p> Соглашения. По подобной схеме развивались взаимоотношения Казахстана с ГАТТ. СССР
в 1986 году заявил о своем намерении присоединиться к ГАТТ. В 1990 году
СССР получает в ГАТТ статус наблюдателя.[31] Практика установила, что
страны наблюдатели могут присутствовать на сессиях ГАТТ, а при определенных
условиях - на заседаниях органов ГАТТ. Они могут делать заявления и
участвовать в дискуссии. Правительства стран-наблюдателей на регулярной
основе получают основные документы и материалы ГАТТ. Положения Генерального
соглашения, однако, не распространяются на страны-наблюдатели, и они не
несут каких-либо обязательств перед договаривающимися сторонами. Советскому Союзу получил статус наблюдателя для участия на регулярной
основе в ежегодных сессиях договаривающихся сторон ГАТТ, в сессиях Совета
ГАТТ и в сессиях других открытых органов ГАТТ. Казахстан наряду с 16
государствами нечленами ГАТТ и 28 международными организациями обладает
этим статусом. Статус наблюдателя при Совете ГАТТ дает право участвовать в
работе всех прочих незакрытых органов ГАТТ, исключая Комитеты по бюджету,
финансовым и административным вопросам, а также комитеты и советы,
созданные в итоге “токийского” раунда многосторонних торговых переговоров. В январе 1996 года РК подала официальную заявку в секретариат ВТО, с
тех пор состоялись 4 заседания рабочей группы и 4 раунда двусторонних
встреч. В стране проведена значительная работа по преобразованию
законодательной базы в соответствии с правилами ВТО, снижены тарифы на
импорт промышленных и сельскохозяйственных товаров. В прошлом году работа значительно активизировалась. В настоящее время
переговоры ведутся с 15 странами, с каждой из них непосредственно
оговариваются условия вступления. Вполне возможно, что Казахстан станет
членом ВТО уже в ближайшие год-два. Однако есть ли смысл форсировать
события? Не повторим ли мы горький опыт Киргизии? В июне 1996 года Межведомственная комиссия (МВК) подготовила и
направила в секретариат ВТО меморандум о внешнеторговом режиме Казахстана и
другие обязательные документы. В течение прошлого года в Женеве состоялось два заседания рабочей
группы по вступлению Казахстана в ВТО. На них особое внимание обращалось на
вопросы, касающиеся таможенных пошлин, косвенного налогообложения экспортно-
импортных операций, закона о таможенном деле, регулирования естественных
монополий, процессов приватизации в республике, планов правительства по
изменению действующих и принятию новых законов в парламенте. Особое место в вопросе вступления Казахстана в ВТО занимает
согласование подходов стран - участниц Таможенного союза. На сегодняшний
день все государства, входящие в союз, уже приступили к этой работе, однако
нельзя не отметить тот факт, что они находятся на разных этапах вступления
в ВТО. На заседании правительства РК был представлен план мероприятий по
вступлению РК во Всемирную торговую организацию. Он предусматривает
следующее: разработку мер по защите внутреннего рынка, определение условий
по доступу на рынок республики иностранных товаров и услуг, принятие новых
законов в соответствии с соглашениями ВТО, внесение изменений и дополнений
в действующее законодательство для приведения его в соответствие с
международными нормами и правилами, проведение переговоров по вступлению в
ВТО. Кроме того, во время работы заседания был утвержден новый состав
Межведомственной комиссии, рабочим органом было определено Агентство по
стратегическому планированию и реформам РК. На Межведомственную комиссию
