Общение мало знакомых людей вначале предполагает межличностное восприятие одного другим, в
котором проявляются как познавательные, так и эмоциональные компоненты. Поскольку первое впечатление о
человеке складывается нередко на
основе ограниченной информации о нем,
то существенное значение имеет интерпретация
другого отождествлением или сопоставлением
с собой (идентификация), размышлением за другого (социально-психологическая
рефлексия), стремлением воспроизвести
эмоциональный мир его переживаний (эмпатия), распространением на другого
известных характеристик какой-либо социальной
группы (стереотипизация).
В одних случаях общение
между людьми регла ментируется по форме и по содержанию
социальными ролями и функциями — руководителя и
подчиненного, родителей и детей, врача и медицинской сестры и т. д. Это так называемый формальный вид общения. Но общение бывает и неформальным, т. е. определяемым
личными отношениями людей: их
симпатиями, привязанностями,
уважением, дружбой и т. п.
При любом виде общения многое зависит от культуры и нравственного облика людей: одни вежливы и
стараются понять и помочь другим,
иные грубы, нетактичны, стремятся отделаться от собеседника, относятся к нему неуважительно и даже
оскорбительно.
Важна техника общения:
умение войти и установить контакт, понять и наладить
отношения, проникнуть во внутренний мир другого.
Известны различные средства коммуникативного процесса:
жесты, мимика, интонации, система «контакта глазами» и т. д.,
но прежде всего и важнее — это речь.
Известно, что лечить надо не
болезнь, а больного, и дело не только в неповторимых
индивидуальных особенностях организма разных людей, но и в
том, что это разные личности. Следовательно, и подходы в общении с ними не могут быть одинаковыми.
Медицинский долг
Медицинский долг предусматривает квалифицированное и беззаветное
выполнение каждым медиком своих профессиональных
обязанностей, предусмотренных нормами
морально-этического и правового регулирования медицинской
деятельности. Это отражено в Конституции Украины, украинском
законодательстве о здравоохранении, ведомственных
инструкциях, положениях и правилах.
Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления
здоровья граждан; развитием и
совершенствованием техники
безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение
и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней
активной жизни граждан».
Право на охрану здоровья зафиксировано в Конституции
СССР 1977 г. впервые, так как только к этому времени
получили широкое развитие перечисленные выше гарантии права на охрану
здоровья всего населения. Большинство этих гарантий
должно обеспечиваться органами здравоохранения, т. е. медицинскими работниками. Следовательно, претворение
в жизнь права людей на охрану
здоровья в соответствии Конституцией зависит
в первую очередь от деятельности органов здравоохранения
и всех медицинских работников, требует постоянного повышения качества и
культуры медицинской помощи, т. е.
выполнения каждым врачом своего
профессионального долга, обусловленного не только морально-этическими нормами, но и законом.
Необходимо подчеркнуть,
что в нашей стране существует неразрывная связь между
морально-этическим и правовым регулированием
деятельности медицинских работников. Это связано с тем,
что советские законы имеют глубокую нравственную
основу и поэтому нельзя отрывать правовое
воспитание медицинских работников от воспитания нравственного. Нравственное
воспитание создает необходимую предпосылку для формирования
глубокого уважения к авторитету закона, а правовое —
способствует утверждению принципов коммунистической морали. При этом нужно учитывать, что некоторые нравственные
нормы врачебной деятельности получили силу закона
(присяга врача, врачебная тайна).
Неразрывная связь
морально-этического и правового регулирования
деятельности медицинских работников подтверждается практикой работы органов здравоохранения. Анализ жалоб населения на те или иные недостатки при оказании медицинской помощи показывает, что большинство их связано с несоблюдением правил врачебной этики и деонтологии.
Охрана здоровья населения
является обязанностью не только медицинских работников,
но и всех государственных органов, предприятий,
учреждений и организаций, при наличии общедоступной,
бесплатной и квалифицированной медицинской помощи,
оказываемой за счет государства.
Обеспечение бесплатной,
общедоступной и квалифицированной медицинской помощи
гражданам нашей страны является осуществлением принципов
коммунизма
в области здравоохранения. Отсюда охрана здоровья
народа — одна из важнейших задач Советского государства. Вот почему к
врачебной деятельности допускаются
только лица, получившие специальное образование в высших медицинских учебных
заведениях, по окончании которых они
дают «Клятву Гиппократа».
Неразрывная связь правовых и
морально-этических норм регулирования деятельности
медицинских работников, обязанность не только
медицинских работников, но и всех государственных органов,
предприятий, учреждений и организаций принимать
участие в мероприятиях по охране здоровья населения обеспечивают осуществление принципов профилактического направления
советской медицины.
Одна из основных
обязанностей медицинских работников — проведение
широкого круга мероприятий, по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний, а также пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения, в первую очередь с целью санитарного просвещения.
