Техники общения, их характеристика, назначение
Реферат
по предмету «Деловое
общение»
«Техники
общения, их характеристика, назначение»
Содержание
Введение
I. История вопроса.
Специфика делового общения. Понятия «техника» и «техники» общения
II. Техники общения, их
характеристика и назначение
1.
Манипуляции в общении. Их нейтрализация
2.
Приемы влияния на деловых партнеров (аттракция)
3.
Проблемы адекватного приема и передачи информации. Обратная связь
и ее роль в общении
3.1.
Невербальная коммуникация
3.2.
Вербальное (речевое) общение
3.3.
Обратная связь. Ее роль в общении
III. Практическая часть
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Социальное
бытие человека включает не только отношение к природному и созданному человеком
миру, но и к людям, с которыми этот человек вступает в прямые или
опосредованные контакты. В своем индивидуальном развитии человек овладевает
тем, что создано человечеством, посредством не только деятельности, но и
общения с другими людьми.
Общение
выступает как специфическая форма взаимодействия субъектов, порождаемая
потребностями совместной деятельности. В процессе общения происходит взаимный
обмен деятельностями индивидов, в которых фиксируются идеи, интересы, чувства,
установки, приемы, результаты. Общение охватывает особый класс отношений между
субъектами, где обнаруживается содействие или противодействие, согласие или
противоречие, сопереживание или эмоциональная глухота.
Коммуникации
(от лат. сommunico – делаю общим, связываю, общаюсь) в широком
смысле слова означают процесс обмена смысловым значением информации между двумя
или более людьми.
Коммуникации
в менеджменте представляют собой процесс
обмена информацией между субъектом и объектом управления, цель которого состоит
в мотивировании определенного поведения или воздействия на него. В теории
менеджмента коммуникации являются связующим процессом четырех основных функций
управления: планирования, организации, мотивации и контроля, поскольку для их
реализации необходимы передача и обмен информацией.
Главная
цель коммуникации – обеспечить, чтобы тот, кому адресована информация,
однозначно понял, что имеет в виду тот, кто ее посылает. В психологическом
отношении деловая коммуникация всегда носит межличностный характер, независимо
от формы ее осуществления. Форма, которую принимают коммуникации, может
значительно повлиять на взгляды работника, степень понимания и поддержки им
политики, проводимой организацией. Неспособность относиться к другим людям как
к личностям с их положительными и отрицательными качествами может негативно
сказаться на результатах коммуникации.
Общение
свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает
самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным, то есть речью.
В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода времени, когда бы
он находился вне этого процесса жизнедеятельности, вне взаимодействия с другими
объектами общества. Деловое общение обычно включено как частный
момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит
средством повышения качества этой деятельности, информативным сопровождением.
Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые
затрагивают их внутренний мир, в отличие от личностного общения между близкими
людьми, друзьями, родственниками.
Ни один
человек из сферы бизнеса и предпринимательства в настоящее время не может
избегнуть процесса общения с собственным персоналом своей фирмы и партнерами по
бизнесу, с представителями властей, работниками правовых или судебных органов,
с агентами или контрагентами, что требует определенных навыков из области
психологии делового общения.
Умение
правильно и адекватно вести себя во время делового общения – одно из основных
составляющих успеха делового человека и руководителя. Умение бесконфликтно и
продуктивно провести этот процесс является одним из самых необходимых качеств
для того, кто хочет достичь успеха в деловой сфере. То есть существует
обязанность обладать знаниями из областей, как этика и этикет, что позволит
руководителю с «лицом» выйти из любых переговоров и деловых контактов.
Также
необходимо уметь управлять процессом, воздействуя на людей таким образом, чтобы
не возникло напряженной или конфликтной ситуации. Для этого существует ряд
моментов, соблюдение которых позволяет наиболее эффективно вступать в
переговоры с людьми, уметь убеждать и достигать тем самым поставленных целей и
задач, ради которых начинался процесс беседы. Выбрав цель беседы, нужно уметь
убедить партнеров в правильности вашей точки зрения, без давления и не
навязывая свою точку зрения.
