p> Массовым проявлением искаженной ценовой психологии является и то, что
мы привыкли воспринимать денежные доходы (зарплату,пенсии, степендии и
т.д.) за реальные, тогда как реальный уровень жизни определяется тем, что
мы производим и потребляем. (Привести конкретные примеры:а) требование
повышения зарплаты; б) забастовки;в) лозунг профсоюзов: «Рыночным ценам -
повышенную зарплату» и др).4-е : последствие, интегрирующее все или почти все последствия политики цен
акс, состоит в том, что цены и ценообразование стали сдерживать и тормозить
развитие экономики (производства) производительные силы ( и в первую
очередь рабочей силы общества), темпы НТП, в целом социально-экономический
прогресс, - страна, ее предприятия оказались на рельсах затратного
механизма хозяйствования. К этому «привыкли», адаптировались многие люди,
коллективы предприятий и отрасли. Так, прежняя практика установления цен стала тормозом в развитии
общества, его производительных сил и вследствие этого стал падать уровень
жизни, На повестку дня стал вопрос о радикальной и комплексной реформе цен
и самого ценообразования. Она стала настоящей необходимостью в связи с
переходом к рыночной экономике ибо ее ядром является иной порядок
образования цен. Как мы подходили и подходим к этому важнейшему для всех нас вопросу. 4. Основное содержание реформы ценообразования При переходе к рыночной экономике. Необходимость реформы ценообразования назрела уже давно. Впервые о ней
сравнительно масштабно было заявлено в 1985-1987гг. Но намечавшиеся тогда
перемены не затрагивали основ акс. Они разрабатывались в кабинетах бывших
министерств и ведомств. (см. сборник документов 1987г. «О коренной
перестройке управления экономикой»,с.150-164). Затем ( в 1991г.) были меры,
сопряженные с бывшим Премьер министром В.С. Павловым. Но и они не только не
задержали падения производства, а усугубили экономический кризис. Основная
причина таже, что и прежде – перемены, намеченные для обслуживания акс.
Хотя, с другой стороны, отметим, что в целом намечался шаг вперед, в
сторону постепенного движения к рыночному ценообразованию: была обозначена
2-секторная модель экономики (гос-сектор и свободный, рыночный сектор) и
три типа цен и тарифов:
а) твердые, стабильные; б) договорные (регулируемые); в) свободные и
коммерческие – рыночные. Первый вид цен (стабильные) охватывал товары, образующие основу
прожиточного минимума, выпускаемые по госзаказу и был равен 20-30%
производимой продукции. Второй (договорные цены) вид цен был отнесен к значительной части
продукции металлургии , хим.промышленности, машиностроения,
стройматериалам, бумаги, картону и т.п. с охватом примерно 40% ее объема. Остальная масса товаров, производимых не в госсекторе, начала
реализоваться по свободным, коммерческим, рыночным ценам ( О / 3-х видах
тарифов на транспорте см. приложение к настоящей теме). В конце 1991г. и начале 1992г. реформа ценообразования вступила в
качественно новый этап на пути перехода в р.э – правительствами РСФРС (РФ)
и Украины приняты соответствующие постановления определяющие: во-первых, введение со 02.01.92г. двух видов цен и тарифов:
а) свободных цен, определяемых предприятиями, исходя из спроса и
предложения; б) регулируемых государством; во-вторых, предельные размеры повышения госцен и тарифов на конкретные
виды продукции производственно-технического назначения ( в т.ч. на уголь- в
среднем в 20 раз, нефть, нефте-газ, газовый конденсат – в 8 раз, газ
природный отбензиненный сухой – в 6, газ сжиженный – 8,5, электроэнергию –
в среднем в 9 раз, в т.ч. для с/х потребителей 12 коп. за 1 квт/час,
промтеплоэнергия – 8 раз; на транспортные услуги – перевозки грузов в 5 раз
(речном – в 4,5 раза кроме загранплавания и тоже в 4,5 раза по основным
услугам связи), нефтепродукты – в 30-40, газопродукты – 45. По потребительским товарам и услугам, реализуемым населению и
отдельным видам специального назначения предельные коэффициенты повышения к
ценам и тарифам 1991г. колеблются от 2 (по перевозкам пассажиров и багажа
морским транспортом кроме загранплавания) до 3,4,5 и 5,8 – соответственно
