·
«сведение факта к личному мнению» - сведение основанного на фактах аргумента оппонента к его личной
позиции («Это всего лишь ваше личное мнение»);
·
«видимая поддержка» - мнимая поддержка доводов оппонента, направленная на то, чтобы
успокоить его согласием, отвлечь внимание, а затем привести мощный
контраргумент, создав впечатление очень основательного знакомства с данным
тезисом, которое позволяет видеть его несостоятельность («Да, но…»).
Существует три основных метода нейтрализации этих и
других техник психологической манипуляции в деловом общении.
·
«Мимо ушей». Метод заключается в уходе от дискуссии, уклонении от прямых
вопросов или смене темы разговора. Можно что-то уронить, отвлечься на мнимый
телефонный звонок или попавшую в глаз соринку. Цель метода – выиграть время и
увернуться от манипуляции.
·
«Расставить точки над i». Прямое заявление о том, что оппонент пытается вами манипулировать
с обозначением его истинного мотива. «Скажите прямо, чего вы хотите? Чтобы я
разозлился и отказался от своих требований?».
·
Контрманипуляция. Использование приемов манипуляции, позволяющих отбить атаку
оппонента и вынудить его к принятию невыгодного для себя решения. Такая
ситуация чревата резким обострением отношений и возникновению конфликтов. В
ситуации открытого противоборства, безусловно, выиграет тот, кто вооружен не
только знаниями, но и умением реализовывать их на практике.
2.
Приемы влияния на деловых партнеров
(аттракция)
Известно, что эмоциональное в человеке многократно перевешивает
рациональное в нем. Это знание способно приносить весомую дань тому, кто будет
разумно воздействовать на это «слабое» место человека. Существует категория
людей, которые умеют располагать к себе других индивидов, практически сразу
завоевывать их доверие, вызывать к себе чувство симпатии, т.е. формировать аттракцию
(от лат. attrahere – привлечение, притяжение). Анализ поступков таких людей
показывает, что в процессе общения они используют психологические приемы
формирования аттракции, техники, которые, как правило, скрыты от собеседника.
Мы рассмотрим основные из них:
1.
Прием «имя собственное». Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества)
человека, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук
собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство
приятного. Д.Карнеги писал, что «звучание собственного имени для человека –
самая приятная мелодия». Каковы же составляющие психологического приема возникновения
приятного ощущения, когда человек слышит обращенное к нему его собственное имя?
·
Имя, присвоенное данной личности, сопровождает его от первых дней
жизни и до последних. Имя и личность неразделимы.
·
Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, - это
«обезличенное» обращение. В этом случае говорящего интересует человек не как
личность, а лишь как носитель определенных служебных функций. Когда же к
человеку обращаются и при этом произносят его имя (а имя – символ личности),
таким образом, вольно или невольно показывают внимание к его личности.
·
Каждый человек претендует на то, что он личность. Когда же эти
претензии не удовлетворены, когда кто-то ущемляет нас как личность, мы это
чувствуем.
·
Если человек получает подтверждение, что он личность, то это
вызывает у него чувство удовлетворения.
·
Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными
эмоциями, которые необязательно осознаются человеком.
2.
Прием «зеркало отношения». Кому вы чаще по-доброму и приятно улыбаетесь – своему другу или
недоброжелателю? Конечно, другу. А кто вам чаще по-доброму приветливо
улыбается? Естественно, друг. Ваш личный опыт говорит о том, что доброе и
приятное выражение лица, легкая улыбка невольно притягивают к вам окружающих
людей. Каков психологический механизм этого притяжения?
·
Большинство людей искренне и по-доброму улыбаются своим друзьям, а
не врагам.
·
Если при общении с нами у человека доброе и приятное выражение
лица, мягкая приветливая улыбка, то скорее всего это сигнал: «Я – ваш друг».
·
Друг – это единомышленник в значимых вопросах.
·
Ведущая потребность человека – безопасность, защищенность, друг
удовлетворяет ее.
·
Положительные эмоции вызывают у человека чувство удовлетворения.
·
Человек всегда стремится к тому, кто (что0 вызывает у него положительные
эмоции.
·
Если некто вызывает положительные эмоции, то он формирует
аттракцию.
3.
