p> Для студентов факультетов и специальностей строительного профиля (МТ,С
и ПГС) рекомендуется использовать материалы передовицы ж. «Транспортное
строительство», 1991, №2 (С.1-4), в которой подробно изложены вопросы
методики расчета прибыли, налоги на нее и распределения прибыли.
(См.приложение 1). Для студентов всех факультетов и специальностей
рекомендуется изучение материала Закона Украины «О налогообложении доходов
предприятий и организаций».- «Правда Украины; 19.03.1992г. 3. Конкуренция между предприятиями. Проблемы выживания и банкротства предприятий в условиях РЭ. Если прибыль – это движущий мотив и главный стимулятор РЭ, то
конкуренция (от лат.конкурро – сталкиваться) может быть сравнина с мотором,
движущим РЭ, ибо она представляет собой соперничество между участниками
рыночного хоз-ва за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Это столкновение порождается объективно, полной хоз-ой обособленностью
производителей, полной их зависимостью от конъюктуры рынка, противостоянием
всем другим товаровладельцам в борьбе за покупателя. Рыночная борьба и
экономическое процветание – законы товарного хозяйства. В соответствии с этим экономическим законом: «Государство, - записано
в Законе Украины «О предпринимательстве» (статья 15), - законодательство
обеспечивает свободу конкуренции между предпринимателями, защищает
потребителей от проявления недобросовестной конкуренции и монополизма в
любых сферах предпринимательской деятельности». В рыночной экономике конкуренция ведется:
1) между индивидуальным производителем товаров, схожая на конкуренцию в простом (мелком) товарном хозяйстве;
2) между крупными товаропроизводителями (государственными, коллективными предприятиями, акционерными обществами) за большую прибыль; 3) между всеми выше перечисленными группами предприятий; 4) между региональными экономическими образованиями; 5) между предприятиями разных стран и иностранным капиталом. Кроме названных типов и видов конкуренцию различают также в виде: а) конкуренции среди продавцов: все они хотят продать товары подороже,
но побеждает тот, кто сбывает товары дешевле, дабы стимулировать спрос и
продавать больше; для этого иногда применяется демлинг-продажа товаров по
низким («бросовым») ценам; б) конкуренции среди покупателей , стремящихся приобрести товары по
меньшей цене. В ней побеждает тот, кто купил по более высокой по сравнению
с рыночной цене; в) конкуренция между продавцами и покупателями, стоящих на
противоположных позициях по отношению к уровню цен. В ней верх берет та
сторона, которая наиболее сплочена и потому может навязать сопернику свою
цену. В итоге конкурентной борьбы в каждый данный момент на рынке
формируется общая (равная) цена на однородные товары, обладающие одинаковым
качеством. Конкуренция, следовательно, это сила, уравновешивающая рыночные
цены. Свободная конкуренция, осуществляемая посредством «сбивания»
цен,»предписывает» всем товаропроизводителям единую линию хоз-го поведения,
общие правила игры, т.е. требования общественно нормального хозяйствования,
вытекающие из экономических законов. Лавры успеха рыночное соперничество дает тому, кто сохраняет и
расширяет производство, совершенствует технику и технологию, эффективнее
использует экономические методы борьбы с соперниками: снижает стоимость
товаров, повышает их качество, расширяет ассортимент, улучшает торговое и
послеторговое обслуживание покупателей – одним словом, двигает
экономический и научно-технический прогресс. Но конкуренция имеет и другую сторону. Она не снимает ни на сутки с
повестки дня и такие вопросы как выживание предприятий и банкротство. Это в
первую очередь относится к мелким предприятиям, мелким собственникам,
которые не могут выдержать конкуренцию с крупными предприятиями. Например, с начала 80-х годов в США прекратили существование общего
числа ферм), но производящих менее 1/10 сельхозпродукции. Причем, многие из
них убыточны. На грани банкротства ныне у нас многие промышленные,
сельскохозяйственные предприятия и строительные организации ( в 1989г. их
доля (% к общему числу предприятий) составляла соответственно: 7, 4 и :, а
сумма убытков – 1988, 311, 479 млн. рублей (см. «Экономические науки»,
1991, №10, С.112). Убыточным является ж.д. транспорт, в т.ч. 6 жел. дорог
Украины – в основном из-за низких тарифов, не возмещающих собственно
транспортные издержки и возросшие цены, по которым покупают
железнодорожники подвижной состав, материалы и оплачивают энергию. Короче говоря, конкуренция как один из законов РЭ беспощадна к
отстающим, неинициативным субъектам, предприятиям. Поэтому вполне
обоснованным является YII-й раздел Закона Украины “О предприятиях” с
названием “Ликвидация и реорганизация предприятия”. (см.пп 1-3 статьи 34).
