p> Наконец, следует отметить одну из важнейших тенденций развития ГАТТ -
ее институционализацию, создание разветвленной сети постоянных органов, что
в значительной мере способствовало превращению ГАТТ, несмотря на
первоначально временный статус, в действенный многосторонний механизм
регулирования международной торговли. 1.2. Основные принципы функционирования ГАТТ. Исходной посылкой, на которой строится договорная система ГАТТ,
является стремление стран-членов развивать международную торговлю и
обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на
рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных
рынках и регламентации действий правительств по регулированию
внешнеэкономической сферы.[5] Достижение этих целей обеспечивается
соблюдением ряда принципов и норм, лежащих в основе Генерального
соглашения: - недискриминация в торговле, которая обеспечивается взаимным
предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в
отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними
таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, т.е. равного
подхода к импортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов
и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю; - использование преимущественно тарифных средств защиты национального
рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер; - прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически
проводимых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их
юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне; - взаимность в предоставлении торгово-политических уступок; - разрешение торговых споров путем проведения консультаций и
переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем
рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения
которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ. Остановимся кратко на некоторых статьях ГАТТ, в которых закреплены
изложенные выше принципы, а также другие основополагающие положения. Режим наибольшего благоприятствования. Статья I ГАТТ, носящая во
многом ключевой характер в Соглашении, провозглашает, что страны-участницы
должны предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования. Это
положение распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые
операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным
операциям. Режим наибольшего благоприятствования действует также в
отношении таможенных пошлин и любых сборов, взимаемых в связи с
внешнеторговыми операциями, а также всех правил и формальностей, с ними
связанных. Кроме того, положение о режиме наибольшего благоприятствования
(вместе с национальным режимом) распространяется на внутренние налоги и
сборы и на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу
товаров на внутренних территориях стран-участниц. Режим наибольшего благоприятствования, сформулированный в Статье I,
носит безусловный характер, и страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять
эту статью в ее полном объеме: “В отношении таможенных пошлин и сборов
всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними, или на
перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении
метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил
регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое
преимущество, льгота, привилегия или изъятие из-под действия законов,
предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару,
происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой
страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному
товару, происходящему из всех других стран-участниц, или предназначенному
для всех других стран-участниц”.[6] ГАТТ содержит ряд исключений из режима наибольшего
благоприятствования. Крупнейшее из них - это разрешение создавать зоны
свободной торговли и таможенные союзы, не распространяя льготы,
предоставляемые, а рамках этих образований, на неучаствующие страны. Другое
важное положение - это разрешение развивающимся странам пользоваться на
постоянной основе в виде исключения из принципа наибольшего
благоприятствования четырьмя категориями торговых льгот (тарифные
преференции по общей системе преференций; тарифные преференции, действующие
в отношениях между развивающимися странами; более льготные
дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений, заключенных
в ходе “токийского” раунда; специальный режим в отношении наименее развитых
стран). Национальный режим. Принцип национального режима сформулирован в
Статье III ГАТТ, которая устанавливают равные условия конкуренции импортных
и национальных товаров, требуя от стран-участниц предоставления товарам
иностранного происхождения того же режима, что и национальным товарам в
области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных
законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно
подробно в этой статье регламентируется использование в торгово-
политических целях внутренних налогов и сборов. Трактовка и развитие целого
ряда положений, касающихся национального режима, содержится в протоколах о
присоединении к ГАТТ и в Соглашении о режиме государственных закупок,
появившемся в итоге ”токийского” раунда. Таможенно-тарифное регулирование. При создании ГАТТ предполагалось,
что основным, а в перспективе единственным инструментом регулирования
экспорта и импорта стран-участниц будут таможенно-тарифные средства (хотя
на практике это еще не всегда так). Статья XI ГАТТ оговаривает, что “ни
одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с
территории другой страны-участницы или на ввоз или продажу для экспорта
любого товара, предназначаемого для территории другой страны-участницы,
никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или
экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или
других сборов”[7]. ГАТТ содержит ряд положений, регулирующих на многосторонней основе
таможенно-тарифную политику. В Соглашении, прежде всего, говорится о
намерении стран, подписавших его, добиваться путем переговоров снижения
таможенных пошлин и других ограничений в международной торговле. Статья I
Соглашения устанавливает, что в отношении таможенных пошлин и формальностей
страны-участницы будут применять режим наибольшего благоприятствования.