на хлеб, молоко, кефир, растительное масло, водка, спирт, спички и услуги
связи – 5,8. (подробнее см. приложение к постановлению Кабинета Министров
Украины № 376); в-третьих, в необходимых случаях дотацию из бюджета на группу
социально значимых товаров – хлеб, растительное масло, сахар, крупы, кефир,
творог, маргарин, животный жир, молоко, макароны ) за исключением группы
«экстра»),
дет.питание на молочной и злаковой основе, реализуемое населению топливо,
лекарства, изделия мед.назначения, услуги транспорта, на которые
пременяются госрегулируемые цены и тарифы; в-четвертых, право Минэкономики Украины вводить госрегулируемые цены на
продукцию предприятий-монополистов и устанавливать при необходимости
предельные уровни рентабельности (отношение прибыли к себестоимости)
продукции, работ и услуг, реализуемых по договорным ценам; в-пятых, для обеспечения хозрасчетных условий предприятиям отраслей,
имеющим значительную разницу в расходах на производство (себестоимость) и в
инвестициях (капвложениях) по независящим от них деятельности причинам
(например, разные горногеологические, природно-климатические и другие
условия) министерствами и ведомствам совместно с Минфином разрешено
образовывать фонды финансового регулирования (без изменения расчетов с
бюджетом) и утверждать ставки отчислений в эти фонды за счет прибыли или
включения в расходы (себестоимость) на производство; в необходимых случаях
может вводится механизм расчетных цен; Эти и другие меры, продвигающие Украину к р.э., сопровождаются еще
тремя весьма важными процессами. Первый из них состоит в постепенном
создании национальных денег, переходным шагом к которым является купоны,
призванные оградить внутренний рынок от рублевой экскалации извне. Второй
- сводится к реагированию на повышение цен рядом мер по социальной защите
различных групп населения: отрабатывается механизм индексации доходов,
пересмотрена зарплата, степени, намечаются меры по натурализации доходов
наиболее социально незащищенных граждан. Третий процесс – это
разгосударствление и приватизация предприятий, законодательное оформление
которых увы, явно запаздывает по отношению к переменам в области
ценообразования. И здесь вполне прав Президент Украины Л.Кравчук, сделавший
основной упор в своем выступлении на 5-й сессии Верховного Совета на
разработку пакета законов по экономической реформе и обновлению тех
законов, которые были приняты ранее, но уже во многих устарели. Например,
Законы о предприятиях, о налоге на добавленную стоимость, о
предпринимательстве и другие, а также ряд нормативных актов Кабинета
Министров. (см.»Голос Украины», 30.01.92г.,с.2-3,6-7). В итоге мы имеем подвижки к рыночному ценообразованию. Каков механизм такого (рыночного) ценообразования. 5. Рыночные механизмы ценообразования. Для понимания механизмов рыночного ценообразования рассмотрим прежде
всего спрос и предложение. Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и
обеспеченной деньгами. Спрос выступает в виде платежеспособной потребности,
т.е. потребности покупателя, располагающего деньгами для приобретения
товаров или услуг. Рынок не признает потребности, не обеспеченной
платежеспособностью покупателя. Предложение – это совокупность товаров (услуг), находящихся на рынке,
ил которые могут быть произведены и представлены к продаже по
удовлетворяющим товаропроизводителя ценам. В каждый данный отрезок времени существует определенное соотношение
между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него – в этом
проявляется действие экономического закона спроса: если цены на товары
растут, то спрос уменьшается, а если производство предлагает к продаже
больше товаров, то возросшее их количество может быть продано по более
низким ценам. Следовательно, между рыночной ценой товара и тем его
количеством на которое предъявляется покупательский спрос, всегда
существует определенное соотношение. Эту взаимосвязь можно выразить
условным числовым примером и изобразить в виде графика кривой спроса. ТАБЛИЦА 1. Соотношение цены и количества реализуемых на рынке товаров.
