Меню
Поиск



рефераты скачать Государственное регулирование цен в Республике Беларусь

4)                внесение в соответствующие органы управления предло­жений о введении или отмене государственного регулирования цен на определенные товары или услуги;

5)                оказание методической помощи субъектам хозяйствова­ния в вопросах ценообразования;

6)                выдача обязательных для исполнения указаний и предпи­саний об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий, их порождающих;

7)                принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотрен­ных законодательством;

8)                определение условий расчетов и уровня цен на продукцию, поставляемую в государства-участники СНГ на эквивалентной основе (по клирингу) исходя из интересов страны.

Основными формами контроля являются комплексные, от­раслевые, тематические и разовые проверки.

Для осуществления контроля субъекты хозяйствования при реализации товаров обязаны указывать в товарно-сопроводитель­ных, платежных документах свободную отпускную цену предприя­тия-изготовителя или импортера, ее количественные и качествен­ные характеристики. При поставке продукции через оптовые или снабженческо-сбытовые предприятия в товарно-сопроводительных, платежных документах в обязательном порядке должен отражать­ся размер оптовой наценки.  Работники органов контроля имеют право получать от ми­нистерств, ведомств, субъектов хозяйствования материалы и до­кументы, необходимые для установления, согласования и приме­нения цен, беспрепятственно посещать министерства, ведомства, предприятия всех форм собственности для осуществления конт­роля, привлекать к контрольным проверкам квалифицированных специалистов.

В республике действует порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями законов, правил и норм по це­нообразованию. К нарушениям государственной дисциплины цен относятся:

1)                завышение или занижение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги (фиксированных или предельных цен, предельных уровней рентабельности или коэффициентов повы­шения цен и тарифов);

2)                завышение отпускных цен на продукцию предприятий-мо­нополистов, зарегистрированных при декларировании в органах це­нообразования;

3)                несоблюдение установленных предельных индексов изме­нения отпускных цен на товары без регистрации этих цен;

4)                завышение или занижение размеров налогов и неналоговых платежей или невключение их в состав цены, если это предусмот­рено законодательством;

5)                отсутствие экономического обоснования цен, тарифов;

6)                применение цен, наценок, тарифов, установленных для пред­приятий общественного питания, сферы обслуживания, культуры, не соответствующих требованиям по отнесению предприятия к оп­ределенному разряду (категории);

7)                включение в стоимость услуг (в том числе туристских пу­тевок) фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, предусмотренных их стоимостью;

8)                несоблюдение порядка купли-продажи товаров в посредни­ческой деятельности;

9)                нарушение предприятиями-монополистами порядка декла­рирования цен и тарифов;

10)            использование завышенных оптовых и розничных торговых надбавок (скидок) при ограничении их уровня;

11)            реализация продовольственных товаров сверх норматив­ных сроков реализации (с разрешения специально уполномоченных государственных органов) без уценки.

Органы ценообразования имеют право принимать ре­шения о применении экономических санкций за нарушение дисцип­лины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодатель­ством, которые заключаются в следующем:

1)                выручка, необоснованно полученная в результате наруше­ния уровня регулируемых цен, и штраф в таком же размере подле­жат изъятию в доход соответствующего бюджета с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке, а с предпринима­телей, осуществляющих деятельность без образования юридичес­кого лица, - в судебном порядке. При повторном аналогичном на­рушении дисциплины цен в течение года штраф взимается в двой­ном размере (Постановление Совета Министров Республики Бела­русь № 51 от 1 февраля 1993 г. «Об усилении контроля за соблюде­нием цен» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постанов­лением Кабинета Министров Республики Беларусь № 221 от 2 де­кабря 1994 г.));

2)                при неоднократном выявлении фактов необоснованного за­вышения или занижения цен субъектами хозяйствования независи­мо от формы собственности органы ценообразования имеют право вводить для них режим государственного регулирования цен, а так­же входить в Хозяйственный суд с представлением о возбуждении дела о ликвидации предприятий негосударственных форм собствен­ности и о прекращении предпринимательской деятельности лица­ми, занимающимися ею;

