Государственное регулирование малого предпринимательства
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Роль малых предприятий в экономике России……………………………….4
2. Статистика налогообложения малого
предпринимательства…………….....9
Заключение……………………………………………………………………….27
Список
использованной литературы…………………………………………..30
Введение
В настоящее время в условиях
экономического и финансового кризиса, а также хронического недобора налогов российское
правительство изыскивает различные пути по улучшению существующего положения
дел. При этом делается попытка решить сразу две проблемы: получить
дополнительные доходы для государственной казны и дать возможность развиваться
хозяйствующим субъектам. Для этого необходимо провести статистику
1. Роль малых предприятий в экономике России
Для
эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым условием является
формирование конкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе
малого бизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает определенными
достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к
конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро
создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это
также дух инициативы, предприимчивость и динамизм.
[1]В настоящее время малые
предприятия стали по существу основой экономики наиболее развитых стран. Ярким
примером тому служат США, страны ЕС и Япония, в которых на долю малого и
среднего бизнеса приходится 50-70% ВВП и 50-70% в общей численности занятых.
При этом следует
отметить, что в настоящее в России малый бизнес представляет собой свыше 840
тыс. предприятий, а также 3,5 млн. человек занимающихся предпринимательством
без образования юридического лица, на долю которых приходится по разным оценкам
от 7 до 12 % ВВП. Количество занятых здесь на постоянной основе составляет 6
млн. чел. и приблизительно столько же – на договорной основе. Отраслевая
структура малых предприятий сложилась таким образом, что большая часть из них
приходится на сферы торговли, общественного питания, строительство и
промышленность. При рассмотрении малых предприятий в территориальном разрезе
необходимо отметить, что свыше 1/3 общего числа малых предприятий приходится на
Центральный район, внутри которого лидерами по численности субъектов малого
предпринимательства являются Москва (22% всей численности малых предприятий в
Центральном районе) и Санкт-Петербург (11%).
Немаловажным
является тот факт, что за счет налоговых и иных поступлений от хозяйственной
деятельности малых предприятий в значительной мере формируются бюджеты в
субъектах РФ. В том числе в Москве - около 50% городского бюджета.
Что же
представляют собой эти малые предприятия? Ответить на данный вопрос несложно,
если обратиться к критериям отнесения предприятий к малым. К таким критериям в
настоящее время относят численность предприятия, его объем выручки, а также
состав учредителей. Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации », принятому Госдумой 12 мая
1995 г., подписанному 14 июня 1995 года и вступившему в силу 20 июня,
субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, в
которых средняя численность работников не превышает:
в промышленности, строительстве и
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве и
научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой
торговле - 50
человек;
в розничной торговле и бытовом
обслуживании - 30 человек;
в остальных отраслях и при
осуществлении других
видов деятельности -
50 человек.
Причем в
уставном капитале таких организаций доля участия государственных и
муниципальных органов, общественных и религиозных организаций,
благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, также как и доля
одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого
предпринимательства.
К субъектам
малого предпринимательства закон относит и физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Таким образом,
только четкое соблюдение указанных критериев позволяет хозяйствующему субъекту
считаться малым предприятием и получать финансовую поддержку и всевозможные
льготы со стороны государства.
В то же время следует
отметить, что существенно возрастет роль малых предприятий, если они получат
государственную поддержку на этапах своего становления и развития.
Необходимость данной поддержки была осознана развитыми странами уже в конце
70-х- начале 80-х гг. В эти годы в США, Великобритании, Франции появляются
специализированные государственные органы по поддержке малого бизнеса, активно
развивается финансовая структура обслуживания малых предприятий. В то же время
это нельзя назвать заботой о малых предприятиях, так как, например, в США
львиная доля налоговых поступлений приходится как раз на малые предприятия, а
крупные корпорации приносят науке меньше, чем сами же и потребляют.
В России также
создаются государственные структуры по поддержке малого бизнеса. Так, в июне
1995 г. был создан Государственный комитет по поддержке и развитию малого
предпринимательства (ГКРП РФ), главной задачей которого является разработка
способов поддержки малого бизнеса, среди которых необходимо отметить такие, как
разработка необходимого законодательства, создание фондов финансовой поддержки,
установление налоговых льгот и упрощение системы учета и отчетности.