|Продаваемые товары |Цена за единицу товара |Спрос, т.е. продажа |
| |в денежном выражении |товара |
|А |50 |10 |
|Б |40 |20 |
|В |30 |30 |
|Г |20 |40 |
|Д |10 |50 | Это соотношение показывает динамику спроса, изменение количества
продаж в зависимости от уровня цены в течении единицы времени. Соответственно данным таблицы 1 на графике можно нанести точки,
соединив которые получим кривую спроса. (График 1) Кривая спроса: а) отражает обратную зависимость между ценой и
количеством покупаемого товара; б) характеризует важную закономерность –
постепенное убывание спроса: при повышении цены товара и неизменных прочих условиях, спрос на него будет снижаться; в) сокращаться будет и
количество продаж этого товара; г) расширение рынка данного товара, т.е.
увеличение его количества в продаже – вызовет снижения цены, т.к. в ином
случае он не будет реализован. На спрос влияют такие факторы: 1) уровень доходов в обществе;
2) размеры рынка данного товара, его количества в продаже;
3) наличие взаимосвязанных (взаимозависимых) товаров, т.е. товаров- субститутов;
4) субъективные вкусы покупателей, их психология покупок. В механизме рыночного равновесия не менее важное значение имеет и предложение. Представим его таблицей и кривой. ТАБЛИЦА 2. Соотношение цены и количества поставляемых на рынок и предлагаемых к продаже товаров в течение фиксированной единицы времени. |Разновидности товаров |Цена за единицу товара |Предложение |
| |в денежном выражении |товаров |
|А |50 |95 |
|Б |40 |70 |
|В |30 |50 |
|Г |20 |25 |
|Д |10 |0 | На основе данных таблицы 2 построим график 2. (График 2) Условный числовой пример и соответствующая кривая показывает
закономерную взаимосвязь между рыночными ценами и количеством товара,
производимого и предлагаемого к продаже. Подчеркнем, что в рыночной
экономике только уровень цен служит стимулом, сигналом и «командой» к росту
или снижению объемов производства товара или услуги. А мотивацией
экономической деятельности является прибыль, доход, которые являются
наиболее точными критериями целесообразности производства и соответствия
его спросу. Главным фактором, влияющим на предложение, служит издержки производства.
Другие же производимые от него факторы, способные сдвинуть кривую
предложения, т.е. динамику предложения, таковы: 1) НТП, способный снизить издержки производства и изменить предложение; 2) Степень монополизации рынка, проявляющаяся в изменении цен при любом производстве; 3) Движение цен на другие товары, в т.ч. взаимозаменяемые. Как же устанавливается рыночная цена? Равновесие рыночных цен устанавливается при таких ценах и количествах
товаров, при которых: - когда количество, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству, которое хотят продать; - при отсутствии тенденций изменения цен и количества товаров. Ценой равновесия, при этом, считается цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. ТАБЛИЦА 3. Соотношение спроса и предложения. |Разновидности |Возможные цены за|Спрос, т.е. |Предложение |Движение цен |
|товаров |единицу товара |количество |товара | |
| | |продаж | | |
|А |50 |10 |95 |вниз |
|Б |40 |30 |70 |вниз |
|В |30 |50 |50 |равновесие |
|Г |20 |75 |25 |вверх |
|Д |10 |90 |0 |вверх | При цене в 50 единиц спрос и предложение совпадают. Понижение цены
вызовет превышение спроса над предложением, а рост цен приведет к
превышению предложения над спросом. На основе данных таблицы 3 построим график 3. (График 3) На конкурентном рынке цена равновесия находится в точке пересечения
кривых спроса и предложения. Причем, в реальной действительности (жизни)
равновесие постоянно меняется под влиянием как спроса, так и предложения.