была возложена очень ответственная роль - определить стратегию и тактику
переговоров, обсудить политические и экономические аспекты вступления в
ВТО, а также согласовать в рамках Таможенного союза темпы вступления в
организацию. По итогам же обсуждения на заседании, а также с учетом замечаний и
предложений будут приняты соответствующие постановления правительства
РК.[32] Конечно же, множество вопросов посвящено тарифам, таможенному режиму и
намерениям правительства твердо следовать процессам либерализации торговли,
включая ликвидацию нетарифных мер применительно как к импорту, так и
экспорту товаров. Другие вопросы касаются отношений Республики Казахстан с другими
странами СНГ, выполнения Казахстаном положений Соглашения по
интеллектуальной собственности, равно как и политики в области сферы
обслуживания. На первый взгляд этот список может испугать, но лучше подойти к его
рассмотрению с ясным пониманием того, что требуется для ответов на эти
вопросы. Кроме того, важно подчеркнуть, что Секретариат Всемирной торговой
организации готов оказать необходимую техническую и организационную помощь
Казахстану. Об этом сообщил генеральный директор ВТО Майк Мур на встрече с
министром экономики и торговли РК Мажитом Есенбаевым, которая состоялась в
Женеве в рамках очередного раунда двухсторонних переговоров по условиям
вступления республики в эту международную организацию.[33] По информации МИД РК, контрпартнерами по переговорам выступили
Европейский союз и 12 стран-членов рабочей группы по вступлению Казахстана
в ВТО: Япония, Канада, Австралия, Швейцария, Польша, Болгария, Пакистан,
Латвия, Грузия, Бразилия, Куба и Мексика.[34] “Переговоры были сосредоточены на предметном обсуждении условий
доступа на казахстанские рынки товаров и услуг, мер поддержки
отечественного сельского хозяйства”, говорится в сообщении. При этом подчеркивается в информации МИД РК, казахстанская делегация
“закрепила ранее достигнутые договоренности” и “получила заверения в
поддержке вхождения Казахстана в ВТО”. Главным итогом работы казахстанской делегации в Женеве, подчеркивается
в сообщении, стала “открывшаяся перспектива перевода переговорного процесса
на практические рельсы с последующим активным вовлечением в него всех
основных партнеров по переговорам”. Следующий тур двусторонних переговоров
по вступлению Казахстана в ВТО состоится в апреле текущего года. [35] В рамках возможностей ВТО техническое содействие странам, подавшим
заявки, имеет приоритетное значение”.[36] Это могут быть курсы обучения или
семинары в данном государстве или предоставление экспертной помощи в
области проведения торговой политики, соответствующей принципам ВТО.
Программа подготовки дает возможность государственным служащим проходить в
ВТО курс интенсивного обучения. Таким образом, путь Казахстана в ГАТТ/ВТО связан с длительным и
нелегким процессом разработки условий участия России в мировой торговле.
Прежде всего, следует отметить, что система ГАТТ/ВТО создавалась
десятилетиями. Сейчас это огромная, разветвленная структура, к которой
отдельные страны приспосабливались последовательно и постепенно. Перед
Казахстаном же стоит задача внедрения всей совокупности системы ГАТТ/ВТО в
течение короткого промежутка в несколько лет. 3.3. Проблемы вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО. Интеграция стала необратимым процессом, и желание многих стран
вступить в ВТО объективно соответствует мировой тенденции глобализации.
