5. Этика ислама. Учение о
добродетелях и пороках. Запреты и поощрения
Ряд особенностей доктринальной мысли и
социально-политической организации ислама имеют существенное значение для
понимания общего характера мусульманской этики. Не входя непосредственно в
состав этической мысли ислама (или входя туда только частично), они тем не
менее во многом определяют ход этических рассуждений.
Отношение к плоти и земному существованию
Среди таких моментов в первую очередь следует
назвать отсутствие представления о первородном грехе. Проступок прародителей
человечества расценивается как грех, однако его следствием не стала, согласно
исламскому мировоззрению, общая порча человеческой природы. Поскольку
человеческая природа как таковая не претерпела порчи, естественно, что люди не
наследуют грех от своих родителей и не рождаются изначально причастными злу
через свою плотскую природу.
Земное существование не является наказанием за
грех прародителей. Поэтому мусульманская этика придерживается общего тезиса о
том, что человек должен устраивать свое существование к своему благу, не нанося
при этом вред живым существам и окружающему миру. Эта оговорка составляет
весьма существенный и отчетливо выраженный момент: распоряжаться миром к своему
благу не значит бездумно и волюнтаристски обращаться со всем окружающим на
правах полновластного хозяина. Призыв к ненанесению ненужного вреда (т.е.
такого, который не вызван потребностью защитить человека) живой и неживой
природе лейтмотивом сопровождает рассуждения арабо-мусульманских авторов по
самым разным проблемам. Эта общая установка на избежание ненужного
("напрасного") вреда проявилась и в праве войны, которое запрещает разрушать
что-либо во время военных действий, если это не вызвано непосредственными
нуждами обеспечить победу, причем запрет вызван не надеждой использовать
материальные ресурсы противника, а отрицательным отношением к разрушению как
таковому.
Плотское начало не характеризуется злой
природой, поэтому плотские желания и стремления сами по себе не расцениваются
отрицательно.
С представлением о негреховности плоти
сочетается и принципиальное отсутствие в исламе института монашества. Коран
расценивает монашество как человеческое нововведение, а не установление
божественного Закона .
6.Этические учения эпохи Возрождения
и нового времени
Основополагающей и центральной тенденцией
философии Нового времени, и в частности, моральной философии было
возвеличивание достоинства человека и обоснование его суверенности как родового
и в конечном счете ответственного лишь перед самим собой существа.
В своих отдельных проявлениях моральная
философия Нового времени обнаруживает себя в антитезах трансцендентализма и
реализма, номинализма и утилитаризма, интеллектуализма и сентиментализма,
альтруизма и эгоизма и т.д. Однако они все обрамляют фундаментальную заботу
новоевропейского духа - утверждение самоценности свободного индивида. На
протяжении трех-четырех столетий философия наращивает идейно-теоретический
потенциал, призванный обеспечить перенесение начал добродетели с небес на землю
и укоренение их в потребностях естественного человека, т.е. человека как
такового, независимо от его конкретных определенностей. Даже тогда, когда
религиозно или перфекционистски ориентированные мыслители представляли
подлинность добродетели человека в ее обращенности к Богу, - действительная
моральность обращенного к Богу человека и достоинство его добродетели
увязывались с фактом его личного выбора - самостоятельного и осознанного.
Декарт
Место и значение этики в системе знания. Место
этики в философии как системе знания вообще Декарт определяет в предисловии к
"Первоначалам философии". В общем, он воспроизводит стоическую модель
системы наук. Первую часть философии составляет метафизика, которая исследует
начала познания. Вторую часть - физика, исследующая устройство вселенной и
природу материи в ее различных проявлениях. Третью часть составляют частные
науки. Среди них наряду с медициной и механикой Декарт помещает и этику - как
"высочайшую и совершеннейшую науку, которая предполагает полное знание
других наук и является последней ступенью к высшей мудрости" . Этика
полагается Декартом именно как наука, и, как всякие науки, она основывается на
методе дедукции - универсальном методе научного познания.
