Меню
Поиск



рефераты скачать Государственное регулирование цен в Республике Беларусь

a)                 осуществляет формирование основ государственной поли­тики в области ценообразования в пределах предоставленных ему полномочий и обеспечивает ее реализацию;

b)                определяет формы и способы государственного ценового регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов);

c)                осуществляет методическое руководство ценообразовани­ем и координацию работы других органов управления в области ценообразования, что обеспечивает единство ценовой политики на всей территории страны;

d)                осуществляет регулирование цен (тарифов) и государствен­ный контроль за соблюдением ценового и антимонопольного зако­нодательства;

e)                 принимает решения о применении экономических санкций за нарушение антимонопольного и ценового законодательства.

Облисполкомы и Минский горисполком обеспечивают госу­дарственную политику в области ценообразования в пределах ад­министративно-территориальных единиц. Возможность ограничи­вать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.

В последние годы в Беларуси использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

1)                установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невоз­можности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразова­ния или вышестоящих органах;

2)                определение предельных отпускных цен на перечень соци­ально значимых товаров;

3)                обязательное обоснование цен отечественными пред­приятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;

4)                установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;

5)                установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алко­гольные напитки, экспортируемые товары) цен;

6)                ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих домини­рующее положение на рынке;

7)                ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;

8)                обязательное обоснование цен при товарообменных (бар­терных) операциях;

9)                индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодо­рожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с уче­том инфляции;

10)            декларирование цен на продукцию предприятий, занимаю­щих доминирующее положение на рынке;

11)            ограничение цен в рамках антимонопольного законодатель­ства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурент­ных ценовых соглашений);

12)            контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.

Органы управления в дальнейшем должны переходить  к косвенным методам воздействия на формирова­ние себестоимости и цен промышленной продукции, заключающим­ся в согласованном проведении регулирования цен на основное сырье и энергоресурсы, налогового, таможенного регулирования, полити­ки доходов и заработной платы, валютной и денежно-кредитной политики, антимонопольного регулирования.


1. 3. Ценовое регулирование деятельности монополий в Республике Беларусь.

 

В мире известны две модели для преодоления высоких цен, устанавливаемых монополиями. Зарубежная теория и практика показывают, что высокие цены и нормы прибыли сегодняшних мо­нополистов побуждают другие предприятия и новых инвесторов к проникновению на их рынки, что само по себе создает условия для возникновения и развития конкуренции.

Другая модель, которая экспериментировалась в условиях отечественной экономики, состоит в том, что, если товар продается по монопольно высоким ценам, правительство прибегает к регулированию таких цен. Предприятия в условиях ограничения прибыли, стремясь уйти от государствен­ного регулирования, завышают себестоимость, растрачивая свои ресурсы. Правительство, пытаясь осуществлять такое регулиро­вание, нередко выплачивает дотации, субсидии, предоставляет раз­личные льготы, растрачивает государственные ресурсы. Такая по­литика увековечивает монополию, устраняя возможности для по­явления конкурентов.

Разумеется, первая модель относится к хорошо функциони­рующему рынку. Сверхмонополизированная структура производства в Беларуси, доставшаяся нам в наследство, неизбежно создавала трудности в формировании конкурентной рыночной среды и рыноч­ных цен. Когда рынок только формируется, не создана его инфра­структура, отсутствуют инвестиции, независимая торговая сеть, высокая цена не в состоянии выполнять функции привлечения но­вого предложения и ограничения спроса.

На этапе трансформации экономики сфера государственного антимонопольного ценового регулирования должна быть еще дос­таточно широкой, адаптированной к особенностям экономики пере­ходного периода. В нее следует включать регулирование цен на продукцию как естественных монополий, так и ряда искусствен­ных. К естественным монополиям относятся отрасли производства, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении производства на единственном предприятии. В этом случае создание конкуренции путем рассре­доточения производства на нескольких предприятиях является эко­номически нецелесообразным, так как ведет к повышению удель­ных издержек (электроэнергетика, связь, железнодорожный транс­порт, газ, тепло, водоснабжение).

Цель антимонопольного законода­тельства заключается в обеспечении доступности для потребите­лей товаров (услуг) таких предприятий за счет определения эконо­мически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий. В нашей стране используется специфическая система регу­лирования цен на продукцию предприятий, злоупотребляющих сво­им доминирующим (монопольным) положением. При этом доминирующее положение означает исключительное положение пред­приятия на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию. Факт доминирования устанавливается по доле рынка, которым об­ладает предприятие. Если, например, одно предприятие владеет более чем 30%, а два - более чем 54% рынка, то эти предприятия признаются монополистами и включаются в Государственный ре­естр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее по­ложение на товарных рынках республики (независимо от формы собственности).

Государственный реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включается перечень предприятий, относящихся к естествен­ной монополии, цены на продукцию и услуги которых устанавлива­ются государственными органами. Во второй раздел входят пред­приятия, за деятельностью которых ведется наблюдение со сторо­ны государственных антимонопольных органов. Если предприяти­ем, включенным в этот раздел, будет допущено злоупотребление доминирующим положением, то такое предприятие исключается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит из предприятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регулирование отдельных параметров деятельности, в том числе ценовых. Каждый из разделов реестра содержит два подраз­дела: республиканский, куда входят предприятия-монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из пред­приятий-монополистов на местных товарных рынках (в пределах гра­ниц административно-территориальных единиц, населенных пунктов).

