Меню
Поиск



рефераты скачать Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций)

Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций)

смотреть на рефераты похожие на "Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций)"

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Проф.к.э.н. ГЛАЗЫРИН В.Ф.,

Ст.преп. ГОРДЕЕВ С.Н.,

Доц. БАЛЯБИН А.А.,

Асс. САВКИН В.П.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ

ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

/ конспект лекций /

Днепропетровск

В предыдущих темах были рассмотрены общие основы экономического развития и наиболее важные черты рыночной экономики на макроуровне.

В предлагаемых пяти темах речь пойдет в основном о социально- экономических аспектах жизнедеятельности первичных звеньев экономики- предприятий, т.е. о микроуровне рыночной системы, в которую должны войти предприятия /формы/. Ныне они делают первые нелегкие шаги на этом пути.

Движение к социально ориентированной смешанной экономике рыночного типа /именно в этом состоит главный замысел экономических реформ/ в первую очередь / на 9/10/ зависит от того как и насколько разумно, эффективно и быстро на уровне предприятий будет освоено многообразие форм собственности
/ т.е. многообразие производственно-предпринимательской и коммерческой деятельности/, новый, рыночный ценовой механизм, порядок формирования, распределения и использования доходов /зарплаты, прибыли и других/ , а также от того какого качества будет управление предприятием /фирмой/.
Таковы главные идеи лекций по разделу «Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике».


ТЕМА I. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУБЬЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ /РЭ/

Основные вопросы / план/
1. Необходимость и сущность разгосударствления собственности.

Демонополизация экономики.
2. Взаимосвязь форм собственности и форм предпринимательства.
3. Утверждение нового статуса предприятия при переходе к РЭ.
4. О малых предприятиях.
5. Субъекты , сферы и формы предпринимательской деятельности.

1. Необходимость и сущность разгосударствления собственности и приватизации предприятий.

Демонополизация экономики.

Практика показала, что огосударствление всех сфер экономики ведет к двум взаимосвязанным последствиям:1) к сосредоточению функций и прав собственника в управленческих структурах (органах) – министерствах, ведомствах, комитетах и т.п. - ; 2) к отчуждению большинства трудящихся от средств и результатов производства . В итоге собственность как бы исчезает
– перестает быть источником доходов ее владельца, не является основой их хозяйственного поведения, лишается роли фактора мотивизации трудовой и предпринимательской деятельности, короче, утрата реальных прав собственности – это и утрата сути экономической ответственности. Стало ясно, что экономика, основанная на монополии госсобственности и централизованного планирования, не в состоянии оживить нашу систему, сделать ее гибкой и эффективной.

Монополизм в экономике состоит в том , что государство выступает и собственником, и производителем, и работодателем; он является свойством административно-командной системы, опирающейся на преобладание госсобственности (около 90% основных производственных фондов-3 тр.руб. в хозяйственной жизни, Например, почти 2 тыс. Видов продукции (стоимостью 11 млрд.руб.) производилось на одном предприятии; второй пример монополизированного производства: в машиностроительном комплексе составляло
80% (по объему производства); только в машиностроении имелось 166 предприятий-монополистов и 180 монополизированных производств; из 344 укрупненных групп промпродукции по 299 доля одного крупнейшего предприятия превышала 50% общего объема производства данной продукции, а по 109 предприятиям она достигла 90%.

Монопольное положение предприятий поражает: 1) стремление реализовать свои интересы за счет зависимых потребителей (диктат при заключении договоров) завышение цен, поставки низкокачественной продукции).; 2) в условиях кризиса денежно-финансовой системы и товарного голода обесценился рубль и развился прямой натуральный обмен ( бартерный);3) в условиях административно-командной системы система монополизма в экономике неизбежно поражает «теневую экономику» со многими ее негативными социально- экономическими последствиями (Что такое эта экономика и ее последствия
–см.например,ж. «Экономические науки», 1991г., №…).