На этой основе Локк дает определение моральных
понятий добра и зла. Моральная определенность добра и зла задается правилом,
или законом. В отличие от добра (блага) и зла вообще, источником которых
является удовольствие и страдание, моральные добро и зло квалифицируют действия
с точки зрения их соответствия или несоответствия тому, что вменяется законом
(правилом). Награду и наказание тоже можно рассматривать как добро и зло
вообще, т.е. в терминах удовольствия и страдания. Таким образом, мы имеем дело
с двойственным пониманием добра и зла у Локка, и эта двойственность им никак не
разъясняется; она свидетельствует не столько о противоречивости данного
фрагмента Локковой концепции морали, сколько о ее непроработанности или
неразвитости. Разные трактовки добра и зла соответствуют различным сферам
человеческого опыта.
Исходная в этическом, этико-политическом плане
мысль Локка заключается в том, что никто не вправе навязывать кому-либо свои
взгляды силой. В первую очередь это касается религиозных взглядов; именно
толерантность в религиозных вопросах отвечает учению Евангелия, а также
очевидным требованиям разума. Тем более недопустимо оправдывать жестокие
преследования инакомыслящих заботой о государстве и соблюдении законов.
Этический сентиментализм
Этический сентиментализм - это обобщенное
название для мыслительной традиции в новоевропейской этике, представители
которой полностью или частично основывали мораль на моральном чувстве (или
чувствах, эмоциях).
Юм
Юм стремится показать, что разум несостоятелен в
морали, а моральные различия проистекают не из разума, который по своей природе
направлен на различение истины и заблуждения. "Материя" морали -
аффекты , хотения и действия; а они не являются предметом истины и лжи. Смысл
морали заключается в том, что она влияет на аффекты и действия. Разум же к
этому не приспособлен. Как духовная способность он инертен и пассивен, в то
время как аффекты, желания и действия - активны. Совесть, или чувство морали
является активным принципом, т.е. влияющим на аффекты и действия; а активный
принцип не может, по Юму, основываться на неактивном принципе, каковым является
разум . Далее, поступки не оцениваются по тому, соответствуют ли они
требованиям разума; а их похвальность и предосудительность не совпадают с
разумностью и неразумностью.
Эти и подобные аргументы Юм формулирует, исходя
из того, что "нравственность не сводится к определенным отношениям,
являющимся предметом науки", а также "не является и таким фактом,
который может быть познан при помощи ума . Мораль проявляется не в фактах, и
моральные различия отражают не объективные отношения, т.е. отношения во внешнем
мире. Моральность определяется аффектами, мотивами, хотениями, мыслями.
Другим важным моментом этики Юма, побуждающим
рассматривать ее именно в контексте этического сентиментализма, было учение о
благожелательности . Концепция благожелательности наполняет учение Юма о
моральном познании определенным ценностным содержанием.
Гельвеций
Имя Клода Адриана Гельвеция (Claude Adrien
Helvetius, 1715-1771) в наше время, возможно, не так популярно, как имена
Вольтера, Дидро или Руссо, хотя он, несомненно, относится к кругу наиболее
видных французских просветителей.
Однако Гельвеций особенным образом понимает
этику. Он одновременно говорит об этике как науке - науке, аналогичной
"всем другим наукам", т.е. естественным наукам, и об этике как сфере
общественной жизни, наряду с политикой, и об этике как принципах поведения. Во
французской философии того времени еще не дифференцируются специальное,
философское и обычное знание о морали, а знание о морали воспринимается в
единстве с практическим моральным опытом.
Основа морали. Частный интерес. Как говорилось,
теория морали Гельвеция носит разветвленный характер. Он не ограничивается
указанием на основание нравственности и установлением ее общего принципа, но
старается проследить действие этих начал в различных сферах общественной жизни,
у разных социальных групп или на материале нравов разных народов.