Прием «терпеливый слушатель». Для того, чтобы терпеливо и внимательно выслушивать собеседника,
нужно немалое время, ибо не каждый умеет сжато и четко излагать свои мысли.
Кроме того, нам приходится выслушивать высказывания, которые не относятся к
делу. Если вы все-таки выслушаете подчиненного или партнера, то он удовлетворит
свои потребности, получит положительные эмоции, связав это помимо своей воли с
вами. Поскольку источником этих положительных эмоций явились именно вы, то они
и будут вам «возвращены» в виде небольшого усиления симпатии к вам, т.е. в виде
возникшей или усиливающейся аттракции.
4.
Прием «личная жизнь». У каждого человека наряду со служебными интересами имеются и
личные интересы, увлечения и личная жизнь. В эмпирических наблюдениях было
замечено, что, если с человеком повести разговор в русле его выраженного
интереса, то это вызовет у него повышенную вербальную активность,
сопровождаемую положительными эмоциями. Время от времени беседуйте со своими
подчиненными по вопросам, значимым для них в личной жизни, проявляйте интерес к
их чувствам и переживаниям.
3.
Проблемы адекватного приема и передачи
информации
Обратная
связь и ее роль в общении.
Для передачи
различных видов сообщений используются средства коммуникации – разнообразные
звуковые системы, которые разделяются на вербальную коммуникацию
(устная и письменная речь) и невербальную коммуникацию,
включающую несколько видов знаков.
3.1 Невербальная коммуникация
Невербальное общение не предполагает использования звуковой речи,
естественного языка в качестве средства общения. Невербальное – общение при
помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные
контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения
и образы, получаемые от другого лица.
Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило,
бессознательно и самопроизвольно. Поэтому, не смотря на то, что люди взвешивают
свои слова, возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию
и тембр голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам
убедиться в правильности сказанного словами или же, напротив, поставить
сказанное под сомнение.
Основами невербального общения являются:
·
позы, жесты;
·
мимика, улыбка;
·
взгляд;
·
межличностное пространство;
Позы и жесты. Поза играет важную роль во время делового общения. Успешный человек
держится прямо и открыто, показывая, что он заинтересован, доступен для общения
и доброжелателен. Чуть приподнятый подбородок показывает, что у вас все под
контролем. Вам нужно, чтобы ваш собеседник видел, что вы расслаблены и
чувствуете себя комфортно. Это поможет ему тоже расслабиться. Когда вы стоите,
лучшая поза – это прямые спина и ноги, носки ступней повернуты прямо к клиенту,
вы обращены прямо и корпусом, и лицом. Держать руки надо свободно опущенными по
бокам, ладони должны быть расслаблены. Не стоит закрываться скрещенными руками,
не скрещивайте ноги – все это ухудшит впечатление собеседника.
Нежелательные позы:
- руки на бедрах – человек выглядит агрессивно и назидательно;
- руки у подбородка – вы критически оцениваете собеседника;
- руки в карманах – вам неинтересно или вы нервничаете (кроме
того, вашу нервозность может выдать звон мелочи или ключей в кармане);
- скрещенные руки на груди – вы замерзли или вам не очень хочется
разговаривать;
- ладони соединены ниже талии (поза футболиста) – вы выглядите
слабым и защищающимся;
- рука обхватывает вторую руку за спиной – вы себя сдерживаете,
«берете в руки»;
- откидываетесь на спинку кресла – вы не согласны и готовы заявить
об этом.
Жестикуляция включает в себя движения рук и головы, используемые во время
общения. Она помогает усилить слова, мысли и идеи, которые вы пытаетесь донести
до собеседника. Так что, если вы не ведете переговоры с итальянцем, старайтесь
не заменять слова движениями рук. В то же время, правильная расстановка
акцентов с помощью рук поможет вам быть более убедительным, а демонстрация
открытых ладоней позволит завоевать доверие.
Двигайте всей рукой во время жеста, а не только кистью,
предпочтительнее жесты вверх-вниз, и обязательно выше уровня талии.
