Меню
Поиск



рефераты скачать Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций)

p> Массовым проявлением искаженной ценовой психологии является и то, что мы привыкли воспринимать денежные доходы (зарплату,пенсии, степендии и т.д.) за реальные, тогда как реальный уровень жизни определяется тем, что мы производим и потребляем. (Привести конкретные примеры:а) требование повышения зарплаты; б) забастовки;в) лозунг профсоюзов: «Рыночным ценам - повышенную зарплату» и др).

4-е : последствие, интегрирующее все или почти все последствия политики цен акс, состоит в том, что цены и ценообразование стали сдерживать и тормозить развитие экономики (производства) производительные силы ( и в первую очередь рабочей силы общества), темпы НТП, в целом социально-экономический прогресс, - страна, ее предприятия оказались на рельсах затратного механизма хозяйствования. К этому «привыкли», адаптировались многие люди, коллективы предприятий и отрасли.

Так, прежняя практика установления цен стала тормозом в развитии общества, его производительных сил и вследствие этого стал падать уровень жизни, На повестку дня стал вопрос о радикальной и комплексной реформе цен и самого ценообразования. Она стала настоящей необходимостью в связи с переходом к рыночной экономике ибо ее ядром является иной порядок образования цен.

Как мы подходили и подходим к этому важнейшему для всех нас вопросу.

4. Основное содержание реформы ценообразования

При переходе к рыночной экономике.

Необходимость реформы ценообразования назрела уже давно. Впервые о ней сравнительно масштабно было заявлено в 1985-1987гг. Но намечавшиеся тогда перемены не затрагивали основ акс. Они разрабатывались в кабинетах бывших министерств и ведомств. (см. сборник документов 1987г. «О коренной перестройке управления экономикой»,с.150-164). Затем ( в 1991г.) были меры, сопряженные с бывшим Премьер министром В.С. Павловым. Но и они не только не задержали падения производства, а усугубили экономический кризис. Основная причина таже, что и прежде – перемены, намеченные для обслуживания акс.
Хотя, с другой стороны, отметим, что в целом намечался шаг вперед, в сторону постепенного движения к рыночному ценообразованию: была обозначена
2-секторная модель экономики (гос-сектор и свободный, рыночный сектор) и три типа цен и тарифов: а) твердые, стабильные; б) договорные (регулируемые); в) свободные и коммерческие – рыночные.

Первый вид цен (стабильные) охватывал товары, образующие основу прожиточного минимума, выпускаемые по госзаказу и был равен 20-30% производимой продукции.

Второй (договорные цены) вид цен был отнесен к значительной части продукции металлургии , хим.промышленности, машиностроения, стройматериалам, бумаги, картону и т.п. с охватом примерно 40% ее объема.

Остальная масса товаров, производимых не в госсекторе, начала реализоваться по свободным, коммерческим, рыночным ценам ( О / 3-х видах тарифов на транспорте см. приложение к настоящей теме).

В конце 1991г. и начале 1992г. реформа ценообразования вступила в качественно новый этап на пути перехода в р.э – правительствами РСФРС (РФ) и Украины приняты соответствующие постановления определяющие: во-первых, введение со 02.01.92г. двух видов цен и тарифов: а) свободных цен, определяемых предприятиями, исходя из спроса и предложения; б) регулируемых государством; во-вторых, предельные размеры повышения госцен и тарифов на конкретные виды продукции производственно-технического назначения ( в т.ч. на уголь- в среднем в 20 раз, нефть, нефте-газ, газовый конденсат – в 8 раз, газ природный отбензиненный сухой – в 6, газ сжиженный – 8,5, электроэнергию – в среднем в 9 раз, в т.ч. для с/х потребителей 12 коп. за 1 квт/час, промтеплоэнергия – 8 раз; на транспортные услуги – перевозки грузов в 5 раз
(речном – в 4,5 раза кроме загранплавания и тоже в 4,5 раза по основным услугам связи), нефтепродукты – в 30-40, газопродукты – 45.