Руссо
Своими романами "Юлия, или Новая Элоиза"
(1761) и "Эмиль, или О Воспитании" (1762) Руссо положил начало
сентиментализму в литературе и дал толчок для развития романтизма. В них Руссо
в свободной форме высказал свои основные социально-этические и педагогические
идеи. Свою жизнь и взгляды Руссо отразил в "Исповеди", которую он
писал несколько лет (была опубликована посмертно в 1782-1789). Руссо не ставил
своей задачей дать философию морали. Он не стремился к строгому и определенному
представлению о морали. Предметом его тревоги был кризис в нравах общества, и
он подверг анализу его причины в рамках своего политико-правового учения.
7. Этическая мысль немецкой
классической философии
Кант
В практической философии Иммануила Канта
(Immanuil Kant, 1724-1804) основные тенденции новоевропейской этики - к
утверждению автономии человека и рациональному обоснованию морали - достигли
своей вершины. Кант с наибольшей полнотой и последовательностью выразил эти два
принципа: свобода и разум суть непременные предпосылки моральности личности.
При этом Кант представил мораль как своеобразное средство принуждения к
поступкам - через долженствование, специфическим выражением которого является
нравственный закон в форме категорического императива. Этику Канта обоснованно
называют этикой долга, или этикой категорического императива.
Виды императивов. Категорический императив.
Человек может определяться в своей воле субъективно, т.е. произвольно выбирать
себе правила совершения поступков. Субъективные правила воления Кант называет
максимами. Обычно человек избирает максиму сообразно со складывающимися
условиями жизни, по склонности или по неведению. Максима является моральной,
если она согласована с нравственным законом и определена человеком на основе
осознания им нравственного долга. Человек должен стремиться к тому, чтобы
максима его поступка могла стать частью всеобщего законодательства, и он
способен согласовывать свои индивидуальные максимы с нравственным законом
благодаря тому, что он свободен.
В отличие от субъективного принципа, объективный
принцип задается разумом и потому является велением. Объективный принцип
веления Кант называет императивом.
Все императивы выражаются через долженствование.
Однако характер их веления может быть разным. Совершение одних поступков
необходимо ради достижения определенного практического результата; совершение
других ценно и важно само по себе, безотносительно к какой-либо практической
цели. Первый тип императивов - это гипотетические императивы, и их два, второй
- это категорический императив, и он один.
Все императивы направляют человека к благу, хотя
и по-разному. Гипотетические императивы ориентируют человека на какую-нибудь
цель, возможную или действительную. Их, как было сказано, два: императивы,
ориентирующие на достижение некой возможной цели - это "технические правила
умения"; а императивы, ориентирующие на достижение некой действительной
цели - это "прагматические советы благоразумия" [1]. Императивы
умения и благоразумия нельзя отнести к нравственности, поскольку они целиком
зависят от преходящих внешних или внутренних обстоятельств; их исполнение
направлено к цели, не имеющей прямого отношения к нравственности.
Особенность категорического императива
заключается в том, что он не ориентирует на какую-либо цель, но требует
определенного рода поведения самого по себе. Это и есть моральный закон.
Категорический императив "касается не содержания поступка и не того, что
из него должно последовать, а формы и принципа, из которого следует сам
поступок; существенно хорошее в этом поступке состоит в образе мыслей,
последствия же могут быть какие угодно" .
Категорический императив - один. Но выражается
он в различных формулах. Принципиально значимыми являются три формулы, или
практических принципа категорического императива.
Первый принцип утверждает необходимость
согласования индивидуальной максимы с всеобщим законодательством:
"Поступай только согласно такой максиме, относительно которой ты в то же
время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом" . В этом принципе
находит отражение надситуативный и имперсональный, а, значит, универсальный
характер нравственного веления: поступая определенным образом в отношении
конкретного лица, человек как бы предполагает, что он поступил бы таким же
образом в отношении любого другого лица, и в отношении него любое другое лицо
поступило бы так же. Человек по своей воле утверждает правило, которое
становится "всеобщим законом природы". Идею всеобщего характера
моральных форм под разным видом выражали моральные философы и до Канта, однако
только Кант сформулировал ее адекватным образом, выделив универсальность как
одну из фундаментальных характеристик нравственности.
