Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ организует
разработку федерального бюджета на планируемый год и проектировок основных
расходов федерального бюджета.
Министерство экономики РФ с участием Министерства финансов РФ, других
министерств. Государственного комитета по статистике, Центрального банка РФ в
десятидневный срок после постановления Правительства РФ представляет в
Правительство основные параметры функционирования экономики страны в
планируемом году:
•
макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики;
•
мероприятия по финансовой и экономической стабилизации;
• другие
показатели и материалы, позволяющие уточнить прогноз социально-экономического
развития РФ.
Далее происходят много разных согласований и уточнений
между министерствами.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на
очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится
на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15 августа
текущего года (До 1 октября Правительство и Банк России представляют в ГД
дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ). Совет ГД (в период
парламентских каникул - ее Председатель) направляет проект в Комитет ГД по
бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных
документов требованиям закона, после получения которого проект направляется в
Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам
законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на
заключение. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех
чтениях.
В первом чтении: ГД обсуждает концепцию и прогноз
социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и
налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям
федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних
заимствований РФ в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального
бюджета, а также основные характеристики бюджета. ГД заслушивает доклад
Правительства РФ, Комитета по бюджету и профильного комитета, ответственного за
рассмотрение проекта бюджета, доклад Председателя Счетной палаты и принимает
решение о принятии или отклонении проекта. В случае отклонения проекта ГД может
передать проект в согласительную комиссию (состоящую и представителей ГЛ, СФ и
Правительства РФ), вернуть проект Правительству на доработку или поставить
вопрос о доверии Правительству РФ (в последнем случае новый проект бюджета
готовит и вносит в ГД новый состав Правительства РФ). При передаче проекта в
согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных
характеристик бюджета, после чего проект вновь вносится на рассмотрение в
первом чтении в ГД. По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается
постановление ГД о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.
Во втором чтении ГД утверждает расходы федерального бюджета по разделам
функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального
бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фона финансовой
поддержки субъектов РФ. Если ГД отклоняет проект федерального закона о
федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении, она передает
указанный законопроект в согласительную комиссию.
В третьем чтении ГД рассматривает расходы федерального бюджета по
подразделам функциональной классификации, распределение средств Фонда
федеральной поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходов по федеральным
целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе в пределах
расходов, утвержденных во втором чтении; перечень защищенных статей
федерального бюджета, Программу государственных внешних заимствований РФ,
программы предоставления гарантий Правительства РФ, программы предоставления
средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программу
государственных внешних заимствований РФ.
Общая сумма ассигнований по каждому разделу
функциональной классификации расходов федерального бюджета на ... год с учетом
принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему
разделу, утвержденную во втором чтении проекта федерального закона «О
федеральном бюджете на... год».
Комитет по бюджету с учетом решений Комиссии Государственной
Думы и Комиссии Совета Федерации в течение 5 дней готовит сбалансированный вариант
распределения расходов федерального бюджета, а также текст проекта
федерального закона «О федеральном бюджете на ... год». Затем вносит его вместе
с проектом постановления Государственной Думы «О принятии в третьем чтении
проекта федерального закона «О федеральном бюджете на ... год» на рассмотрение
Государственной Думы.
В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального
закона «О федеральном бюджете на ... год» в течение 10 дней со дня принятия
законопроекта в третьем чтении. В четвертом чтении текст законопроекта
рассматривается в целом.
Принятый Государственной Думой Федеральный
закон «О федеральном бюджете
на ... год» в соответствии со ст. 105 Конституции РФ в течение 5 дней со дня
его принятия передается Совету Федерации, где рассматривается в порядке,
предусмотренном Конституцией РФ.
Рассмотрение Федерального закона «О федеральном
бюджете на ... год» Президентом РФ осуществляется в соответствии со ст. 107
Конституции РФ. Закон вступает в силу после его подписания Президентом РФ и со
дня его официального опубликования в средствах массовой информации.
Федеральный закон «О федеральном бюджете» на
очередной год регламентирует:
•
структуру, содержание, элементы исполнения федерального бюджета;
•
элементы контроля за мобилизацией доходов;
•
порядок взаимоотношений с субъектами РФ;
• элементы
контроля за целевым использованием бюджетных ассигнований;
• размер
и источники регулирования дефицита федерального бюджета;
• другие
положения, определяющие «финансовый климат» на очередной год.