Статья II в общей форме говорит о том, что страны-участницы должны
согласовывать списки тарифных уступок. Правила проведения переговоров о снижении таможенных пошлин, а также
процедура подготовки и изменения списков тарифных уступок определяются
статьями XXVII и XXVIII. Когда какое-либо государство присоединятся к ГАТТ,
на него распространяются все существующие тарифные льготы. Поэтому
вступающее в ГАТТ государство должно провести с другими странами
переговоры, выдвинув встречные предложения о снижении ставок собственного
таможенного тарифа. Затем эти тарифные уступки консолидируются в списке
тарифных уступок, который становится частью Генерального соглашения. Статья V провозглашает свободу транзита через территорию каждой из
участвующих стран и освобождает транзитные товары от таможенных пошлин и
транзитных сборов. За время существования ГАТТ статьи, касающиеся таможенно-тарифных
вопросов, значительно расширились за счет многочисленных поправок и
дополнений. Наиболее важные изменения связаны с включением новых статей
XXXVI и XXXVII, в которых признается право развивающихся стран повышать
таможенные пошлины для защиты своей экономики, а также фиксируется
обязательство развитых государств снижать пошлины на товары развивающихся
государств. Сессия ГАТТ на уровне министров (ноябрь 1982 года)
рекомендовала всем странам-участницам принять меры для скорейшего
применения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров для
тарифных и статистических целей.[8] Антидемпинговые и компенсационные пошлины. Статья VI ГАТТ определяет
демпинг как торговую операцию, состоящую в том, что товары одной страны
поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной стоимости этих
товаров. Соглашения о толковании этой статьи (а также статей XVI, XXIII,
посвященных субсидиям) были подписаны в ходе “токийского” раунда ГАТТ
(Кодекс о субсидиях и Антидемпинговый Кодекс). Смысл рассматриваемой статьи
заключается в создании юридических оснований для принятия странами-
участницами защитных мер против “нечестной практики” компаний или
правительств стран экспортеров. При этом еще в период разработки
Генерального Соглашения было достигнуто понимание, что Статья VI ГАТТ
относится только к ценовому демпингу. В целях устранения демпинга, который
“причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности
Договаривающейся Стороны,[9]” любая страна-участница, осуществив
предварительное расследование факта демпинга, может налагать на любой
поступающий в порядке демпинга товар антидемпинговую пошлину в размере, не
превышающем демпинговую разницу. Последняя определяется как разница между
демпинговой ценой товара и его “нормальной ценой”, которая рассчитывается в
соответствии с положениями Антидемпингового Кодекса. Обычно это цена, по
которой аналогичный товар продается в стране-экспортере. Термин
“аналогичный товар” трактуется как “продукт, подобный во всех отношениях
рассматриваемому продукту, а в случае отсутствия такового, другой продукт,
свойства которого имеют близкое сходство со свойствами рассматриваемого
продукта, хотя и не подобны им во всех отношениях”.[10] В соответствии со Статьей VI ГАТТ компенсационная пошлина может
налагаться на импортируемые товары в размере, эквивалентном дотации или
субсидии, которая представлена прямо или косвенно на производство или
экспорт этих товаров в стране происхождения или экспорта, причем в случае
явного применения экспортных субсидий Кодекс по субсидиям и компенсационным
пошлинам разрешает вводить компенсационные пошлины без доказательств
наличия или угрозы материального ущерба. Статья VI запрещает квалифицировать освобождение от пошлин или сборов
аналогичных товаров, когда они предназначены для потребления в стране
происхождения или экспорта, как субсидирование, а, следовательно, и взимать
по этим причинам рассматриваемые пошлины. Таможенная оценка. Статья VII касается оценки товаров для взимания
таможенных пошлин. Она устанавливает общие для всех стран-участниц принципы
определения таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товара
должна основываться на его фактической стоимости и не может определяться на
базе произвольных или фиктивных оценок или стоимости товара отечественного
происхождения. Под фактической стоимостью понимается цена, по которой этот
или аналогичный товар продается или предлагается к продаже в такое время и
в таком месте, которое определяется законами страны импортера. В результате “токийского” раунда ГАТТ появилось Соглашение о
применении Статьи VII ГАТТ (Кодекс по таможенной оценке). Его положения
широко применяются в международной торговле. Принцип таможенной оценки,
положенный в основу этого Соглашения, заключается в использовании так
называемой цены сделки. Цена сделки - это цена, которая реально уплачена за
импортируемый товар. В эту цену может включаться ряд дополнительных
расходов покупателя (комиссионные, брокерские, расходы на лицензионное
вознаграждение, стоимость упаковки, оплата услуг, предоставляемых
экспортером). В случае невозможности определения цены сделки для таможенных
целей могут последовательно применяться четыре других способа: 1) цена
идентичного товара; 2) цена аналогичного товара; 3) цена за единицу
идентичного или аналогичного товара, везенного в то же время; 4) расчетная
цена товара. Статья IX Соглашения указывает на необходимость использования курса
валют, опубликованного компетентными органами страны-импортера, который
должен, насколько это, возможно, реально отражать соотношение паритетов
валют по текущим коммерческим операциям. Количественные ограничения. В соответствии со Статьей XI ГАТТ общим
правилом является отказ от применения “любых запретов или ограничений, будь
то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме
таможенных пошлин, налогов и других сборов”.[11] Это общее правило, однако,
сопровождается целым рядом исключений и оговорок, разрешающих применение
количественных ограничений: 1) в случае ограничения экспорта в целях
предотвращения нехватки продовольствия; 2) в случае ограничений в связи с
применением стандартов и правил о классификации, сортировке и реализации
товаров, обращающихся в международной торговле; 3) в случае ограничений на
импорт любого сельскохозяйственного товара или продукта рыболовства,
необходимых для проведения правительственных мероприятий по корректировке
положения на соответствующих рынках отечественных товаров (в целях
устранения перепроизводства); 4) в случае ограничений в целях равновесия
платежного баланса.[12] Важным является положение ГАТТ, закрепленное в Статье XIII, которое
устанавливает недискриминационное применение количественных ограничений, то
есть в отношении количественных ограничений применяется режим наибольшего
благоприятствования. Субсидии. ГАТТ в принципе отвергает практику субсидирования, как
производства, так и экспорта. Хотя в Соглашении не содержится прямого
запрета на применение субсидий, оно увязывается с определенными
требованиями. Во-первых, каждая страна-участница обязана письменно уведомлять о
любых субсидиях, которые оказывают воздействие на масштабы торговли прямо
(субсидирование экспорта) или косвенно (субсидирование производства), а
также консультироваться по вопросам применения субсидий, если того требуют
другие участники Соглашения. Во-вторых, страны не должны применять субсидии
на экспорт сырьевых товаров таким образом, чтобы в результате их применения
страна получила необоснованно высокую долю на мировом рынке данного товара.