[2]При наличии вышеуказанного
государственного органа на федеральном уровне, тем не менее остается фактом то,
что сегодня основные проблемы становления и развития малого бизнеса решаются на
региональном уровне, за счет региональных фондов финансовой поддержки субъектов
малого предпринимательства, прогресс здесь часто обусловлен тем, как к малому
предпринимательству относятся местные органы власти. Примером тому может
служить Новгородская область, администрация которой в лице губернатора М.
Пруссака отменила взимание с малых предприятий местных налогов. Последнее в
свою очередь незамедлительно сказалось на деловой активности в данной сфере.
Возросли поступления в местный бюджет от налога на прибыль – почти на 170%.
Побочный эффект – заметно спала острота в области занятости.
Что касается
проблем, с которыми сталкиваются в настоящее время малые предприятия, то здесь
необходимо выделить прежде всего несовершенство налогового законодательства,
что является одной из основных причин, по которой в последние годы рост числа
малых предприятий приостановился. Тяжелый налоговый пресс, значительно
превышающий такие страны, как США и Англию, привел к тому, что большая часть
отечественного малого бизнеса находится в теневой сфере экономики. Сегодня
очевидно, что без реформирования системы статистики налогообложения малых
предприятий не обойтись.
Создание
упрощенной системы статистики налогообложения, учета и отчетности (УСН) для
предприятий малого бизнеса не привело к каким-либо значительным улучшениям в
сфере малого предпринимательства.
Закон № 222-ФЗ
"Об упрощенной системе статистики налогообложения, учета и
отчетности" в ныне действующей редакции адресован предприятиям с
численностью работников не более 15 человек и на практике почти не применяется.
Причина состоит в непроработанности закона: в нем не учтены особенности
действующего механизма взимания налога на добавленную стоимость, что сводит на
нет его основные положения.
Альтернативным
подходом к налогообложению малого бизнеса является введение вмененного налога.
Вмененный доход
является потенциально возможным доходом организации или предпринимателя.
Рассчитывается он на очередной календарный год. Основная особенность данного
порядка статистики налогообложения состоит в том, что он опирается на
натуральные показатели.
Основой для его
расчета является базовый тариф, например, доходность 1 кв.м занимаемой площади
или единицы основных (1 посадочное место, 1 телефонная линия и пр.). Базовый
тариф повышается или понижается при помощи соответствующих коэффициентов в
зависимости от месторасположения, качества занимаемого помещения и т.д.
По мнению
разработчиков новой системы статистики налогообложения, номинальная налоговая
нагрузка на предприятие снижается. А доходы бюджета растут за счет расширения
налогооблагаемой базы. А так как все, что предприниматель зарабатывает сверх
фиксированной суммы налога, остается в его распоряжении, то вмененный налог
выгоден для предпринимателей.
Противники
подобной системы статистики налогообложения утверждают обратное.
[3]Среди недостатков данной
системы статистики налогообложения следует отметить то, что налоговые органы не
способны на сегодняшний момент точно оценить вмененный доход. При отсутствии
проверенной методики расчета точность оценок, по мнению экспертов, составит
30-50%. А это чревато разорением половины предпринимателей.
Система статистики
налогообложения на основе вмененного дохода имеет несколько узких мест,
связанных с неразработанностью системы оценки вмененного дохода, результатом
чего может стать значительный рост злоупотреблений как со стороны
государственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков.
В целом надо
сказать, что для улучшения ситуации в малом предпринимательстве правительству
предстоит сделать еще очень многое. При этом необходимо помнить, что от
положения дел в сфере малого предпринимательства зависит политическая и
экономическая стабильность в стране, социальное равновесие в обществе, будущее
реформ.
2. Статистика налогообложения
малого предпринимательства.
За основу при подготовке
гл.26.2 «Упрощенная система налогообложения» был взят Федеральный Закон №
222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства». Сохранилась добровольность перехода. В то же
время отсутствие в названии гл.26.2.НК РФ указания на субъекты малого
предпринимательства объясняется тем, что контингент вероятных плательщиков уже
не совсем подходит под понятие субъектов малого бизнеса. Если раньше под
действие упрощенной системы статистики налогообложения попадал весьма
ограниченный контингент плательщиков (численность работников по всем договорам
гражданско-правового характера не должна была превышать 15 чел., а совокупный
доход на момент подачи заявления 100000 МРОТ), то теперь эта численность
ограничивается 100 чел. и выручкой от реализации 9-ти месяцев того года, когда
подано заявление - 11 млн. руб. Появились и новые ограничения. Не могут
использовать преимущества новой системы те организации, в которых доля участия
других организаций составляет более 25% или если стоимость амортизируемого
имущества претендента превышает 100 млн. руб. Таким образом, очевидно, что
значительная часть плательщиков налога на прибыль являются потенциальными
плательщиками нового налога.