По потребительским товарам и услугам, реализуемым населению и отдельным видам специального назначения предельные коэффициенты повышения к ценам и тарифам 1991г. колеблются от 2 (по перевозкам пассажиров и багажа морским транспортом кроме загранплавания) до 3,4,5 и 5,8 – соответственно на хлеб, молоко, кефир, растительное масло, водка, спирт, спички и услуги связи – 5,8. (подробнее см. приложение к постановлению Кабинета Министров
Украины № 376); в-третьих, в необходимых случаях дотацию из бюджета на группу социально значимых товаров – хлеб, растительное масло, сахар, крупы, кефир, творог, маргарин, животный жир, молоко, макароны ) за исключением группы
«экстра»), дет.питание на молочной и злаковой основе, реализуемое населению топливо, лекарства, изделия мед.назначения, услуги транспорта, на которые пременяются госрегулируемые цены и тарифы; в-четвертых, право Минэкономики Украины вводить госрегулируемые цены на продукцию предприятий-монополистов и устанавливать при необходимости предельные уровни рентабельности (отношение прибыли к себестоимости) продукции, работ и услуг, реализуемых по договорным ценам; в-пятых, для обеспечения хозрасчетных условий предприятиям отраслей, имеющим значительную разницу в расходах на производство (себестоимость) и в инвестициях (капвложениях) по независящим от них деятельности причинам
(например, разные горногеологические, природно-климатические и другие условия) министерствами и ведомствам совместно с Минфином разрешено образовывать фонды финансового регулирования (без изменения расчетов с бюджетом) и утверждать ставки отчислений в эти фонды за счет прибыли или включения в расходы (себестоимость) на производство; в необходимых случаях может вводится механизм расчетных цен;

Эти и другие меры, продвигающие Украину к р.э., сопровождаются еще тремя весьма важными процессами. Первый из них состоит в постепенном создании национальных денег, переходным шагом к которым является купоны, призванные оградить внутренний рынок от рублевой экскалации извне. Второй
- сводится к реагированию на повышение цен рядом мер по социальной защите различных групп населения: отрабатывается механизм индексации доходов, пересмотрена зарплата, степени, намечаются меры по натурализации доходов наиболее социально незащищенных граждан. Третий процесс – это разгосударствление и приватизация предприятий, законодательное оформление которых увы, явно запаздывает по отношению к переменам в области ценообразования. И здесь вполне прав Президент Украины Л.Кравчук, сделавший основной упор в своем выступлении на 5-й сессии Верховного Совета на разработку пакета законов по экономической реформе и обновлению тех законов, которые были приняты ранее, но уже во многих устарели. Например,
Законы о предприятиях, о налоге на добавленную стоимость, о предпринимательстве и другие, а также ряд нормативных актов Кабинета
Министров. (см.»Голос Украины», 30.01.92г.,с.2-3,6-7).

В итоге мы имеем подвижки к рыночному ценообразованию.

Каков механизм такого (рыночного) ценообразования.

5. Рыночные механизмы ценообразования.

Для понимания механизмов рыночного ценообразования рассмотрим прежде всего спрос и предложение.

Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной деньгами. Спрос выступает в виде платежеспособной потребности, т.е. потребности покупателя, располагающего деньгами для приобретения товаров или услуг. Рынок не признает потребности, не обеспеченной платежеспособностью покупателя.

Предложение – это совокупность товаров (услуг), находящихся на рынке, ил которые могут быть произведены и представлены к продаже по удовлетворяющим товаропроизводителя ценам.

В каждый данный отрезок времени существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него – в этом проявляется действие экономического закона спроса: если цены на товары растут, то спрос уменьшается, а если производство предлагает к продаже больше товаров, то возросшее их количество может быть продано по более низким ценам. Следовательно, между рыночной ценой товара и тем его количеством на которое предъявляется покупательский спрос, всегда существует определенное соотношение. Эту взаимосвязь можно выразить условным числовым примером и изобразить в виде графика кривой спроса.