Следует избегать:
- жестов указательным пальцем – это обвинительный жест, даже если
вы и не имели этого в виду;
- выставленный большой палец – выражение превосходства,
пренебрежительного отношения;
- кулак – враждебное, агрессивное настроение;
- касание рта или других частей лица во время разговора – вы
неискренни и стараетесь прикрыть свою ложь;
- прикосновение к уху, ко рту или к шее, когда вы слушаете – это
жесты сомнения и несогласия с собеседником.
Мимика. Каждый из нас знает. Что
выражение лица часто красноречивее сотни слов. Избегайте неестественных,
недружелюбных или скованных выражений лица. Помните, что:
- нахмуренные брови – это не деловое, как многие думают, выражение
лица, а хмурое, неприветливое;
- поднятые брови – выражение удивления и сомнения;
- зевание – выражение скуки;
- гримасы – выражение боли.
Улыбка. Губы человека особенно
экспрессивны. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают глубокую
задумчивость, изогнутые губы – иронию или сомнение, приоткрытые – удивление.
Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому говорящий обычно
пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. В этом отношении
улыбка может отражать разные мотивы. Следует быть осторожным в ее истолковании.
Если кто-то допустил непредвиденную ошибку, он может виновато улыбаться, как бы
прося за это извинения. Чрезмерная улыбчивость может явиться выражением
заискивания перед собеседником или выражать потребность в одобрении своих
поступков и слов. Как правило, улыбка означает дружелюбное расположение
партнера по общению, стремление войти в контакт.
Взгляд. Визуальный контакт является
исключительно важной частью общения. Взгляд на говорящего означает не только
заинтересованность, но и сосредоточенность на том, что нам говорят. Во время
разговора собеседники то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя,
что постоянный взгляд мешает партнеру сосредоточиться.
Значительно легче поддерживать визуальный контакт с оппонентом при
обсуждении приятной темы, чем при обсуждении неприятных или запутанных
вопросов. В последнем случае воздержание от прямого визуального контакта
является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния
собеседника. Настойчивый или неуместный взгляд в таких случаях вызывает
возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания. Более того,
настойчивый или пристальный взгляд обычно воспринимается как признак
враждебности. Взгляд искоса, сопровождаемый улыбкой, означает интерес. Если
собеседник смотрит искоса, но при этом уголки губ опущены, а брови нахмурены,
то это означает агрессивность, вражду, угрозу. Наличие преграды перед глазами
во время беседы (например, собеседник, разговаривая с вами, с интересом
рассматривает свои бумаги, ручку и т.д.) означает, что он желает «вывести вас
из своего поля зрения», т.е. закончить разговор, т.к. он либо устал, либо ему
неинтересно с вами общаться, либо он чувствует свое превосходство. В последнем
случае нужно сменить тактику, либо прервать разговор.
Максимум информации о собеседнике несут зрачки, вернее, их реакция
(расширение или сужение) на собеседника или ситуацию. Расширение зрачков
означает, что собеседник позитивно относится к вам, заинтересован предлагаемым
делом, позитивно оценивает ситуацию. Сужение зрачков указывает на негативное
отношение к собеседнику, ситуации, незаинтересованность в предлагаемом деле.
Межличностное пространство представляет
собой расстояние между собеседниками в процессе общения. Выбор межличностного
пространства – дело трудное. Расстояние, на которое вы подходите к собеседнику,
не должно быть ни слишком большим (чтобы собеседник не подумал, что он вам
неприятен или, что вы высокомерны), ни слишком маленьким (это может оскорбить
собеседника). По расстоянию между собеседниками можно судить о том, в каких
отношениях они друг с другом находятся. Обычно, чем меньше это расстояние, тем
лучше знают друг друга.
Свое пространство собеседник может как-то отметить. Например,
положить на стол, за которым сидит, свою тетрадь, ручку, документы. Это
пространство нарушать нельзя. Если вы хотите установить с собеседником
дружеские отношения, лучше, если вас ничто не будет отделять друг от друга –
даже журнальный стол, а вы будете сидеть с собеседником рядом, а не друг
напротив друга.
3.2 Вербальное (речевое) общение
Включает
в себя не только процесс говорения, но и процесс слушания. Так, наиболее
распространенными техниками вербального общения считаются:
·
- техники активного слушания;
·
- Я-высказывания;
·
- техники комплиментов.
Страницы: 1, 2, 3
|