p> ГЛАВА II. МОДЕЛЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КНР. План 1. Аграрная реформа на условиях реализации системы семейной ответственности; 2. Опыт реформирования сельскохозяйственных производственных отношений на условиях внедрения акционерной собственности. Преобразования в экономике КНР, как известно, начались с внедрения
семейного подряда. Вначале он рекомендовался как способ выживания для
наиболее бедных крестьянских дворов в отдаленных районах, напрямую
связавший доходы крестьян с результатами труда, но оказался настолько
привлекательным, что очень быстро спонтанно распространился по всей
аграрной сфере. В значительной степени именно благодаря подряду (в
комплексе с мерами по повышению закупочных цен) уже за первые пять лет на
треть увеличился сбор продовольственных культур и более чем вдвое выросли
доходы крестьян. Соответственно улучшилось обеспечение городского населения
продовольствием, а промышленности – сельскохозяйственным сырьем. И такой
успех в сельском хозяйстве КНР был достигнут без приватизации земли. В то же время китайский опыт показал, что передача земли в семейный
подряд или аренду на непродолжительный срок (первоначально на один – три
года) не только не стимулировала вложения в нее, бережное к ней отношение,
а напротив, нередко вела к варварскому использованию земли, неоправданной
передаче пахотных земель под застройку, к незаконным операциям и т.п. Не
чувствуя себя хозяином земельного надела, крестьянин больше склонялся к
увеличению собственного потребления, а не к вложениям накопленных средств в
расширение или улучшение своего хозяйства. На предотвращение указанных
негативных последствий и стимулирование более интенсивного и эффективного
хозяйствования и были направлены меры по продлению сроков подряда или
аренды земли вначале до 10-15, затем до 30, 50 лет, а в ряде случаев и на
более продолжительный срок. Быстрое распространение и успехи семейного подряда в китайской деревне
стали возможны потому, что за предыдущие примерно два десятилетия всеобщего
обобществления сельское население не утратило окончательно навыки
крестьянского труда, сохранило традиционную тягу к земле и не покинуло
деревни. Иначе говоря, оставалось главное условие подъема сельского
хозяйства – наличие тех, кто мог взять семейный подряд и по настоящему
работать на земле. В этом смысле в России ситуация на селе изначально была сложнее: здесь
на громадных территориях опустели деревни, люди ушли с земли, навыки
крестьянского труда были потеряны уже не в одном поколении, по существу не
осталось (или осталось слишком мало) тех, кто бы мог и хотел хозяйствовать
по-новому. Очевидно, далее, что существенные различия в системах
землепользования, вытекающие из наличия преимущественно крупных пахотных
массивов в России и мелких земельных участков в КНР, предопределяют
неизбежные расхождения между нашими странами в масштабах возможного
использования семейного подряда, аренды или частных форм организации
крестьянского труда. Но то, что получение права на длительное (часто
пожизненное с передачей в наследство) пользование землей (без права
собственности на нее) оказалось достаточным для стимулирования
крестьянского труда – факт, подтвержденный практикой китайской реформы и
заслуживающий учета в развертывании дальнейших преобразований в сельском
хозяйстве России. В значительной мере своими успехами реформы в КНР обязаны также
быстрому развитию индивидуальных и коллективных форм хозяйственной
деятельности в городах. Как и в случае с семейным подрядом в деревне,
практика здесь обгоняла принятие решений на официальных уровнях. И хотя это
порождало немало противозаконных действий (утаивание доходов от налогов,
хищения общественного имущества, спекуляцию и т.п.), чрезвычайное оживление
предпринимательской деятельности в стране наступило уже с первых шагов
реформы. В результате значительно улучшилось положение дел в сферах
общественного питания, быстрого обслуживания, розничной торговли,
транспортных, строительных и прочих услуг. Мелкие государственные предприятия, занимавшиеся подобными видами
деятельности (а также изготовлением несложной промышленной продукции) и в
течение длительного времени работавшие нерентабельно, стали передавать на
подряд и в аренду, продавать коллективам или отдельным лицам. В результате
они, как правило, начинали работать более эффективно. В то же время уже в
процессе функционирования малого бизнеса вырабатывались меры по преодолению
