. Эти
отношения могут быть объектом эстетической деятельности человека и общества.
Потому что любая человеческая деятельность приводит к установлению типичных
социальных отношений, содействует обмену мнений, вызывает эмоции.
Например,
ритуал, что сопровождает какое-либо магическое действие: церковная литургия,
которая своей эстетичностью захватывает и неверующего человека либо военный
парад, политическая манифестация или карнавальная процессия.
Народные
праздники, карнавальные игры, ярмарки, спортивные соревнования есть зрелищными
действами и олицетворяют вольную общественную взаимосвязь.
Все
наиболее важные этапы человеческой жизни, такие как рождение, достижение полнолетия,
брак, похороны есть коллективным действием, которым обеспечивается сознание
общественного единства и взаимосвязи, а также общественной ценности отдельного
человеческого существа.
Межличносные
взаимоотношения регулируются принципами морали, эстетической формой которых
выступает этикет - установленная система норм поведения и общения, что имеет
тенденции исторического развития. Соблюдая нормы этикета подсознательно влияет
на моральное состояние человека, смягчает агрессивность, нетерпимость,
бесчувственность к другому человеку, изменяет внутреннее настроение, моральные
установки, не создает основы для конфликта или недоразумения.
Следовательно,
внешняя форма поведения сначала выступает как вынужденная необходимость
соблюдения этикетных правил, а потом переходит в внутренние состояние человека,
изменяет его морально. Человечество, создавая идеал личности, предвидит
развитие физического усовершенствования, высоких моральных свойств и развитого
эстетического сознания.
Еще
античная эстетика определила гармонию внешнего и внутреннего, словом
калакоготия, то есть условием красы человека.
3.
Природа в структуре эстетической деятельности
Сферой
эстетической деятельности и одновременно предметом эстетического наслаждения
есть природа. С одной стороны общество обращается к природе как к источнику
эстетических переживаний и эстетических ценностей; а с другого – наносит
непоправимый вред природе.
Человечество
пережило различные формы взаимодействия с природой.
В
период культуры собирания и охоты человечество полностью зависело от природы,
которая давала ему способы к существованию. На этом этапе происходит осознание
человеком ценностей природы как условий ее существования. Наблюдение природы,
растительного и животного мира, их взаимосвязи порождает попытки человека
овладеть окружающей красою, богатством и процессом, передать их существо в
первичных формах изобразительной деятельности.
Изображение
животных, растений, попытки использования природных форм для создания предметов
повседневного быта, имитирование поведений животных в ритуальных танцах - все
это свидетельствует о постепенном духовном и практическом овладении творческими
силами живой природы.
Возникновение
продуктивного хозяйствования резко сменило картину природы.
Сельскохозяйственный характер деятельности человека (вырубывают леса, долины
рек выпахиваются, уменьшается количество диких животных) создает условия для
дисгармонии. Первые землеробские цивилизации оставили после себя пустыни.
На
протяжении многих веков между природой и человеком было равновесие. Этим
обусловлено место природы в эстетическом опыте человека и в его
художественном творчестве. Целенаправленное влияние человека на природу зависит
от конкретно-исторического представления об красе, которая создавалась
предметно-практической деятельностью человека и искусством.
Человек
начал приближать природу к своему жилью сначала в форме садов и парков.
Создавая сады и парки, человек придавал им формы, что свойственны предметам
культуры: прямые аллеи, ровные кустарники, подстриженые газоны. Такой сад или
парк украшали статуями, фонтанами, беседками. Следовательно, природный уголок
создавался практически человеком.
Необходимо
было несколько тысячелетий, чтобы человек стал способным видеть красу
естественного природного ландшафту. Пейзаж на картинах художников появился
только в эпоху Возрождения. Это не означает, что человек не видел природу
раньше, - просто она еще не послужила для человека предметом эстетического
наслаждения. Именно через пейзаж произошло овладение изображением природы, что
послужило зафиксированным выявлением эмоциональных состояний человека: печали,
возвышения, тревоги...
"Краса
спасет мир" (Достоевский).
4.
Эстетическая деятельность и искусство
Среди
форм эстетической деятельности особенное место занимает искусство:
профессиональное, народное, фольклор.
Основные
закономерности появления искусства и его развитие.
1.
Искусство возникло на основе развитых эстетических потребностей и эстетических
способностей человека.
2.
Появление искусства послужило последней фазой подлинного разделения труда на
физический и умственный. Отделение духовного производства от материального
освободило от зависимости и соединения с практикой, сформировало
профессиональную деятельность в сфере искусства, науки, философии.
3.
Искусство возникало только в обществе, разделенном на классы – это исторический
факт.
4.
Искусство развивается у связи с общественно-экономической и духовной жизнью
общества.
5.
Функции искусства в зависимости от его конкретно-исторической формы способны
изменяться; важность искусства оценивается в каждую эпоху по-разному.
Суть
искусства во все времена остается единым, хотя мир искусства, его виды и жанры,
стили и художественные школы, его взаимоотношения с жизнью разнообразны в
разные исторические эпохи, при разных режимах, в разных культурах и
цивилизациях. Эта суть искусства – в творчестве. Творчество определяет и процесс
создания искусства, и процесс его восприятия.
Эстетическая
деятельность содействует развитию творческих способностей человека. При помощи
искусства (духовная форма деятельности) человек получает возможность влиять на
всеобщее развитие общества, реализовать человеческую способность формировать,
изменять, творить "по законам красоты" свой духовно- практический
мир.