3)                в случае неправильного указания или неуказания субъекта­ми хозяйствования в платежных документах необходимых рекви­зитов, что может привести к завышению цен (наценок), органы кон­троля вправе наложить как на поставщика, так и на покупателя про­дукции штраф в размере 10 % от стоимости продукции;

4)                субъекты хозяйствования при определении уровня отпуск­ных цен на реализованную продукцию обязаны обосновывать его соответствующими расчетами (калькуляция с расшифровкой ста­тей затрат). Отсутствие экономических расчетов, подтверждаю­щих уровень применяемых цен, рассматривается как нарушение дисциплины цен, и к субъектам хозяйствования применяются в ус­тановленном порядке штрафные санкции в размере 30% от сто­имости реализованной продукции (Постановление Совета Мини­стров Республики Беларусь № 209 от 10 февраля 1999 г. «О некото­рых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен» (с изменениями, внесенными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 994 от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений в Постановление Совета Министров Республики Бела­русь № 209 от 10 февраля 1999 г.»));

5)                превышение установленных предельных индексов измене­ния отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном поряд­ке влечет взыскание с субъектов хозяйствования в соответствую­щий бюджет дохода, полученного в результате превышения цен (та­рифов), и наложение штрафа в двукратном размере полученного дохода (Указ Президента Республики Беларусь № 285 от 19 мая 1999 г. «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Рес­публике Беларусь»);

6)                реализация товаров (работ, услуг) с нарушением установ­ленного порядка регистрации цен (тарифов), а также при отсутствии экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), влечет наложение на субъекта хозяйствования штрафа в размере 30% стоимости реализованных товаров (работ, услуг);

7)                в случае отказа предприятия-монополиста от декларирова­ния или несвоевременного декларирования цен (их изменений), пре­доставления недостоверной информации облисполком вправе нало­жить на него штраф в размере до 15% стоимости продукции, реа­лизованной по недекларированной цене (Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 27 от 20 января 1992 г. «О вре­менных мерах противодействия завышению цен монопольными производителями»);

8)                при применении предприятием-монополистом более высо­
ких цен (их изменении), чем это определено органами ценообразования, или завышении декларированных цен разница в бесспорном порядке подлежит изъятию в соответствующий бюджет с взысканием штрафа в размере изъятой суммы;

9)                хранение калькуляций по ценам осуществляется на бумаж­ных носителях в течение трех лет, по определенному перечню то­варов в течение пяти рабочих дней предоставляется информация о ценах в Министерство экономики. За нарушение данных требова­ний применяется штраф в размере до 10% стоимости реализован­ных товаров в части цен, на которые произведено нарушение (По­становление Совета Министров Республики Беларусь № 852 от 12 июня 2000 г. «О некоторых мерах по улучшению информационного обеспечения и контроля за уровнем цен»).

Для улучшения информационного обеспечения и организации более действенного контроля за ценообразованием правительство республики в 2000 г. приняло специальное постанов­ление. Согласно этому постановлению, предприятия и предприни­матели обязаны не менее трех лет хранить у себя решения об ус­тановлении цен на производимую ими продукцию, а также на това­ры, ввозимые на территорию Беларуси в режиме «выпуск товаров для свободного обращения». Информация о ценах должна представ­ляться в Министерство экономики в течение пяти дней с даты при­нятия решения об установлении цен.

Повышению эффективности проводимой ценовой политики в стране способствует также проведение ценового мониторинга, ко­торый осуществляется как органами ценообразования, так и служ­бами государственной статистики. Современный ценовой мониторинг включает отслеживание цен, ценообразующих факторов на основных сегментах рынка -внутреннем, внешнем, на рынке потребительских товаров, промыш­ленной продукции, услуг, рынке труда и оперативное их прогнозиро­вание. Основная задача мониторинга - быстрое выявление цено­вых дисбалансов и проблем в целях оперативного принятия упреж­дающих решений и создания ценовых информационных ресурсов для субъектов хозяйствования и населения.

2. Анализ чувствительности покупателя к изменению уровня цен.