тех или иных негативов, связанных с его развитием. При таком подходе
появлялась и возможность гибко комбинировать эти меры, чтобы не только не
подавить, но и повысить экономическую активность новых предпринимателей. Развитие села в Китае и реформирование системы собственности. Одна из важных особенностей экономической реформы в Китае состоит в
том, что она началась в сельской местности и повлекла за собой быстрое
экономическое развитие и рост национального дохода. Это создало
благоприятные условия для ускорения преобразований. Причем движущей силой
стал не сельскохозяйственный сектор, а прежде всего, промышленные
предприятия на селе. История развития аграрных реформ и их значение. Первая фаза: 1978-1984 годы. Аграрная реформа началась с роспуска народных коммун и введения так
называемой “системы сельской ответственности”. Система сельской
ответственности сохраняет коллективную собственность на землю, но земля
разделенная на участки может обрабатываться крестьянами индивидуально. Эта
система позволила крестьянам оставлять себе весь доход после выплаты
установленных договором обязательств, а именно, сельскохозяйственного
налога и коллективной доли. Эта реформа реализовала социалистический
принцип распределения по труду и в значительной мере усилила
заинтересованность крестьян в увеличении производства. В 1979 году были
существенно подняты закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию,
вследствие чего производство сельскохозяйственной продукции, и в первую
очередь зерна, очень быстро выросло. В период с 1978 по 1984 год годовые
темпы роста производства зерна, хлопка, растительных масел и рыбы были
высокими: соответственно 5,0; 19,3; 14,7 и 10,3 процента. В результате
постоянного увеличения объем производства зерна в 1984 году перевалил за
400 миллионов тонн. Поскольку благодаря этому могла быть устранена
многолетняя нехватка зерна, создались чрезвычайно благоприятные исходные
условия для дальнейшего проведения реформ. Вторая фаза: 1984-1988 годы. После того, как в производстве сельскохозяйственной продукции, и
прежде всего зерна, были достигнуты столь крупные успехи, Правительство
ликвидировало существовавшую долге годы систему принудительных закупок
сельскохозяйственных продуктов и ввело договорную систему. При этом
правительство покупает определенный договором объем продукции по
установленной государством цене, а та часть продукции, которая превышает
этот объем, может быть свободно реализована на рынке. Тем самым была
введена так называемая “система цен двойной колеи”, то есть сосуществование
фиксированных и рыночных цен. Но данная реформа снизила заинтересованность
крестьян в производстве сельскохозяйственной продукции. Это снижение
произошло потому, что в условиях высоких урожаев рыночная цена упала ниже
уровня установленной государством закупки. В результате урожай зерна в 1985
году был меньше предыдущего, и некоторое время продолжалось сокращение
сельскохозяйственного производства. Но экономика села сохраняла высокий
темп роста. Причина заключалась в том, что многие крестьяне стали работать
в несельскохозяйственных секторах: промышленности, транспорте и сфере
услуг, которые по сравнению с сельским хозяйством давали значительно более
высокий доход, именно в частных, кооперативных или коллективных
предприятиях. Правительство поддерживало развитие несельскохозяйственного
сектора как налоговыми льготами, так и другими способами. Это было начало
быстрого роста сельских промышленных предприятий. Если рассматривать рост
реального дохода сельских семей, проводя развития между доходами от
сельского хозяйства и от несельскохозяйственного сектора, то создается
ясная картина: доходы от сельского хозяйства, которые увеличивались до
1984 года, после 1985 года стагнировали и рост доходов семей начал
происходить за счет увеличения доходов от несельскохозяйственной
деятельности. Третья фаза: 1988-1997годы. Когда во второй половине 1988 года начался период аустеритарной
(жесткой) политики правительства, помимо прочего, она вызвала кредитные
ограничения, которые затронули сельские промышленные предприятия и привели
многие из них к банкротству. В результате отток рабочей силы в
несельскохозяйственные секторы сократился и, напротив, возник феномен
обратного притока в сельское хозяйство. Кроме того, правительство приняло
меры к оживлению сельского хозяйства, и как результат повторного повышения
закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, производство стало расти.