Если ранее объектами статистики
налогообложения устанавливались совокупный доход или валовая выручка, то
теперь — доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок
определения доходов и расходов максимально адаптирован к условиям гл.25 НК РФ,
а потому вычитаемые расходы значительно шире трактуются, чем было раньше. В
частности при действующей системе перечень затрат существенно скромнее,
поскольку нет таких затрат как оплата труда и амортизация, что делает, с одной
стороны, невыгодным применение упрощенной системы для зарплатоемких и
фондоемких производств, а с другой стороны увеличивает налоговую базу на
довольно значительные суммы. Кроме того, новые правила снижения налогооблагаемой
базы за счет списания расходов на приобретение
основных средств,
расходов на обязательное страхование и некоторых других расходов не может не
сказаться на снижении налогового бремени отдельного плательщика.
Налицо существенное
снижение ставки налога: вместо действующих 10% с выручки или 30% с чистого
дохода соответствен но 6 или 15%.
Еще одним важным фактором
снижения поступлений налога вследствие введения соответствующего раздела
Налогового кодекса является система переносов убытков на финансовый результат
будущих периодов, которая формируется в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Вероятность получения такого
убытка увеличивается предоставленной возможностью крайне льготного списания
расходов на приобретение основных средств, где в немалой степени задействован
механизм ускоренной,
амортизации.
Доходы и расходы
налогоплательщика в основном определяются кассовым методом, что также является
фактором, противодействующим росту поступлений.
Таким образом очевидно,
что в отличие от нововведений, связанных с налогом на прибыль, где присутствовали
факторы, способствующие и увеличению и снижению налоговой базы, упрощенная
система статистики налогообложения обладает набором характеристик, который
позволяет предположить резкое снижение налоговой базы не только тех
плательщиков, которые ранее платили налоги в общеустановленном порядке, но и
тех плательщиков, которые платили единый налог при упрощенной системе учета и
отчетности. Конечно, общая сумма налога должна резко увеличиться, но это
произойдет не из-за увеличения платежей по отдельным плательщикам, а из-за
резкого увеличения количества этих плательщиков. Такое положение не сможет не
сказаться на поступлениях налога на прибыль, а также и налога на добавленную
стоимость и налога на имущество в сторону снижения.
Предположить, что
контингент плательщиков увеличится за счет выхода предпринимателей из «тени»
крайне наивно, поскольку рассматриваемый механизм ранее применялся и уже был
значительно более привлекательным, чем обычный, что предопределяло достаточно
высокий рост поступлений, особенно за счет перехода на этот метод
предпринимателей - физических лиц, но не за счет новых плательщиков.
[4]Общий вывод по
введению в Налоговый кодекс гл.26.2 «Упрощенная система статистики
налогообложения» следующий: предприниматели получают все преимущества,
предусмотренные в гл. 25 НК РФ для расчета базы по налогу на прибыль, в виде
налоговых вычетов и переноса убытков на будущее, а также дополнительные
преимущества в виде крайне низкой ставки налога и определения доходов и
расходов кассовым методом, что снизит поступления от тех плательщиков, которые
ранее подпадали под действие этой системы и тех плательщиков, которые перейдут
на нее, имея численность работников от 15 до 100 чел, компенсацией выпадающих
доходов может быть только потенциальное увеличение числа плательщиков за счет
нелегального ранее бизнеса, что крайне сомнительно.
Введение гл. 26.3
«Система статистики налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности» наоборот значительно сузило контингент
вероятных плательщиков по сравнению с действующим законодательством. Основными
плательщиками становятся: предприятия бытового обслуживания, розничной
торговли и общественного питания, автотранспортных услуг и ремонта
автотранспорта, а также оказание ветеренарных услуг. Такое нововведение вполне
логично, поскольку ранее в числе плательщиков ЕНВД, основная идея которого
связывалась с охватом налогообложением микробизнеса, оказывались достаточно
крупные предприниматели. Кроме строительного бизнеса, под общие налоговые
законы или, если позволят критерии оценки, под действие упрощенной системы,
попадают аудиторские и консультационные услуги, гостиницы, сборщики
металлолома и некоторые другие виды деятельности, которые легко поддаются
контролю со стороны налоговых органов и без специальных условий статистики
налогообложения.
Страницы: 1, 2, 3
|