Цели и
задачи данной работы:
-определить
специфику делового общения;
-дать
определение понятиям «техника» и «техники» делового общения;
-выделить
основные техники общения, дать им характеристику и определить их назначение;
-использовать
коммуникативные приемы, позволяющие управлять лояльностью при сохранении
позиции.
I. История вопроса.
Специфика делового общения. Понятия «техника общения»
и «техники общения»
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития
контакта между людьми в служебной сфере.
Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на
достижение целей и конкретных задач. Специфической особенностью названного
процесса является регламентирование, т.е. подчинение установленным
ограничениям, которые определяются национальными культурными традициями,
профессиональными этическими принципами.
Умение вести себя с людьми во время беседы является одним из
главнейших факторов, определяющих шансы добиться успеха в бизнесе, служебной
или предпринимательской деятельности. Успехи человека в его делах, даже в
технической сфере или научной сфере, только процентов на пятнадцать зависят от
его профессиональных знаний и на процентов восемьдесят пять – от его умения
общаться с людьми, с которыми он работает.
Деловое общение – это
процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы,
предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение
конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. Спецификой
этого процесса является момент регламента, то есть подчинение установленным
ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями,
принятыми на данной территории, профессиональными этическими принципами,
принятыми в данном профессиональном круге лиц.
Деловое общение в наши дни проникает во все сферы общественной
жизни общества. В коммерческие, деловые сферы жизни вступают предприятия всех
видов и форм собственности, а также частные лица в качестве частных
предпринимателей.
Компетентность в области делового общения непосредственно связана
с успехом или неуспехом в каждой области: в области науки, искусства,
производства, торговли. Что касается менеджеров, бизнесменов, организаторов
производства, людей, занятых в сфере управления, частных предпринимателей, то
коммуникативная компетентность, т.е. способность адекватно реагировать в любой
ситуации в процессе общения для представителей этих профессий представляет одну
из самых главных составляющих их профессионального облика.
Служебные контакты строятся на партнерских началах, исходят из
взаимных потребностей, из интересов общего дела. Несомненно, что такое общение
повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором удачного
бизнеса.
Для успешного общения используют так называемые «техники общения»,
которые обеспечивают положительный результат в процессе коммуникативной
деятельности.
На практике под техникой общения понимается набор
коммуникативных действий и приемов, приводящих к удовлетворению тех или иных
социально ценных потребностей (в деятельности, познании, лидерстве и т.д.).
Отметим, что существуют универсальные приемы общения, эффективные
применительно к различным сферам жизнедеятельности человека: в частности,
тактичность, приветливость, чувство юмора и т.д. Они значимы для любого вида
совместной деятельности и в группе любого уровня развития. Однако указанные
нами характеристики общения являются необходимыми, но в целом недостаточным
условием эффективности конкретных приемов общения между вами и интересующим вас
лицом.
Следует отметить, что приемы, эффективные для
нерегламентированного свободного общения, очень часто могут оказаться
неприемлемыми для служебного или делового общения. Специфическая техника
общения нужна для установления взаимоотношений и организации взаимодействий как
со своими коллегами или партнерами различного служебного положения, так и с
другими заинтересованными лицами. Приемы общения обычно развиваются стихийно, в
процессе активного взаимодействия с партнерами. Большое влияние на этот процесс
оказывают сложившиеся традиции, общий психологический климат социальных групп,
в которые включена интересующая личность. Хорошие результаты здесь дают самосовершенствование
и обучение.
В последние
десятилетия возрос интерес к проблемам общения. Удивительный факт – в
человеческом взаимодействии более половины всех проблем относится к недостатку
взаимопонимания. Человек хочет сказать одно, говорит другое, собеседник в этом
слышит третье и истолковывает, как четвертое. Психологи называют это
трудностями коммуникации. Для преодоления этих трудностей специалистами были
выделены те формы общения, которые максимально способствуют налаживанию
взаимопонимания и сотрудничества.
Их и
называют техниками эффективного общения. Применять эти техники
можно и в семье, и на работе, и при прояснении различных конфликтных ситуаций.
В следующей
главе мы рассмотрим подробно эти техники, дадим им характеристику и определим
области применения и уместность их применения, в частности.
II.