Основная цель ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования
тарифными методами с последовательным снижением уровня импортных пошлин,
устранением различных нетарифных и иных препятствий в международном обмене
товарами и услугами. Однако не всегда и не всем вхождение в ВТО приносит
процветание, поэтому желающим необходимо определиться с тем насколько
ожидаемый эффект перевесит негативные последствия членства в организации. И здесь показателен пример Китая, который более полутора десятка лет
готовился к вступлению в эту многостороннюю торговую систему. Итоги этих
лет впечатляющи: по производству электроэнергии, цветных металлов, сахара,
химических волокон и удобрений Китай вошел в число крупнейших
производителей, а по абсолютным показателям производства зерна, хлопка,
растительного масла, цемента, пряжи занял первое место в мире. По объемам
торговли - девятое. Причем более 85% экспорта страны приходится на
промышленную продукцию, товары первичной переработки составляют лишь
13%.[37] Вместе с тем, Китай методично добивался уступок ВТО в различных сферах
взаимоотношений. Но даже такой длительный подготовительный период не
гарантирует Поднебесной безоблачного будущего. Так, по мнению многих
экспертов, присоединение Китая к ВТО приведет к тому, что в ближайшее
пятилетие в стране ежегодно около 1,5 млн. фермеров будут терять работу
(хотя согласованные размеры субсидий на сельское хозяйство составят 8,5%
ВВП). Снижение тарифов поставит под угрозу сотни тысяч рабочих мест в
автомобильной промышленности. Высокие таможенные пошлины на импорт (в
частности, на многие американские товары они превышают 25%) позволяют
сегодня поддерживать конкурентоспособность такой высокотехнологичной
продукции как компьютеры. Однако лидеры Китая полагают, что вхождение в ВТО
оживит слабеющий экспорт (доля китайских товаров на мировых рынках
возрастет как минимум вдвое - до 7%), привлечет дополнительные инвестиции,
и это позволит компенсировать возможные потери. Безусловно, вступление Казахстана в ВТО также имеет свои плюсы и
минусы. Сторонники вхождения утверждают, что в этом случае у казахстанских
предприятий появятся стимулы для повышения эффективности производства,
возможности защиты от антидемпинговых исков. К примеру, пакет соглашений
этой организации включает в себя такие положения как генеральное соглашение
по тарифам и торговле, соглашения по сельскому хозяйству, текстильным
изделиям и одежде, антидемпинговым процедурам, защитным мерам,
договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров и
т.д. Эти соглашения и открытость экономики будут способствовать развитию
внутреннего рынка новых технологий, что, в свою очередь, позволит
отечественному производству стать конкурентоспособным на мировом рынке. Вместе с тем, анализ мировой экспортной структуры показывает, что в
ней преобладают готовые товары (87%), доля сырья составляет лишь 13%, резко
растет экспорт услуг.[38] В Казахстане экспортно-импортная структура
совершенно иная: в экспорте львиную долю составляют сырьевые товары, в
импорте - готовая продукция и услуги. В первом полугодии 2001 г. при увеличении объема внешнеторгового
оборота на 19,5% к соответствующему периоду прошлого года темпы роста
импорта превысили темпы роста экспорта почти в 8 раз, что ведет к снижению
положительного сальдо внешнеторгового оборота. Так, если в январе - июне
2000 г. оно сложилось в размере $2019,7 млн., то за аналогичный период
текущего года составило всего $1263,9 млн. Торговое сальдо со странами СНГ
оказалось отрицательным и составило -409,5 млн. долл., тогда как в
аналогичном периоде прошлого года -22,8 млн. долл., увеличившись, таким
образом, почти в 18 раз![39] Поэтому противники вхождения в ВТО считают, что это несет угрозу
экономической безопасности страны и предлагают сначала создать эффективную
экономику. Несомненно, вступление Казахстана в ВТО при крайне низкой доли
экспорта готовой продукции и услуг сильно ударит по неконкурентоспособным
отраслям и предприятиям. Очевидно, что в первую очередь это негативно
отразится на пищевой промышленности, машиностроении. Поток импорта
раздавит, в частности, только становящееся на ноги производство
нефтегазового оборудования. Отмена таможенных пошлин приведет и к
сокращению доходов от транзита товаров. По мнению ряда экспертов, глобализация (а, ВТО, несомненно, является
одним из эффективных ее инструментов) превращает конкуренцию из средства