Как преодолеть монополизм в нашей экономике? Мировой опыт ( в т.ч. практика ряда Восточноевропейских стран) свидетельствует о том, что необходимо:

Во-первых, антимонопольное законодательство, обеспечивающее: а) разукрупнение предприятий-гигантов, концентрирующих значительную долю продукции той или иной отрасли; б) создание предприятий-дублеров и новых производств, лишающих монополистов производить подавляющую часть конкретных видов продукции.

Второй путь демонополизации экономики состоит в создании условий для конкуренции между свободными и независимыми производителями, находящимся в равноправном положении между собой, действующими по одинаковым правилам соперничества.

Оба эти пути преодоления монополизма взаимосвязаны и каждый имеет свою логику. Если, например, ограничиться только принятием антимонопольных законодательств, то дело сведется к внеэкономическому давлению на предпринимателей, а борьба с монополизмом сведется к формальным акциям и под прикрытием законов сохранится административная командная система.
Поэтому требуется также конкуренция, для которой необходимы такие основные условия: первое – разгосударствление и разукрупнение (через выкуп, аренду и акционирование) части крупных предприятий-монополистов; второе – наличие множества производителей; третье – отмена ограничений в предпринимательстве.
(На создание этих условий направлен Закон Украины «О предпринимательстве» см. «Правду Украины», 05.03.91г.).

При таких условиях конкуренция становится регулятором отношений между предпринимателями , т.е. состязаться будут именно они, а не потребители.

Проводя разгосударствление собственности, необходимо считаться с практикой других стран. Она (практика) говорит о том, что госсобственность полностью упразднить нельзя. Эта собственность эффективна в производственной и социальной инфраструктуре: ж.д. транспорте, связи, космических системах, оборонном комплексе, части здравоохранения, образования, культуры, науки, По мнению специалистов, для нормального функционирования экономики в госсобственности должно быть не более 30% основных фондов ( а не 90%). Остальная часть богатства должна быть в других секторах экономики – в групповой и индивидуальной (частной) собственности.
Т.е., разгосударствление – это объективная необходимость.

Как производить разгосударствление собственности? В решении этой задачи видны три подхода (на сегодня): первый – основан на безвозмездной передаче имущества госпредприятий в собственность их трудовых коллективов; второй – заключается в продаже госимущества и аренде его с последующим выкупом, т.е. на возмездной основе; третий сводится к передаче госимущества всем членам общества: а) в равных долях; б) по коэффициентам, учитывающим трудовой вклад людей в приумножение имущества, трудовой стаж.

Какому из этих подходов отдаете вы предпочтение и почему? Или имеется свой вариант решения этого вопроса, выскажите его на занятии.

Концепцией перехода Украины к РЭ (см. раздел 2) «Отношения собственности и свобода предпринимательства» определены принципы разгосударствления: 1-й – соблюдение интересов трудящихся и общества; 2-й – добровольность; 3-й равноправие существования и защита всех форм собственности; 4-й – специфичность в разных отраслях народного хозяйства; 5- й-гласность.(см. также законы Украины «О приватизации государственных предприятий» (Голос Украины»,14 апреля и 6 мая 1992г.).

Определены также способы и методы разгосударствления: а) за счет продажи акций и создания АО (на первом этапе акции намечено продавать лишь работникам предприятий, часть акций может купить государство в лице органов управления или госпредприятия, часть акции – иностранные физические и юридические лица; б) за счет собственных средств путем выкупа у государства предприятий их коллективами, частными лицами, кооперативами и объединениями ( в первую очередь средних и малых предприятий).

Продажа и передача производится будет по рыночным ценам с использованием аукционов в сфере торговли, общепита, услуг, строительства, автомобильного транспорта.

2. О взаимосвязи форм собственности и форм предпринимательства.

Частично этот вопрос уже рассматривался в теме о собственности.

Взаимосвязь между формами собственности и формами предпринимательства не искусственная, а объективная. Ее суть сводится к тому, что в хозпрактике, т.е. реальной экономической жизни, собственность, проявляется через экономическую, хозяйственную деятельность. Другого здесь просто не дано.