Что касается производства зерна, то в 1989 году оно опять достигло уровня
1984 года и с тех пор постоянно увеличивалось. Из-за недостатков в торговой
системе возникли так называемые “трудности сбыта”, или “росло производства,
но не дохода”. Четвертая фаза: с 1997 года по настоящее время. После того, как весной 1997 года Дэн Сяопин произнес речь, во время
так называемой “поездки на юг”, народное хозяйство вновь вернулось к
высоким темпам роста, и для сельской экономики также сложилась
благоприятная конъюнктура. В деревнях следующий важный шаг на пути
перехода к рыночной экономике был сделан, когда торговлю
сельскохозяйственными продуктами полностью либерализовали, восстановился
высокий рост сельских промышленных предприятий, возросла мобильность
населения в перенаселенных областях и началась эндогенная урбанизация
сельских районов. Оценка аграрных реформ |Показатели |Выпуск |Место в мире |1997 в % к |
| | | |1998 г. |
| |1978 г.|1996 г. |1997 г. |1978 г. |1996 г. | |
|Производство |30477 |50455 |49417 |2 |1 |62,1 |
|продовольстве| | | | | | |
|нного зерна | | | | | | |
|Хлопка |216,8 |420,3 |460 |3 |1 |112,4 |
|Мясо |865,3 |5915,1 |- |3 |1 | |
|Масло семян | | |2157 | |1 |313,5 |
|Сахар |- |- |- |- |3/4 |- | С 1993 по 1996 год Китай удерживал первое место в мире по производству
зерновых культур, хлопка, масло семян, мяса, каменного угля, текстиля и
телевизоров. По производству электроэнергии – поднялся с четвертого на
второе место, минеральных удобрений – с третьего на второе, по производству
сахара – удерживает 3 или 4-ю позицию. По внешнеторговому обороту Китай уже
давно вошел в число ведущих стран и в течение шести лет занимал 11 место. В
1997 году объем торговли достиг 325,1 млрд. долларов США (10 место), по
размерам валютных резервов, запасам продовольственного зерна и другим видам
стратегических запасов страна достигла самого высокого уровня в своей
истории. Это укрепило возможности государства в отношении
макрорегулирования, наука, техника и оборудование достигли такого
состояния, которое можно определить как переходное от среднего к высшему
уровню. Аграрная реформа с точки зрения системы отношений собственности. А) О значении введения системы ответственности. Созданные в 1958 году народные коммуны были символом китайского
социализма и воплощали лозунг “Единство политики и экономики”. Их целью
была коллективизация средств производства, обобществление труда и
распределения. В течение 20 лет, вплоть до начала 80-х годов, народные коммуны
доминировали в качестве единственных субъектов собственности. Хотя
формально хозяевами коллективной собственности считались члены народных
коммун – крестьяне, право собственности крестьян стало функцией: у них,
помимо излишков зерна, отнимались сельскохозяйственные орудия и жилые дома,
так что в конце концов у крестьян не осталось почти никакой личной
собственности. За счет исключения крестьян из владения коллективной собственностью
была создана система так называемой “уравниловки” (в негативном смысле –
равномерное распределение, которое никак не связано с вкладом в
производство). Производительность на так называемых коллективных полях,
находившихся в общей собственности, была в пять-шесть раз ниже, чем на
собственных полях, свободно обрабатывавшихся крестьянами. Кроме того,
чувство ответственности за состояние ирригационных систем и прочих
общественных сооружений почти отсутствовало, и крестьяне о них практически
не заботились. Как только у крестьянина появлялась возможность, он старался
незаметно присвоить себе какую-либо часть коллективной собственности. Введение в сельском хозяйстве системы ответственности должно было
устранить недостатки народных коммун. Следствием этого процесса стали
глубокие перемены в отношениях собственности на селе. Во-первых, большая часть недвижимости, находившейся в коллективном
владении (пригодные для возделывания и застройки площади, а также пруды,
