a)
осуществляет формирование основ государственной политики
в области ценообразования в пределах предоставленных ему полномочий и обеспечивает ее
реализацию;
b)
определяет формы и способы государственного ценового регулирования,
порядок установления и применения цен (тарифов);
c)
осуществляет методическое руководство ценообразованием и
координацию работы других органов управления в области ценообразования,
что обеспечивает единство ценовой политики на всей территории страны;
d)
осуществляет регулирование цен (тарифов) и государственный
контроль за соблюдением ценового и антимонопольного законодательства;
e)
принимает решения о применении экономических санкций за
нарушение антимонопольного и ценового законодательства.
Облисполкомы и Минский горисполком обеспечивают государственную
политику в области ценообразования в пределах административно-территориальных
единиц. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных
предприятий имеют также министерства и ведомства.
В последние годы в Беларуси использовались следующие основные
способы государственного регулирования цен:
1)
установление предельных индексов изменения отпускных цен
(тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их
соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на
производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;
2)
определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;
3)
обязательное
обоснование цен отечественными предприятиями
на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат,
прибыли, налогов;
4)
установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей
экономики, услуги естественных монополий;
5)
установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги)
и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые
товары) цен;
6)
ограничение уровня рентабельности в ценах на социально
значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
7)
ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;
8)
обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;
9)
индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным
транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;
10)
декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на
рынке;
11)
ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства
(запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);
12)
контроль за соблюдением законодательства о
ценообразовании.
Органы управления в дальнейшем должны переходить к косвенным
методам воздействия на формирование себестоимости и цен промышленной
продукции, заключающимся в согласованном проведении регулирования цен на
основное сырье и энергоресурсы, налогового, таможенного регулирования,
политики доходов и заработной платы, валютной и
денежно-кредитной политики, антимонопольного регулирования.
1. 3. Ценовое регулирование деятельности монополий в
Республике Беларусь.
В мире известны две модели для преодоления высоких цен, устанавливаемых
монополиями. Зарубежная теория и практика показывают, что
высокие цены и нормы прибыли сегодняшних монополистов побуждают другие
предприятия и новых инвесторов к проникновению на их рынки, что само по
себе создает условия для возникновения и развития конкуренции.
Другая модель, которая экспериментировалась
в условиях отечественной экономики, состоит в том, что,
если товар продается по монопольно высоким ценам, правительство
прибегает к регулированию таких цен. Предприятия в условиях ограничения
прибыли, стремясь уйти от государственного регулирования, завышают
себестоимость, растрачивая свои ресурсы. Правительство, пытаясь
осуществлять такое регулирование, нередко выплачивает дотации,
субсидии, предоставляет различные льготы, растрачивает государственные
ресурсы. Такая политика увековечивает монополию, устраняя возможности
для появления
конкурентов.
Разумеется, первая модель относится к хорошо функционирующему
рынку. Сверхмонополизированная структура производства в Беларуси,
доставшаяся нам в наследство, неизбежно создавала трудности в
формировании конкурентной рыночной среды и рыночных цен. Когда
рынок только формируется, не создана его инфраструктура,
отсутствуют инвестиции, независимая торговая сеть, высокая цена не
в состоянии выполнять функции привлечения нового предложения и ограничения
спроса.
На этапе трансформации экономики сфера государственного
антимонопольного ценового регулирования должна быть еще достаточно
широкой, адаптированной к особенностям экономики переходного
периода. В нее следует включать регулирование цен на продукцию как естественных
монополий, так и ряда искусственных. К естественным монополиям относятся
отрасли производства, в которых минимальные издержки в расчете на единицу
продукции достигаются при сосредоточении производства на
единственном предприятии. В этом случае создание конкуренции путем рассредоточения
производства на нескольких предприятиях является экономически
нецелесообразным, так как ведет к повышению удельных издержек
(электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, газ, тепло,
водоснабжение).
Цель антимонопольного законодательства
заключается в обеспечении доступности для потребителей товаров
(услуг) таких предприятий за счет определения экономически обоснованных цен,
позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий. В нашей стране используется специфическая система регулирования цен на продукцию предприятий,
злоупотребляющих своим доминирующим
(монопольным) положением. При этом доминирующее положение означает
исключительное положение предприятия на рынке, которое позволяет ему диктовать
свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим
предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию. Факт доминирования устанавливается по доле рынка,
которым обладает предприятие. Если,
например, одно предприятие владеет более чем 30%, а два - более чем 54% рынка,
то эти предприятия признаются
монополистами и включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики (независимо
от формы собственности).
Государственный реестр состоит из трех разделов. В
первый раздел включается перечень предприятий, относящихся к
естественной монополии, цены на продукцию и услуги которых устанавливаются
государственными органами. Во второй раздел входят предприятия, за
деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных
антимонопольных органов. Если предприятием, включенным в этот раздел,
будет допущено злоупотребление доминирующим положением, то такое
предприятие исключается из второго раздела и включается в третий.
Третий раздел состоит из предприятий, в отношении которых
применяются государственный контроль и регулирование отдельных
параметров деятельности, в том числе ценовых. Каждый из разделов
реестра содержит два подраздела: республиканский, куда входят
предприятия-монополисты на республиканском товарном рынке, и
местный, состоящий из предприятий-монополистов на местных товарных рынках (в
пределах границ административно-территориальных единиц, населенных
пунктов).
