Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора
Министерство
охраны здоровья Украины
Луганский
государственный медицинский университет
кафедры
технологии лекарств,
организации
и экономики фармации
Реферат
На
тему: «Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора»
Выполнил: студентка 3 курса
фармацевтического фак-та 54 гр.
Люблинский Олег
Проверил:
Луганск
2006
План
I.Введение.
II.Основная часть:
1.
Медицинский долг.
2.
Фармацевтическая ответственность.
3.
Правонарушения.
4.
Неоказание помощи больному.
5.
Нарушение санитарно-гигиенических и
санитарно-противоэпидемических правил.
6.
Противозаконные
составление и выдача подложных медицинских документов.
7.
Незаконное экспериментирование
8.
Нарушение правил производства, хранения,
отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических веществ.
III.Вывод.
ВВЕДЕНИЕ.
Среди проблем теоретической
медицины и практического здравоохранения, связанных с
профессиональной деятельностью провизоров и других
медицинских работников, этико-деонтологические вопросы до
настоящего времени не заняли надлежащего места и не
пользуются престижностью, оказались как бы второстепенными. В
связи с этим отмечается большое количество жалоб
от населения на недостатки в работе медиков, на нарушения медицинской
этики и деонтологии.
Если недостаточная
профессиональная квалификация медицинского работника
не всегда может быть распознана больным или его близкими, то его нравственный облик обнажается без труда и может получать, к сожалению, отрицательную оценку населения. Это не способствует успешному решению тех ответственных
социальных задач, которые стоят перед здравоохранением.
Перспективы сплошной диспансеризации, которая охватит не только больных, но и огромный
контингент практически здоровых
людей, во много раз увеличивают
контакты населения с медицинскими работниками. Следовательно, вопросы этико-деонтологического плана, в том числе вопросы общения, становятся особенно актуальными и социально значимыми, что обусловливает необходимость поиска путей повышения
действенности и эффективности
воспитания медицинских работников.
Проблема приобретает особое
значение в условиях курса на перестройку и ускорение
социально-экономического развития страны, что, в свою
очередь, по-новому выявило роль человеческого, личностного
фактора. Уместно вспомнить, что еще на заре Советской власти В. И. Ленин писал: «Надо, чтобы все дело
воспитания, образования и обучения современной молодежи
было воспитанием в ней коммунистической морали ».
В постановлении ЦК КПСС
«Основные направления перестройки высшего и среднего
специального образования в стране» перед медиками в
качестве одной из главных задач поставлена задача
воспитания высоких нравственных, гражданских
качеств, милосердия .
Однако в деле воспитания указанных качеств было немало недостатков и поэтому возникает необходимость в научном социально-психологическом
анализе. Требуется также учитывать общественно-исторические условия эпохи научно-технической революции.
Научно-техническая революция, повышая уровень
производства материальных ценностей общества, облегчая условия труда и быта людей, особенно и преимущественно в социалистическом обществе, оказывает
большое воздействие на социально-психологическую,
эмоционально-нравственную сферу человека. Урбанизация, машинизация, компьютеризация, развитие технических средств коммуникации и многое другое изменили и усложнили возможности и условия
прямых межличностных контактов людей, их непосредственного общения. Человек отдаляется от природы, от живого
окружающего его мира, имеет место разобщение
вне производственных процессов.
Приходится сталкиваться с
проблемой нравственной неустойчивости, стихийного возникновения различных неофициальных молодежных групп и течений, часть из которых далека от принципов коммунистической морали. У некоторых молодых людей бедность
духовной жизни и
эмоционально-нравственной среды проявляется
такими негативными явлениями как вещизм,
иждивенчество, общественный инфантилизм, необоснованный нигилизм и т. п.
Не всегда удается преодолеть эти
явления при существующей постановке воспитательной
работы и в медицинских учебных заведениях.
Так, в учебных планах вузов
мало уделяется внимания психологии, будущие медики не
получают необходимых им знаний в этой области и часто не
понимают сложную духовную жизнь и поступки
человека, тем более больного. Программа по медицинской
этике и деонтологии предусматривает изучение предмета через разные учебные дисциплины. Слабый интерес кафедр
к этому разделу медицинского образования, и
поэтому часто формальный подход и дидактически недостаточные
методы обучения не приводят к желаемым результатам.
