|
1 Составлено по: федеральный закон «О федеральном бюджете на 2000» и проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2001». Эти направления можно отнести к относительным приоритетам бюджета, так как прирост расходов на них выше среднего (+12%). Следовательно, в тенденции, исходя из темпов роста расходов, приоритеты бюджетной политики на 2001 год можно определить так: укрепление мира, поддержка экономики, федеративные отношения. Однако по абсолютным суммам расходов и по их доле в общих расходах бюджета структура приоритетов бюджета выглядит иначе: Таблица 5Расходы проекта федерального бюджета на 2001 год1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
место |
все разделы бюджета 2001г. |
доля |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№1 |
обслуживание государственного долга |
20,09% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№2 |
национальная оборона |
18,34% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№3 |
финансовая помощь бюджетам других уровней |
15,64% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№4 |
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
11,03% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№5 |
социальная политика |
9,03% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№6 |
образование |
4,09% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№7 |
промышленность, энергетика и строительство |
3,72% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№8 |
государственное управление и местное самоуправление |
3,41% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№9 |
транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
2,56% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№10 |
международная деятельность |
1,86% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№11 |
здравоохранение и физическая культура |
1,86% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№12 |
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу |
1,84% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№13 |
сельское хозяйство и рыболовство |
1,74% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№14 |
целевые бюджетные фонды |
1,16% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№15 |
судебная власть |
0,95% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№16 |
культура, искусство и кинематография |
0,53% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№17 |
средства массовой информации |
0,52% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№18 |
предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
0,52% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№19 |
утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров |
0,51% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№20 |
охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия |
0,39% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№21 |
исследование и использование космического пространства |
0,38% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№22 |
мобилизационная подготовка экономики |
0,04% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№23 |
пополнение государственных запасов и резервов |
0,04% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№24 |
развитие рыночной инфраструктуры |
0,01% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№25 |
прочие расходы |
-0,27% |
1 Составлено по: постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о принятии во втором чтении проекта федерального закона "о Федеральном бюджете на 2001 год", о распределении расходов федерального бюджета на 2001 год по разделам функциональной классификации расходов бюджетов российской федерации.
По-прежнему на первом месте (свыше 1/5 бюджета) остается обслуживание долга. Однако в реальном выражении эти расходы даже упадут на 4%, то есть это направление получило даже отрицательный приоритет по приростам. Это несомненно является достижением общей макроэкономической политики.
Возрастание помощи бюджетам иных уровней связано с суммарной утратой налоговых доходов бюджетов субъектов Федерации (например, по НДС). Однако основные потери несет малое число[11] наиболее богатых регионов, в то время как рост объемов помощи увеличивает степень выравнивания для большей части субъектов Федерации. Тем не менее надо отметить, что высокая приоритетность расходов, связанных с федеративными отношениями, и по темпам роста, и по объему, достигается отнюдь не бесконфликтно, порождает социально-экономические проблемы на уровне регионов и политические в их взаимоотношениях с центром.
Наиболее ярко разрыв между тенденцией и фактическим положением проявляется в сфере государственной поддержки экономики. Если по темпам роста это направление является вторым приоритетом, то по абсолютной величине расходов занимает лишь скромное 7-е место.
Концентрация расходов на немногих наиболее крупных статьях показывает, что фактически сложившиеся приоритеты имеют подавляющее преимущество перед новыми, закладываемыми в качестве тенденции. Из 25 разделов на первые 3 приходится более 1/2 расходов бюджета (54,07%), на первые 5 разделов - более 3/4, на первые 10 - более 9/10 расходов.
Сам факт такой концентрации ресурсов можно оценить положительно, но действия государства по изменению системы приоритетов должны быть более решительными, иначе еще на долгие годы бюджетная политика сохранит инерционный характер, не позволяющий решить стоящие перед страной, перед государством задачи.
Бюджетная политика в области расходов в ближайшей перспективе будет реализоваться исходя из объема ресурсов, определенных в рамках прогноза доходов и источников финансирования бюджетного дефицита.
Процедура составления проекта бюджета должна позволять федеральным органам исполнительной власти самостоятельно определять наиболее важные направления расходования средств внутри отрасли исходя из возможностей бюджета по финансированию конкретных отраслей экономики и социальной сферы при сохранении общих приоритетов, предусмотренных в проекте федерального бюджета.
Предстоит сделать болезненный шаг – сократить число бюджетополучателей. Наличие более 140 прямых получателей средств из федерального бюджета делает его трудно исполнимым. Бюджетные средства должны распределяться по перечню, ограниченному количеством федеральных органов исполнительной власти, при этом остальные бюджетные учреждения должны быть включены в состав профильных министерств и ведомств. Это позволит создать более эффективную ведомственную структуру расходов бюджета, строже спрашивать за его исполнение с ограниченного круга министерств и ведомств.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов важно выделить приоритеты расходования бюджетных средств и определить статьи, которые не являются первоочередными и могут быть сокращены в следующем году. Среди расходов приоритетного характера следует выделить следующие:
• социальные расходы, доля которых существенно возрастает в общем объеме бюджета; в структуре социальных расходов также будут выделены приоритеты: расходы на выплату пенсий, культуру и искусство;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.