оздоровления слабых в средство их уничтожения, поскольку лишает неразвитые
страны не просто доходов - самой возможности развития. Опыт показывает, что
вступление в ВТО открывает внутренний рынок этих стран, прежде всего
товарам, закрывая его, таким образом, для инвестиций (именно этим и
объясняется факт замедления развития стран после вступления их в эту
организацию). В этой связи туманной остается перспектива встраивания отечественных
предприятий в транснациональные технологические цепочки. Во-первых,
предприятия, технологический уровень которых соответствует потребностям
ТНК, уже включены в их состав и вступление Казахстана в ВТО практически
никак на них не отразится. Во-вторых, так или иначе, войдя в состав ТНК,
эти предприятия так и не ощутили бурного притока инноваций и инвестиций. Потери же казахстанских экспортеров от антидемпинговых расследований
(в частности, по экспорту урана, антидемпинговым санкциям США по
казахстанской горячекатаной стали) по сравнению с общим объемом экспорта не
настолько велики, чтобы стать одним из приоритетов государственной
политики: в этом отношении стране значительно проще и выгоднее сократить
(например, вдвое) невозвращение экспортной выручки. Как уже отмечалось, вхождение в ВТО требует длительного
подготовительного периода. История же независимого Казахстана показывает,
что наши попытки (как, впрочем, и России) получить уступки аналогичные
китайским по разным причинам не удаются. А бороться есть за что. Так,
уровень импортного тарифа после присоединения к ВТО должен способствовать
конкурентоспособности отечественных товаров. Поэтому большинство стран
перед вступлением ужесточают защиту собственных рынков: после вступления в
Организацию повысить импортные тарифы уже невозможно. Казахстан поступает
наоборот. Вместе с тем, защита отечественных товаропроизводителей (особенно в
аграрном секторе экономики) должна сочетаться с режимом благоприятствования
прямым иностранным инвестициям и защитой внутреннего рынка от экспансии
недобросовестных торговых партнеров, что будет способствовать созданию как
можно большего количества рабочих мест в республике. Кроме того, для присоединения к ВТО Казахстану придется отменять
жизненно необходимые трансферты регионам и низкие тарифы на услуги
естественных монополий, поскольку согласно требованиям ВТО они будут
рассматриваться как субсидирование экспорта. Понятно, что ничего хорошего
нам это не принесет. Еще одной проблемой становится региональная интеграция. В условиях
глобализации все большее число стран ориентируется именно на нее. В
качестве примеров можно назвать в Европе - ЕС, в Америке - НАФТА
(объединяющая Канаду, США и Мексику), у нас - ЕврАзЭС. Набирает силу ШОС. В условиях усиления регионального протекционизма перестает быть
редкостью пренебрежение правилами ВТО и игнорирование ее решений. В такой
ситуации Казахстан, вступив в ВТО и открыв себя глобальной конкуренции,
гарантированно получит лишь потери, поскольку не сможет предложить
практически ничего кроме сырья. Положение усугубится и вступлением в ЕС
(куда идет основной поток казахстанского экспорта) ряда стран Восточной
Европы (еще часть отечественного экспорта). Все это неминуемо приведет к
негативным последствиям для экономики Казахстана: сокращение экспорта, рост
импорта и выплата внешних долгов сократят золотовалютные запасы республики
и создадут угрозу масштабной девальвации. Выход будет один - новые внешние
займы с крайне тяжелыми экономическими и политическими последствиями для
страны. Таким образом, вывод становится однозначным: нам не следует
торопиться, поскольку сегодня поспешное вхождение в ВТО создает крайне
высокую угрозу экономической безопасности страны. Китайская пословица
гласит: "Дверь может быть открыта в ту или иную сторону, но никогда в обе
одновременно". Поэтому необходимо еще не один раз все тщательно взвесить,
сопоставив возможные позитивные и негативные последствия этого
ответственного шага. Кроме того, странам СНГ вступать в ВТО следует не по
одиночке, как это происходит сейчас, а группами, предварительно согласовав
экономические параметры внутри существующих интеграционных объединений
(например, ЕврАзЭС). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Особенно важным итогом перестройки экономики и режима торговли
становится обновление многосторонней системы торговли Казахстана через ВТО.
