ГАТТ/ВТО и его роль в международной торговле
смотреть на рефераты похожие на "ГАТТ/ВТО и его роль в международной торговле" Министерство науки и высшего образования РК. Университет “Кайнар” Кафедра “Мировая экономика” Факультет “Международная экономика” Дипломная работа На тему: ”ГАТТ/ВТО и его роль в развитии международной торговли” Специальность 0714 “Международная экономика”
Студент:
Юдин Н. В.
Научный
руководитель, к. э. н.
Искакова А. К.
Допускается к защите
Заведующий кафедрой
“Мировая экономика”
к. э. н., профессор
Темиргалиев Б. Б. Алматы 2002 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………….стр. 3 Глава 1. Формирование многосторонней системы международной торговли. 1.1. История развития ГАТТ ……………………………………. стр. 6 1.2. Основные принципы функционирования ГАТТ ..………….стр. 12 Глава 2. Основы реформирования системы многосторонних торговых отношений. 2.1. Итоги деятельности ГАТТ …………………………………..стр. 24 2.2. Создание ВТО ………………………………………………..стр. 34 Глава 3. Перспективы вступления Казахстана в ВТО. 3.1. Глобализация экономики Казахстана ……………………….стр. 38 3.2. Процесс вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО……………...стр. 51 3.3. Проблемы вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО…………...стр. 56 Заключение………………………………………………………...стр. 62 Список использованной литературы……………………………..стр. 65 ВВЕДЕНИЕ Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в Казахстане с
началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-
экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить
необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в
обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые
ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе
наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии
внешнеэкономической деятельности Казахстана, ее децентрализации и
либерализации, политического и институционального обеспечения. Между тем
процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных
отношений, основанной, прежде всего на существенно обновленной (в
результате “уругвайского” раунда Генерального Соглашения по тарифам и
торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной торговли, продолжается
и ускоряется. Абстрагирование Казахстана от участия в этом процессе
способно лишь усугубить его и без того трудное положение. Поэтому в рамках
осуществляемой в стране экономической реформы одной из важнейших задач
является присоединение Казахстана к системе ГАТТ. Именно этой проблеме посвящена настоящая работа. Основные цели работы
- общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и
механизме ГАТТ, характеристика проблем и перспектив Казахстана в связи с
его вступлением в ГАТТ/ВТО. Хотя сегодня стоит вопрос о вступлении Казахстана во Всемирную
Торговую Организацию (ВТО) заменившую с 1 января 1995 года Генеральное
Соглашение по тарифам и торговле, переговорный процесс, в который вступила
наша страна, в большей мере затрагивает традиционную проблематику ГАТТ,
поскольку в соответствии с положением Заключительного Акта “уругвайского”
раунда страны, которые принимали участие в переговорах, но на момент
подписания Заключительного Акта (15 апреля 1994 года) не являлись членами
ГАТТ, для вступления в ВТО должны пройти процедуру вступления в ГАТТ.
Поэтому в рамках настоящей работы, состоящей из трех глав, введения и
заключения, во-первых, рассматривается собственно Генеральное Соглашение по
тарифам и торговле. Так, первый параграф Главы 1 посвящен истории
возникновения ГАТТ и основным тенденциям его развития. Во втором параграфе
анализируются основополагающие принципы ГАТТ, на базе которых строится
многосторонняя система международной торговли. Принимая во внимание тот факт, что, вступив в силу в январе 1948 года,
Генеральное Соглашение за время своего существования претерпело
существенные изменения, отражающие его динамичное развитие, во-первых, как
многостороннего торгового договора, и, во-вторых, как механизма
регулирования международных торговых отношений, особого внимания
заслуживает рассмотрение вопроса о результатах деятельности ГАТТ (Глава 2.