Установленные в законодательном порядке требования по охране внешней среды, оздоровлению
условий труда и быта повышают
ответственность руководителей министерств, ведомств, предприятий и
хозяйственных организаций, органов
санитарного надзора за выполнение этих
требований закона.
Особо
подчеркивается
профилактическая направленность советского
здравоохранения: «В целях предупреждения заболеваний лечебно-профилактические учреждения обязаны
широко использовать профилактические осмотры населения и
диспансерный метод наблюдения. Предприятия,
учреждения и организации совместно с учреждениями здравоохранения
и профсоюзными организациями обязаны
принимать необходимые меры по профилактике производственного
травматизма, профессиональных заболеваний и восстановлению
трудоспособности».
Оказание лечебно-профилактической помощи гражданам осуществляется работниками учреждений здравоохранения по месту их жительства и по месту работы. Срочную медицинскую помощь пострадавшим в результате несчастных случаев или внезапного тяжелого заболевания должны оказывать безотлагательно ближайшие лечебно-профилактические учреждения независимо от его ведомственной
подчиненности, а неотложную
медицинскую помощь обязан оказывать
каждый медицинский и фармацевтический работник
в любых условиях, в рабочее и нерабочее время. Эти положения
зафиксированы в статье: «Медицинские и
фармацевтические работники обязаны оказывать
первую неотложную медицинскую помощь гражданам
в дороге, на улице, в иных общественных местах и на дому».
Сложившийся в медицинской практике порядок оформления устного согласия больного путем
соответствующей записи в истории болезни является вполне правомерным и
гуманным, поскольку взятие особой расписки
будет дополнительно травмировать больного,
находящегося и без того в сложной психологической ситуации.
Высказываются предложения о том, чтобы запись
в истории болезни о согласии больного
на операцию лечащий врач оформлял в присутствии заведующего отделением
или другого врача с наличием их подписей.
Однако такой порядок оформления
чрезмерно формален и подрывает доверие к
лечащему врачу. Его можно считать оправданным в случаях, когда решение о производстве операции касается больных,
находящихся в бессознательном состоянии.
В ряде случаев медицинские
работники имеют право и обязаны осуществлять специальные меры профилактики и
лечения заболеваний, представляющих опасность
для окружающих (туберкулез, психические
и венерические заболевания, лепра, хронический алкоголизм, наркомания, а также карантинные заболевания). Для этих целей создана сеть специальных диспансеров и других лечебных учреждений. Следует
отметить, что больные туберкулезом бесплатно обеспечиваются
противотуберкулезными препаратами, их лечение
в санаториях и профилакториях осуществляется также за счет государства.
Для лиц, страдающих
указанными заболеваниями, и уклоняющихся от лечения,
могут приниматься меры принудительного лечения и
принудительной госпитализации. Эти меры применяются по решению судебных органов.
Согласно законодательству одной из ответственных обязанностей медицинских работников является определение степени утраты трудоспособности. Временная
нетрудоспособность устанавливается
врачом или комиссией врачей с
оформлением листков нетрудоспособности
в случаях болезни, травмы, по беременности и родам, карантину, уходу за больным членом семьи и т. д.
Длительная или постоянная нетрудоспособность определяется врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК), которые согласно статьи 50 наряду
со степенью (группой) инвалидности
устанавливают ее причины, дают
трудовые рекомендации для инвалидов,
имеющих остаточную трудоспособность: «Заключения врачебно-трудовых
экспертных комиссий об условиях и характере
труда инвалидов являются обязательными для администрации предприятий, учреждений и организаций».
Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся на основании постановления представителей органов следствия или определения суда.
Многие обязанности медицинских работников не находят отражения ни в законодательстве, ни в
инструкциях и приказах. Они вытекают из исторически сложившейся
специфики врачебной деятельности, нашедшей
свое выражение в правилах врачебной
этики и деонтологии. Эти правила отражают моральные нормы поведения врача,фармацевта, которому больной добровольно доверяет свое здоровье, а иногда и
жизнь в расчете на
добросовестное выполнение врачом своего врачебного долга — принять все меры по спасению
жизни больного и облегчению его страданий.
Высокие моральные качества врача-фармацевта
приобретают большое значение в современный
период быстрого научно-технического прогресса, технификации и специализации
медицины. Многие новейшие достижения медицинской науки и внедрение их в
практику здравоохранения заставляют
по-новому рассматривать традиционные
нормы врачебной этики и медицинской деонтологии.
Еще более сложные нравственные
проблемы возникают в связи с ближайшими перспективами
развития медицинской науки. Некоторые из них (хирургические и
медикаментозные способы управления поведением человека, генная инженерия и др.)
серьезно беспокоят общественность и являются предметом обсуждения на страницах газет и журналов, поскольку применение достижений науки в практике, использование
научных знаний каждым специалистом неразрывно
связано с его моральным обликом, его нравственными качествами.