Это можно видеть из 3-х законов Украины – о предприятиях, собственности и о предпринимательстве, которые неслучайно приняты одновременно. Кстати, в их тексте есть прямые указания на Закон о собственности.

А в Законе о предприятиях (ст.2, п.1) зафиксировано:
«В соответствии с формами собственности, установленных Законом «О собственности», могут действовать предприятия следующих (перечислены 8) видов:

1. Индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физического лица и исключительно его труда;

2. Семейное – основанное на собственности граждан Украины – членов одной семьи, проживающих вместе ;

3. Частное – основанное на собственности отдельных граждан Украины с правом найме рабочей силы;

4. Коллективное – основанное на собственности трудового коллектива предприятия, кооператива, другого уставного общества, общественной и религиозной организации;

5. Государственное коммунальное – основанное на собственности административно-территориальных единиц (городов, сел, поселков и т.п.);

6. Государственное – основанное на общегосударственной (республиканской) собственности;

7. Совместное (СП) – на базе объединения имущества разных владельцев

(смешанная форма собственности). В числе основателей СП могут быть юридические лица и граждане Украины и других государств;

8. Предприятие – основанное на собственности юридических лиц и граждан других государств. Их создание регулируется отдельным законодательством.

Из перечисленных 8-ми видов предприятий раньше не было или почти не было предприятий 1-го,2-го,3-го,7-го и 8-го видов, т.е. 5-ти видов. Тогда как до реформы у нас были предприятия, по существу лишь двух видов – государственные и кооперативные. Причем, последние лишь в форме колхозов.

В аграрном секторе Украины происходит и предстоит осуществить также крупные реформы.

При переходе к РЭ происходит не только становление многообразия видов предприятий на основе многообразия собственности, но кардинально меняется статус (положение) предприятия. Что здесь наиболее важно?

Согласно Земельного Кодекса, принятого ВС Украины 18.12.90г., (введенного в действие с 15.03.91г., а 5-й его главы о земельном налоге и арендной плате – с 1.01.92г.) в аграрном секторе начата земельная реформа – составная часть экономической реформы, проводимой в связи с переходом к РЭ.

Речь идет, о том, чтобы создать условия для равноправного развития разных форм хозяйствования на земле, формировании многоукладной экономики, рациональном пользовании и охране земель.

Земля является собственностью народа Украины, а каждый ее гражданин получает равное право на земельный участок.

Постоянное или временное (3-10 лет) пользование землей имеют право такие субъекты:

1. Граждане Украины – для огородничества, сенокоса, выпаса, а также ведения сельского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (в городах – 0,1, в поселках городского типа – 0,15 , в сельских населенных пунктах – 0,25га.) садоводства, дачного (0,1га). и гаражного (0,01га) строительства, традиционных народных промыслов, в случаях получения в наследство жил дома его приобретения.

2. Промышленные, транспортные и другие несельскохозяйственные государственные, кооперативные, общественные предприятия, учреждения и организации, религиозные организации, совместные предприятия, м/н, объединения и организации с участием украинских и зарубежных юридических лиц.

Установлены размеры земельных участков для: а) сельского (фермерского) хозяйства до 50 га с/х угодий и 100 га всех земель; причем, разделу эти земли не подлежат; б) в коллективных хозяйствах – до 0,12 га на 1 члена кооператива; в) для огородничества – 0,15, сенокоса и выпаса скота – 1 га.

Колхозы, совхозы и другие с/х предприятия и учреждения получают земли в постоянное владение для ведения с/х производства. Им предоставлено право дополнительно арендовать или получать во временное пользование земельные участки. За ними сохраняется право на землю при вхождении в состав агропромобъединений, комбинатов, агроферм и других формирований, а также право закреплять землю за отдельными работниками и арендными коллективами.