Параграф 2.1.), важнейшим среди которых является создание принципиально
новой международной организации - ВТО (Глава 2. Параграф 2.2.). Глава 3 непосредственно связана с проблемой присоединения Казахстана к
системе ГАТТ/ВТО. Очевидно, что при решении вопроса о вступлении в ВТО
недостаточно руководствоваться лишь успешным опытом участия в этой
организации других стран. В связи с этим первый параграф Главы 3 посвящен
перспективам вступления Казахстана в ВТО. Механизм вступления в систему
ГАТТ/ВТО, а также прогресс Казахстана в этом направлении составляют
основное содержание второго параграфа. Глава 3 завершается параграфом, в
котором подробно рассматриваются проблемы, требующие решения в контексте
вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО. В процессе написания настоящей работы была использована различная
литература, посвященная проблемам функционирования системы ГАТТ/ВТО, а
также вопросам, связанным с присоединением Казахстана к этой системе.
Прежде всего, следует отметить работу А.И.Магомедовой и Е.З.Хасановой
“ГАТТ: правовая природа и структура”, опубликованную в издательстве Санкт-
Петербургского государственного университета в 1992 году. Наряду с
вопросами, вошедшими в название монографии, в работе подробно рассмотрены
тенденции развития ГАТТ и проблема приобретения им статуса международной
организации. В работе кандидата экономических наук Чернышева С.В. “Механизм
регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ”, вышедшей в
1991 году в издательстве Всесоюзного Научно-исследовательского
Конъюнктурного Института МВЭС РФ дан постатейный анализ положений ГАТТ, а
также приведены комментарии западных специалистов. Наряду с монографиями в настоящей дипломной работе были использованы
материалы периодических изданий. В частности, статьи, опубликованные в
журналах “Континент”, “МЭ и МО”, “Международная жизнь”, “США: экономика,
политика, идеология” и газете “Деловая неделя” за период с 1996 по 2002
годы, а также их электронные издания. Полный список использованной литературы приведен в конце работы. Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОСТОРОННЕЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. 1.1. История развития ГАТТ. Для того чтобы в полной мере представить современную ситуацию,
сложившуюся в сфере международных торговых отношений, а также оценить
достигнутое в ходе многосторонних торговых переговоров, необходимо хотя бы
кратко обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ. “Великая депрессия” 1929-1933 годов наглядно показала назревшую
необходимость координации вопросов макроэкономической политики на
многостороннем уровне. Специалисты справедливо полагают, что отсутствие в
предвоенные годы международных институтов, которые определили бы “правила
игры” в международной торговле и валютно-финансовой сфере, с наступлением
тяжелых времен подтолкнуло отдельные страны к сепаратным действиям,
значительно усугубив мировой экономический кризис. Так, в условиях
приближающегося спада в США для защиты от конкурирующего импорта и
стабилизации экономики был принят Закон Холи-Смута, по которому средний
уровень таможенных пошлин был сначала поднят до 44,7%, а в 1932 году достиг
59,1%. За этим последовало значительное повышение ставок в тарифах
большинства западных стран, что имело пагубные последствия для мировой
экономики: за 1929-1932 годы объем мировой торговли сократился почти на
60%.[1] Уже в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе
(США) для решения задач стабилизации международной валютной сферы,
выравнивания платежных балансов и финансового содействия в развитии
экономики были созданы Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк. Серьезные и порой небезуспешные попытки международного регулирования
торговых отношений предпринимались еще до второй мировой войны. В качестве
примеров можно назвать Конвенции об упрощении таможенных формальностей
(Женева, 1923 год), о Международном Торговом Арбитраже (1924 год), об
охране промышленной собственности и другие.[2] Однако они не были
