Русская эстетика XIX-XX веков
Министерство образования РБ
Гомельский Государственный Технический
Университет им. П. О. Сухого
Кафедра «Эстетика»
Реферат
Русская эстетика XIX-XX
веков.
Выполнил: студент гр. С-11
Рыльков А. Н.
Проверил: преподаватель
Гомель 2002
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Общая
характеристика русской эстетики…………………………………………4
2. Основные категории
эстетического учения Чернышевского……………………8
3. Концепция
искусства в эстетике Чернышевского……………………………….11
4. Позитивистская
эстетика в России……………………………………………13
5. Эстетика «Мира
искусства»…………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………………17
Литература………………..………………..………………..………………..……….18
Введение
К началу XIX иска история эстетической мысли у многих
народов насчитывала уже сотни даже тысячи лет, однако представление об эстетике
как особой науке начинает формироваться — сначала в Германии, а затем и других
странах, о том числе и России — лишь со второй половины XVIII
века, после выхода в свет «Эстетики» Баушартспа.
О существовании такой науки и ее специфике
русские читатели впервые узнали из переводных работ. Все «изящные науки» (а
именно к таковым относили тогда литературу и искусство),— говорилось,
например, одной из переведенных с немецкого языка книг,— «основанием имеют
вкус и познание красоты и стройности, для того все подлежат одной всеобщей
Теории, различаясь между собой одним только родом в изображении красоты. По
чему всеобщая теория изящных наук есть не что иное, как знание красоты, которое
Эстетикою названо». Отсюда следовало, что эстетика представляет собой всеобщую
теорию познания «красоты и стройности», основанную на вкусе. Это было не совсем
по Баумгартену, тем не менее такое понимание сущности эстетики получит в то
время известное распространение, став в последней четверти XVIII
века и достоянием русской общественности.
Трудно сказать, кто первым из россиян
выговорил и написал по-русски слово «эстетика» и кто первым из них обратился к
проблемам эстетики, уже имея определенное представление о ней как особой,
самостоятельной науке. Несомненно только, что автор одной из ранних русских
работ на эту тему — статьи «Об эстетическом воспитании», которая была помещена
в <Прибавлениях к Московским ведомостям 1784 года» (как большинство оригинальных,
а не переводных работ того времени, она была не подписана), знал не только о
существовании этой пауки, по ее специфике возможностях, назначении. К тому же
он придерживался несколько иной, чем изложенная выше, точки зрения на сущность
эстетики, определяя ее как «собрание положений вкуса», основанное на «всеобщих
правилах красоты». Он отметил также, что предметом эстетики является «всеобщее
искусств», а сама она «должна быть основательным учением всех изящных
искусств», то есть фактически их всеобщей теорией.
Так в России 80-х годов XVIII
века начинается процесс формирования понятия об эстетике как науке, где сразу
же сталкиваются два представления о ней. С одной стороны, в эстетике видят
общую теорию познания «красоты и стройности», с другой — всеобщую теорию
искусств («учение всех изящных искусств»). Единым и бесспорным было то, что
эстетика призвана изучать самое общее в изящных искусствах, каковыми тогда
выступали исключительно вкус и красота. Расхождения же обнаруживались не только
в определении границ этой науки (теория познания «красоты и стройности» или
всеобщая теория искусств), но и в вопросе о соотнесенности красоты и вкуса, о
том, что является первоосновой науки эстетики: суждения вкуса, па которых
строится познание «красоты и стройности» или, наоборот, «правила красоты»,
которые и определяют «положения вкуса», составляющие всеобщую теорию искусств.
1. Общая характеристика русской эстетики
Во второй половине XIX в. России интенсивно совершает переход от феодального строя к капитализму.
В ней «все переворотилось и только укладывается» — эти слова одного из
толстовских героев точно характеризовали идейно-политическую ситуацию тех лет.
Зародившись еще в XVIII в., русский капитализм потребовал в 50 -
60-х годах прошлого столетия экономического и юридического признания. Конфликт
между ним и крепостнической системой «дворянских гнезд» был неизбежен.
Крымская война со всей очевидностью продемонстрировала консерватизм и рутину
чиновно-бюрократического управления страной. В ней «царизм потерпел жалкое
крушение... он скомпрометировал Россию перед всем миром и вместе с тем и самого
себя — перед Россией. Наступило небывалое отрезвление», — писал Ф. Энгельс.