(Лишь на графике оно стоит на месте). За пределами равновесной точки при высоких ценах образуется избыток
предложения, и, наоборот, при низких ценах недостаток предложения. Движение
цены – это ее колебание в зависимости от соотношения спроса и предложения
товаров. Оно дает первые представления о конкуренции производителей и
предлагаемой ими продукции. Таков в общем виде механизм установления
равновесия цены на конкурентном рынке одноименных товаров. Подобные
колебания происходят в отношении любого из огромного количества товаров.
Именно поэтому считается, что существуют рынки каждого отдельного товара:
рынок пшеницы, рынок автомобилей, рынок компьютеров, зерновой рынок, рынок
тепловозов, вагонов, рельс, шпал, стройматериалов и т.п. Спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных факторов
и по-разному реагируют на них. Степень изменения спроса и предложения под
воздействием того или иного фактора характеризуется их эластичностью. 9о
ней коротко говорилось ранее). Эластичность спроса – понятие, характеризующие степень раекции
покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены. Качественно
эластичность описывается одной из 3-х категорий:
а) эластичный спрос или эластичность большой единицы, когда процентное
снижение цены вызывает такое процентное увеличение количества продаж
товара, что выручка (произведение цены на количество) возрастает;
б) единичная эластичность спроса (численно равная единице) имеет место
тогда, когда процентное снижение цены в точности компенсируется
соответствующим
процентным ростом количества продаж товара, так что общая выручка остается
неизменной;
в) эластичность спроса меньше единицы, но не меньше нуля, - когда снижение
цены вызывает незначительный рост продаж, что общая выручка снижается; это
называется еще неэластичным спросом. В любом случае главным показателем степени эластичности спроса будет
объем и движение дохода, выручки от реализации товаров. Она (степень
эластичности спроса) исчисляется просто – произведением цены единицы товара
на его реализованное (проданное) количество. Эластичность предложения – понятие, характеризующее относительные
изменения между ценой и предлагаемых к реализации товаров. Коэффициент эластичности представляется такой формулой: Процентное изменение количества товаров
Э = процентное изменение цены товаров В теории рыночного равновесия важное значение придают элементу времени
(А.Маршалл). Поэтому различают: а) мгновенное равновесие, когда предложение
неизменно; б) краткосрочное равновесие, когда предложение растет; в)
длительное равновесие «нормальной цены» когда предприятие заменяют и
увеличивают оборудование, а количество самих предприятий может меняться за
счет свободного входа и выхода их из отрасли. В этих трех типах равновесия в зависимости от времени
товаропроизводители:
а) могут принимать какие-то меры; б) либо будут приспосабливать переменные
факторы производства к изменившимся условиям; в) либо будут приспосабливать
все факторы производства (издержки) к изменившейся цене. Эта ситуация длительного равновесия, или «нормальной цены»,
удерживающейся на высоком уровне в течение длительного времени, стимулирует
приспособление экономических условий к соответствующему уровню спроса. Подчеркнем, что цена равновесия устанавливается в конкурентной борьбе.
Но соблюсти все условия конкуренции невозможно, как и немыслимо колебание
маятника без к-л трения. Механизм рыночного равновесия цен – это механизм
приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается. И все
же на практике согласно закону спроса и предложения формируется цена любого
товара; ему подчиняется котировка иностранных валют на их рынке; в
соответствии с ним распределяются молодые специалисты инженерного вуза, где
функцию цены выполняет назначенная ему зарплата; осуществляется скупка и
продажа недвижимости и т.д. В экономической теории считается, что товаров всегда не хватает в том
смысле, что каждый никогда не получает все, что он хочет иметь. Цена сама
является инструментом рационализирования недостающих ресурсов производства
и потребления. Она растет, чтобы сократить чрезмерное потребление и
расширить производство; она падает, чтобы стимулировать потребление,
сократить производство и избавиться от чрезмерных запасов. Сказанное справедливо и для экономики Украины, как и других стран СНГ,
избравших в начале 90-х годов ориентацию на относительную экономическую
свободу производства и рыночное регулирование хозяйственных процессов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|