системными и не всегда доводились до конца. Послевоенный период отмечен усилиями, направленными на создание
универсальной Международной Торговой Организации (МТО), которая наряду с
МВФ и Всемирным банком должна была стать третьим “столпом” в создавшейся
системе. В функции МТО входило бы регулирование на многостороннем уровне
социально-экономических проблем, включая вопросы торговой политики,
экономического развития, занятости, ограничительной деловой практики,
инвестиций, международных товарных соглашений. Эти проблемы обсуждались на
конференциях в Лондоне и Женеве в 1946-1947 годах. На женевской конференции
(август - октябрь 1947 года) в ходе работы над Уставом МТО - так называемой
Гаванской хартией - 23 страны, представленные на конференции, в том числе
США, Канада, Великобритания, Франция, Индия, Бразилия, другие, менее
развитые страны, начали переговоры о взаимном снижении довоенного уровня
таможенных тарифов, серьезно сдерживающих развитие международных
экономических связей. Результатом первого раунда переговоров стали 45 тысяч
тарифных уступок, затронувших около 20% мировой торговли (в сумме на 10
млрд. Долларов).[3] Действенность этих уступок обеспечивалась целым рядом
торгово-политических статей Гаванской хартии, содержавших правила по
взаимной торговле, которые участвовавшие страны обязались соблюдать. Свод
этих правил с приложенным к нему списком согласованных тарифных уступок
получил название Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и на
временной основе (до завершения процесса ратификации Устава МТО будущими
странами-членами) вошел в силу в январе 1948 года. Первоначально текст Соглашения состоял из трех разделов. Раздел I,
состоящий из двух статей, содержал в себе основные положения о режиме
наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации) и
списки взаимных уступок. Раздел II был посвящен торговой политике и
представлял собой своеобразный кодекс правил международной торговли. Раздел
III содержал положения о таможенных союзах, зонах свободной торговли и о
применении Соглашения в их отношении. В 1965 году текст ГАТТ был дополнен
Разделом IV “Торговля и развитие”, который был внесен в Соглашение по
требованию развивающихся стран. В то время, когда ГАТТ было лишь протоколом о результатах первого
раунда тарифных переговоров, проводившихся в рамках обсуждения Устава МТО,
и временным сводом правил, действующих, как предполагалось, до вступления в
силу Гаванской Хартии, вопрос о каких бы то ни было учредительских
проблемах и статусе не стоял на повестке дня. Несмотря на то, что
Генеральное Соглашение содержало в себе основные положения, во многом
схожие с положениями раздела Устава МТО, посвященного вопросам торговой
политики, постоянным институтом должна была стать МТО. Устав МТО включал в
себя детально разработанные положения о конференциях МТО, исполнительном
органе, комиссиях, Генеральном директоре и об оплачиваемом персонале. Кроме
того, Устав предусматривал продуманную процедуру разрешения споров. Что же
касается Генерального Соглашения, то оно не обладало тогда учредительными
положениями ни в отношении постоянных органов, ни в отношении
урегулирования разногласий. Но когда стало ясно, что усилия по созданию МТО не увенчаются успехом
(что и подтвердилось отказом США в 1950 ратифицировать Гаванскую хартию), в
рамках ГАТТ были созданы практически все предусмотренные Уставом органы и
разработан механизм разрешения споров. Высшим органом ГАТТ была определена Сессия Договаривающихся Сторон.
Собирались Сессии, как, правило, ежегодно, каждая страна-участница имела на
них один голос, однако решения обычно принимались на основе консенсуса, а
не путем голосования. Первая Сессия была созвана в марте 1948 года
Генеральным Секретарем ООН; в дальнейшем же, с 1949 года, право созывать
Сессии, руководить их работой получил Председатель (Ответственный
Секретарь) Сессии Договаривающихся Сторон, избираемый странами-
участницами.[4] Сессия Договаривающихся Сторон осуществляет нормотворческие функции.