Искусство
закладывает параметры усовершенствования человека и общества, но отталкивается
оно от жизни, от конкретно-исторических условий, при которых происходит
художественная деятельность общества. Искусство есть формой отображения
общественного бытия, формой общественного сознания.
Искусство,
подходя к действительности с позиции потребностей развития человека, создает
идеал, идеальный образ, который есть всеобщей общественной потребностью.
Искусство отображает жизнь, становится основой духовной культуры.
При
помощи искусства осуществляется связь человека с человеком, разных поколений,
разных народов и разных культур.
Эстетическое
чувство.
Испытание
человеком чувства и наслаждения многогранны по характеру, структуре,
психологическим фактором. Одни из них близки животным, другие же присущи только
людям.
Эстетическое
чувство присуще только людям. Это одно с наиболее сложных видов духовного
переживания, благороднейшее из чувств человека. Эстетическое чувство не дается
человеку от рождения. Оно зарождается у ребенка сравнительно поздно, либо не
зарождается вообще, если ребенок по каким-либо обстоятельствам вырастал в среде
животных.
Человеческая
чувственность возникает и развивается под влиянием многообразных форм
практической деятельности.
Эстетическое
чувство - наиболее сложная категория. Она характеризуется как глубокое переживания
от рассматривание ответного предмета. Возникают вопросы: почему те или иные
предметы вызывают у нас глубокое эстетическое переживания? Почему симметрия,
гармония, ритм ассоциируются с красотою?
Эстетическое
чувство не может функционировать без развитого эстетического созерцания,
которое формируется на основе внешних чувств, таких как зрение и слух. В связи
с этим существует глубокая внутренняя связь между эстетическим созерцанием и
эстетическим чувством. Только эстетическому созерцанию открываются такие
свойства как гармоничность и симметричность, выразительность и ритмичность,
завершенность и соразмерность.
Эстетическое
созерцание - это не тоже самое, что зрительные и слуховые ощущения.
Например,
опытный охотник может видеть дальше, чем художник и слышать лучше, чем
композитор. Однако его эстетическое рассматривание наверно поступается тому и
другому за силой, развитием и глубиной. Эстетическое созерцание исходит не
только из физиологических потребностей организма, сколько из потребностей
человека в деятельности.
Например,
первичное
искусство было искусством синкретическим, не расчлененным на отдельные виды
искусства. И только с развитием эстетического созерцание благодаря труду
возникают виды искусства, которые дают возможность удовлетворить своей
деятельностью тот или иной орган чувств.
Например,
живопись имеет исключительные возможности в передаче цветного богатства мира.
Тогда как скульптура изображает человека в трехмерном, реальном просторе.
Эстетические
функции исполняют преимущественно зрительные и слуховые ощущения. Прочие
ощущения, такие как прикосновение, обоняние, вкус, почти не имеют эстетического
значения, поскольку их тяжело отделить от жизненных функций организма. Попытки
французов создать "музыку ароматов" не имели успеха, потому что
эстетические функции определенных чувств ограниченные.
Характерной
особенностью чувств зрения и слуху есть то, что они могут быть органами ума,
интеллектуальным созерцанием, потому что способные открыть гармонию, ритм,
пропорции, симметрии в природе, обобщить природные формы.
Эстетическое
чувство перебывают в органическом единстве с личностными интересами лица.
Благодаря своей заинтересованности эстетическое чувство отображает только те
объекты, которые включаются в круг его направленности.
Личный
интерес - это индивидуальное отношение человека к действительности, которое
обусловлено, с одной стороны, его конкретным бытием, воспитанием, спецификой
микросреды, в которой происходит его жизнедеятельность, а с другой - оригинальностью
самой личности и неповторимостью ее жизненной пути. Черты личного интереса
отображаются на специфике эстетического чувства, что проявляется как
индивидуально-неповторимое, субъективно-конкретное отношение данной личности к
действительности.
Конкретность
и субъективность эстетического чувства содействуют его обогащению.
Умение
активно воспринимать окружающий мир с помощью чувственности, есть продукт
культурно-исторический. Формы содержания и представлений задаются извне
различными формами деятельности. Культура, ее предметные формы, духовный смысл,
а также человеческое сообщество - носители форм чувствования мира и форм
мышления. Каждый человек овладевает такими формами индивидуально, через
различные формы деятельности и общения, через игры и обучение. Вне мира культуры
и человеческого сообщества чувственные качества человека не развиваются.
Способность
к чувственности свойственны всем людям, которые различаются лишь мерой их
развитости и культурно-эстетическим своеобразием их проявления.
Человек,
вступая в жизнь, получает готовым социально-экономический строй, определенную
культуру общества, материальные и духовные ценности. Эта реальная жизнь. С
приобретением социального опыта у человека появляются потребности и чувства,
которые и формируют духовные потребности и способности. К их числу принадлежит
эстетическая потребность и эстетические отношение, как способность ее
удовлетворения.
Эстетическая
потребность возникает только при наличии эстетического чувства - этого основания
эстетического отношения к миру.
Эстетическое
чувство является важнейшей социальной характеристикой личности. Сложившаяся
структура культурных, художественных ценностей каждой эпохи по отношению к
личности человека имеет нормативный характер. Личность в процессе социального
взаимодействия и эстетического воспитания усваивает эстетические ценности,
принятые в обществе и формирует собственный духовный мир.
Страницы: 1, 2, 3
|