Техники общения, их характеристика и
назначение
В основе любого делового взаимодействия лежит общение. В отличие
от личностного, деловое общение не является самоцелью и кроме получения
удовлетворения от него самого выступает одним из средств совместной
деятельности людей, ее инструментом. Эффективное использование механизмов
(техник) делового общения позволяет значительно улучшить качество
взаимодействия, добиться успехов в бизнесе. Но, как любой инструмент, общение
можно использовать с разными целями.
1.
Манипуляции в общении. Их нейтрализация
Использование приемов (техник) коммуникации, истинная цель которых
не совпадает с декларируемой партнеру по общению и несет ему явный или скрытый
урон, называется манипуляцией.
Манипуляция
как способ оказать скрытое психологическое воздействие на собеседника с целью
добиться выгодного для себя поведения постоянно используется в бизнесе.
Различные приемы и уловки (техники) позволяют заключить более выгодные
контракты, подтолкнуть партнера или клиента к нужному решению.
Рассмотрим
основные приемы психологических манипуляций в деловом общении, в основе которых
лежит использование свойств человеческой психики.
Среди
основных приемов манипуляции, целью которых является прямое вынуждение
собеседника принять ошибочное, невыгодное для его позиции решение, выделяют:
·
«раздражение собеседника» - выведение его из состояния психологического равновесия
насмешками, обвинениями, упреками или иронией, что заставляет его нервничать и,
в результате, принимать необдуманные решения;
·
«ошарашивание темпом» - использование быстрого темпа речи, требование принять решение
«здесь и сейчас» под угрозой потерять «уникальную возможность» (например,
скидки, «последний товар на складе», «специальное предложение» и т.п.);
·
перевод дискуссии в сферу домыслов – перевод полемики в русло обличения, чтобы заставить собеседника
либо оправдываться, либо говорить о том, что не имеет никакого отношения к сути
дела, тем самым тратя время и силы;
·
отсылка к «высшим интересам» - намек на то, что позиция собеседника затрагивает интересы тех,
кого крайне нежелательно расстраивать (Вы понимаете, на что вы покушаетесь,
когда не соглашаетесь с этим?»)
·
«Карфаген должен быть разрушен» - бездоказательное повторение одной и той же мысли так часто,
чтобы собеседник к ней «привык» и принял ее как очевидную (метод оратора
римского сената консула Катона Старшего);
·
«недосказанность в связи с особыми
мотивами» - намек на то, что полная информация не
может быть озвучена в связи с некими «особыми мотивами», о которых нельзя
сообщить прямо;
·
«ложный стыд» - использование ложного довода, с которым оппонент не спорить
после заявлений, типа «Вам, конечно же, известно, что наука установила…», «Вы,
конечно же, читали о…», «Все деловые люди в курсе, что…», опасаясь во
всеуслышание расписаться в собственной некомпетенции;
·
«использование непонятных слов в
общении» - аналогично предыдущему, прием построен
на нежелании оппонента признать, что он не знаком с данным термином;
·
«демонстрация обиды» - уход от ответа на нежелательный аргумент или срыв или спор
изображением обиды на поведение собеседника («Вы за кого нас тут принимаете?»);
·
«мнимая невнимательность» - потеря нужных документов, пропуск аргументов или опасных доводов
оппонента;
·
«мнимое непонимание» - повторение доводов собеседника «своими словами» с намеренным
искажением полученной информации («Другими словами, вы считаете…»);
·
«многовопросье» - включение в один вопрос несколько мало совместимых с собой
вопросов с последующим обвинением либо в «непонимании сути проблемы» либо в
уходе от ответа на один из заданных вопросов;
·
«а что вы имеете против?» - требование к оппоненту предоставить критические доводы с
последующим обсуждением его аргументов вместо аргументации предложенного
тезиса;
·
«принуждение к однозначному ответу» - давление на оппонента с целью получить строго однозначный ответ
«да» или «нет», причем сразу («Скажите прямо…»);
·
«рабулистика» - преднамеренное искажение смысла высказываний оппонента, преподносящее
их как забавные и странные («Ваш коллега договорился до того, что…»);
Страницы: 1, 2, 3
|