ТАБЛИЦА 1.

Соотношение цены и количества реализуемых на рынке товаров.
|Продаваемые товары |Цена за единицу товара |Спрос, т.е. продажа |
| |в денежном выражении |товара |
|А |50 |10 |
|Б |40 |20 |
|В |30 |30 |
|Г |20 |40 |
|Д |10 |50 |

Это соотношение показывает динамику спроса, изменение количества продаж в зависимости от уровня цены в течении единицы времени.

Соответственно данным таблицы 1 на графике можно нанести точки, соединив которые получим кривую спроса.

(График 1)

Кривая спроса: а) отражает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара; б) характеризует важную закономерность – постепенное убывание спроса: при повышении цены товара и неизменных

прочих условиях, спрос на него будет снижаться; в) сокращаться будет и количество продаж этого товара; г) расширение рынка данного товара, т.е. увеличение его количества в продаже – вызовет снижения цены, т.к. в ином случае он не будет реализован.

На спрос влияют такие факторы:

1) уровень доходов в обществе;
2) размеры рынка данного товара, его количества в продаже;
3) наличие взаимосвязанных (взаимозависимых) товаров, т.е. товаров- субститутов;
4) субъективные вкусы покупателей, их психология покупок.

В механизме рыночного равновесия не менее важное значение имеет и предложение. Представим его таблицей и кривой.

ТАБЛИЦА 2.

Соотношение цены и количества поставляемых на рынок и предлагаемых к продаже товаров в течение фиксированной единицы времени.

|Разновидности товаров |Цена за единицу товара |Предложение |
| |в денежном выражении |товаров |
|А |50 |95 |
|Б |40 |70 |
|В |30 |50 |
|Г |20 |25 |
|Д |10 |0 |

На основе данных таблицы 2 построим график 2.

(График 2)

Условный числовой пример и соответствующая кривая показывает закономерную взаимосвязь между рыночными ценами и количеством товара, производимого и предлагаемого к продаже. Подчеркнем, что в рыночной экономике только уровень цен служит стимулом, сигналом и «командой» к росту или снижению объемов производства товара или услуги. А мотивацией экономической деятельности является прибыль, доход, которые являются наиболее точными критериями целесообразности производства и соответствия его спросу.

Главным фактором, влияющим на предложение, служит издержки производства.
Другие же производимые от него факторы, способные сдвинуть кривую предложения, т.е. динамику предложения, таковы:

1) НТП, способный снизить издержки производства и изменить предложение;

2) Степень монополизации рынка, проявляющаяся в изменении цен при любом производстве;

3) Движение цен на другие товары, в т.ч. взаимозаменяемые.

Как же устанавливается рыночная цена?

Равновесие рыночных цен устанавливается при таких ценах и количествах товаров, при которых:

- когда количество, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству, которое хотят продать;

- при отсутствии тенденций изменения цен и количества товаров.

Ценой равновесия, при этом, считается цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу.

ТАБЛИЦА 3.

Соотношение спроса и предложения.

|Разновидности |Возможные цены за|Спрос, т.е. |Предложение |Движение цен |
|товаров |единицу товара |количество |товара | |
| | |продаж | | |
|А |50 |10 |95 |вниз |
|Б |40 |30 |70 |вниз |
|В |30 |50 |50 |равновесие |
|Г |20 |75 |25 |вверх |
|Д |10 |90 |0 |вверх |

При цене в 50 единиц спрос и предложение совпадают. Понижение цены вызовет превышение спроса над предложением, а рост цен приведет к превышению предложения над спросом.

На основе данных таблицы 3 построим график 3.

(График 3)

На конкурентном рынке цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения. Причем, в реальной действительности (жизни) равновесие постоянно меняется под влиянием как спроса, так и предложения.
(Лишь на графике оно стоит на месте).