Там говорится , что предприятие ликвидируется, в частности в случае
банкротства. Определена процедура решения судьбы таковых предприятий. Более
подробно см.Закон «О банкротстве» – «Правда Украины» за 09.06.1992г. 4. Изучение конъюктуры рынка. Любой производитель, действующий в условиях РЭ, должен уметь
анализировать и оценивать возможности своего предприятия, слабые и сильные
стороны в производстве и реализации товаров, т.е. изучать рыночные
возможности (конъюктуру); использовать для этого маркетинговые методы. Для
этого необходимо: 1. Изучение (анализ) рыночных возможностей с целью выработки следующих стратегий (одной из них): - глубокое внедрение в рынок; - расширение границ рынка; - совершенствование товара; - диверсификация – концентрическая, горизонтальная, конгломератная.
2. Использовать различные методы анализа рынка, к наиболее важным среди которых относятся: - изучение спроса и покупательского поведения потребителей; - сегментирование рынка; - отбор целевых сегментов; - позицирование товара на рынке. После позицирования товара на рынке специалист по маркетингу разрабатывает мероприятия, способные в совокупности оказать желаемое воздействие на спрос потребителей данного товара или: 3. Разработать комплекс (программу) маркетинга, связанный : 1. С производством товара надлежащего качества, дизайном и упаковкой, предложением дополнительных услуг в виде гарантии, оперативного ремонта, установки по желанию покупателя и т.д.; 2. С установлением цены и возможностью продажи товара со скидкой, в кредит и т.п.; 3. С обеспечением доступности товара для целевых потребителей путем организации каналов распространения товара; 4. С разработкой средств стимулирования продаж. Более подробный материал по 4-му вопросу находится в ряде источников,
в т.ч.: а) в кн. Г.И. Фельдмана. Введение в рынок. Учебное пособие. Часть I,
гл.8.М.,1991, ВЗИИТ; б) в кн.под ред.В.Е.Хруцкого. Современный маркетинг. М.,»Финансы и
статистика», 1991. Главы 2-5. в) Публикации ряда статей в ж.»Экономические науки»,1991, №№2
(статья В.Севрук. Маркетинг в совместных предприятиях), №3 (ст.Ю.Рубина.
Обыкновенный маркетинг. (трактовка Ф.Котлера и что из нее следует)); №7
(ст.А.Бравермана, Л.Клочкова. Опыт одного маркетингового исследования). Заключение. В нем преподаватель кратко воспроизводит основные идеи темы,
обращается к студентам с предложением выдать возникшие вопросы, ориентирует
студентов на очередное занятие, в т.ч. по вопросам данной темы, план по
которой находится в читальных залах библиотеки. Приложение I к теме 2 Распределение прибыли (в % к общей величине) в организациях транспортного строительства.