Сказанное указывает на то, что в с/х, как и в промышленности и других отраслях переход к РЭ сопровождается переменами в собственности на землю и многообразием форм ее хозяйственного использования на уровне граждан, их объединений, предприятий – промышленных, транспортных, строительных, а также с/хозяйственных колхозов, совхозов и др.

Новым являются также введения: а) платы за пользование землей (ст.35,36,37) кроме заповедников, парков, ботанических садов, заказчиков (кроме охотничьих), учреждений и учебных заведений с/х профиля, государственных учреждений культуры, науки, образования, охраны здоровья, соцобеспечения, учреждений физкультуры (кроме кооперативных и частных благотворительных фондов инвалидов (I – II групп) и участников ВОВ, пенсионеров, граждан, переселенных в связи с аварией на
ЧАЭС). б) определены права и обязанности землепользователя (см. статьи
22,25,26,29,30,39-42 и др)..

3. Утверждение нового статуса предприятия при переходе к РЭ

При переходе к РЭ и в самой РЭ изменяется положение первичного звена экономики – предприятия.

Новый статус предприятия в общем виде можно характеризовать тем, что оно одновременно является самостоятельным производителем и собственником, что закреплено в Законе Украины от 27.03.91г. (см. «Правду Украины»,
6/05.91г,).

Это видно уже из определения предприятия (ст.1п.1):
«Предприятие – самостоятельный хозяйствующий, уставный субъект, и имеющий права юридического лица и осуществляющий производственную и коммерческую
(торговую) деятельность с целью получения соответствующей прибыли,
(дохода). Оно имеет самостоятельный баланс расчетный и другие счета в учреждениях банка, печать со своим наименованием, а промпредприятия – также товарный знак. Оно осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом.

В законодательстве о предприятиях обновлены (причем, кардинально):
Во-первых, порядок его создания (по решению владельца имущества или уполномоченных на то органов, предприятия-учредителя, организации, трудового коллектива, либо в случае принудительного раздела другого предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством (см.ст.5-9); во-вторых, расширены имущественные права предприятия, начиная от источников формирования имущества (денежные и материальные взносы учредителей, доходы от реализации и других видов деятельности, доходы от ценных бумаг, кредиты банков, капвложения и дотации из бюджета, от разгосударствления и приватизации, приобретения других предприятий, безвозмездные или благотворительные взносы и другие источники, не запрещенные законом) до прав продавать, передавать, сдавать в аренду, прав владения и пользования природными ресурсами, выпускать собственные ценные бумаги и реализовать их, быть соучредителем фондовых бирж; до права государственной гарантии по защите имущества; в-третьих, намного расширены полномочия предприятий в области управления и самоуправления. На основе совмещения прав владельца по хозяйственному использованию своего имущества и самоуправления трудового коллектива (см.статьи 14-17 Закона); в-четвертых, особенно много нового содержится в сфере хозяйственной, экономической и социальной деятельности предприятий (статьи 18-33).
Например: а) обобщающим показателем деятельности выделен один – прибыль

(доход) вместо множества (до нескольких сотен) прежде; б) вместо прямых директив и команд гос-во влияет на деятельность предприятия через налоги, налоговые льготы экономические санкции согласно законодательства; в) предприятие самостоятельно определяет ФОТ без ограничения его со стороны гос-ва, что было раньше, но у наемных работников зарплата не должна быть ниже прожиточного минимума, установленного законодательно; оно самостоятельно в выборе форм, систем и размеров оплаты труда; г) предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на его продукцию; на договорной основе производит и поставляет продукцию государственным потребителем; на такой же основе строит свои отношения с другими предприятиями, не несет ответственности по заказам гос-ва, если оно не обеспечило материалами ресурсами заказ; самостоятельно реализует такую продукцию , а также ту, которая не вошла в госзаказ; д) самостоятельно предприятие и в вопросе оснащения (прямых соглашений-контракты, через биржи и другие посреднические организации): по таким же направлениям и реализует свою продукцию, в т.ч. по бартерным соглашениям по ценам:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.