Технического
Назначения
112,9 99,7 8,7
4,5 110,5
Общая коммерчес-
Кая деятельность
По обеспечению
Функионального
Рынка
185,4 151,1 24,0
10,4 79,4
Здравоохранение
Физическая
Культура и
социа-
Льное
обеспечение 130,6 90,8
32,9 6,9 100,8
Наука и научное
Обслуживание
193,3 113,6 42,9
36,8 73,5
Другие отрасли
Экономики
618,3 494,9 84,1
39,3 105,9
Из таблицы 2
видно , что число рабочих мест на малых предприятиях к первому полугодию 2002
года меньше на 1,2 процента. Тогда как за 2002 год этот показатель сократился
на 4. 7 процента, что свидетельствует о заметном ( а в некоторых отраслях даже
ударном) восстановлении занятости . Кроме того этот недобор в 1, 2 процента
произошел за счет совместителей и договорников , число же постоянных работников
по сравнению с началом года даже выросло примерно на 90 тысяч.
Таким образом
малое предпринимательство все в большей степени проявляет себя как фактор
смягчения безработицы. Но это не относится к науке и научном обслуживанию. Так
данные таблицы 2 свидетельствуют, что занятость в данной отрасли сократилась в
1 полугодии 2003 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на
26,5 процента .
Важнейшими
показателями деятельности малых предприятий- производство продукции и
инвестиций в основной капитал.
[7]Надо отметить, что
девальвация рубля, произошедшая в 2002 году, и сокращение импорта дали хороший
толчок роста производства почти во всех отраслях малого бизнеса (см таблицу
3).
ОБЬЕМ
ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИМИ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ
____________________________________________________
Обьем продукции Справочно
(работ услуг) по всем на 1 в % к
видам деятельности июля итогу
всего в % к в том числе по 2002г
млрд итогу основному млрд
руб виду рублей
деятельности
млрд в % к
руб. итогу
___________________________________________________
ВСЕГО
182,9 100 163,6 100 131,6 100
В том числе
Промышленность
55,0 30,1 49,6 30,3 29,3 22,3
Строительство
36,9 20,2 33,9 20,7 32,7 24,8
Сельское хозяйство 1,7 0,9
1,4 0,9 1,0 0,7
Транспорт
6,8 3,7 6,2 3,8 3,4 2,6
Торговля и
общест-
Венное
питание 49,0 26,8 42,3 25,9 37,2 28,3
Оптовая торговля
Продукцией
Производственно-
Технического
Назначения
3,5 1,9 3,1 1,9 2,6 2,0
Общая коммерчес-
Кая деятельность
По обеспечению
Функионального
Рынка
6,3 3,4 5,9 3,6 3,9 2,9
Здравоохранение
Физическая
Культура и
социа-
Льное
обеспечение 2,5 1,4 2,0 1,2 2,9 2,2
Наука и научное
Обслуживание
5,1 2,8 4,5 2,7 7,2 5,5
Другие отрасли
Экономики 16,1
8,8 14,7 9,0 11,4 8,7
Это особенно
касается промышленности, оттеснившей на вторую строчку по этому показателю
торговлю.
[8]Однако положение с
инвестициями ухудшаются . По сравнению с первым полугодием 2002 года они в
сопоставимых ценах упали на 32 ,5 процента составив лишь 7 ,2 млрд рублей
К сожалению
Росстатагенство не приводит поотраслевое сравнение с первым полугодием 2002
года поэтому точно сказать, кто и в каких размерах внес в этот инвестиционный
обвал наибольший вклад трудно. Однако думается картина будет достаточно
понятной и при сравнении с показателями за весь 2002 год (см таблицу 4) .
ИНВЕСТИЦИИ
В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ
____________________________________________________
За 2002 г За 1 полугодие 2003г
Млн в % к млн в % к
руб. итогу руб итогу
___________________________________________________
ВСЕГО
22541,9 100 7205,3 100
В том числе
Промышленность
3838,7 17,5 1881,4 26,1
Строительство
5911,6 26,2 2609,3 36,2
Сельское хозяйство 208,2 0,9
62,8 0,9
Транспорт
238,8 1,1 139,7 1,9
Торговля и
общест-
Венное
питание 8608,8 38,2 1394,0 19,4
Оптовая торговля
Продукцией
Производственно-
Технического
Назначения
243,9 1,1 226,2 3,1
Общая коммерчес-
Кая деятельность
По обеспечению
Функионального
Рынка
731,9 3,2 87,3 1,2
Здравоохранение
Физическая
Культура и
социа-
Льное обеспечение
138,3 0,6 14,0 0,2
Наука и научное
Обслуживание
686,3 3,0 52,6 0,7
Другие отрасли
Экономики
- - 738,0 10,3
Уже по изменению
долей в общем объеме инвестиций можно сделать вывод , что больше всего в плане
инвестиций «просели» предприятия торговли и общественного питания ,а вот малые
предприятия в промышленности и строительстве выглядят неплохо. Во всяком случае
если и отстают от показателей 2002 года то незначительно.