Как правило, первой же статьей закона утверждается
общий объем расходов и доходов федерального бюджета. Устанавливается
предельный размер дефицита федерального бюджета на очередной год: в общей
сумме; в процентах к валовому внутреннему продукту; в процентах к расходам
федерального бюджета; внутренние и внешние источники финансирования дефицита.
Устанавливаются предельные размеры государственных
внешних заимствований, предельный размер государственных кредитов, предоставляемых
в планируемом году иностранным государствам (за исключением государств –
участников СНГ), и отдельной статьей государствам – участникам СНГ.
Если принимается решение о консолидации в
федеральный бюджет каких-либо ранее внебюджетных целевых фондов, это
находит отражение в соответствующей статье закона. В проекте федерального
бюджета на 2001 год это статья 8.
Отдельными статьями закона устанавливаются
источники формирования федерального бюджета — в общей сумме или в фиксированных
долях (процентах), а также особенности исчисления или распределения отдельных
из них между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.
Самостоятельные статьи закона отражают сумму доходов
по источникам и сумму расходов по разделам функциональной классификации.
Важный раздел закона — регламентация взаимоотношений
с субъектами РФ по трансфертам, где устанавливается в том числе и порядок
формирования Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ; по
дотациям и субвенциям.
Определяется порядок финансирования отдельных
расходов на условиях возвратности
и платности; санкции за нецелевое использование средств федерального бюджета,
предоставляемых на безвозвратной и возвратной основах.
Целый ряд статей закона регламентирует Доходы и расходы
каждого из бюджетных целевых фондов.
Устанавливается верхний предел государственного
внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на 1 января года, следующего
за планируемым. Утверждается перечень защищенных статей Расходов
федерального бюджета, подлежащих обязательному финансированию в полном объеме.
Может быть установлен порядок секвестра расходной части федерального бюджета,
условия и законодательная основа его введения.
Регламентируются функции Счетной палаты Российской Федерации при исполнении федерального бюджета.
Устанавливаются цели, источники формирования и порядок
расходования средств Бюджета развития, санкции за их нецелевое
использование.
Отдельными приложениями в рамках закона «О федеральном
бюджете на ... год» утверждаются:
•
ведомственная структура расходов федерального бюджета;
•
финансирование федеральной инвестиционной программы-
• объем
федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального
бюджета;
• объем
целевых средств для оказания финансовой поддержки регионам;
•
поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита федерального бюджета;
•
направление расходования средств Бюджета развития РФ по разделам функциональной
классификации;
•
распределение финансирования по центральным и региональным средствам массовой
информации;
•
государственные инвестиции для кредитования застройщиков в соответствии с
федеральной целевой программой;
•
детальное распределение ассигнований на сельское хозяйство, образование,
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу,
программы и мероприятия, финансируемые из федерального бюджета.
Устанавливается целый ряд других положений, регламентирующих
исполнение федерального бюджета в планируемом году.
В случае, если Федеральный закон «О федеральном
бюджете на ... год» не вступил в силу до 1 января планируемого года,
Правительство РФ имеет право производить расходование бюджетных средств по соответствующим
разделам, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и
ведомственной классификации расходов федерального бюджета ежемесячно в размере
одной двенадцатой от сумм фактически произведенных текущих расходов за предшествующий
год. Оказание финансовой помощи субъектам РФ из Федерального фонда финансовой
поддержки субъектов РФ производится в долях, утвержденных соответствующей
статьей Федерального закона «О федеральном бюджете» на год, предшествующий
планируемому.
Исполнение бюджета начинается после его
утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия
бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей
бюджетов: федерального, территориальных, местных (органов местного самоуправления).
В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения
в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной
классификации по каждому направлению расходования средств.
Важнейшие задачи исполнения бюджета – обеспечение полного
и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом
и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по
бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. При
исполнении бюджета важное место принадлежит правильному и экономически
обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного
бюджета, осуществляемому по бюджетной росписи доходов и расходов – основному
оперативному плану распределения доходов и расходов по подразделениям
бюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и в разрезе
распорядителей бюджетных ассигнований.
