| Экономический рост и его факторы |
О «клубе конвергенции»
В последние годы
укоренилось понятие «клуба конвергенции», то есть набора стран, в котором менее
развитые страны с меньшим уровнем ВВП растут в долгосрочной перспективе темпами
более высокими, чем страны более развитые. Этим клубом охвачен отнюдь не весь
мир, а Советский Союз выбыл из него еще в конце 70-х годов. По всей видимости,
содержательная база конвергенции – это способность стран, соответствующих
национальных институтов обеспечить эффективный обмен рыночно ориентированной
информацией о технологиях, которые могут быть применены в менее развитых
странах, обеспечивая им более высокие темпы экономического роста, чем имеют те
страны, которые находятся на грани собственных технологических возможностей. Сложнейшая
задача России сегодня – надежно закрепиться в «клубе конвергенции». Мне
кажется, это неизмеримо более важно, чем спор о процентах темпов роста (скажем,
3 или 4%), которых следует добиваться.
О
восстановительном росте
Нынешний экономический рост в России носит
восстановительный характер. Он тесно связан с предшествующей рецессией,
падением производства после краха Советского Союза. Падение было обусловлено, в
свою очередь, структурной перестройкой экономики и кризисом старой системы
хозяйственных связей, тогда как их новая система еще не сформировалась. Этот
кризис был в основном преодолен к 1997 году. В дальнейшем развитию
восстановительных процессов помешал финансовый кризис 1997–1998 годов. Эти
процессы были продолжены с 1999 года.
Восстановительный рост – известный, но
достаточно необычный, не очень хорошо изученный феномен; в каждой из стран,
которые через него проходят, его отличает своя специфика. Это отчетливо
проявилось в 20-х годах, когда восстановительный рост был зафиксирован в России
впервые, и были предприняты первые попытки его анализа. Тогда
высококвалифицированные экономисты В. Громан и В. Базаров сделали, по меньшей
мере, две серьезные ошибки, повлекшие за собой существенные экономические
последствия.
Во-первых, они недооценили то, что в условиях
снятых спросовых ограничений, при социалистической экономической системе,
объем производства восстанавливается в 20-х годах XX века
на уровне более высоком, чем в 1913 году в царской России, где
существовали ограничения, связанные с платежеспособным спросом. Во-вторых, они
переоценили возможности наращивания доли денег в валовом внутреннем продукте,
что привело к серьезным просчетам в финансовой политике.
И сейчас тоже не очень ясно, как будут дальше
развиваться в нашей стране процессы восстановительного роста. Есть основания
полагать, что пределы его будут исчерпаны при объемах выпуска более низких, чем
те, которые были характерны для российского ВВП в период максимального его
уровня при социалистическом производстве. Но это гипотеза. А вот что известно
точно – то, что восстановительный рост носит затухающий характер. Это значит,
что темпы роста снижаются, потому что ресурсы восстановления, ресурсы введения
имеющихся мощностей и рабочей силы оказываются исчерпанными. Разумеется, когда
темпы роста идут вниз, затухание может быть компенсировано новыми
факторами роста производства, новыми капитальными вложениями, вводом новых
мощностей, включением в производственный процесс новой рабочей силы. Но это
требует другого качества национальных институтов, способных обеспечить
экономическое развитие.
Восстановительный рост поначалу всегда
становится приятным сюрпризом для экономико-политической элиты. А потом он
превращается в проблему: ведь темпы не удерживаются на изначальном
уровне, они начинают падать. Снижение темпов экономического роста между
2000–2003 годами – существенный фактор, влияющий на формирование экономической
политики.
Важной задачей, которую решало правительство
на протяжении последних лет, было проведение набора структурных реформ,
необходимых, чтобы придать росту характер устойчивый и долгосрочный.
Собственно, глубокие структурные реформы наше
правительство начало проводить в 1992 году. Но тогда большая часть
экономико-политической элиты не знала о том, что эти реформы – структурные,
точно так же, как мольеровский герой не знал, что он говорит прозой. Однако
спустя короткое время, уже в 1997 году, словосочетание «структурные реформы»
звучит часто, термин становится популярным, модным. Первый заместитель
управляющего директора МВФ С. Фишер, приехавший в ту пору на научную
конференцию в Высшей школе экономики, был приятно удивлен тем, что все в России
говорят о структурных реформах, все понимают их необходимость для устойчивого
экономического роста.
Наиболее энергично претворять в жизнь эти
реформы начали в 2000–2001 годах. По ряду важных направлений за эти годы было
сделано много полезного. Политические проблемы, связанные со структурными
реформами, состоят в том, что последние не дают отдачу в краткосрочной
перспективе, они «всего лишь» закладывают базу долгосрочного экономического
роста.