 

Задание


Проанализировать чувствительность покупателей  к изменениям уровня цен на сок. Для этого:

1)                Составить анкету с вопросами:

¾              при какой цене вы купите этот товар и решите, что сделали выгодную покупку;

¾              начиная с какой цены, вы решите, что этот товар стоит слишком дорого и не станете его покупать;

¾              начиная с какой цены, вы решите, что цена вызывает сомнения в качестве  этого товара и не станете его покупать.

2)                Провести опрос 100 покупателей  данного товара.

3)                Построить кривую спроса, оценить эластичность спроса на разных участках ценового диапазона.

4)                Рассчитав соответствующие коэффициенты дуговой эластичности,  дать оценку тем ценовым диапазонам, где может быть выгодным снижение цен, и тем, в которых снижение цен не способно существенно увеличить объёмы производства.

 

Решение

1) Для решения задач, поставленных в данном задании мною был выбран натуральный сок известной торговой марки «Джой», произведённый на Борисовском консервном комбинате.

Опрос  респондентов  происходил в универмаге «Рублёвский», который находится на проспекте Партизанском, непосредственно возле витрины с выбранной маркой сока. Было опрошено 100 потенциальных покупателей в возрасте не менее 20 лет.

Анкета

Вводная часть

Уважаемый покупатель!

Борисовский консервный завод  проводит маркетинговое исследование с целью изучения Ваших вкусов, мнений предпочтений для изменения  ассортимента и создания нового товара. С нашей стороны анонимность и конфиденциальность собранной информации гарантируется.

Пожалуйста, отметьте галочкой только ОДИН ответ, соответствующий Вашему мнению или желанию ответить на поставленный вопрос. Заранее Вам благодарны за участие в исследовании.

Содержательная часть.

1. Как часто Вы покупаете натуральные соки?

 Никогда не покупаю.

 Покупаю примерно раз в месяц.

 Покупаю раз в неделю.

 Покупаю почти каждый день.

2. Являетесь ли Вы покупателем сока «Джой»?

€ Да.

€ Нет.

Если не являетесь, то укажите причины, по которым Вы отказываетесь от покупки сока «Джой»:

€ Отсутствие интереса.

€ Высокая стоимость.

€ Ограниченный выбор.

€ Недостаточная осведомлённость о предлагаемом соке.

€ Другое.

3. Какой из ниже перечисленных сортов сока «Джой» Вам больше всего нравится?

€ «Джой» - ананас.

€ «Джой» - апельсин.

€ «Джой» - мультивитамин.

€ «Джой» - томат.

€ «Джой» - грейпфрут + манго + банан.

4. При какой цене Вы купите сок «Джой» и решите, что сделали выгодную покупку.

€ От 2200 руб.

€ От 2000 руб.

€ От 1800 руб.

€ От 1600 руб.

€ От 1500 руб.

5. Начиная с какой цены Вы решите, что сок «Джой» стоит слишком дорого и не станете его покупать?

€ С 3000 руб.

€ С 2500 руб.

€ С 2300 руб.

€ С 2000 руб.

€ С 1500 руб.

6. Начиная с какой цены, Вы решите, что цена вызывает сомнения в качестве и не станете его покупать?

€ С 1700 руб.

€ С 1500 руб.

€ С 1300 руб.

€ С 1200 руб.

€С 1000 руб.

Полученные результаты сведены в таблицу 1.

Таблица 1.Результаты ответов на 4, 5 и 6 вопросы анкеты.

Результаты ответа на 4 вопрос (выгодная покупка)

Результаты ответа на 5 вопрос (большая цена)

Результаты ответа на 6 вопрос (сомнительная цена)

2200 – 3%

С 3000 – 1%

С 1700 – 3%

2000 – 20%

С 2500 – 20%

С 1500 – 20%

1800 – 37%

С 2300 – 30%

С 1300 – 32%

1600 – 25%

С 2000 – 49%

С 1200 – 25%

1500 – 15%

С 1800 – 0%

С 1000 – 20%

Источник: собственная разработка


Построим кривую спроса  сока «Джой», в связи с чем составим вспомогательную таблицу 1а.