За пределами равновесной точки при высоких ценах образуется избыток предложения, и, наоборот, при низких ценах недостаток предложения. Движение цены – это ее колебание в зависимости от соотношения спроса и предложения товаров. Оно дает первые представления о конкуренции производителей и предлагаемой ими продукции. Таков в общем виде механизм установления равновесия цены на конкурентном рынке одноименных товаров. Подобные колебания происходят в отношении любого из огромного количества товаров.
Именно поэтому считается, что существуют рынки каждого отдельного товара: рынок пшеницы, рынок автомобилей, рынок компьютеров, зерновой рынок, рынок тепловозов, вагонов, рельс, шпал, стройматериалов и т.п.

Спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных факторов и по-разному реагируют на них. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризуется их эластичностью. 9о ней коротко говорилось ранее).

Эластичность спроса – понятие, характеризующие степень раекции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены. Качественно эластичность описывается одной из 3-х категорий: а) эластичный спрос или эластичность большой единицы, когда процентное снижение цены вызывает такое процентное увеличение количества продаж товара, что выручка (произведение цены на количество) возрастает; б) единичная эластичность спроса (численно равная единице) имеет место тогда, когда процентное снижение цены в точности компенсируется соответствующим процентным ростом количества продаж товара, так что общая выручка остается неизменной; в) эластичность спроса меньше единицы, но не меньше нуля, - когда снижение цены вызывает незначительный рост продаж, что общая выручка снижается; это называется еще неэластичным спросом.

В любом случае главным показателем степени эластичности спроса будет объем и движение дохода, выручки от реализации товаров. Она (степень эластичности спроса) исчисляется просто – произведением цены единицы товара на его реализованное (проданное) количество.

Эластичность предложения – понятие, характеризующее относительные изменения между ценой и предлагаемых к реализации товаров.

Коэффициент эластичности представляется такой формулой:

Процентное изменение количества товаров
Э = процентное изменение цены товаров

В теории рыночного равновесия важное значение придают элементу времени
(А.Маршалл). Поэтому различают: а) мгновенное равновесие, когда предложение неизменно; б) краткосрочное равновесие, когда предложение растет; в) длительное равновесие «нормальной цены» когда предприятие заменяют и увеличивают оборудование, а количество самих предприятий может меняться за счет свободного входа и выхода их из отрасли.

В этих трех типах равновесия в зависимости от времени товаропроизводители: а) могут принимать какие-то меры; б) либо будут приспосабливать переменные факторы производства к изменившимся условиям; в) либо будут приспосабливать все факторы производства (издержки) к изменившейся цене.

Эта ситуация длительного равновесия, или «нормальной цены», удерживающейся на высоком уровне в течение длительного времени, стимулирует приспособление экономических условий к соответствующему уровню спроса.

Подчеркнем, что цена равновесия устанавливается в конкурентной борьбе.
Но соблюсти все условия конкуренции невозможно, как и немыслимо колебание маятника без к-л трения. Механизм рыночного равновесия цен – это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается. И все же на практике согласно закону спроса и предложения формируется цена любого товара; ему подчиняется котировка иностранных валют на их рынке; в соответствии с ним распределяются молодые специалисты инженерного вуза, где функцию цены выполняет назначенная ему зарплата; осуществляется скупка и продажа недвижимости и т.д.

В экономической теории считается, что товаров всегда не хватает в том смысле, что каждый никогда не получает все, что он хочет иметь. Цена сама является инструментом рационализирования недостающих ресурсов производства и потребления. Она растет, чтобы сократить чрезмерное потребление и расширить производство; она падает, чтобы стимулировать потребление, сократить производство и избавиться от чрезмерных запасов.

Сказанное справедливо и для экономики Украины, как и других стран СНГ, избравших в начале 90-х годов ориентацию на относительную экономическую свободу производства и рыночное регулирование хозяйственных процессов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.