История этических учений
ПЛАН
Введение
1.Этика Древнего Китая
2.Этические учения Древней Индии
3.Этические системы Древней Греции и
Рима
3.1.Предэтика
3.2.Античное просвещение
3.3. Классическая этика
3.4. Эллинистические школы этики
4.Религиозная этика средневековья
5. Этика ислама. Учение о
добродетелях и пороках. Запреты и поощрения
6.Этические учения эпохи Возрождения
и нового времени
7. Этическая мысль немецкой
классической философии
8. Европа: ХIХ-ХХ вв. Основные
этические учения
Вывод
Список литературы
Введение
Определение термина этика остается
одним из менее разработанных в философии. Он имеет давнее происхождение, но его
толкования не четки, это же характерно для нравственности, морали. Но от того,
на сколько полно определяется сущность явления зависит успешность его изучения.
Мораль- это метод регуляции
взаимоотношений людей в форме традиций, обычаев и ритуалов, а также система
общественных ценностей и идеалов. Понятие мораль соответствует в этом смысле
термину нравственность.
Этика наука о морали и
нравственности, изучающая эти ценности, ритуалы с позиции их содержания,
сущности, специфики и функции. При этом она изучает названные проблемы как в
теоретическом аспекте, так и в эмпирическом, что и отражает конкретную сторону
морали.
Эволюция и становление этики происходит
под влиянием не только склада национальных ценностей, психологического
комплекса, но и общественного разделения труда. Это разделение происходит от:
-собирательства и охоты- отделилось скотоводство -перехода к земледелию -от
земледелия к ремеслу -от физического труда отделяется умственный.
Этот период охватывает 4000 лет.
Актуальность темы «История этических учений» в том, что для развития изучения
современной этики важное значение имеет рассмотреть историю ее развития и
исторические взгляды историков и философов.
Цель работы: рассмотреть историю
этических учений, чтобы материал имел: хронологические рамки, внутреннюю
периодизацию, информацию о конкретных этапах, направлениях и персоналиях, а
также основных
1.Этика Древнего Китая
Одним из определяющих специфику китайской
философии качеств является ее универсальная этизированность, т.е. не просто
превалирование этической проблематики, но и последовательное рассмотрение всех
основных философских тем с точки зрения морали, стремление к созданию целостного
антропоцентричного мировоззрения в виде своеобразной "моральной
метафизики".
В китайской философии этика имела не только
социальный и антропологический, но также гносеологический и онтологический
смысл. Основные виды знания различались по их моральной значимости, а
фундаментальные параметры бытия трактовались в этических категориях, таких, как
"добро" (шань), "благодать-добродетель" (дэ),
"подлинность-искренность" (чэн), "гуманность" (жэнь) и пр.
Поэтому некоторые современные исследователи и интерпретаторы конфуцианства
видят его специфическую заслугу в выработке уникальной теории - "моральной
метафизики".
Даосизм
Теоретическая аксиома первородного даосизма -
равноценность жизни и смерти при онтологическом первенстве меонического небытия
перед наличным бытием - на этом этапе его развития сменилась сотериологическим
признанием высшей ценности жизни и ориентацией на различные виды
соответствующей практики от диетики и гимнастики, фармацевтики и эротологии до
психотехники и алхимии. В этой философско-религиозной форме проходила вся
дальнейшая эволюция даосизма как особого, парадоксально-прагматического стиля
жизни и мышления, оплодотворявшего своим влиянием науку и искусство в
средневековом Китае и сопредельных странах.
Конфуцианство
Имя его создателя конфуцианства - Конфуций
Древнейшая философская система и одно из трех,
наряду с даосизмом и буддизмом, Развиваясь в виде своего рода
социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на
человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, его
положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т.п.
Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально
одобрил традиционную веру в безличное, божественно-натуралистичное, "судьбоносное"
Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом
обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии.
Моизм
Моизм явился одной из первых теоретических
реакций на конфуцианство в древнекитайской философии. Создатель и единственный
крупный представитель школы, названной его именем, - Мо Ди. От других
философских течений древнего Китая моизм отличают две специфические
особенности: теологизированность и организационная оформленность, что вместе с
повышенным интересом к логико-методологической проблематике окрашивало его в
схоластические тона.