И тем не менее
есть один общий для всех них фактор- это человек. Человек с его
потребностями одеваться, питаться, чинить ботинки, лечит зубы , делать
постройки в своем огороде, ремонтировать машину и квартиру . Словом это
потребности каждого из нас причем лежат они как раз в сфере интересов малого
бизнеса. Поэтому мне кажется вполне корректно ввести показатель который я бы
назвал «плотность МП среди населения». Выводится он просто: число жителей региона
делится на количество действующих в нем малых предприятий. При расчетах
использовались официальные данные 2002 года . Результат в таблице 5.
Заключение
Для страны таки масштабов, как России, малый бизнес может стать основой
экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое
обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому
для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых
предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера
услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое
обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое
обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также
посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России
экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить
ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и
сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор
экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро
реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся
ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является
основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную
базу проводимых реформ.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и
материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус «легких денег», быстро
перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие
коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные
закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из
государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от статистики
налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование,
культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для
обогащения.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий,
работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее
положение. Кроме того, существует большое количество предприятий,
зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров
народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся
торгово-посреднической деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и
оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет
продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не
на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень
финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с
первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на
приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие
на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают
неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного
оборудования, слабость информационной базы.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и
организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве
особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования
образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма
их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых
предприятий.
Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ,
должен осуществляться в следующих направлениях:
¨ нормативно-правовое;
¨ финансово-кредитное;
¨ обеспечение безопасности;
¨ информационно-техническое;
¨ организационное;
¨ кадровое и консультационное
обеспечение;
¨ внешнеэкономическая
деятельность.
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы
денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики,
материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые
обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии
предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов
рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного
и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и
аудиторской деятельности, а также создание комплексной
государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства,
включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к
этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры,
обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение
иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства
государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при
необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования
государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а
страхование и предоставление гарантий под кредит.
Список
использованной литературы
1.Акуленок
Д. Н. Налоговый портфель. - М.: Сомитек, 2003.
2.
Булатова А. С. Экономика. Учебник. - М.: Бек, 2003.
3. Винк А.
Московский международный налоговый центр. // Налоги. - 2003. - № 2. С. 67.
4. Дубов
В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. -
2003. - № 4. С. 22-24.
5.
Еременко И. П. Декларирование доходов. // Финансы. - 2003. - № 4. С. 30-31.
6. Камаев
В. Д., Домненко Б. И. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в
целом. - М.: 20021.
7. Князев
В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой
службы. // Налоги. - 2003. - № 2. С. 28-33.
8. Лившиц
Р. З. Теория права. - М.: Бек, 2003.
9. Линвуд
Т. Гайгер “Макроэкономическая теория и переходная экономика”, Москва,
“Инфра-М”, 2003г.
10.
Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика.
- М.: 2003.
11.
Пепеляев С. Г. Подоходный налог с физических лиц. // Налоги. - 2003. - № 1.
С. 43-52.
12. Слом
В. И. Что есть налоговое законодательство? // Налоги. - 2003. - № 1. С. 3-6.
13. Миль
Д. Основы политической экономии. - М.: 1981.
14.
Хритиан В. Ф. О направлениях развития налоговой реформы. // Финансы. - 2003. -
№ 4. С.29.
15
С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи “Экономика”, Москва, “Дело”,2003г.
[1] Акуленок Д. Н. Налоговый портфель. - М.: Сомитек, 2003.
[2] Акуленок Д. Н. Налоговый портфель. - М.: Сомитек, 2003.
[3] Булатова А. С. Экономика. Учебник. - М.: Бек, 2003.
[4] Акуленок Д. Н. Налоговый портфель. - М.: Сомитек, 2003.
[5] Булатова А. С. Экономика. Учебник. - М.: Бек, 2003.
[6] Лившиц Р. З. Теория права. - М.: Бек, 2003.
[7] Булатова А. С. Экономика. Учебник. - М.: Бек, 2003.
[8] Лившиц Р. З. Теория права. - М.: Бек, 2003.
Страницы: 1, 2, 3
|