Государственное регулирование цен в Республике Беларусь
Вариант
8.
Содержание
1. Государственное регулирование цен на внутреннем
рынке Республики Беларусь.
1.1. Формы
государственного ценового регулирования………………………...3
1.2. Система государственного ценового регулирования в Республике
Беларусь………………………………………………………………………….…5
1. 3. Ценовое
регулирование деятельности
монополий в Республике
Беларусь………………………………………………………………………......12
1.4. Контроль за
соблюдением законодательства о ценообразовании………16
2. Анализ чувствительности покупателя к изменению
уровня цен……….…23
3. Задача……………………………………………………………………..……29
Литература………………………………………………………………….……32
1.
Государственное регулирование цен на внутреннем рынке Республики Беларусь.
1.1. Формы государственного ценового регулирования
Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет
с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых
мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать
стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность
преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с
социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным
природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер,
необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.).
Государственное регулирование цен обычно осуществляется
с помощью косвенного и прямого регулирования.
К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на
спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы
макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на
уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие средства по реформированию экономики
и совершенствованию механизма
хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного
законодательства, стимулирование малого предпринимательства,
обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация,
предоставление дотаций и субсидий, сокращение
бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и др.
Прямое регулирование цен осуществляется
в основном тремя способами: путем установления «ценового потолка»
(максимальных цен), «ценового пола» (минимальных цен) и «коридора
цен».
Наибольшее распространение получила политика «ценового потолка»,
которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетике,
нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в
кризисных ситуациях (во время войны, в послевоенный период), при
установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты,
медикаменты и т.п.). Максимальные цены, устанавливаемые государством
ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике. Они
формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям,
ведут к образованию дефицита продукции на рынке. В таких условиях государство
часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по
низким ценам, путем выделения различных дотаций, субсидий, что ведет к
усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем.
Практика использования политики «ценового
потолка» в экономике республики, кроме указанных последствий, порождала и
такие явления, как очереди, черный рынок, коррупция на государственных
предприятиях.
Политика «ценового пола» используется
обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения
монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции.
Чаще всего она применяется на рынке сельскохозяйственной продукции
по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также
влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от
описанной выше ситуации формируется рынок покупателя. На таком рынке образуются
излишки продукции, которые государство вынуждено скупать и затем ими
распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке
и т.п.).
Политика «коридора цен» заключается в том, что устанавливаются
два предела цен: верхний и нижний. Цены, таким образом, одновременно
ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не
позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной
цены. Если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных
сделок на рынке опускаются до их допустимого минимального
предела, специальные органы начинают скупать излишки
продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение
настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого
максимального предела, специальные органы начинают продавать продукцию
из буферных запасов. Таким образом, политика «ценового коридора»
позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы
регулирования цен, устраняя резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.
Помимо предельных цен в Республике Беларусь устанавливаются
фиксированные цены, которые также являются регулируемыми ценами,
устанавливаемыми в твердо выраженной денежной величине[1].
Эффективность системы государственного регулирования цен зависит
от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования.
Каждое государство в соответствии с проводимой экономической
политикой и целями развития общества использует различные
сочетания и способы ценового регулирования.
1.2. Система государственного ценового регулирования
в Республике Беларусь
Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение
определенной государственной ценовой политики. Эта политика, может
реализовываться двумя путями:
1) в форме резкого перехода к рыночной экономике с помощью
активной либерализации цен;
2) посредством плавного вхождения в
рыночную экономику, сочетая постепенное высвобождение цен по
мере создания необходимых условий и конкурентной рыночной
среды с системой государственного регулирования ценообразования.
Программой перехода к рынку в Республике Беларусь первоначально
предусматривалось три этапа введения свободных цен на протяжении 1990 - 1992
гг. Однако осуществить такие серьезные преобразования в сжатые сроки
оказалось нереальным.
Еще в составе бывшего СССР с ноября 1990 г. предприятиям было разрешено формировать свободные цены на ряд товаров, не оказывающих
существенного влияния на жизненный уровень населения
(ювелирные изделия, изделия из натурального меха, ковры и ковровые
изделия, изделия из хрусталя и др.)[2].
Следующий шаг в направлении перехода к свободным ценам был
сделан в апреле 1991 г., когда правительство значительно расширило перечень
товаров и услуг, на которые могли применяться свободные (договорные) цены. На
50% продукции производственно-технического назначения и 25% товаров
народного потребления предприятия устанавливали цены самостоятельно. С
этого времени в сфере государственного контроля и регулирования
остались только розничные цены и тарифы на важнейшие социально значимые
товары народного потребления и услуги, оказываемые населению: хлеб и
хлебобулочные изделия, молоко и молочнокислая продукция,
детское питание, мясо и мясопродукты, сахар, электро- и теплоэнергия,
топливо бытовое, услуги пассажирского транспорта, связи, квартирная плата и
некоторые другие.
Государственное регулирование было сохранено также на структурообразующую
продукцию производственно-технического назначения, определяющую общий
масштаб цен: нефть, газ природный и сжиженный, моторное и котельное
топливо, теплоэнергия, перевозки грузов железнодорожным транспортом,
основные услуги связи.