Высший орган ГАТТ обладает исключительной компетенцией давать авторитетные
толкования положений Соглашения. В компетенцию этого органа входит также
предоставление странам-участницам права “временно и в исключительных
случаях” приостанавливать то или иное обязательство по Генеральному
Соглашению. Сессия Договаривающихся Сторон обладают исключительными
полномочиями выносить решения о проблемах, возникающих между странами-
участницами, о соответствии их торговой политики нормам ГАТТ. В сферу
компетенции высшего органа ГАТТ вошло также утверждение бюджета ГАТТ. В 1954 году была окончательно оформлена и преобразована в Секретариат
Временная Комиссия МТО, действовавшая с марта 1948 года и осуществлявшая
организационно-техническое обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий в
первые годы из трех-четырех специалистов Секретариат со временем
превратился в крупный орган, имеющий структурные подразделения
(юридический, экономический отделы, аналитические подразделения и др.). На
секретариат была возложена подготовительная работа, распространение среди
стран-участниц всей необходимой информации, изучение и прогнозирование
экономического развития и торговой политики стран-участниц. В 1951 году был создан Межсессионный Комитет, в функции которого
входило обсуждение и составление повестки дня Сессии, рассмотрение срочных
и непредвиденных вопросов, проведение консультаций по платежно-балансовым
проблемам. В связи с растущей нагрузкой в 1958 году третья функция
Межсессионного Комитета была передана специально созданному Комитету по
платежному балансу. Однако, несмотря на существование Межсессионного
Комитета, определенный межсессионный “вакуум” в ГАТТ в тот период еще
сохранялся. Поэтому, в соответствии с решением Договаривающихся Сторон от 4
июня 1960 года, вместо Межсессионного Комитета был создан Совет
Представителей ГАТТ. Совет стал оперативно-представительным органом, который собирался
около девяти раз в год в период между Сессиями для решения неотложных задач
и выполнения всей текущей работы. Совет состоял из представителей всех
стран-участниц Соглашения, а его председатель избирался на 1 год на Сессии
Договаривающихся Сторон. Среди полномочий Совета следует выделить
следующие: определение состава повестки дня для Сессии Договаривающихся
Сторон, учреждение вспомогательных органов и определение условий их
деятельности, наблюдение и контроль за работой различных комитетов, групп и
других вспомогательных органов. С самого начала деятельности ГАТТ получила распространение практика
формирования временных рабочих групп в составе нескольких человек для
изучения конкретных проблем и подготовки соответствующих докладов. Кроме
того, для углубленного рассмотрения важных вопросов и обычно на постоянной
основе создавались специальные комитеты. В большинстве случаев членство в
них открыто для всех Договаривающихся Сторон. Следует упомянуть некоторые
из них, действующие на постоянной основе: Комитет по торговым ограничениям,
Комитет по торговым уступкам, Бюджетный комитет. С введением в ГАТТ Раздела
IV был также учрежден комитет “Торговля и развитие”. Комитеты по торговым
переговорам создавались временно для наблюдения за ходом многосторонних
торговых переговоров. Особое значение имеет жюри экспертов, также входящее в организационную
структуру ГАТТ, основная задача которого - осуществление профессионального
наблюдения за процессом разрешения споров в ГАТТ. В 1965 году вместо существовавшей до этого должности Ответственного
Секретаря была учреждена новая должность Генерального Директора ГАТТ.
Генеральный директор стоит во главе Секретариата и руководит работой этого
органа. Он является главным должностным лицом, назначаемым
Договаривающимися Сторонами, выступает своеобразным арбитром в спорах меду
сторонами, в случае неуспешных переговоров по мирному урегулированию
возникших споров. Таким образом, Генеральное соглашение по торговле и тарифам, являясь
многосторонним межправительственным договором, как международно-правовой
инструмент включает первоначальный текст Соглашения вместе с приложениями и
списками тарифных уступок; многочисленные протоколы и решения
договаривающихся сторон, изменяющие, дополняющие и уточняющие
первоначальный текст Соглашения; кроме того, ряд соглашений, появившихся в
1979 году в итоге многосторонних торговых переговоров “токийского” раунда,
интерпретируют его отдельные статьи, распространяют действие положений ГАТТ
на новые области или конкретизируют их. Большую роль в развитии правовой
системы ГАТТ играет практика прецедентов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|