|Платежи в бюджет |В условиях|В условиях |
| | |действия Закона |
| |до 1991г. |о налогах |
|Платежи в бюджет |49,1 |35,0 |
|Плата за банковский кредит по % |4,1 |х |
|Отчисления в централизованный фонд отрасли |11,6 |х |
|Дотации из централизованного фонда отрасли |12,6 |х |
|Прибыль, оставляемая в распоряжении |47,4 |65,0 |
|организаций | | |
Источник: ж. “Транспортное строительство”, 1991, №2, С.4 (Страницы 1-4 Рекомендуется студентам МТ, С и ПГС изучить внимательно). Приложение 2 При подготовке к лекциям и семинарам преподаватель и студенты
используют на занятиях кроме названных материалы следующих Законов Украины: О налоге на добавленную стоимость – «Голос Украины», 1992, 23 января; Об акцизном сборе – «Голос Украины», 1992, 23 января; Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции
В предпринимательской деятельности. – «Правда Украины», 1992, 7 мая; О плате за землю. – «Голос Украины», 1992, 23 июля. Приложение 3 В объяснении издержек существует два подхода - марксистский,
включающий издержки производства и издержки обращения – на упаковку,
сортировку, транспортировку и хранение товаров. Издержки обращения, свою
очередь, состоят: а) из дополнительных, близких к издержкам производства
(упаковка, транспортировка, хранение) и б) чистых издержек обращения
(торговля, маркетинг, реклама и т.п.). К.Маркс абстрагировался от колебания
цен вокруг стоимости, предполагал их совпадение в длительном периоде
времени, и не рассматривал изменение издержек под влиянием количества
производимых товаров. Экономисты Запада рассматривают категорию издержек с учетом и колебания
цен и объема производства товаров. Поэтому они классифицируются издержки на
ряд групп, в том числе делят их на : - постоянные издержки, не зависящие от величины производства, существуют при нулевом его объеме – стоимость оборудования, налоги, амортизационные
отчисления, оплата охраны, арендная плата, зарплата управленческого
персонала, проценты по займам, расходы на обслуживание оборудования при
нулевом объеме производства и т.п.; - переменные издержки, т.е. зависящие от количества производимой продукции: затраты на сырье, материалы, зарплату рабочих и т.д.; - валовые издержки - сумма постоянных и переменных издержек на данное количество произведенной продукции. А для изменения издержек на производство единицы товара используются: а) средние издержки – частное отделения валовых издержек на количество
произведенных товаров; б) средние постоянные издержки отчисляются делением постоянных издержек
на количество изготовленной продукции; в) средние переменные издержки – величина, получаемая делением переменных
издержек на количество произведенной продукции. - предельные издержки – дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по отношению к данному объему ее выпуска: рассчитываются вычитанием соседних значений валовых издержек - альтернативные издержки, возникающие при выборе между теми или иными решениями (экономическими).
Например: а) тратить деньги на расширение производства или на личное
потребление: б) на нерегулируемом рынке товаров альтернативные издержки будут равны
установившейся на данный момент рыночной цене: если существует несколько
разных цен (обычно близких между собой), то эти издержки продажи товара
будут равны наибольшей из всех оставшихся (кроме наивысшей) предложенных
цен; в) вне рыночных отношений альтернативные издержки применяются и в
явлениях общественной жизни. Например, П.Самуэльсон и В.Нордхаус предлагают
воспользоваться концепцией альтернативных издержек при решении вопроса по
увеличению (сокращению) военного бюджета. Они будут равны не той сумме, на которую увеличится военный бюджет.
(затраты на за зарплату военнослужащим, их обслуживание, вооружение и
т.д.), а стоимостной оценке общего количества гражданского назначения,
которое может быть произведено в стране из-за сокращения материальных и
трудовых ресурсов общества, вызванного увеличением армии. ТЕМА 3. Цены и их роль в развитии предпринимательства. П Л А Н. Введение.
1. Ценообразование при административно-командной системе и его последствия.
2. Основное содержание реформы ценообразования при переходе к рыночной экономике (р.э.).
3. Рыночные механизмы ценообразования. Заключение. Введение. Система ценообразования и политика цен всегда привлекали повышенный
интерес как производителей, так и потребителей – всех участников
экономической жизни. Ныне, когда происходят коренные перемены, этот интерес
еще более возрос. Бытует мнение, что на Западе свободные рыночные цены и потому там
экономика здоровья, и, если мы тоже перейдем к таким (свободным) ценам, то
экономика оздоровится, выйдет из кризиса. Это зыбкое и ошибочное мнение,
ибо, во-первых, свободные цены имеются и в десятках стран Африки, Азии и
Лат.Америки, которые весьма далеки от процветания, а, во-2-х, такое
(свободное) ценообразование в развитых странах никак нельзя отнести к
разряду цен свободной конкуренции, т.к.в них цены-объект постоянного
внимания и регулирования со стороны государства. Государство не может
устраниться от вопроса о ценах, которые были, есть и будут предметом борьбы
в парламентах, объектом дискуссий внутри любой страны и на международной
арене. (О государственном воздействии на цены в странах Запада см.журнал
«Экономические науки», 1991, №10, с.77, с.40). Короче говоря, всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не
было. Буржуазное государство на протяжении всей истории (XIX-XXвв) влияло и
влияет на цены многими методами –тарифы на ж.дорогах, почте, телеграфе,
таможенная политика, госцены на акцизные товары, продажа продовольствия из
госрезервов в неурожайные годы, законы о ценах, в т.ч. законы о
замораживании цен. Каким же было ценообразование в условиях централизованного
планирования экономики, или в условиях административно-командной системы?