Второй практический принцип привносит в действие
категорического императива определенные ограничения. Человек не вправе
утверждать в качестве всеобщих какие угодно правила. Полагание правила как
всеобщего должно одновременно соотноситься с целью самой по себе. Такой
единственной целью является, по Канту, человек. Поэтому во всех действиях
должно руководствоваться следующим императивом: "Поступай так, чтобы ты
всегда использовал человечество и в своем лице, и в лице всякого другого
человека также как цель, но никогда - только как средство" . Ограничение,
которые накладывает на действия второй принцип, по существу носит
содержательный характер: можно представить тирана, столь последовательного, что
он готов придать произволу признак всеобщности - по логике, что сильный всегда
прав. Вторым принципом устанавливается, что всеобщность не является
единственным качеством моральности поступка; моральный поступок еще и
содержательно определенен: он должен быть ориентирован на человека как
такового, безотносительно к каким-либо внешним обстоятельствам или
характеристикам. Но привнесение категории цели самой по себе в понятие
категорического императива имеет и теоретический смысл: существование цели
самой по себе предполагается безусловным характером долженствования; цель сама
по себе является оборотной стороной безусловности долженствования .
Третий практический принцип задает характер
категорического веления и статус законодательствующей воли. Утверждая некую
максиму в качестве всеобщей, человек полагает ее как органичную часть всеобщего
законодательства. Нравственная воля проявляет себя не только как
законодательствующая воля, но и как воля, подчиняющаяся закону. Посредством
третьего практического принципа Кант, не давая его строгой формулы, утверждает,
что воля "должна быть не просто подчинена закону, а подчинена ему так,
чтобы она рассматривалась также как самой себе законодательствующая и именно
лишь поэтому как подчиненная закону (творцом которого она может считать самое
себя)" .
Гегель
Гегель практически не употребляет термины
"этика", "этический". Поскольку понятия "мораль"
и "нравственность" наполнены у Гегеля особенным содержанием, в данном
параграфе термин "этический" используется для обобщенного обозначения
того, что в обычной философской лексике выражается понятием "мораль"
("нравственность").
Место этической проблематики в системе Гегеля.
Система Гегеля складывается из трех основных частей - логики (которая включает
в себя онтологию и гносеологию), философии природы и философии духа. В
философии духа Гегель рассматривает заключительный этап в цикле развертывания
абсолютного духа, который отчуждается от себя как от чистой идеи (являющейся
предметом логики), обнаруживает себя в отчужденном физическом мире (предмет
философии природы) и возвращается к себе в истории человечества. В философии
духа абсолют обретает конкретность и самосознание и становится истинным духом.
Мораль, по Гегелю, является одним из этапов восхождения абсолютного духа к самому
себе.
Фейербах
В отличие от Канта и Гегеля, Фейербах
отказывается выводить мораль из трансцендентных начал. Выдвинув в качестве
исходного положения своего учения тезис: "теология есть
антропология", Фейербах и источник морали перенес в человека, а саму
мораль разместил в пространстве межличностных отношений, Мораль - это реальное,
практическое отношение, но такое, благодаря которому человеку удается
прорваться за ограниченные рамки индивидуального существования и действительно
возвыситься над самим собой, посвятив себя Другому. Цель своего учения он видел
в том, чтобы "превратить людей из теологов в антропологов, из теофилов - в
филантропов, из кандидатов потустороннего мира - в студентов здешнего, из
религиозных и политических камердинеров небесной и земной монархии и
аристократии - в свободных и исполненных самосознания граждан земли".
Поэтому он и религию трактует как выражение высших устремлений человека, а в ее
адекватном познании видит залог содействия человеческой свободе,
самодеятельности, любви и счастью.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|