К 1859 г. в России сложилась революционная
ситуация: в конце 50-х годов произошло рекордное число крестьянских восстаний,
опасность которых в полной мере была осознана господствующим дворянством и
царем. 19 февраля 1861 г. император Александр II обнародовал Манифест
об отмене крепостного права.
Идейно-философская и художественная жизнь
России тех лет, как в фокусе, собирала актуальную общественную проблематику.
Важнейшим социально-культурным вопросом и после реформы 1861 г. оставался
крестьянский вопрос. Многомиллионный
земледельческий народ составлял абсолютное большинство населения страны, и к
нему обращали свои мысли русские художники, философы, эстетики, критики.
Идейное движение 50—60-х годов возглавила
революционная демократия, выдвинувшая идеалы «крестьянского» социализма.
«...Весь старый русский социализм был, в последнем счете, «крестьянским»
социализмом», — писал В. И. Ленин. Просветительский по типу мышления, фейербахианский
по философскому обоснованию утопический социализм Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова явился вместе с тем радикальным идеологическим выражением именно
русских социально-культурных условий. Опираясь на материалистически
переосмысленный антропологический принцип в философии, оба мыслителя звали
крестьянскую Русь «к топору». Весь радикализм их программы с очевидностью проявился
в разработке вслед за В. Г. Белинским эстетической теории критического
реализма.
Русская философско-эстетическая и
художественная мысль в этот период вела героическую борьбу с царским
произволом, гнетом цензуры, официальной идеологией и искусством. «Падение
крепостного права вызвало появление разночинца, как главного, массового деятеля
и освободительного движения вообще и демократической, бесцензурной печати в
частности». Деятельность Чернышевского, Добролюбова — вождей революционной
интеллигенции 60-х годов — оставила неизгладимый след в истории русской
философской эстетики.
Для пропаганды своих идей
революционно-демократическая эстетика в равной мере пользовалась формой
теоретического трактата, историко-эстетического исследования, критической
статьи, публицистического эссе. В магистерскую диссертатацию «Эстетические
отношения искусства к действительности» Н. Г. Чернышевский вложил столько же
злободневного смысла, сколько и в полемические работы о Н. В. Гоголе, И. С.
Тургеневе, Л. Н. Толстом. «При всей ее кажущейся теоретической отвлеченности
диссертация Чернышевского, как и все другие его работы, посвященные эстетике,
истории эстетики, литературной и художественной критике, имела своей целью не
только объяснить искусство, но и направить его развитие по пути, отвечающему
интересам борьбы за освобождение русского народа».
Обостренный интерес
революционно-демократической эстетики к общественному долгу и назначению
искусства полностью отвечал моральному пафосу всей русской художественной культуры
XIX в. Начиная с Пушкина и Гоголя, русские художники настойчиво
стремились воплотить в своих произведениях высокий социально-гуманистический
нравственный идеал. Эта коренная черта национального своеобразия искусства
стала еще более очевидной во второй половине прошлого столетия, когда русская
литература, музыка, живопись приобрели мировую известность и начали оказывать
все возрастающее влияние на художественное развитие Запада. Всемирно-историческое
по широте поставленных проблем русское искусство XIX в. выявляло интимно-человеческий
смысл этой проблематики — будь то роман Ф. М. Достоевского или Л. Н. Толстого,
стихотворение Н. А. Некрасова или Ф. И. Тютчева, опера П. И. Чайковского или
М. П. Мусоргского, картина И. Е. Репина или В. И. Сурикова.
Вместе с тем непримиримый конфликт между
потребностями духовной жизни страны и реакционной политикой самодержавного
правительства ставил в тяжелое положение не только русскую
эстетико-философскую науку, но и всю русскую культуру. В период «мрачного
семилетия» 1848—1855 годов имена Белинского, Фейербаха, Гегеля вообще было
запрещено упоминать в печати. Не увидели сцены в 50-х годах первые пьесы А.
Н. Островского и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Русская национальная опера, имевшая
своим родоначальником М. И. Глинку, в официальном представлении не могла соперничать
с итальянской оперой. Крупнейший русский живописец середины века А. А. Иванов
работал за границей.
В последующий период эстетика в России
развивалась разными путями. Концепцию революционных демократов продолжали отстаивать
Д. И. Писарев, М. А. Антонович, В. А. Зайцев, М. Е. Салтыков-Щедрин. Наследие
шестидесятников по-своему интерпретировалось также в теории и практике народничества
70-х годов и даже 80-х и 90-х, когда это движение все более склонялось к
мещанскому либерализму. Однако социологический субъективизм народников,
выразившийся в преувеличении утилитарно-преобразующей («вдохновляющей») функции
искусства за счет функции познавательной (Н. К. Михайловский, А. М.