Исходя из полученных данных составим таблицу зависимости спроса от цены. Т.к. большинство покупателей отказываются приобретать сок «Джой» по цене свыше 3000 руб., то при этой цене спрос равен нулю (это верхняя граница ценового диапазона). При стоимости сока  1000 руб. покупатели считают её сомнительной и поэтому отказываются его приобретать. Это нижняя граница ценового диапазона.  Сок, цена которого находится в ценовом диапазоне от 1500 руб. до 2000 руб. потребители считают выгодной покупкой.

Таблица 1а. Зависимость спроса от цены.

P (цена)

Q (спрос)

3000

0

2500

8

2000

20

1500

78

1200

100

Рисунок 2.  Кривая спроса на сок «Джой».

Рисунок 3. Кривые спроса, характеризующие ответы потребителей на вопросы 4, 5 и 6.


Эластичность спроса выше при высоких и средних ценах и ниже при низких ценах. Без предварительного измерения невозможно сказать, является ли в данной точке спрос эластичным или относительно неэластичным. На ценовом диапазоне от 3000 до 2500 руб. спрос будет  равен  8% респондентов. От 2500 до 2000 руб. спрос равняется  20%. От 2000 до 1500 руб. спрос – 58%, а от 1500 до 1200 – 22%.

Коэффициент прямой эластичности спроса по цене характеризует отношение относительного изменения объёма спроса к относительному изменению цены  и показывает, на сколько процентов изменяется объём спроса на товар при изменении цены на 1 %.

Коэффициент дуговой эластичности рассчитывается чаще всего по правилу средних точек, т.е. используется среднее для данного интервала значение цены и спроса, а именно:

Р = (Р1 + Р2) / 2;  Q =  (Q1 + Q2)  2.

Откуда  ei =  ∆Q / ∆Р * Р / Q,

где Q – объём спроса на данный товар, Р – цена данного товара., Р1,  Р2  - цена товара в двух данных точках, Q1, Q2 - спрос на товар в двух данных точках.

Если спрос совершенно эластичный (е = ∞), то при снижении цены  покупатели повышают объём  спроса на неограниченную величину, а при повышении цены – полностью отказываются от товара.

При эластичном спросе (е > 1) при снижении цены  объём спроса повышается  более высокими темпами по сравнению с изменением цены, а при её повышении – снижается в более значительных размерах, чем цена.

При единичной эластичности (е = 1) объём спроса изменяется теми же темпами, что и цена, но в противоположном направлении.

 Если спрос не эластичен (е < 1), то при повышении цены объём спроса снижается более низкими темпами, чем  растёт цена, а при её снижении – увеличивается более медленно, чем падает цена.

При совершенно неэластичном спросе (е = 0) любое изменение цены объёма спроса совершенно не меняет.

Рассчитаем коэффициенты дуговой эластичности ан основании рисунка 2 и таблицы 1а.

e1 = 8 / 500 * 2750 / 4 = 11;

e2 =  12 / 500 * 2250 / 14 = 3,9;

е3  = 58 / 500 * 1750 / 49 =  4,1;

е4  = 22 / 300 * 1350 / 89 =  1,1.

По полученным результатам  производителю сока «Джой» выгодно снижать цены на всём ценовом диапазоне, так как эластичность больше единицы. При снижении цены покупатели повышают объём спроса на неограниченную величину, а при повышении цены они полностью отказываются от товара.

Задача

 

Определить, какая цена  должна установиться на рынке  анализируемого товара, чтобы фирма  его производящая при планируемом объёме выпуска  продукции (Q) 12 тыс. шт. в месяц имела прибыль (PRO) не менее 27 млн. руб. Совокупные постоянные издержки фирмы (TFC)  составляют 72 млн. руб., а средние переменные (AVC) – 4 720 руб. Налоги в соответствии с законодательством. НДС – 10%. Дать графическую иллюстрацию задачи и найти точку безубыточности.

 

Решение

1) Находим общие издержки (TC):

ТС = TFC + TVC                                                                           (1)

(совокупные постоянные издержки + совокупные переменные издержки).

Из  формулы (1) нам неизвестны совокупные переменные издержки (TVC), найдём их с помощью формулы:

AVC = TVC / Q                                                                     (2)

Отсюда,  TVC =  AVC * Q                                                   (3)

Подставим в формулу (3) известные нам значения:

TVC = 4 720 руб. * 12 тыс. шт. = 56 640 тыс. руб.