Мало помогает студентам и
учебно-методическая литература, в которой преобладают общие положения, нравоучения и моральные сентенции.
Эмоционально-нравственное и
деонтологическое воспитание в средней специальной и высшей медицинской школе должно опираться на активные методы воспитательного обучения, которые давали бы эмоциональный
заряд, побуждали к самостоятельным ответственным
творческим решениям, т. е. учебно-производственным
действиям, открывающим возможности
самовыражения. К таким методам относятся разного типа обучающие задачи,
игровой метод, учебно-исследовательская
работа студентов и др. Они позволяют моделировать жизненные ситуации профессиональной
деятельности будущего специалиста, требующие
нравственной зрелости, моральной стойкости,
мужества, готовности пожертвовать личными интересами во благо страждущего.
Этико-деонтологическое
воспитание молодой смены медицинских работников —
выпускников медицинских училищ и медицинских вузов,
или практикующих специалистов — исключительно сложно.
Сложилось представление, что профессионализм медицинского работника, его политическая грамотность уже сами по себе включают деонтологию и этику. Это не всегда так. У ряда медиков оказываются
утраченными чувство собственного достоинства, угрызений совести, чести, которые отличали некогда отечественных интеллигентов-врачей. Нравственные качества, необходимые медицинскому работнику, должны
формироваться под влиянием
литературы, искусства. К. сожалению, сегодня такие общечеловеческие,
гуманистические ценности в определенной
степени утратили свое значение, что
привело к известному дефициту общей
культуры также и у представителей медицинской профессии.
В отечественной и зарубежной
литературе появилось немало публикаций, свидетельствующих о
возникших противоречиях между целью и сутью медицины
и их практической реализацией в конкретных условиях. В антагонистическом западном обществе это проявляется
в недоступности медицинских услуг из-за их дороговизны
социальным низам, избирательном отношении к больным (вплоть
до принятия врачом решения продолжать или приостанавливать
борьбу за жизнь пациента), превращении медицинской
помощи в предмет купли-продажи, а то и просто в глумление над человеком.
В условиях социализма также
существуют свои проблемы. Но получают они чаще одностороннюю интерпретацию. Иногда говорят о технизации медицины в ущерб ее
адекватности миру чувств и переживаний больного, о том, что существующая
ведомственность противоречит конституционным
гарантам, а платность — принципу
социализма, что наблюдается
неодинаковое отношение медицинского персонала к дееспособной и недееспособной части населения и т. д. Все это — недоработки
теоретического характера, результат пренебрежения науковедением в медицине.
Научно обоснованный путь
совершенствования этико-деонтологического воспитания
медицинских работников открывает понимание разработанной советской психологической школой роли мотивационно-потребностной
сферы в регулировании поведения, чувств, воли человека, т. е. как инициатора его
активности и деятельности. Потребности
человека развиваются в процессе
общественно-производственной деятельности, в свою очередь способствуют совершенствованию производительных сил и производственных отношений. Они отражают социально-исторический опыт в его индивидуальном преломлении. Среди различных потребностей особое значение имеют
общественно-духовные как удовлетворение стремления к познанию нового, культурно-эстетическому
развитию, самовыражению через общение и выражение чувства доброты, сострадания и т. д.
Социально-психологической
основой эффективного этико-деонтологического воспитания должно быть формирование
и развитие соответствующей моти-вационно-потребностной сферы
у медицинских работников.
Это значит, что такие
необходимые им нравственные качества, как
сопереживание и милосердие, должны привноситься не извне, а стать внутренним духовным содержанием, моральным кредо, стержнем человека, который не может не выражать эту потребность всеми своими поступками и повседневным поведением. Формирование указанных потребностей — дело трудное и долгое, требующее такта, умения, терпения, индивидуального подхода. Эпоха НТР еще больше усложнила этот процесс, повысила роль и определило
место человеческого фактора в социально-экономическом
развитии страны на данном историческом
этапе. Задача его активизации во всех сферах человеческой деятельности требует улучшения этико-деонтологического
воспитания и среди тех, кто сегодня работает
в лечебно-профилактических учреждениях, во всей системе здравоохранения. Это взрослые люди с иной, нежели молодежь,
социально-психологической характеристикой. У многих сложились свои понятия,
привычки, новые представления и убеждения воспринимаются ими не сразу. Призывы, лозунги, наставления, морализирование, особенно преподносимые не в лучших формах, как это нередко бывает, оказываются
малорезультативными, а подчас дают
обратный эффект.
