p> Все это сказалось на ходе и характере преобразований в Восточной
Германии. Поскольку около 70% сельхозземель бывшей ГДР формально оставалось
частной собственностью крестьян в СХПК, вопросы перехода к новым
организационным формам решались относительно просто, без серьезных
конфликтов. Однако остальная часть земель СХПК, земли госхозов, садово-
огородных товариществ характеризуются крайне запутанными отношениями
собственности, претензиями бывших владельцев и т.д. Созданное в 1992 г. Опекунским советом и четырьмя крупными
западногерманскими банками Общество с ограниченной ответственностью по
управлению и реорганизации земли (ВХХУ) располагало 1 млн. га пахотных
земель и 773 тыс.га лесных угодий (почти все земли бывших
сельхозкооперативов ГДР), в том числе 400 тыс. га – это земли,
конфискованные после 1949 г. Земельные участки, находящиеся в частной собственности крестьян,
используются или индивидуально, или вносятся в зарегистрированные
товарищества или капитальные общества, на долю которых в 1994 г.
приходилось 72,6% всех обрабатываемых земель. Члены этих кооперативных
объединений, основанных на коллективно-долевой форме частной собственности,
свободно распоряжаются своими земельными участками. Размеры участков в
индивидуальной частной собственности ограничены 20 га. При сдаче земли в
аренду арендодателю выплачивается за один гектар 130 ДМ в год. Минимальная
цена одного гектара под жилищное строительство и промышленные объекты
составляет 3500 ДМ. Земельный рынок лишь начинает формироваться, но, как и
в ФРГ, в целом он жестко регулируется государством, которое установило
разрешительный порядок купли-продажи земли. Частные собственники земли, объединяясь в производственные
кооперативы, ориентируются на оптимальные размеры последних. В результате
новые кооперативы, образующиеся на подлинно кооперативных принципах с
правом члена свободно выходить из объединения со своим участком, стали в 5-
6 раз меньше прежних огосударствленных кооперативов. Новые
сельхозкооперативы имеют размеры от 800 до 2000 га сельхозугодий, на
которых эффективно ведется крупнотоварное производство. В НФЗ значительно
(более чем на 1/4) сократили площадь обрабатываемых земель и в еще большей
мере число занятых в сельском хозяйстве, что никак не повлияло на уровень
продовольственной обеспеченности. Новые стимулы, основанные на праве
собственности, позволяют на меньшей площади производить необходимое
количество сельскохозяйственной продукции в соответствии со спросом на нее. В Чехии и Словакии земельная реформа характеризуется постепенным,
эволюционным преобразованием при доминирующей роли частнособственнического
сектора аграрной экономики. Вначале здесь была сформулирована концепция
рыночной шокотерапии и ее начали применять на практике. К концу первого
года стала понятна ее несостоятельность: дестабилизация аграрной экономики
усиливалась, наметился кризисный характер ее развития, угроза банкротства
большинства сельхозпредприятий. Следствием стали широкомасштабные акции
протеста крестьянства. Поскольку в бывшей Чехословакии частноправовой режим
земельной собственности был сохранен, круг задач земельной реформы
ограничился восстановлением экономических основ реализации права частной
собственности на землю и приватизации той части государственных земель, чьи
прежние владельцы выявлены не будут. Основы земельных отношений заложены в
принятом в 1991 г. Законе о земле. С момента вступления этого закона в
действие все пользователи земли и сельхозимущества приобрели статус
арендаторов, а собственники этой земли и имущества – арендодателей с правом
пересмотра и расторжения договоров. Приватизация госземель возложена на
республиканские земельные фонды и их подразделения. Законодательно закрепленная реституция предполагает возврат прежним
владельцам земли и имущества от госхозов и ЕСХК, получивших их с 25.02.48г.
по 01.01.90 г. Реституция в Чехии носит широкомасштабный характер как по
составу возврата имущества (земля, инвентарь, скот, постройки и др.), так и
“раздвинутости” временных границ. Земельная и имущественная реституция
осуществляется бесплатно и преимущественно в натуре. Считается, что на
возврат своих земель могут претендовать до 500 тыс. человек, однако только
2-3% изъявляют желание перейти к самостоятельному хозяйствованию. Действующее законодательство предусматривает создание в Чехии
свободного рынка земель, однако неразработанность кадастровых и других
методических основ оценки земли как товара сдерживает формирование
необходимой для земельного рынка законодательной базы. Основным содержанием земельной реформы является преобразование ЕСХК в
новых собственников земли и имущества при восстановлении экономических и
правовых основ реализации частной собственности. Уже в 1993 г. 95% прежних
ЕСХК Чехии были значительно разукрупнены и преобразованы в добровольные
кооперативы частных земельных собственников с их правом свободно вступать и
свободно выходить из кооператива со своим земельным и имущественным паем.