Главный пафос социально-этического ядра
моистской философии - аскетическое народолюбие, предполагающее безусловный
примат коллективного над индивидуальным и борьбу с частным эгоизмом во имя
общественного альтруизма. Интересы народа в основном сводятся к удовлетворению
элементарных материальных потребностей, определяющих его поведение
Легизм (ФА ЦЗЯ)
Легизм, или буквально "школа закона",
представляет собой сформировавшееся в IV-III вв. до н.э. теоретическое
обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом,
которое впервые в китайской истории добилось статуса единой официальной
идеологии в первой централизованной империи Цинь (221- 207 гг. до н.э
2.Этические учения Древней Индии
Индия, создавшая вторую по значимости
автохтонную философскую традицию мира после европейской, не знала, в отличие от
последней, дисциплинарной структуры философии. Поэтому мы не располагаем здесь
даже намеком на те схемы, в которых "этика" могла бы занять
соответствующую нишу наряду с "логикой" и "физикой", как то
имело место после Ксенократа (396-314) и стоиков, или в качестве основания
"практической" философии составить "оппозицию" философии
"теоретической", как то предложил Аристотель (384- 322) и его
последователи. Индийская мысль не представила нам и того единого термина,
который реально соответствовал бы "этике".
Ведизм
О религиозных и мифологических представлениях
племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам.
содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу.
Для ведизма характерным было обожествление
природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и
социальных явлений.
Индуизм
В индуизме на первый план выдвигается бог -
творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (
триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель
мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов ( тхарм),
деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог
охранитель; Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних
богов привело к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и шиваизма.
Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных памятников
индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.
В ранних индуистских текстах говорится о десяти
оватарах ( низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны-
героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой
персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны такую популярность , что из
Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну
предстает в виде Будды - результат включения в индуизм, буддистских
представлений.
Большую популярность очень рано приобрел культ
шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии
Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет , и
покровитель скота, и танцор- шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный
культ Шивы примешались местные верования.
Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им
можно только родится; что варна- социальная роль предопределена навсегда и
менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века став основной
религией населения. “Книгой книг” индуизма была и остается “Бхагавадгита” часть
этической поэмы “ Махамхарата”, в центре которой - любовь к богу и через это -
путь религиозному освобождению.
Буддизм
Значительно позднее чем ведизм Индии сложился
Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в
Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал
называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения
невозможно, но то что Будда реальное историческое лицо - это факт.
Как и всякая религия, буддизм содержал в себе
идею о спасении - в буддизме она именуется “нирваной”. Достигнуть ее возможно
лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдания, которое возникает в
связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому
следует отказаться от желаний и следовать “восьмеричному пути” - праведным
взглядам, праведному поведения, праведным усилиям, праведной речи, праведному
образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В
буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя “восьмеричному пути”
человек должен полагаться на самого себя, а неискать помощи извне. Буддизм не
признавал существование бога творца от которого зависит все в мире, в том числе
и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его
лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением
всяких реакций на мир, уничтожением собственного “я” можно достичь нирваны.
К периоду маурьев в буддизме оформились два
направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу
махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей
эры. одним из важнейших в доктрине махаямы является учение о
ботхисатве-существе способное стать буддой, приближающееся к достижении
нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не
реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И будда и ботхисатва
являются объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит
посредством ботхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали
щедрые подношения от сильных мира сего.
Джайнизм. Как и буддизм является реакцией на
ритуализм, отвлеченную умозрительность брахманизма. Сохранил учение о
перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение
от перерождений.
3.Этические системы Древней Греции и
Рима
Античной этике предшествовал некий реально
заключенный в дофилософских формах культуры моральный канон. Она была
размышлением над ним и в то же время сама вошла в этот канон в качестве его
понятийно оформленного завершения. Под моральным каноном имеется в виду
идеальное представление о совершенной (достойной, добродетельной) личности и
совершенной (достойной, счастливой) жизни. Он был задан в первых (и по времени
возникновения, и по значению) текстах древнегреческой культуры - поэмах Гомера,
Гесиода, изречениях Семи мудрецов, которые в решающей мере потому и стали
первыми, основополагающими, что содержали в себе этот канон.
3.1.Предэтика
Семь мудрецов
Семь мудрецов - собирательный образ людей,
выделившихся и прославившихся в разнообразных областях человеческой
деятельности. По разным спискам, каждый из которых ограничен числом семь, в
целом к ним относят около 20 человек. Несомненными среди них, встречающимися во
всех списках, являются четверо: Фалес, Солон, Биант, Питтак. В списке Деметрия
Фалерского (IV в. до н. э.), автора самого древнего сборника изречений
"Семи мудрецов", в добавление к ним названы еще Клебул, Периандр,
Хилон.