В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого
предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового
регулирования: установление предельного норматива рентабельности, предельного
уровня цен (тарифов) и декларирование уровня свободных цен (тарифов).
Последнее представляет собой регистрацию цен в органах ценообразования
на основе представляемых предприятиями их детальных обоснований
(подробное обоснование цен с представлением калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснительной
запиской).
К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке
относятся установление монопольных цен и заключение антиконкурентных ценовых
соглашений. Под монопольной ценой понимается цена, которая устойчиво
отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается
доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор
предприятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления
монопольной властью.
К ограничению конкуренции на рынке могут привести различные
ценовые соглашения, которые в республике запрещены. Выявление и
пресечение антиконкурентных соглашений (согласованных действий)
о ценах осуществляется в соответствии с разработанной
антимонопольными органами инструкцией.
Антиконкурентные ценовые соглашения можно условно разделить
на два вида: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные соглашения заключаются
в любой форме и имеют целью или результатом необоснованное повышение,
снижение или поддержание определенного уровня цен, в том числе на
аукционах и торгах. Такие соглашения могут быть направлены на
поддержание чрезмерно высоких или чрезмерно низких цен. При этом в
первом случае целью соглашения обычно является получение
дополнительной прибыли за счет потребителя. Во втором случае
договоренности между предприятиями направлены на ограничение доступа на рынок
новых предприятий в период их вероятного входа. После устранения этой
угрозы цены повышаются с таким расчетом, чтобы компенсировать потери, вызванные
их временным понижением.
Вертикальные
соглашения между
предприятиями представляют собой соглашения
неконкурирующих хозяйствующих субъектов,
один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем.
Поставщик при этом применяет метод
поддержания перепродажной цены, суть которого состоит в установлении минимальной цены, по которой продукция должна быть реализована потребителям.
Установление и поддержание минимальной перепродажной цены
означает осуществление поставщиком контроля над рынком определенной
продукции. Следствием подобных действий является ограничение
конкуренции на рынке, устранение возможности для конкурентов
свободно маневрировать ценами и завышение цен.
В Концепции ценообразования определена антимонопольная политика
в сфере ценообразования. В процессе проведения государственной
конкурентной политики должны быть обеспечены равенство условий
деятельности юридических лиц всех форм собственности,
защита интересов отечественных производителей, повышение конкурентоспособности
производимых ими товаров.
Вследствие изменившихся экономических условий основным направлением
антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение
сферы прямого государственного регулирования цен на товары
(работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного
подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и
постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного
регулирования и контроля, который осуществляет:
1)
предупреждение, ограничение и пресечение монополистической
деятельности хозяйствующих субъектов и органов управления;
2)
пресечение недобросовестной конкуренции;
3)
обеспечение правовой защищенности добросовестной
конкуренции;
4)
содействие развитию конкуренции на товарных рынках страны;
5)
контроль
за экономической конкуренцией;
совершенствование регулирования
деятельности естественной монополии.
Одним из направлений антимонопольной политики является
работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления
монопольным положением хозяйствующих субъектов,
освобожденных от ценового регулирования. При этом сохраняется
необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую
национальную, продовольственную, экологическую безопасность.
1.4. Контроль за соблюдением законодательства
о ценообразовании
Составной частью общей системы регулирования цен является
контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Определяя
общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен,
специальные государственные органы призваны контролировать
их соблюдение всеми субъектами хозяйствования.
1 февраля 1993 г. Постановлением Совета Министров Республики
Беларусь № 51 было утверждено Положение о государственном
контроле за соблюдением дисциплины цен, в котором определены основы
государственного контроля за установлением и применением цен
всеми субъектами хозяйствования независимо от форм
собственности. В дополнение к нему было принято Постановление
Кабинета Министров «О повышении эффективности контроля за
ценами» № 221 от 2 декабря 1994 г. Определена ответственность за
нарушение законодательства Республики Беларусь о
ценообразовании статьей 6 Закона Республики Беларусь «О ценообразовании»,
вступившего в действие в мае 1999 г.
Органы контроля за ценами действуют как на высшем республиканском,
так и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным
органом, который определяет политику цен и осуществляет
контроль за ее соблюдением, является Департамент антимонопольной и
ценовой политики Министерства экономики. На местном
уровне в пределах своей территории те же функции выполняют управления
антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского
горисполкома, а также инспекции по контролю за ценами в
районах, городах и их районах. В своей работе органы контроля за ценами
взаимодействуют с министерствами и ведомствами, на которые возложена
ответственность за правильность установления и применения цен на
подведомственных предприятиях. Проверкой правильности установления и
применения цен занимаются также Комитет государственного контроля,
Прокуратура Республики Беларусь, Государственный налоговый
комитет, Министерство финансов, органы статистики.
Может осуществляться также общественный контроль за соблюдением
прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов
обслуживания потребителей со стороны общественных объединений потребителей.
В
процессе контроля решается целый ряд задач, в том числе:
1)
социально-экономический анализ формирования цен, их динамики,
изменения структуры, соответствия реальным условия производства и реализации продукци и;
2)
проверка соблюдения порядка формирования и применения
свободных цен и тарифов, их экономической обоснованности, недопущения
включения в них необоснованных затрат и прибыли;
3)
проверка правильности отражения улучшения потребительских свойств, качества
продукции в ценах;
Страницы: 1, 2, 3
|