леса и прочее), была передана крестьянам для независимого использования, а
получаемый доход в определенной пропорции распределялся между ними и
коллективом. К моменту введения системы ответственности срок владения
крестьянами землей был ограничен в договорном порядке лишь 3-5 годами,
после 1984 года его увеличили до 15 лет и, наконец, в 1993 году продлили до
30 лет. Помимо этого, крестьянам передано право владения скотом, крупными
сельскохозяйственными орудиями и прочими средствами производства. Во-вторых, сельские предприятия, находившиеся в коллективном владении
административных и обычных деревень, добились высоких показателей
экономического роста. После введения системы производственной
ответственности они пережили второе рождение. В настоящее время многие
коллективные предприятия находятся под управлением директоров или групп
директоров, заключивших договоры об управлении. Эта форма получила название
“коллективная собственность, частное управление”, и она является
характерной чертой системы ответственности в сельском хозяйстве. В чистом виде ни коллективная, ни кооперативная формы собственности,
несмотря на кажущееся наличие высокого уровня мотивации труда, не получили
широкого распространения в рыночной экономике. Объясняется это тем, что
эффективность данных форм высока лишь в сфере малого бизнеса, где довольно
четко прослеживается связь между долей собственности и участием в
управлении, распределении дохода и получении прибыли. Наиболее рациональное
и эффективное сочетание коллективных и индивидуальных интересов достигается
при акционерной форме собственности. Поэтому она и стала главной,
определяющей в условиях перехода к рыночной экономике. В-третьих, очень быстро прирастало частное имущество крестьян.
Используя переданную землю и по мере накопления, крестьяне направляли его в
несельскохозяйственную сферу. Быстрый рост количества индивидуальных и
кооперативных предприятий, которые отвечают признаку “частная
собственность, частное управление”, обусловил коренные изменения аграрной
реформы. По расчетам Ча Чженьсяна (1994г.), частное имущество крестьян,
состоявшее из средств производства, домов, сбережений и излишков зерна, в
1981 году оценивалось в 2388,6 юаня, а к 1990 году увеличилось до 9210,7
юаней, что означало высокий годовой темп прироста – 14,3 процента. Постоянное углубление реформ в различных отраслях жизни, непрерывное
развитие народного хозяйства способствуют росту доходов как в городе, так и
в деревне. Китайцы, как правило, не склонны “забегать вперед в своих
расходах”, они сначала копят, а затем расходуют. По этой причине Китай
входит в группу стран с высоким уровнем сбережений жителей. Это является не
только важные резервом для решения проблемы инвестиций в строительство, но
и предпосылкой расширения внутреннего рынка, действительным фактором
экономического роста. В соответствии с вышесказанным, монолитная система собственности
народных коммун в виде “коллективной собственности, коллективного
управления” после введения системы производственной ответственности
претерпела изменения. Возникла так называемая система “двойного
управления”, при которой коллективные экономические организации берут на
себя заботу о дальнейших инвестициях и устройстве учреждений для
общественных нужд, а крестьяне и соответственно предприниматели в качестве
субъектов частной экономической деятельности определяют производственную
деятельность (в сельском хозяйстве, на частных и коллективных предприятиях,
находящихся в аренде). Что касается отношений между формой собственности и
управление, то здесь параллельно сосуществуют три различные формы
собственности и управления, а именно “коллективное владение, коллективное
управление”, “коллективное владение, частное управление” и “частное
владение, частное управление”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|