Успешное завершение “уругвайского” раунда ГАТТ, которое ознаменовалось
решением о создании ВТО, вдохнуло новую жизнь и придало силы концепции,
основанной на принципах либеральной торговой системы. Важность этой
концепции для Казахстана сегодня трудно переоценить. ВТО предлагает
Казахстану перспективу полной интеграции в глобальную торговую систему.
Укрепленные и расширенные правила, более эффективный механизм решения
спорных вопросов и новые возможности для развития торговли, предоставляемые
ВТО, могут явиться существенной внешней поддержкой программы реформ
экономики Казахстана. Казахстанское правительство признало это, сделав официальную заявку на
присоединение к ВТО. Сам процесс вступления в эту организацию должен
сыграть важную роль в поддержке экономической либерализации, а решительное
начало должно убедить иностранных инвесторов в казахстанской приверженности
реформам. Усилия по вступлению в ВТО и меры, связанные с ними, пойдут в
одном направлении с казахстанскими экономическими реформами, нацеленными на
построение свободного рынка, открытость и конкуренцию. Все это подведет
реформы вплотную к благоприятному международному уровню и, по завершении
процесса вступления, вознаградит совокупностью новых возможностей торговли,
недоступных за пределами системы ВТО. Подводя итог рассмотрению реформы внешнеторговой политики в Казахстане
в рамках проблемы присоединения Казахстана к системе ГАТТ/ВТО, обобщим
стоящие перед ним цели: 1. Приоритетное применение ценовых методов и механизмов в
регулировании внешней торговли. В регулировании импорта основным
инструментом должны стать таможенные тарифы. В отношении экспорта
существующие экспортные квоты должны быть постепенно заменены на экспортные
пошлины, которые соотносились бы с разницей между внутренней и мировой
ценой. 2. Упразднение правительственных закупок. После отмены
централизованного импорта, практика централизованного экспорта должна быть
также исключена, равно как и разрешительные процедуры для экспортеров. 3. Приоритет многостороннего подхода к внешнеэкономическим отношениям. 4. Расширение экспорта и диверсификация его географической и товарной
структуры. Основным приоритетом здесь является устранение существующих
экспортных барьеров, в частности лицензирования и различных экспортных
пошлин. 5. Формирование адекватной системы защитных мер в отношении импорта.
Недавнее увеличение импортных пошлин свидетельствует о тревожной тенденции
к установлению неприемлемо жестких защитных мер в отдельных секторах.
Протекционистское давление этих секторов должно быть преодолено путем
принятия ограничительных обязательств в отношении уровня ставок таможенных
тарифов, а также обязательств по их последовательному снижению. 6. Отказ от использования инструментов регулирования внешней торговли
в других, не связанных с этой сферой деятельности, целях. В частности,
поддержание приемлемого уровня бюджетных поступлений не может
осуществляться за счет увеличения ставок таможенных тарифов и других,
связанных с торговлей, налогов и сборов. Таким образом, анализ показывает, что прогресс реформы внешнеторговой
политики тесно связан с макроэкономической стабилизацией и с прогрессом,
достигнутым в процессе перехода к рыночным принципам ведения хозяйства.
Однако следует отметить, что успех реформы внешнеэкономической сферы должен
со своей стороны способствовать улучшению общей макроэкономической
ситуации, а, следовательно, и скорейшей реализации поставленных перед
общеэкономической реформой. Торговая политика может и должна играть в
Казахстане стратегическую роль и с точки зрения структурной перестройки
хозяйства. Казахстан, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди
наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО. Несмотря на то,
что Казахстану, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении с “мертвой
точки”, процесс его превращения в полноправного участника международных
экономических отношений еще потребует значительных усилий. Трудности, с
которыми придется столкнуться Казахстану в этом направлении очевидны, равно
как и его способность преодолеть эти трудности. Ответственность за реализацию реформы внешнеторговой сферы лежит,
безусловно, на правительстве Казахстана. Однако большое значение имеет
международная поддержка процесса интеграции Казахстана в многостороннюю
систему международной торговли, прежде всего за счет улучшения условий
доступа казахстанской продукции на западные рынки.
