Меню
Поиск



рефераты скачать Государственный бюджет России, проблемы преодоления его дефицита

Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ организует разработку федерального бюджета на планируемый год и проектировок основных расходов федерального бюджета.

Министерство экономики РФ с участием Министерства финан­сов РФ, других министерств. Государственного комитета по ста­тистике, Центрального банка РФ в десятидневный срок после по­становления Правительства РФ представляет в Правительство основные параметры функционирования экономики страны в планируемом году:

• макроэкономические показатели, характеризующие состоя­ние экономики;

• мероприятия по финансовой и экономической стабилиза­ции;

• другие показатели и материалы, позволяющие уточнить про­гноз социально-экономического развития РФ.

Далее происходят много разных согласований и уточнений между министерствами.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года (До 1 октября Правительство и Банк России представляют в ГД дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ). Совет ГД (в период парламентских каникул - ее Председатель) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

В первом чтении: ГД обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики бюджета. ГД заслушивает доклад Правительства РФ, Комитета по бюджету и профильного комитета, ответственного за рассмотрение проекта бюджета, доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или отклонении проекта. В случае отклонения проекта ГД может передать проект в согласительную комиссию (состоящую и представителей ГЛ, СФ и Правительства РФ), вернуть проект Правительству на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству РФ (в последнем случае новый проект бюджета готовит и вносит в ГД новый состав Правительства РФ). При передаче проекта в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик бюджета, после чего проект вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в ГД. По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление ГД о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.

Во втором чтении ГД утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фона финансовой поддержки субъектов РФ. Если ГД отклоняет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В третьем чтении ГД рассматривает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, распределение средств Фонда федеральной поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходов по федеральным целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе в пределах расходов, утвержденных во втором чтении; перечень защищенных статей федерального бюджета, Программу государственных внешних заимствований РФ, программы предоставления гарантий Правительства РФ, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных внешних заимствований РФ.

Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональ­ной классификации расходов федерального бюджета на ... год с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расхо­дов по соответствующему разделу, утвержденную во втором чте­нии проекта федерального закона «О федеральном бюджете на... год».

Комитет по бюджету с учетом решений Комиссии Государст­венной Думы и Комиссии Совета Федерации в течение 5 дней готовит сбалансированный вариант распределения расходов фе­дерального бюджета, а также текст проекта федерального закона «О федеральном бюджете на ... год». Затем вносит его вместе с проектом постановления Государственной Думы «О принятии в третьем чтении проекта федерального закона «О федеральном бюджете на ... год» на рассмотрение Государственной Думы.

В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона «О федеральном бюджете на ... год» в течение 10 дней со дня принятия законопроекта в третьем чте­нии. В четвертом чтении текст законопроекта рассматривается в целом.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон «О феде­ральном бюджете на ... год» в соответствии со ст. 105 Конституции РФ в течение 5 дней со дня его принятия передается Совету Феде­рации, где рассматривается в порядке, предусмотренном Консти­туцией РФ.

Рассмотрение Федерального закона «О федеральном бюджете на ... год» Президентом РФ осуществляется в соответствии со ст. 107 Конституции РФ. Закон вступает в силу после его подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.

Федеральный закон «О федеральном бюджете» на очередной год регламентирует:

• структуру, содержание, элементы исполнения федерально­го бюджета;

• элементы контроля за мобилизацией доходов;

• порядок взаимоотношений с субъектами РФ;

• элементы контроля за целевым использованием бюджетных ассигнований;

• размер и источники регулирования дефицита федерального бюджета;

• другие положения, определяющие «финансовый климат» на очередной год.

Как правило, первой же статьей закона утверждается общий объем расходов и доходов федерального бюджета. Устанавливается предельный размер дефицита федерального бюджета на очеред­ной год: в общей сумме; в процентах к валовому внутреннему продукту; в процентах к расходам федерального бюджета; внут­ренние и внешние источники финансирования дефицита.

Устанавливаются предельные размеры государственных внешних заимствований, предельный размер государственных кредитов, предоставляемых в планируемом году иностранным государствам (за исключением государств – участников СНГ), и отдельной статьей государствам – участникам СНГ.

Если принимается решение о консолидации в федеральный бюд­жет каких-либо ранее внебюджетных целевых фондов, это находит отражение в соответствующей статье закона. В проекте федерального бюджета на 2001 год это статья 8.

Отдельными статьями закона устанавливаются источники фор­мирования федерального бюджета — в общей сумме или в фикси­рованных долях (процентах), а также особенности исчисления или распределения отдельных из них между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.

Самостоятельные статьи закона отражают сумму доходов по источникам и сумму расходов по разделам функциональной клас­сификации.

Важный раздел закона — регламентация взаимоотношений с субъектами РФ по трансфертам, где устанавливается в том числе и порядок формирования Федерального фонда финансовой под­держки субъектов РФ; по дотациям и субвенциям.

Определяется порядок финансирования отдельных расходов на условиях возвратности и платности; санкции за нецелевое исполь­зование средств федерального бюджета, предоставляемых на без­возвратной и возвратной основах.

Целый ряд статей закона регламентирует Доходы и расходы ка­ждого из бюджетных целевых фондов.

Устанавливается верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на 1 января года, следую­щего за планируемым. Утверждается перечень защищенных статей Расходов федерального бюджета, подлежащих обязательному финансированию в полном объеме. Может быть установлен порядок секвестра расходной части федерального бюджета, условия и за­конодательная основа его введения.

Регламентируются функции Счетной палаты Российской Феде­рации при исполнении федерального бюджета.

Устанавливаются цели, источники формирования и порядок расходования средств Бюджета развития, санкции за их нецеле­вое использование.