Средний размер обрабатываемой земли в новых кооперативах сократился до 1,9
тыс. га на одно хозяйство. Значительно медленнее идет процесс приватизации земли в госхозах,
причем осуществляется он через акционирование. Основная масса бывших
госхозов в Чехии была представлена к приватизации лишь в 1994 г., причем
80% их имущества, включая землю, сдано в аренду. Усложняет процесс
приватизации госхозов реституция земли, поскольку именно на их имущество
приходится основная часть реституционных заявок граждан. Сложность
осуществления реституции затягивает процесс приватизации в бывших госхозах
и отрицательно сказывается на производственных показателях. Основной формой частного землевладения и коллективного
землепользования в Чехии стали новые производственные кооперативы. На долю
индивидуального частного сектора в 1994 г. в Чехии приходилось 6%
обрабатываемой земли. В Словакии процессы разгосударствления в аграрном
секторе оказались временно заблокированными, так как на данном этапе
реформы взят курс на сохранение преимущественно коллективной формы
земельной собственности и сдачу земли в аренду. Однако в настоящее время и
здесь поставлен на повестку дня вопрос о широкомасштабной приватизации
земли на основе принципов, уже применяемых в Чехии. В Польше право частной земельной собственности и земельный рынок имеют
необходимое правовое закрепление, причем аграрная политика ориентирует на
поддержку крупных землепользователей, высокотоварных крестьянских хозяйств.
Таких хозяйств, площадью в 40 и более гектаров, в стране около 25%, и они
дают не менее половины товарной продукции отрасли, а в дальнейшем
предполагается получать от них до 80-85% от общего объема реализации. В
ограниченном по масштабам государственном секторе идут процессы коренной
реорганизации: бывшие госхозы подвергаются расформированию, земли сдаются в
аренду, продаются. В 1994 г. в стране было расформировано более 1,4 тыс.
госхозов. Однако процесс перехода в частные руки происходит медленно в
связи с отсутствием спроса и необходимого капитала для покупки земли даже
по “бросовым” ценам. При доминирующей роли по всем основным показателям частного
крестьянского сектора в Польше земельные преобразования в том виде, в
котором они осуществляются в большинстве других стран Восточной Европы, как
видно, ограничиваются узким сектором госхозов и отчасти СХПК. Основной
акцент поэтому делался на создание условий для развития землеоборота в его
рыночных формах. Еще во второй половине 1990 г. были приняты изменения к
закону о земельном хозяйстве и изъятии сельскохозяйственной недвижимости,
согласно которым земля становится товаром, подлежащим (через систему
аукционов) свободной купле-продаже для всех польских граждан, а при
соблюдении определенных условий — и для иностранцев. При этом
государственное регулирование рынка земли исключает спекуляцию землей и
другие злоупотребления в земельных отношениях, тем более что во многих
районах страны спрос на землю вообще крайне низок. Земельные отношения в Югославии нацелены на снятие ограничений по
размерам землевладения, сдерживающих развитие высокотоварного крестьянского
сектора. В поправке к ст. 50 Конституции отмечалось, что система земельного
максимума отменяется, и все граждане (не только занятые в сельском
хозяйстве) могут свободно покупать, владеть и наследовать землю, что
открывает путь к созданию крупных частных предприятий в сельском хозяйстве,
более эффективных и менее капиталоемких для государства. Опасения о
возникновении латифундий оказались при этом несостоятельными, поскольку
производители ориентируются на оптимизацию размеров хозяйств, а не на их
укрупнение вообще. Ведь известно, что преимущества крупного хозяйства в
аграрном секторе проявляются лишь в определенных пределах, которые уже
установлены в странах Западной Европы, Скандинавии и др. Одним из важных итогов в аграрной политике было решение о
реприватизации земли, экспроприированной или национализированной у них
известными приемами советского образца, проведенными в 1945 и 1958 гг.
Сейчас удовлетворено 35 тыс. заявлений, и только за последние два года
бывшим владельцам возвращено 200 тыс. га земли. Теперь частный сектор в
стране располагает 85% обрабатываемой площади. В 1990 г. был принят Закон о кооперативах, согласно которому земля
кооператива, преобразованного в 1953 г. в госхоз, вновь возвращается
кооперативам. Положительным результатом этого закона стало образование в
последние годы нескольких тысяч новых кооперативов. Однако с началом
военных действий новые собственники оставляют свои земли, сжигают дома,
продают имущество и уходят. Крестьяне же, получившие землю тяжким трудом, а
не в результате “денационализации”, как правило, не оставляют ее. Война в
Югославии подтвердила устойчивость индивидуального крестьянского хозяйства
и приоритет частного землевладения при добровольном кооперировании крестьян
в самостоятельно выбираемые формы. Предпочтение отдается обслуживающим
кооперативам, которые играют все возрастающую роль в аграрной структуре,
формирующейся в процессе проводимой реформы. Во всех рассматриваемых странах позитивные результаты аграрной
политики достигаются лишь в условиях ориентации на эволюционный характер
социально-экономических преобразований. Негативные последствия наблюдаются
при использовании методов шоковой терапии. Отсюда проблема правильного
выбора темпов реформ, степени их радикализма и места в аграрной политике,
форм и методов государственного регулирования. Объем сельскохозяйственного производства в странах региона в первой
половине 90-х годов в целом имел тенденцию к сокращению. Местные
производители сельскохозяйственной продукции испытывают трудности не только
из-за конкуренции иностранных поставщиков, но и в связи с относительно
низкой эффективностью собственного производства. Рост сельскохозяйственного
производства потребует значительного времени. Таблица . Динамика сельскохозяйственного производства в 1991-1995 гг. (темпы изменения объема сельскохозяйственного производства по сравнению с предыдущим годом, %).