В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпус­каемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного норма­тива рентабельности, предельного уровня цен (тарифов) и деклари­рование уровня свободных цен (тарифов). Последнее представля­ет собой регистрацию цен в органах ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных обоснований (под­робное обоснование цен с представлением калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснительной запиской).

К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относятся установление монопольных цен и заключение антикон­курентных ценовых соглашений. Под монопольной ценой понима­ется цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уров­ня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор пред­приятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью.

К ограничению конкуренции на рынке могут привести раз­личные ценовые соглашения, которые в республике запрещены. Выявление и пресечение антиконкурентных соглашений (согласо­ванных действий) о ценах осуществляется в соответствии с разра­ботанной антимонопольными органами инструкцией.

Антиконкурентные ценовые соглашения можно условно раз­делить на два вида: горизонтальные и вертикальные. Горизонталь­ные соглашения заключаются в любой форме и имеют целью или результатом необоснованное повышение, снижение или поддержа­ние определенного уровня цен, в том числе на аукционах и торгах. Такие соглашения могут быть направлены на поддержание чрез­мерно высоких или чрезмерно низких цен. При этом в первом слу­чае целью соглашения обычно является получение дополнитель­ной прибыли за счет потребителя. Во втором случае договоренно­сти между предприятиями направлены на ограничение доступа на рынок новых предприятий в период их вероятного входа. После ус­транения этой угрозы цены повышаются с таким расчетом, чтобы компенсировать потери, вызванные их временным понижением.

Вертикальные соглашения между предприятиями пред­ставляют собой соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем. Поставщик при этом применяет метод поддержания перепродажной цены, суть ко­торого состоит в установлении минимальной цены, по которой про­дукция должна быть реализована потребителям.

Установление и поддержание минимальной перепродажной цены означает осуществление поставщиком контроля над рынком определенной продукции. Следствием подобных действий являет­ся ограничение конкуренции на рынке, устранение возможности для конкурентов свободно маневрировать ценами и завышение цен.

В Концепции ценообразования определена антимонопольная политика в сфере ценообразования. В процессе проведения госу­дарственной конкурентной политики должны быть обеспечены ра­венство условий деятельности юридических лиц всех форм соб­ственности, защита интересов отечественных производителей, по­вышение конкурентоспособности производимых ими товаров.

Вследствие изменившихся экономических условий основным направлением антимонопольной политики должно стать дальней­шее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным груп­пам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и конт­роля, который осуществляет:

1)                предупреждение, ограничение и пресечение монополистичес­кой деятельности хозяйствующих субъектов и органов управления;

2)                пресечение недобросовестной конкуренции;

3)                обеспечение правовой защищенности добросовестной
конкуренции;

4)                содействие развитию конкуренции на товарных рынках страны;

5)                контроль за экономической конкуренцией;
совершенствование регулирования деятельности естествен­ной монополии.

Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъек­тов, освобожденных от ценового регулирования. При этом сохраня­ется необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологичес­кую безопасность.



1.4. Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании


Составной частью общей системы регулирования цен явля­ется контроль за соблюдением законодательства о ценообразова­нии. Определяя общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные государственные органы призваны  контролировать их соблюдение всеми субъектами хозяйствования.

1 февраля 1993 г. Постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь № 51 было утверждено Положение о государ­ственном контроле за соблюдением дисциплины цен, в котором оп­ределены основы государственного контроля за установлением и применением цен всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности. В дополнение к нему было принято Поста­новление Кабинета Министров «О повышении эффективности кон­троля за ценами» № 221 от 2 декабря 1994 г. Определена ответ­ственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании статьей 6 Закона Республики Беларусь «О це­нообразовании», вступившего в действие в мае 1999 г.

Органы контроля за ценами действуют как на высшем рес­публиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим ис­полнительным органом, который определяет политику цен и осуще­ствляет контроль за ее соблюдением, является Департамент ан­тимонопольной и ценовой политики Министерства экономи­ки. На местном уровне в пределах своей территории те же фун­кции выполняют управления антимонопольной и ценовой поли­тики облисполкомов и Минского горисполкома, а также инспек­ции по контролю за ценами в районах, городах и их районах. В своей работе органы контроля за ценами взаимодействуют с мини­стерствами и ведомствами, на которые возложена ответствен­ность за правильность установления и применения цен на подве­домственных предприятиях. Проверкой правильности установления  и применения цен занимаются также Комитет государственного контроля, Прокуратура Республики Беларусь, Государственный налоговый комитет, Министерство финансов, органы статистики.

Может осуществляться также общественный контроль за соблюдением прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей со стороны общественных объе­динений потребителей.

В процессе контроля решается целый ряд задач, в том числе:

1)                социально-экономический анализ формирования цен, их ди­намики, изменения структуры, соответствия реальным условия про­изводства и реализации продукци и;

2)                проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и тарифов, их экономической обоснованности, недо­пущения включения в них необоснованных затрат и прибыли;

3)                проверка правильности отражения улучшения потребитель­ских свойств, качества продукции в ценах;

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.