Отдельными приложениями в рамках закона «О федеральном бюджете на ... год» утверждаются:

• ведомственная структура расходов федерального бюджета;

• финансирование федеральной инвестиционной программы-

• объем федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета;

• объем целевых средств для оказания финансовой поддерж­ки регионам;

• поквартальное распределение доходов, расходов и дефици­та федерального бюджета;

• направление расходования средств Бюджета развития РФ по разделам функциональной классификации;

• распределение финансирования по центральным и регио­нальным средствам массовой информации;

• государственные инвестиции для кредитования застройщи­ков в соответствии с федеральной целевой программой;

• детальное распределение ассигнований на сельское хозяй­ство, образование, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, программы и мероприятия, фи­нансируемые из федерального бюджета.

Устанавливается целый ряд других положений, регламенти­рующих исполнение федерального бюджета в планируемом году.

В случае, если Федеральный закон «О федеральном бюджете на ... год» не вступил в силу до 1 января планируемого года, Правитель­ство РФ имеет право производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной класси­фикации расходов федерального бюджета ежемесячно в размере одной двенадцатой от сумм фактически произведенных текущих расходов за предшествующий год. Оказание финансовой помощи субъектам РФ из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ производится в долях, утвержденных соответствую­щей статьей Федерального закона «О федеральном бюджете» на год, предшествующий планируемому.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения зако­нодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов: федерального, территориальных, ме­стных (органов местного самоуправления). В процессе исполне­ния бюджета органы исполнительной власти могут вносить изме­нения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации по каждому направ­лению расходования средств.

Важнейшие задачи исполнения бюджета – обеспечение пол­ного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в тече­ние того финансового года, на который утвержден бюджет. При исполнении бюджета важное место принадлежит правильному и экономически обоснованному распределению всех видов плате­жей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемому по бюджетной росписи доходов и расходов – основному опера­тивному плану распределения доходов и расходов по подразделе­ниям бюджетной классификации в форме поквартальной разбив­ки и в разрезе распорядителей бюджетных ассигнований.

На практике, в связи с дефицитом финансовых ресурсов и на­пряженным исполнением бюджета, для оперативного контроля и финансирования неотложных расходов финансовыми органами кроме росписи доходов и расходов могут составляться кассовые планы исполнения бюджета – на месяц с распределением на пяти- и десятидневки; со сроками поступления платежей и срока­ми финансирования первоочередных расходов. Кроме того, доста­точно широко практикуется лимитирование расходов, когда фи­нансирование осуществляется в пределах установленных лимитов, зачастую в суммах реально поступающих доходов. Бюджетная рос­пись составляется уполномоченным исполнительным органом, ут­верждается в установленном законодательством порядке и направ­ляется для сведения в представительный и контрольно-счетные органы.

Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате получения дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствую­щий бюджет и изъятию не подлежит. Такие суммы называются свободными бюджетными средствами. Решение об их использова­нии принимает соответствующий законодательный (представи­тельный) орган власти по предложению соответствующего испол­нительного органа власти. Свободные бюджетные средства могут быть израсходованы только при условии обеспечения финансиро­вания плановых расходов и зачисления средств, полученных от использования свободных бюджетных средств, в свой бюджет.

Свободные бюджетные средства по решению законодательно­го (представительного) органа власти могут быть: направлены на осуществление различных социально-экономических программ;

вложены в акции и другие ценные бумаги; предоставлены в виде процентных и беспроцентных бюджетных ссуд.

Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета, за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.

Одновременно с утверждением бюджета на очередной финан­совый год устанавливается размер оборотной кассовой наличности на начало следующего бюджетного года. Сумма оборотной кассо­вой наличности – своего рода резерв, предназначенный для фи­нансирования временных кассовых разрывов. В течение года обо­ротная кассовая наличность может быть израсходована на финансирование временных кассовых разрывов, однако она долж­на быть обязательно восстановлена к началу нового года в утвер­жденной сумме.

Основной принцип исполнения бюджета – принцип единства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов и платежей с единого бюд­жетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется уч­реждениями банков, в которых открыты счета соответствующего бюджета.

В целях проведения государственной бюджетной политики, эф­фективного управления доходами и расходами в процессе испол­нения федерального бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием госу­дарственных средств в соответствии с Указом Президента РФ от 08.12.92 г. № 1556 был в принципиальном, а Постановлением Пра­вительства России от 27.08.93 г. № 864 в организационном плане решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов РФ.

Казначейская система исполнения бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации и местных бюджетов – одно из важных на­правлений совершенствования бюджетного процесса. Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета обуслов­лен развитием рыночных процессов в российской экономике, со­провождавшихся образованием разрозненной массы коммерче­ских банков. Центральный банк РФ, сосредоточив усилия на вопросах денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ос­лаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие бан­ки на местах устранились от контроля за использованием бюджет­ных средств.

Наряду с этим законодательное закрепление самостоятельно­сти бюджетов в рамках единой бюджетной системы России осво­бодило местные финансовые органы от обязательного контроля за правильностью и целевым характером использования средств федерального бюджета. В области исполнения федерального бюд­жета по доходам существовавший порядок характеризовался не только низкой оперативностью зачисления доходов на счета фе­дерального бюджета, длительным запаздыванием, неполнотой и расхождениями в предоставляемой Центральным банком инфор­мации, но также разночтениями в порядке распределения посту­пающих доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней.

В сфере расходов федерального бюджета до настоящего време­ни действующая система носила отпечаток предельно централи­зованной директивной экономики, поскольку допускала их фиксирование лишь на стадии платежа, т.е. когда возможность манев­рирования государственными финансовыми ресурсами уже прак­тически упущена. Постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых рас­ходах и перечислении этих средств по назначению, а значит, эф­фективно контролировать данные операции. Вследствие раздель­ного учета рублевых и валютных позиций нарушался принцип кассового единства бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.