С 1 марта 1993 г. началась реализация населению по свободным
ценам таких продуктов питания, как баранина, мясо птицы, ликеро-водочные изделия (кроме водки
белой, на которую до сих пор действует
фиксированная цена). В мае-июне этого же года на свободные цены были
переведены основные продовольственные товары:
свинина, говядина, вареные колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, масло животное, мягкие сыры, сахар,
которые до этого времени регулировались государством.
Либерализация цен имела своей целью ликвидацию ценовых
диспропорций и более полное удовлетворение спроса предприятий и населения в
товарах и услугах за счет стабилизации и роста объемов их
производства. Однако после резкого скачка цен в 1992 г. они продолжали
расти высокими темпами. Инфляционные процессы привели к
падению производства, поскольку предприятия получили возможность
достигать своих целей не за счет увеличения выпуска продукции, а за счет повышения цен.
В результате проводимых в 90-е годы преобразований в системе
ценообразования были сглажены имеющиеся ранее диспропорции в ценах
по отраслям экономики и отдельным группам товаров и услуг.
Так, наиболее высокими темпами росли цены на продовольственные
товары и потребительские услуги, которые длительное время были
искусственно занижены. Опережающим ростом отличались цены
на промышленную продукцию, транспортные услуги.
Основные направления ценовой политики в республике на
краткосрочную и долгосрочную перспективу нашли отражение в разработанной
и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в
Республике Беларусь[3].
Целью совершенствования системы ценообразования являлось
создание такого механизма, который бы обеспечивал условия для
эффективного использования ресурсов, повышения
конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной
экономической политики при одновременном сохранении равновесия на
рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения.
В целом за период действия Концепции, принятой в 1999 г., произошли следующие
позитивные изменения:
1)
значительно снижены темпы роста потребительских цен (с 351% в 1999 г. до 114,4% в 2004 г.);
2)
отпала необходимость учета в ценообразовании множества курсов национальной валюты;
3)
произошло укрепление белорусского рубля, что связано с
динамическим развитием национальной экономики;
4)
осуществлены меры по сокращению объемов перекрестного субсидирования по газу и
электроэнергии;
5)
значительно сократились объемы бартера, снизилась острота
проблемы ценообразования на продукцию, поставляемую по товарообменным операциям;
6)
возросла конкуренция на внутреннем рынке товаров и услуг, что
благоприятно сказалось на ценовой ситуации в стране;
7)
сформированы организационные и институциональные основы,
позволяющие стабилизировать ценовые процессы в республике.
Вместе с тем в сфере ценообразования остались нерешенными следующие вопросы:
1)
достаточно высокий уровень инфляции (в 2004 г. самый высокий среди стран
СНГ);
2)
опережающие темпы роста цен на промышленную продукцию по
сравнению с темпами роста цен на потребительские товары;
3)
высокий уровень субсидирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского
транспорта;
4)
наличие меж- и внутриотраслевого перекоса в ценах на отдельные товары и услуги;
5)
недостаточный контроль за уровнем и динамикой себестоимости
товаров (работ, услуг), отсутствие механизма, стимулирующего сокращение
себестоимости продукции предприятиями;
6)
недостаточно эффективное и тесное соотношение ценообразования
с налогово-бюджетной политикой, высокий уровень налоговой нагрузки;
7)
большое количество принимаемых республиканскими органами
государственного управления нормативно-правовых актов, имеющих ограниченный срок действия;
8)
несоответствие отдельных положений антимонопольного
регулирования
международным стандартам.
Вследствие этого возникла необходимость появления Концепции,
принятой в 2005 г., где были уточнены подходы и механизмы регулирования
ценообразования в контексте внутриэкономических и внешнеэкономических изменений.
Концепцией 2005 г. были определены главные составляющие политики
цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Концепция не
предполагает коренного изменения действующей системы
ценообразования, однако намечается совершенствование ценообразования в
целях повышения обоснованности системы цен и усиления их
воздействия на повышение эффективности национальной экономики.
В
качестве принципов ценообразования определены:
1)
сочетание свободных и регулируемых цен;
2)
разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию
цен;
3)
установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем
субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и
получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли
при необходимости с предоставлением государственных дотаций
и других мер государственной поддержки;
4)
осуществление государственного контроля за соблюдением
законодательства о ценообразовании, за формированием и применением цен (тарифов).
Правовые основы государственной политики в области ценообразования
в стране, сфера применения свободного и регулируемого
ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих
регулирование ценообразования и контроль за ним, отражены в Законе
Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к
которым отнесены предприятия с правом юридического лица,
предприниматели, республиканские и местные органы государственного
управления.
Республиканские органы государственного управления устанавливают
цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, Министерство
экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ,
нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые
товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по
оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые
другие товары и услуги. Правом утверждения и
контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций,
связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального,
лесного хозяйства и некоторые другие.
Государственное регулирование и контроль за ценообразованием в
Республике Беларусь на текущий момент осуществляют:
1)
Совет Министров Республики Беларусь - регулирует цены и тарифы
на важнейшие социально значимые услуги для населения и товары,
имеющие стратегическое значение для страны;
2)
Министерство экономики:
Страницы: 1, 2, 3
|