На практике, в связи с дефицитом финансовых ресурсов и
напряженным исполнением бюджета, для оперативного контроля и финансирования
неотложных расходов финансовыми органами кроме росписи доходов и расходов могут
составляться кассовые планы исполнения бюджета – на месяц с распределением
на пяти- и десятидневки; со сроками поступления платежей и сроками финансирования
первоочередных расходов. Кроме того, достаточно широко практикуется
лимитирование расходов, когда финансирование осуществляется в пределах
установленных лимитов, зачастую в суммах реально поступающих доходов. Бюджетная
роспись составляется уполномоченным исполнительным органом, утверждается в
установленном законодательством порядке и направляется для сведения в
представительный и контрольно-счетные органы.
Сумма превышения доходов над расходами при исполнении
бюджета, образующаяся в результате получения дополнительных доходов или
экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюджет и изъятию не
подлежит. Такие суммы называются свободными бюджетными средствами.
Решение об их использовании принимает соответствующий законодательный
(представительный) орган власти по предложению соответствующего исполнительного
органа власти. Свободные бюджетные средства могут быть израсходованы только при
условии обеспечения финансирования плановых расходов и зачисления средств,
полученных от использования свободных бюджетных средств, в свой бюджет.
Свободные бюджетные средства по решению законодательного
(представительного) органа власти могут быть: направлены на осуществление различных
социально-экономических программ;
вложены в акции и другие ценные бумаги; предоставлены
в виде процентных и беспроцентных бюджетных ссуд.
Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются
из вышестоящего бюджета, за исключением случаев, когда потери вызваны
изменением действующего законодательства.
Одновременно с утверждением бюджета на очередной финансовый
год устанавливается размер оборотной кассовой наличности на начало
следующего бюджетного года. Сумма оборотной кассовой наличности – своего рода
резерв, предназначенный для финансирования временных кассовых разрывов. В течение
года оборотная кассовая наличность может быть израсходована на финансирование
временных кассовых разрывов, однако она должна быть обязательно восстановлена
к началу нового года в утвержденной сумме.
Основной принцип исполнения бюджета – принцип единства
кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов и средств
заимствования на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных
расходов и платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета
осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующего
бюджета.
В целях проведения государственной бюджетной политики,
эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения
федерального бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании
государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и
экономным использованием государственных средств в соответствии с Указом
Президента РФ от 08.12.92 г. № 1556 был в принципиальном, а Постановлением Правительства
России от 27.08.93 г. № 864 в организационном плане решен вопрос о создании
федерального казначейства в составе Министерства финансов РФ.
Казначейская система исполнения бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов – одно из важных направлений совершенствования
бюджетного процесса. Переход от банковской к казначейской системе исполнения
бюджета обусловлен развитием рыночных процессов в российской экономике, сопровождавшихся
образованием разрозненной массы коммерческих банков. Центральный банк РФ,
сосредоточив усилия на вопросах денежно-кредитного обращения, значительно
снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ослаблен
банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки на местах устранились
от контроля за использованием бюджетных средств.
Наряду с этим законодательное закрепление
самостоятельности бюджетов в рамках единой бюджетной системы России освободило
местные финансовые органы от обязательного контроля за правильностью и целевым
характером использования средств федерального бюджета. В области исполнения
федерального бюджета по доходам существовавший порядок характеризовался не
только низкой оперативностью зачисления доходов на счета федерального бюджета,
длительным запаздыванием, неполнотой и расхождениями в предоставляемой
Центральным банком информации, но также разночтениями в порядке распределения
поступающих доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней.
В сфере расходов федерального бюджета до настоящего
времени действующая система носила отпечаток предельно централизованной
директивной экономики, поскольку допускала их фиксирование лишь на стадии
платежа, т.е. когда возможность маневрирования государственными финансовыми
ресурсами уже практически упущена. Постановка учета бюджетных средств в банках
не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении
этих средств по назначению, а значит, эффективно контролировать данные
операции. Вследствие раздельного учета рублевых и валютных позиций нарушался
принцип кассового единства бюджета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|