Список использованной литературы:
Монографии 1. Быков О.Н. “Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес”, Многотомник, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, М.:Республика. - 1992 г. - 336 стр. 2. Магомедова А.И., Хасанова Е.З. “ГАТТ: правовая природа и структура”, Редколлегия журнала ‘Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета’, Серия: Философия и социально-экономические науки, СПб. - 1992 г. - 48 стр. 3. Чернышев С.В. “Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ”, Сборник научных трудов, Всесоюзный Научно- исследовательский Конъюнктурный Институт, М. - 1991 г. - 71 стр. 4. Bronkers M. “WTO implementation”, Hearing before the US Senate, 104th Congr., Washington.: Government Print. - 1995. - 75 p. 5. “Regionalism and the world trading system”, World Trade Organization, Geneva. - 1995. - 91 p. Статьи и публикации: 6. Быков А. “Передел мирового рынка и Россия”, Внешняя торговля, М. - 1994 г. №11, стр. 2-7. 7. Васильев Ю.А. “Роль ГАТТ в международно экономической интеграции”, Экономика и коммерция, М. - 1995 г. №3, стр. 95-106. 8. Дюмулен И. “Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы и правила”, Внешняя торговля, М. - 1993 г. №7/8, стр. 34-44. 9. Купалов И.В. “Многостороннее регулирование торговли и инвестиций в рамках ГАТТ”, Московский журнал международного права, М. - 1994 г. №1, стр. 85-99. 10. Куттнер Р. “Единому рынку - общие правила”, Бизнес уик, М. - 1992 г. №12, стр. 2-5. 11. Монгуш Т.Ф. “Регулирование международного обмена услугами”, США: Экономика. Политика. Идеология., М. - 1992 г. №8, стр. 37-43. 12. Овчинников К. “Что ждет Россию в ГАТТ?”, Экономика и жизнь, М. - 1994 г. №52, стр. 2. 13. Полуэктов А. “Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского” раунда”, Внешняя торговля, М. - 1994 г. №4, стр. 23-36. 14. Полуэктов А. “Важнейший этап на пути на мировой рынок”, Внешняя торговля, М. - 1995 г. №7/8, стр. 11-18. 15. Сабельников Л.В. “Генеральное соглашение по торговле услугами”, БИКИ, М. - 1995 г. №84, стр. 1-7. 16. Сазерленд П. “Россия и Всемирная Торговая организация”, Международная жизнь, М. - 1995 г. №9, стр. 118-124. 17. Ситников В. “Уругвайский” раунд ГАТТ: Россия становится полноправным участником международной торговли”, Joint Ventures, М. - 1994 г. №3, стр. 1-4. 18. Смирнова Е.В. “ГАТТ - завершение “уругвайского” раунда”, БИКИ, М. - 1994 г. №5, стр. 1-8. 19. Тайгунов А. “Как вступают в ГАТТ”, Внешняя торговля, М. - 1990 г. №6, стр. 23-29. 20. Ушачев И. “Проблемы интеграции России в мировое сообщество”, АПК: экономика, управление, М. - 1996 г. №1, стр. 14-20. 21. Charnovitz S. “The World Trade Organization and social issues”, Journal of world trade, Geneva. - 1994, #5, pp. 17-33. 22. Charnovitz S., Wickham J. “Non-governmental organizations and the original trade regime”, Journal of world trade, Geneva. - 1995, #5, pp. 111-122. 23. Sabelnikov L. “Russia on the way to the World Trade Organization”, International Affairs. - 1996, #5, pp. 345-355. 24. Sanford J. “World Trade Organization opens global markets”, Business America, Washington. - 1995, Jan., pp. 4-10. 25. Russia and the World Trade Organization, Materials of Seminar in Carleton University, Ottawa, Canada. - Nov. 4-14, 1996. 