Как и в ряде других статей ГАТТ для оценки величины обоснованной доли
используются данные за предшествующий период, а также принимаются во
внимание такие факторы, как повышение производительности, улучшение
качественных характеристик. В ходе переговоров “токийского” раунда ГАТТ было разработано
Соглашение о толковании и применении статей VI, XVI и XXIII ГАТТ (Кодекс о
субсидиях), часть II которого целиком посвящена субсидиям. В частности,
конкретизированы критерии, дающие основания договаривающимся сторонам
требовать отмены субсидий, применяемых одной из них, более подробно
разработана процедура консультаций, урегулирования споров и применения,
ответных мер в случае, когда доказано, что субсидия не соответствует
положениям Статьи XVI. К числу запрещенных субсидий Кодексом, в частности,
отнесены: прямые правительственные субсидии фирме или отрасли
промышленности, зависящей от экспортных заказов; программы удержания валюты
или любая аналогичная практика, которая предусматривает надбавки (премии)
за экспорт; обеспеченные или санкционированные правительством льготные
транспортные или фрахтовые расходы; предоставление правительством на
льготных условиях (по сравнению с производством на внутренний рынок)
товаров и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт; различные
виды льгот при налогообложении; предоставление экспортных кредитов по
заниженным ставкам. Несмотря на то, что за неправомочное применение субсидий ГАТТ
предусматривает определенные санкции, вопросы субсидирования являются
наиболее острыми в переговорной практике участников Соглашения. Чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров. Статья XIX
ГАТТ устанавливает правила использования “защитных мер” при импорте
отдельных товаров. Она предусматривает, что “если в результате
непредвиденных обстоятельств и выполнения, взятых на себя какой-либо
Договаривающейся Стороной обязательств, включая тарифные уступки, какой-
либо товар импортируется на территорию этой Договаривающейся Стороны в
таких возросших количествах и при таких условиях, что они причиняют или
угрожают причинить серьезный ущерб отечественным производителям аналогичных
или непосредственно конкурирующих с ним товаров, Договаривающаяся Сторона
имеет право в отношении этого товара приостановить обязательство полностью
или частично, или аннулировать уступку, или внести в нее изменения в такой
степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для предотвращения
или устранения ущерба”.[13] Реализация права стран-участниц на чрезвычайные
меры в отношении импорта отдельных товаров должна осуществляться на основе
принципа наибольшего благоприятствования. Общие исключения. Статьи XX и XXI ГАТТ образуют группу исключений
общего для всех стран-участниц характера. Применяя их страны должны
соблюдать два условия: во-первых, такие меры должны применяться на
недискриминационной основе, и, во-вторых, они не должны иметь характер
скрытых ограничений торговли. При соблюдении этих условий ничто в
Соглашении не должно трактоваться как препятствие принятию или
осуществлению какой-либо страной-участницей мер: необходимых для защиты
общественной морали; необходимых для охраны жизни и здоровья человека,
животных и растений; относящихся к импорту или экспорту золота и серебра;
необходимых для обеспечения соблюдения законов и постановлений (не
находящихся в противоречии с положениями ГАТТ), в том числе о выполнении
таможенного законодательства, законодательства о торговых монополиях, об
охране патентов, торговых марок и авторских прав; относящихся к товарам,
производимым трудом лиц, находящихся в заключение; принимаемых для охраны
национальных сокровищ художественной, исторической или археологической
ценности; относящихся к предотвращению истощения природных ресурсов, если
подобные меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего
производства и потребления; связанных с ограничением экспорта отечественных
материалов, необходимого для обеспечения этими материалами отечественной
обрабатывающей промышленности; существенных для приобретения или
распределения товаров, дефицитных для отдельных районов или повсеместно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|