Скабичевский и др.), подчас позволял рассматривать искусство вообще как нечто
несерьезное. Здесь сказывалось также и влияние социологически ориентированного
позитивизма.
Демократическая и утопически-социалистическая
эстетика в России второй половины XIX в. встретила открытую оппозицию со стороны
либеральных мыслителей. Характерно, однако, что и последние по существу черпали
свое духовное оправдание из «тайных богатств» деревенской Руси. До самого
конца века русская буржуазия оставалась идейно несамостоятельной.
Феодально-националистические и собственно буржуазные духовные проявления
образовали в России сложный культурный сплав, наложив свою печать и па
философию, и на эстетику, и на искусство.
Буржуазная эпоха — эпоха расцвета
индивидуализма. Русский капитализм соединил старые формы эксплуатации с новыми
и, углубив общественное отчуждение, вызвал изменения в способах его осознания.
Разрушению подверглась, прежде всего, традиционно-спиритуалистическая форма
мышления. Абстрактность товарных отношений, окружая патриархальную Россию
«механической культурой», явилась основой психологической и концептуальной
переработки «почвеннического» комплекса, присущего определенным слоям
интеллигенции, в сторону индивидуализма. Последний свидетельствовал о развитии
капиталистического способа общественного производства, который вместе с тем
порождал и принципиальный иррационализм, призванный «одухотворить» буржуазную
культуру. В этом смысле Россия не избежала общеевропейского удела — во второй
половине XIX в. здесь усиливается философский и художественный
иррационализм, противопоставлявший себя таким господствующим школам, как
кантианство и позитивизм, а также различным течениям художественного
натурализма. Наиболее полно эти тенденции русской философии и эстетики выразила
теософская система В. С. Соловьева.
В рассматриваемый период заявил о себе и
эстетизм — относительно новое для русского эстетика-художественного сознания
явление. Наследуя по существу идеи возглавляемого А. В. Дружининым в 50-х годах
«бесценного триумвирата», это направление определило появление на свет в конце
90гХ годов петербургского журнала «Мир искусства». Искусство не отягчалось
здесь прямой жизнестроительной задачей, выступая как самоценность и самоцель.
Утонченное созерцание, стилизация и гротеск были противопоставлены «благим
пожеланиям» либерализма. Русский эстетизм абсолютизировал своеобразие
искусства, превратив его в самодовлеющую художественно-игровую реальность.
Глубокий след в развитии русской и мировой
эстетической мысли оставил последний великий представитель «крестьянского
социализма» в России — Л. Н. Толстой. На рубеже XIX и XX веков
Толстой объективно выступил как завершитель одной из ведущих тенденций русской
духовной жизни прошлого столетия. Его трактат «Что такое искусство?» нанес
сильный удар по европейскому декадентству, продемонстрировав вместе с тем
крайний утопизм протеста против него с патриархально-нравоучительных позиций.
Утопизм толстовства был тем очевиднее, что уже в это время на смену
«крестьянскому» русскому социализму шел диалектический и исторический материализм
— мировоззрение пролетариата, которому принадлежало будущее.
Таким образом, русская эстетическая мысль
второй половины прошлого столетия развивалась в условиях острой идейной
борьбы. Ее бескомпромиссность вела к отчетливой поляризации
философско-эстетических убеждений, художественных вкусов, мировоззренческих
истоков и авторитетов, самого стиля мышления. Такая поляризация усугублялась
еще и тем, что в России отсутствовал печатный орган, который объединял бы
исследования в области эстетики. Либерально-академическая наука об искусстве
1880—1900 гг. занималась в основном сугубо эстетическими вопросами, что на
деле вело к эклектике, к сочетанию Гегеля с теориями «чистого искусства»,
Канта с Баумгартеном и т. п. В то же время в журналах «Вестник изящных
искусств», «Вопросы философии и психологии» развивались эволюционные,
позитивистские и «медицинские» интерпретации искусства. Несмотря на различия,
эти течения сходились в одном: они не умели постичь искусство как одно из
центральных проявлений общественной борьбы. И потому великие философские
системы нередко превращались здесь в расхожую монету «приватдоцентского»
идеализма и позитивизма.
Страницы: 1, 2, 3
|