26. Overview of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations 27. Designing new trade policies in the New Independent States: The Case of Russian Federation. (OECD:Paris, 1996, pp. 39-63) 28. Trade Barriers in the Russian Federation. (OECD:Paris, 1996, pp. 43- 58) 29. Смирнов С. - “ВТО: Проблемы вступления” http://www.kisi.kz/Parts/Comment.html. Используемые сайты: 30. www.wto.org - Сайт Всемирной Торговой Организации. (англ.) 31. www.wto.ru - Сайт Всемирной Торговой Организации. (рус) 32. www.kisi.kz – Сайт Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан. 33. www.prof.msu.ru - Ассоциация "Профессионалы за сотрудничество" 34. www.khabar.kz – ЗАО“Хабар” 35. http://news.central.kz - Интернет-служба “Центральный Казахстан” 36. www.diasp.ru - Сайт представляет информацию, новости, культуру, музыку, традиции русскоязычных диаспор бывших республик СССР. 37. www.dn.kz – Электронная версия газеты “Деловая неделя” 38. www.krrk.kz - Конфедерация работодателей Республики Казахстан 39. www.continent.kz - Электронная версия журнала “Континент” -----------------------
[1] Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”
раунда.
Внешняя торговля - М., 1994 г., №4, стр. 23.
[2] Магомедова А.И., Хасанова Е.З. ГАТТ: правовая природа и структура.
Вестник Санкт-Петербургского Гос. Университета, Спб., 1992 г., стр. 2.
[3] Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”
раунда.
Внешняя торговля - М., 1994 г., №4, стр. 24.
[4] Магомедова А.И., Хасанова Е.З. ГАТТ: правовая природа и структура.
Вестник Санкт-Петербургского Гос. Университета, Спб., 1992 г., стр. 6.
[5] Chavronitz S., Wikham J. Non-governmental organizations and the
original trade regime.
Journal of world trade, Geneva. -1995, #5, p. 112.
[6] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 12.
[7] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 15.
[8] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы
и правила.
Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8., стр. 39. [9] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 26.
[10] Там же., стр. 27.
[11] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 41.
[12] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 43.
[13] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 57.
[14] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые
нормы и правила.
Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8, стр. 42.
[15] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые
нормы и правила.
Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8, стр. 44.
[16] Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”
раунда.
Внешняя торговля - М., 1994 г., №4, стр. 24.
[17] Chavronitz S. The World Trade Organization and social issues.
Journal of world trade, Geneva. -1994, #5, p. 20.
[18] Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского”
раунда.
Внешняя торговля - М., 1994 г., №4, стр. 27.
[19] Быков А., Передел мирового рынка и Россия.
Экономика и жизнь., М. - 1994 г., №52, стр. 2.
[20] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 64.
[21] Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.
Международная жизнь, М. - 1995 г., №9, стр. 120.
[22] Russia and the World Trade Organization.
Seminar Nov. 4 - 14, Carleton University, Ottawa, Canada, Overview of the
Uruguay Round of MTN.
[23] http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6
[24] http://www.prof.msu.ru/omsk/14.htm
[25] http://www.continent.kz/2002/10/index.html
[26] http://www.prof.msu.ru/omsk/14.htm
[27] www.krrk.kz
[28] http://www.prof.msu.ru/omsk/14.htm
[29] http://www.prof.msu.ru/omsk/14.htm
[30] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
Сборник научных трудов, М. - 1991 г., стр. 32.
[31] Дюмулен И., Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые
нормы и правила.
Внешняя торговля - М., 1993 г., №7/8., стр. 43.
[32] www.dn.kz
[33] www.khabar.kz
[34] http://news.central.kz
[35] http://www.diasp.ru
[36] Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.
Международная жизнь, М. - 1995 г., №9, стр. 123.
[37] http://www.kisi.kz/Parts/Comment.html
[38] http://www.kisi.kz/Parts/Comment.html
[39] http://www.kisi.kz/Parts/Comment.html
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|