Формирование
деонтологических принципов и этических норм поведения у
медицинских работников невозможно без воспитания
соответствующих убеждений. Доказано, что убеждения, как
отражение потребностей личности, не перенимаются, не
заучиваются,
а вырабатываются путем самостоятельных размышлений, самоосмысливания
собственной социально-значимой трудовой
деятельности. При этом формирование убеждений, по сути, становится самовоспитанием,
индивидуально неповторимым как по способам,
так и по содержанию, раскрывая психические особенности личности. Это углубленный, скрытый от других самоанализ у натур интравертивного
склада и эмоционально насыщенные внешние проявления внутренней, духовной работы мысли и чувств у
экстра-вертивных натур.
Самовоспитание вообще, и этико-деонтологических
принципов и убеждений в частности,— особый вид мыслительной и эмоциональной деятельности человека, требующий хотя бы
представления об элементарных психологических
ее основах. Прежде всего необходимо четко
и конкретно поставить цель работы над собой — сделать доброту, сострадание к другим, нуждающимся в твоей помощи, в милосердии своей осознанной, социально
и профессионально значимой нравственной потребностью.
Сделать это окажется
нетрудно, если, увидев благодарную улыбку больного, медицинский
работник не подавит в себе чувство удовлетворения
собой, радости достигнутым. Значимым при этом будет
и психологический эффект эмоционального подкрепления.
Этико-деонтологические
убеждения, нравственный облик медика в повседневной
работе находят выражение, прежде всего, через общение с
пациентами, больными, близкими больных, коллегами,
сослуживцами.
Проблемы общения — сложный
многоплановый процесс установления контактов между людьми,
включающий обмен информацией, восприятие и понимание, а часто и оценку другого человека. Общение — важная
психологическая категория со своими зависимостями.
Межличностное общение, чаще всего диалоговое,
непременный компонент профессиональной медицинской деятельности. Оно во многом определяет те отношения, которые с самого начала складываются между
врачом и его пациентом, способствуют установлению
так необходимых доверительных отношений между ними. Н. И. Пирогов вспоминал, какое неизгладимое впечатление произвел на него облик, авторитет и манера общения выдающегося терапевта Е. О. Мухина.
Важным аспектом
психолого-педагогического содержания является поведение провизора.
Интеллигентность, чувство такта, умение слушать и направлять ход мысли пациента по нужному руслу — эти и другие качества всегда были присущи лучшей части
отечественных врачей.
Провизора нередко и по
праву называют педагогом и воспитателем. Ни одна
профессия не имеет столько сторон соприкосновения с
человеческой судьбой, как медицинская. Очевидно, эту
специфику нужно учитывать, а культуру поведения
формировать в до- и последипломный период становления провизора как специалиста. Между тем, до настоящего времени не преодолена недостаточная
связь воспитания с обучением в современных
вузах при довольно низкой степени побуждения
к самовоспитанию и самообразованию как
студентов, так и провизоров. Конечно, это замечание не распространяется на всех медицинских
работников, поскольку из их среды
каждой эпохой выдвигались неординарные
личности, зарекомендовавшие себя в различных областях деятельности, включая
мир литературы и искусства. И все же
существующий метод подготовки врачей,
экстенсивное развитие всей системы
здравоохранения сыграли свою отрицательную роль в этом вопросе. Что же касается вузовской среды, то здесь до сих пор нередко воспитание учащейся молодежи
через учебную дисциплину (предмет), мастерство педагогов и прежде всего
клиницистов, не обрели еще должного уровня.
Студенты медицинских вузов и
аспиранты не владеют психологией, культурой общения, хотя профессиональная деятельность провизора начинается именно с общения с пациентом. От
искусства общения во многом зависят
результаты лечения.
Страницы: 1, 2, 3
|