В России за последние годы внесены позитивные
изменения в уголовно-процессуальное законодательство. Благодаря им сегодня
десятки тысяч людей, которые не были осуждены судом, не сидят в тюрьмах. В то
же время наша судебная система по-прежнему имеет немало изъянов. И что бы мы
сейчас ни делали, проблемы, связанные с ее функционированием, будут оставаться
серьезными и острыми и завтра, и послезавтра. Ибо судебная система – это, в
первую очередь, кадры и традиции, а радикально изменить их в один момент –
скажем, в ночь с сегодняшнего дня на завтрашний – нельзя.
Шаги, сделанные в последние годы для
упорядочения частной собственности на землю, крайне важны. Можно спорить,
насколько хорош или плох конкретный вариант вступившего в силу закона «Об
обороте земель сельскохозяйственного назначения». Но то, что в России частный
оборот земли упорядочен и закреплен, справедливо расценивается как важный
фактор, способствующий долгосрочному росту российской экономики. Вместе с тем
это, по сути, легализация того, что происходило в жизни. А сама по себе
легализация не обеспечивает немедленной отдачи.
То же относится ко многим другим мероприятиям
– реформе трудовых отношений, пенсионной реформе. Изменения, которые дают отдачу
в короткой перспективе (как реформа подоходного налога) – редкое исключение.
Сегодня никуда не деться от реалий
политического процесса. А выглядят эти реалии в глазах значительной части элиты
и населения примерно следующим образом: правительство втянулось в проведение
структурных реформ. Между тем жизнь радикально не улучшается, проблем в
российской экономике остается множество. Непросто объяснить: чтобы заложить
основы устойчивого роста, нужны преобразования не одиночные, а
взаимодополняющие. Если в России будет хорошая налоговая система, но не будет
надежно защищенных прав собственности, страна не получит масштабных капитальных
вложений, необходимых для устойчивого роста.
Еще одна важная составляющая текущей
экономической политики – высокие цены на нефть. Российское правительство четыре
года в условиях высоких цен проводило достаточно консервативную и ответственную
макроэкономическую политику. Это не может не вызвать уважения. Предшествующий
нынешнему период аномально высоких цен на нефть (это 1979–1982 годы, тогда цены
на нефть в реальном исчислении были примерно втрое выше, чем в 1999–2002 годах)
был отмечен «разжижением мозгов» политического руководства .
Сейчас помог урок кризиса 1998 года. У нашей
страны была плохая финансовая репутация, а предстояли платежи по внешнему
долгу, рефинансировать их было сложно, – все это дало четыре года ответственной
бюджетной политики. К сожалению, способность правительства проводить
ответственную макроэкономическую политику при высоких ценах на нефть
ограничена.
Обсуждая экономическую политику на 2004–2005
годы, Необходимо учитывать серьезные риски, связанные с резкими колебаниями
цен на нефть, иметь в виду то, что наша страна может столкнуться с
продолжительным периодом существенно более низких цен, чем те, которые были
характерны для последних четырех лет.
Сейчас России необходимо продолжение
ответственной макроэкономической политики и структурных реформ. Нужно избежать
паники из-за краткосрочных колебаний темпов роста, в максимальной степени
подготовиться к использованию того окна политических возможностей, которое
откроется в России весной – летом 2004 года.
О современном
экономическом росте и догоняющем развитии
Для того, чтобы обсуждать проблемы
долгосрочных перспектив России, имеет смысл проанализировать то, как страна
развивалась не в течение последних трех или десяти лет, а на длительной
исторической дистанции, на протяжении последних двух веков. Если рассмотреть
эволюцию российской экономики на фоне мирового развития последних двух
столетий, можно увидеть, что российский душевой ВВП в 1820 году был близок к
средним мировым показателям и примерно на том же среднемировом уровне (с учетом
точности расчетов) оставался и в 1913 году, и в 2001 году (см. график 1).
График 1
Отношение
душевого ВВП России к мировому душевому ВВП в 1820–2001 годах
Источник: 1. За 1820 и 1913
годы: A. Maddison. The World Economy. A Millenial
Perspective.
2. За
2001 год – расчеты ИЭПП на основе данных A. Maddison.
Причины выбора этих дат объяснить нетрудно.
Большинство исследователей относят начало современного экономического
роста – процесса резкого ускорения темпов экономического развития,
сопровождаемого масштабными сдвигами в структуре экономики и социальных
отношениях, к 20-м годам XIX века. 1913 год – это высшая точка развития
России в рамках царской империи. 2001 год –максимально приближенная к
сегодняшнему дню дата, по которой имеются данные.
Между этими тремя точками российский душевой
ВВП отклонялся от среднемирового, но колебания носили достаточно ограниченный
характер. Величина дистанции, отделяющей Россию от стран-лидеров мирового
экономического развития (в ХIХ веке – Англия, в ХХ веке – Соединенные Штаты
Америки) в течение этих двух веков тоже колебалась, но колебания происходили
опять-таки в достаточно узком интервале (см. табл. 1).