Что делается сейчас в этой области? К какому ценовому механизму мы
стремимся? I. Ценообразование при административно-командной системе и его последствия. В условиях акс (адм.-командной системы, сложившейся в 30-е годы) цены
устанавливались планово-централизованно на уровне затрат, либо
компенсировались дотациями из бюджета, если не возмещались плановой ценой.
Такой порядок ценообразования осуществлял Госкомцен на основную массу
товаров и услуг (более 50-60%), промышленности, где применялись оптовые
цены с налогом с оборота ( на ПНП) и без него, закупочные цены на с/х
продукцию, сметные цены в строительстве и тарифы на транспорте и при оплате
услуг – связи, почты, бытовых, коммунальных и др. В 1967 и 1982 гг. проводились реформы оптовых цен; причем это делалось
с опозданием. Розничные же цены по идеологическим соображениям
поддерживались примерно на одном уровне. Для этого использовалась дотация:
в 1965г. она составляла 3,5 млрд.руб. а в конце 80-х годов 115 млрд.руб. К
началу 90-х годов эти (розничные)цены при введении новых оптовых цен ( о
чем был Указ Президента) по ТНП затраты превышали цены примерно на 30%
(кроме цен на водку и вино), а по продтоварам – на 65%. Какие последствия такой политики цен, существовавшей при акс?
Последствия ее таковы:
1-е: отрыв страны от внешнего мира в области цен, а именно уровень наших
цен оказался примерно в 2 раза ниже от мировых цен на продукцию тех
отраслей, в которых наше отставание в технике и технологии проявлялась не
очень заметно- в производстве нефти и газа, угля, лесоматериалов, алюминия,
меди, железной руды. А в отраслях, где мы отставали сильно – электроника,
радиотехника, приборостроение, хим.производство и т.д. – даже при низкой
зарплате ( а она часть себестоимости, издержек) не укладывались в мировые
цены, т.е. наши внутренние цены значительно выше мировых. Это превышение
(до январского 1992г. повышения цен) составляло: по зерну и хлопку более 3
раз, шерсти – почти 5 раз. 2-е: рост производства ненужной (либо малонужной) продукции во многих
отраслях , которая распределялась и худо-бедно использовалась или оседала в
сверхнормативных запасах, достигших ( в 1987,1988гг) огромных размеров –
примерно 500-520 млрд.рублей. 3-е: сложилась деформированная ценовая психология людей, а именно :
хорошие цены это только твердые (стабильные) госцены, другие же цены, в
т.ч. рыночные, договорные, кооперативные – это грабеж, спекуляция. Большинство людей из-за недостаточной экономической культуры (см.тему
Iкурса) не представляют и поныне, что средства для дотации (свыше 100
млрд.руб.) государство перекачивало в виде налога с оборотов (строго
фиксированная часть плановой цены на предметы народного потребления –
продукцию группы «Б») в госбюджет примерно на такую же величину (т.е. свыше
100 млрд.руб). Но нас, покупателей до последнего времени не смущали или
мало смущали такие факты:а) почему 40-копеечные колготы стоят 405 рублей;
б) автомобиль с себестоимостью в 3 тыс.руб. за 10 тыс.руб.; в) 20-рублевые
импортные сапоги реализовались за 150-200 руб.; г) почему ежегодно
выбрасывалось на помойку 5 млн. тонн хлеба.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|