Меню
Поиск



рефераты скачать Государственный бюджет России, проблемы преодоления его дефицита

2.    начисления на заработную плату;

3.    канцелярские и хозяйственные расходы;

4.    командировки и служебные разъезды;

5.    стипендии;

6.    расходы на питание;

7.    приобретение медикаментов и перевязочных средств;

8.    приобретение оборудования и инвентаря;

9.    приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;

10.государственные капитальные вложения;

11.капитальный ремонт;

12.содержание сооружений благоустройства;

13.геологоразведочные работы;

14.проектирование;

15.государственная дотация;

16.операционные расходы;

17.платежи по ссудам;

18.возмещение разницы в ценах;

19.прочие расходы.

Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону ) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку.

   Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны (18 %). Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

  Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

   Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.

   Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

   Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют прежде всего принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:

·      получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

·      целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

·      предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

·      безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

·      Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития.


В качестве примера рассмотрим структурные показатели расходов проекта
федерального бюджета на 2001 год.

Найдем Бюджетные приоритеты 2001 г. (в сравнении с 2000 г.) Рост расходов по важнейшим бюджетным направлениям (с приведением их в сопоставимые условия и с поправкой на инфляцию) составляет:

                                                                                                           

Таблица 4


Рост расходов по важнейшим бюджетным направлениям в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2001» по сравнению с  федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000». 1

место

разделы бюджетов

реальный рост 2001 г. к 2000 г.

№1

Утилизация и ликвидация вооружений

250%

№2

Промышленность, энергетика, строительство

153%

№3

Финансовая помощь бюджетам других уровней

149%

№4

Правоохранительная деятельность

127%

№5

Образование

123%

№6

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

120%

№7

Транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика

118%

№8

Национальная оборона

116%

№9

Судебная власть

115%

№10

Здравоохранение и физкультура

115%


1 Составлено по: федеральный закон «О федеральном бюджете на 2000» и проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2001».


Эти направления можно отнести к относительным приоритетам бюджета, так как прирост расходов на них выше среднего (+12%). Следовательно, в тенденции, исходя из темпов роста расходов, приоритеты бюджетной политики на 2001 год можно определить так: укрепление мира, поддержка экономики, федеративные отношения.

Однако по абсолютным суммам расходов и по их доле в общих расходах бюджета структура приоритетов бюджета выглядит иначе:

Таблица 5

Расходы проекта федерального бюджета на 2001 год1


место

все разделы бюджета 2001г.

доля

№1

обслуживание государственного долга

20,09%

№2

национальная оборона

18,34%

№3

финансовая помощь бюджетам других уровней

15,64%

№4

правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

11,03%

№5

социальная политика

9,03%

№6

образование

4,09%

№7

промышленность, энергетика и строительство

3,72%

№8

государственное управление и местное самоуправление

3,41%

№9

транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

2,56%

№10

международная деятельность

1,86%

№11

здравоохранение и физическая культура

1,86%

№12

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

1,84%

№13

сельское хозяйство и рыболовство

1,74%

№14

целевые бюджетные фонды

1,16%

№15

судебная власть

0,95%

№16

культура, искусство и кинематография

0,53%

№17

средства массовой информации

0,52%

№18

предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

0,52%

№19

утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров

0,51%

№20

охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

0,39%

№21

исследование и использование космического пространства

0,38%

№22

мобилизационная подготовка экономики

0,04%

№23

пополнение государственных запасов и резервов

0,04%

№24

развитие рыночной инфраструктуры

0,01%

№25

прочие расходы

-0,27%


1 Составлено по:  постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о принятии во втором чтении проекта федерального закона "о Федеральном бюджете на 2001 год", о распределении расходов федерального бюджета на 2001 год по разделам функциональной классификации расходов бюджетов российской федерации.


По-прежнему на первом месте (свыше 1/5 бюджета) остается обслуживание долга. Однако в реальном выражении эти расходы даже упадут на 4%, то есть это направление получило даже отрицательный приоритет по приростам. Это несомненно является достижением общей макроэкономической политики.

Возрастание помощи бюджетам иных уровней связано с суммарной утратой налоговых доходов бюджетов субъектов Федерации (например, по НДС). Однако основные потери несет малое число[11] наиболее богатых регионов, в то время как рост объемов помощи увеличивает степень выравнивания для большей части субъектов Федерации. Тем не менее надо отметить, что высокая приоритетность расходов, связанных с федеративными отношениями, и по темпам роста, и по объему, достигается отнюдь не бесконфликтно, порождает социально-экономические проблемы на уровне регионов и политические в их взаимоотношениях с центром.

Наиболее ярко разрыв между тенденцией и фактическим положением проявляется в сфере государственной поддержки экономики. Если по темпам роста это направление является вторым приоритетом, то по абсолютной величине расходов занимает лишь скромное 7-е место.

Концентрация расходов на немногих наиболее крупных статьях показывает, что фактически сложившиеся приоритеты имеют подавляющее преимущество перед новыми, закладываемыми в качестве тенденции. Из 25 разделов на первые 3 приходится более 1/2 расходов бюджета (54,07%), на первые 5 разделов - более 3/4, на первые 10 - более 9/10 расходов.

Сам факт такой концентрации ресурсов можно оценить положительно, но действия государства по изменению системы приоритетов должны быть более решительными, иначе еще на долгие годы бюджетная политика сохранит инерционный характер, не позволяющий решить стоящие перед страной, перед государством задачи.

Бюджетная политика в области расходов в ближайшей перспек­тиве будет реализоваться исходя из объема ресурсов, определен­ных в рамках прогноза доходов и источников финансирования бюджетного дефицита.

Процедура составления проекта бюджета должна позволять фе­деральным органам исполнительной власти самостоятельно оп­ределять наиболее важные направления расходования средств внутри отрасли исходя из возможностей бюджета по финансиро­ванию конкретных отраслей экономики и социальной сферы при сохранении общих приоритетов, предусмотренных в проекте фе­дерального бюджета.

Предстоит сделать болезненный шаг – сократить число бюджетополучателей. Наличие более 140 прямых получателей средств из федерального бюджета делает его трудно исполнимым. Бюд­жетные средства должны распределяться по перечню, ограничен­ному количеством федеральных органов исполнительной власти, при этом остальные бюджетные учреждения должны быть включены в состав профильных министерств и ведомств. Это позволит создать более эффективную ведомственную структуру расходов бюджета, строже спрашивать за его исполнение с ограниченного круга министерств и ведомств.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов важно выделить приоритеты расходования бюджетных средств и определить статьи, которые не являются первоочередными и могут быть сокращены в следующем году. Среди расходов приоритетного харак­тера следует выделить следующие:

• социальные расходы, доля которых существенно возрастает в общем объеме бюджета; в структуре социальных расходов также будут выделены приоритеты: расходы на выплату пенсий, культу­ру и искусство;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.