Таблица
1
Отношение душевого ВВП в России к душевому ВВП
стран-лидеров современного экономического роста.*
|
Годы
|
1820
|
1870
|
1913
|
1950
|
2001
|
Отношение
|
0,44
|
0,32
|
0,28
|
0,30
|
0,25
|
* - 1820-1870 годы – Англия,
1913-2001 годы – США
Источники:
1. World Development Indicator Database, World Bank,
2002 (данные за 2001 г.).
Сегодня чрезвычайное внимание приковано к
успехам экономического развития Китая, достигнутым за последнюю четверть ХХ
века. При этом нередко забывают, что именно резкое падение доли Китая в мировом
валовом внутреннем продукте было одним из самых серьезных структурных сдвигов в
мировой экономике между 1820 годом и 70-ми годами ХХ века. После четверти века
динамичного роста доля Китая в мировом валовом внутреннем продукте почти втрое
ниже, чем она была в 1820 году.
На этом фоне близость российских показателей
к их среднемировым значениям выглядит впечатляюще. Это тем более важно,
что на протяжении последних двух веков в мировом экономическом развитии
происходили беспрецедентные изменения.
Понятие современного экономического роста ввел
в научный оборот замечательный американский экономист русского происхождения,
лауреат Нобелевской премии С. Кузнец, относя начало этого процесса к концу ХVIII
века. Сейчас большинство исследователей склоняются к тому, чтобы датировать его
начало 20-ми годами ХIХ века – периодом, последовавшим за
наполеоновскими войнами. Дискуссия о датах не имеет принципиального значения.
Что действительно важно – это резкое ускорение темпов роста мировой
экономики и душевого ВВП на рубеже ХVIII и ХIХ веков, происходящее на фоне глубоких
структурных изменений в занятости, в способе расселения, демографии.
В регионе, который на протяжении
предшествующего тысячелетия развивался аномально быстро, – в Западной Европе,
на удвоение душевого ВВП в период, предшествующий современному экономическому
росту, потребовалось восемь веков (примерно с 1000-го по 1800 год). В
Соединенных Штатах Америки, лидере современного экономического роста в ХХ веке,
среднегодовые темпы роста продуктивности на протяжении последних двух веков
составляли около 2%. Это означает, что на протяжении жизни одного поколения (75
лет) душевой валовой внутренний продукт увеличивался более чем в 4 раза.
Масштабные и взаимосвязанные структурные
изменения происходили в странах с разными культурными традициями, различным
уровнем ресурсной обеспеченности, неодинаковым географическим положением. Казалось
бы, понимание этих общих, выстроенных по сходным сценариям, связанных с
экономическим развитием процессов дает в руки исследователю, занимающемуся
долгосрочной динамикой роста, мощный инструмент для анализа и прогнозирования.
Резкое расширение возможностей современного
государства на фоне роста благосостояния позволило радикально увеличить долю
государственных изъятий в валовом внутреннем продукте в ХХ веке. Между
1910–1970 годами представление о безграничности возможностей наращивания
государственной нагрузки на экономику стало почти общепринятым в финансовой
литературе.
Начиная с 70-х годов ситуация радикально
меняется. Выясняется, что в наиболее развитых государствах при выходе норм
налогообложения на уровень, близкий к 50% ВВП, возникают серьезные проблемы,
связанные с политической мобилизацией налогоплательщиков, распространением
теневой экономики, замедлением экономического роста, утратой международной
конкурентоспособности.
С точки зрения сегодняшнего дня, очевидно, что
сам процесс выхода норм налоговых изъятий с уровней, характерных для аграрных
обществ (примерно 10% ВВП), на уровень, доступный высокоразвитым
постиндустриальным экономикам (30–50% ВВП), носил переходный характер.
Прогнозировать развитие этого процесса до его завершения было практически
невозможно.
То, что современный экономический рост
является незавершенным, продолжающимся процессом, причем процессом, для
которого характерны быстрые и радикальные смены доминирующих тенденций,
существенно осложняет использование выявленных закономерностей для
прогнозирования развития событий в странах-лидерах, идущих в авангарде
экономического развития человечества. Однако страны-лидеры, те, кто начал
экономический рост в первые десятилетия ХIХ века, занимают здесь совсем не то положение,
что государства, в которых современный экономический рост и связанные с
ним социально-экономические изменения начались позже. Опыт первых – лидеров –
позволяет делать важные выводы о проблемах и тенденциях, с которыми вторые –
страны догоняющего развития – столкнутся в будущем.
Значение опыта лидеров для стран догоняющего
развития состоит не в том, чтобы его слепо копировать, а в том, чтобы понимать
стратегические проблемы, с которыми придется сталкиваться; чтобы в ходе
выработки национальных стратегий развития минимизировать риски, не повторять
чужих ошибок.
Если сравнить сегодняшний душевой ВВП
России с душевым ВВП стран-лидеров экономического роста, то можно увидеть
размеры отделяющей нас дистанции (см. табл. 2).
Таблица 2
Годы, в которые душевой ВВП в странах-лидерах
современного экономического роста равнялся российским показателям 2001 года
|