Найденное значение применим в формуле (1) и найдём общие издержки: ТС = 72 млн. руб. + 56 млн. 640 тыс. руб. = 128 млн. 640 тыс. руб.

2) Находим цену производства (оптовую цену)  по формуле:

Цпр = ТС + PRO                                                                    (4)

Подставим известные нам значения и получим:

Цпр =  128 млн. 640 тыс. руб. + 27 млн. руб. = 155 млн. 640 тыс. руб.

3) Теперь найдём отпускную (производственную) цену одной единицы продукции путём деления общей цены производства на  планируемый объём выпуска продукции (155 млн. 640 тыс. руб./12 тыс. ед.) и получим 12 970 руб. (Цпр. ед.).

4) Найдём отчисления в местный и республиканский бюджет.

ОБ =  Цпр * 2% / (100% - 2%)                                                (5)

Получим ОБ =  12 970 руб. * 2%  / (98%) = 265 руб.

5) Налог на добавленную стоимость.

НДС = (Цпр + ОБ) * 10% / 100%                                           (6)

Получим  НДС = (12 970 руб. + 265руб.) * 10% / 100% = 1323,5 руб.

7) Находим отпускную цену по формуле:

Цотп = Цпр + ОБ + НДС                                                          (7)

Получим Цотп.ед. = 12 970 руб. + 265 руб. + 1323,5руб. =  14558,5 руб.

8) Точка безубыточности – это такой объём реализации, при котором полученные доходы  обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности  получать прибыль, т.е. это нижний предельный объём выпуска  продукции, при котором  прибыль равна нулю.

Точка безубыточности характеризуется показателями:

¾              Критический объём реализации.

КОР = TFC / (Цотп.ед.  -  АVCед.)                                             (8)

Получим КОР = 72 млн. / (14558,5 руб. -  4720 руб.) = 7318 шт.

¾              Порог рентабельности.

ПР  = КОР + Цотп. ед.                                                                                                (9)

Получим  ПР  = 7318 шт. * 14558,5 руб. = 106 млн.539 тыс. 103 руб.

¾              Запас финансовой прочности.

ЗФП = Вр – ПР.                                                                    (10)  

Получим ЗФП = 12 тыс. шт.* 14558,5 руб. - 106 млн.539 тыс. 103 руб. =

=  68 млн. 162 тыс. 897 руб.

¾              Маржа безопасности.

МБ  = Q  - КОР                                                           (11)

Получим МБ  = 12 000 шт. -  7318 шт. = 4 682 шт.

Используя найденные показатели, найдём точку безубыточности (А) и изобразим её на графике (рисунок 4). Ниже точки безубыточности находится зона убытков, а выше её – зона прибыли.  Относительно объёма производства от точки А до точки С находится маржа безопасности, а относительно выручки от реализации от точки А до точки С – порог рентабельности. Последние два показателя характеризуют то, как далеко находится  предприятие от точки безубыточности.

 

Рисунок 4. График прямой, отражающий точку безубыточности

Литература

1.                 Деева А.И. Цены и ценообразование. – М.: Экзамен, 2003.

2.                 Емельянова Т.В. Ценообразование. – Мн.: ВШ, 2005.

3.                 Лазаревич Н.М., Кохнович И.Н. Ценообразование. – Мн.: МИУ, 2006.

4.                 Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: Инфра-М, 2001.

5.                 Полещук И.И., Терешина В.В. Ценообразование. – Мн.: БГЭУ, 2001.

6.                 Савицкий А.А. Основы ценообразования. – Мн.: Дизайн-Про, 2004.

7.                 Тарасов В.И. Ценообразование. – Мн.: Книжный дом, 2006.

8.                 Цены и ценообразование. / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2000.

9.                 Шуляк П.Н. Ценообразование. – М.: Дашков и Ко, 1999.



[1] Лазаревич Н.М., Кохнович И.Н. Ценообразование. – Мн.: МИУ, 2006. – C. 26.

[2] Там же. – С. 27.

[3] Там же. – С. 29..


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.