Семь мудрецов занимают промежуточное положение
между до-философской и философско-опосредованной стадиями моральной культуры
античности. Их имена неразрывно связаны с моральными представлениями, которые
приобрели в ту эпоху общепризнанный статус, одновременно они стоят у истоков
греческой философии; первый среди мудрецов - Фалес является также и первым
философом. В творчестве Семи мудрецов мораль приобретает форму императивов,
обозначается ее основное проблемное поле: индивид и окружающие его люди.
Все, кого относят к Семи мудрецам, имеют ряд
общих черт, создающих сам образ Мудреца: все они обладали поэтическим даром,
были людьми, которые много видели, знали, отличались практической
рассудительностью, находчивостью, прославились как политические деятели, способствовавшие
благу государства. Пожалуй, самой важной и более всех поражавшей древних греков
особенностью мудрецов был сам их образ жизни, задававший необычный порядок
ценностей: они ставили добродетель выше внешних благ. Для них личностное
совершенство, умственное развитие и душевное спокойствие были важнее, чем
богатство и даже власть. Они отличались сдержанностью, мягкостью нрава (за
исключением, пожалуй, Периандра, которому приписывают много жестокостей). Все
они были сторонниками спартанского (лаконского) воспитания (отсюда и
лаконичность их речи), прославились не родовитостью и военными подвигами (хотя
некоторые из них могли бы похвастаться и тем и другим), а добродетелью,
качествами характера и ума. Они были захвачены перспективой бесконечного
совершенствования в том трудно определимом и впервые открываемом ими способе
жизни, который обозначался высоким словом "мудрость".
Мудрецы были прозорливыми людьми, видели не
только глазами, но и умом. Мудрость есть умозрение. Мудрецы стремились
раздвинуть горизонты знания, они хотели дойти до пределов и были лучшими в
ответах на вопросы о самом, самом (самом трудном, самом легком, самом быстром и
т.д.).
Анаксимандр
Анаксимандр (610-540) не сводил первоначало к
одному из доступных элементов, он придумал, как пишет Климент Александрийский,
"нечто более возвышенное и нетривиальное" , полагая в основе начала
некую бесконечную природу, именуемую апейроном.
Во Фрагменте Анаксимандра можно выделить три
разных аспекта: физический (взаимопревращение элементов), философский (единство
и многообразие мира), этический (взаимность отношений). В нем уже в зародышевом
виде содержится последующее разделение философии на физику, логику и этику. Для
наших целей важно подчеркнуть, что это один из первых текстов истории
европейской этики, предлагающих философско-концептуальное осмысление морали.
Бесконечное начало не только все объемлет, но и всем правит. Оно имеет для
вещей (индивидуальных существований) нормативное значение, задающее
справедливую меру их взаимных отношений.
Гераклит
Натурфилософское обоснование добродетели
получило наиболее последовательное выражение у Гераклита из Эфеса (акме
приходится на 504-500 гг. до н.э.). Он полагал, что есть "единая мудрость
- постигать Знание, которое правит всем через всё". Эту мудрость он рассматривал
но преимуществу в ее проекции на правильный образ жизни, добродетельное
поведение. "Я искал самого себя" - одно из изречений Гераклита,
которое точно передает этический пафос его философствования.
Этика Гераклита может быть представлена в виде
силлогизма, где общей посылкой является идея логоса как единого, частной
посылкой - утверждение об отступлении людей от этого закона, а выводом -
требование восстановить разорванную связь с логосом, опираться на общее для
всех.
Пифагор и пифагорейцы
Этика Пифагора состоит из двух частей:
математизированной натурфилософской теории добродетели и практического образа
жизни пифагорейской общины.
И философско-научные занятия Пифагора, и его
религиозно-культовая и политическая деятельность были объединены пафосом добродетельной
жизни. Пифагор впервые ввел термин "философия" и сделал это в
противовес принятому обозначению выдающихся людей в качестве мудрецов (Семь
мудрецов): мудростью, считал он, обладают боги, человек же не может всего
достичь, его доля - стремиться к мудрости, быть любомудром (философом). Тем
самым был выделен особый бытийный уровень, связанный с перспективой
нравственного совершенствования.
Пифагор, как он сам рассказывал, помнил четыре
предыдущих воплощения своей души. Некогда он был сыном Гермеса Эфалидом. Гермес
разрешал ему выбрать, все, что угодно, кроме бессмертия, и он попросил, чтобы
ему была дарована способность и при жизни, и при смерти помнить все, что с ним
происходило. Очень показательно: он выбирает нечто подобное бессмертию. Связь
духовно-нравственного совершенства с уподоблением богу и идеей бессмертия -
своего рода сверхмотивация пифагорейства.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|