Вопрос
о соотношении знаний и нравственных принципов в жизни общества, воспитании подрастающего поколения, подготовке любого специалиста и прежде всего фармацевта давно уже является
предметом философских споров.
Идеологи буржуазии утверждают, что
нравственность всегда отставала от роста знаний и это отставание в настоящее время становится все более значительным. Одновременно они пытаются провести некую абсолютную грань между знаниями и нравственностью, как якобы несовместимыми категориями. Конечно, нравственность не заменяет
знаний, а одни лишь знания автоматически не формируют нравственность.
Известно также, что практическое
применение научных открытий в буржуазном обществе может порождать сложные морально-этические проблемы. Так было, например, при открытии
способа расщепления атомного ядра и
использовании его в США для военных
целей.
Естественно, что высокие
нравственные качества, необходимые для выполнения фармацевтического долга, не возникают самопроизвольно, они воспитываются в процессе
обучения будущего провизора в школе и вузе. Поэтому при зачислении в медицинский институт, по моему мнению, необходимо отбирать студентов не только исходя из полученных ими на экзаменах оценок, но и нравственных качеств абитуриентов.
Большое значение должно
уделяться нравственному воспитанию студентов и в процессе
обучения в медицинском вузе. Например, воспитание
необходимых качеств врача проводится в I
Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова по специальной,
учитывающей специфику каждой кафедры программе
в течение всего периода обучения студентов. Оно начинается накануне первого
дня занятий зародившимся в I ММИ им. И. М. Сеченова торжественным ритуалом «Посвящения в студенты», на котором ведущие профессора рассказывают первокурсникам
о благородной профессии врача, его профессиональных
и нравственных качествах, о долге врача
перед народом и государством. Этот торжественный ритуал содержит в себе значительный эмоциональный накал
и имеет большое воспитательное значение.
В
процессе обучения в I ММИ им. И. М. Сеченова нравственное воспитание студентов осуществляется не
только на всех кафедрах и в клиниках, но и общественными
организациями (партийными, комсомольскими, профсоюзными, факультетом
общественных профессий и др.), поскольку
моральный облик студента формируется
коллективом, всей сложной системой
его общественных отношений и социальных связей.
Логическим завершением
нравственного воспитания молодого специалиста перед началом его самостоятельной деятельности является принятие «Клятвы
Гиппократа». Выпускник медицинского института, получив диплом, приносит Присягу в торжественной обстановке, в присутствии своих товарищей по профессии, ректора, декана и профессорско-преподавательского
состава института, представителей органов
здравоохранения и общественности.
Текст Присяги подписывается и хранится в его личном деле.
В «Присяге медика» нашло отражение взаимодействие между правовыми и морально-этическими нормами
регулирования медицинской деятельности. Благородные и ответственные
обязанности, предусмотренные Присягой, торжественная обстановка ее принятия должны всегда оставаться в памяти медика, способствуя в дальнейшем выполнению его медицинского долга, повышению
уровня юридической и моральной
ответственности провизора перед народом.
Фармацевтическая ответственность
Фармацевтическая
ответственность основана на особенностях фармацевтической
деятельности: взаимном доверии пациента и провизора.
Деятельность провизора, как и любого другого специалиста, регламентируется
законом.Абсолютное большинство провизоров любят
свою специальность, честно и
добросовестно относятся к своим обязанностям,
хотя все еще встречаются провизоры, которые
вследствие бездушного, халатного отношения к больным, а иногда и профессиональной неграмотности заслуживают не только морального, но и административного и даже уголовного наказания.
Чаще всего конфликты между
провизорами и больными (и их родственниками) возникают при
неблагоприятных исходах лечения. Причины же
неблагоприятных исходов лечения весьма различны. Они зависят от особенностей заболевания (или травмы), его течения у данного больного, несвоевременности обращения больного к врачу, неправильных действий или бездействия медицинских работников, связанных с их
недостаточной квалификацией, волнением, отсутствием нормальных условий для работы и др. Многочисленность этих факторов, существенные отличия их в каждом отдельном случае, даже при одних и тех же заболеваниях, сложность выделения основной причины неблагоприятного исхода приводят к тому, что правильная
медицинская и юридическая оценка неблагоприятного
исхода болезни в каждом конкретном
случае обычно вызывает значительные затруднения.
Многообразие врачебных,
фармацевтических ошибок, их причин и условий возникновения
приводит к тому, что до настоящего времени нет единого понятия врачебной, фармацевтической ошибки, что естественно затрудняет медицинскую и юридическую оценку действий_ медицинских работников. Этому способствует и то обстоятельство, что
в нашем законодательстве термин
«медицинская ошибка» отсутствует, в
связи с чем юристы его обычно не применяют. Этот термин получил распространение преимущественно в медицинской литературе, хотя и здесь нет по этому вопросу единой точки зрения.
Страницы: 1, 2, 3
|