|Страна |1991 г. |1992 г. |1993 г. |1994 г. |1995 г. |
|Чехия |-8,9 |-11,8 |-0,8 |-5,6 |- |
|Словакия |-6,8 |-13,8 |-8,1 |1,0 |0 |
|Венгрия |-15,7 |-13,4 |-11,8 |1,7 |до 4 |
|Польша |-1,6 |-12,8 |1,5 |-7,0 |4 |
|Болгария |-6,4 |-12,5 |-18,8 |3 |- |
|Румыния |-1,0 |-13,2 |12,4 |4,8 |3,2 |
|Российская |-4,5 |-9,5 |-4,0 |-12,0 |-8 |
|Федерация | | | | | |
|Регион |-4 |-11 |-2 |-5 |-2 |
|в целом | | | | | |
|без РФ |-4 |-13 |0 |-1 |1...2 | В качестве некоего эталона земельных и вообще аграрных преобразований
для России иногда пытаются представить опыт формирования и осуществления
аграрной политики в Китае. Во всяком случае об этом говорят конструкторы
“коллективной” собственности или вообще приоритета в ней государства, т. е.
сторонники того же государственная монополизма. Нельзя не учитывать и того,
что в части традиции, земле обеспеченности, плотности сельского населения,
а также идеологических установок в области экономической политики Китай
принципиально отличается от России и стран Восточной Европы. Именно специфика Китая в указанных вопросах пока ориентирует на
государственное владение землей, тем более что семейные наделы таковы, что
нужно объединить до 10-15 и более участков, чтобы иметь настоящее
высокотоварное хозяйство. К сложившейся структуре землевладения и
землепользования приспособлена инфраструктура сельского хозяйства. В этих
условиях нельзя торопиться с концентрацией земли у одних за счет
землепользования других. 1.2. Цели, задачи, этапы реформирования экономики Китая
по направления
( сельское хозяйство, промышленность, внешняя торговля). Экономические реформы, проводимые в Китае с 1979 года, привлекают
внимание политиков, ученых и предпринимателей во всем мире. Состоявшийся в
октябре 1992 года XIV съезд правящей КПК подтвердил реформистский курс Дэн
Сяопина, обеспечивший быстрый экономический рост Китая. На передний план
выходит новое поколение китайских руководителей, призванных двинуть дальше
рыночные реформы с сохранением политического контроля в руках компартии. Сопоставимость масштабов народного хозяйства России и Китая, структуры
экономики, политических сил вызывают закономерный интерес у нас к анализу
концептуальной сущности, технологии разработки и опыту проведения
экономических реформ в Китае. Столь разительные результаты экономических
реформ в странах Восточной Европы и России с одной стороны, и в Китае – с
другой, дают хорошую базу для анализа и выявления тенденций и
закономерностей хода экономических реформ. Если говорить о результатах экономических реформ в Китае и в России,
то красноречивее цифр по основным макроэкономическим показателям не
скажешь. По данным справочника “Мир в 1993 году”, Китай занимает одно из
первых мест в мире по темпам роста производства. в течение почти 15 лет, с
тех пор как Дэн Сяопин приступил к реформированию национальной экономики,
реальный рост ВНП в среднем достигал почти 9% в год, что позволило
удваивать объем экономики каждые 8 лет. Если Китай достигнет той цели,
которую он перед собой поставил, то до конца столетия темпы роста его
экономики будут составлять 10% в год в 2000 году в шесть раз превысят
показатели 1978 года. Примерно такими же были результаты Японии и Тайваня, но за 23 года,
начиная с 1950-го. Следует также учитывать, что по масштабам населения
Китай нельзя сравнивать с этими странами. К этому можно добавить, что
безработица снизилась до 2,5%, экспорт вырос на 16% и составил в 1991 году
72 млрд. долларов. Средняя заработная плата увеличилась за 1991 год на 10%,
а инфляция удержалась на уровне 4,2%. В то же время иностранные
инвестиции, снизившиеся после политических потрясений в 1989 году, опять
поползли вверх, достигнув в 1991 году 5 млрд. долларов. Китай превзошел
почти все развивающиеся страны по показателям темпов роста выпускаемой
продукции. национальный доход на душу населения более чем удвоился. Можно
привести еще целый ряд экономических показателей, и все они будут
подтверждать эффективность проводимых экономических реформ. Таблица . ВВП на душу населения в Китае
|Показатели |До начала реформ |В период проведения реформ |
| |1952 |1961 |1970 |1976 |1980 |1985 |1990 |1996г|
| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. | |
|В долларах | | | | | | | | |
|Среднемировые |2529 |3132 |4065 |4586 |4884 |5116 |5552 |5961 |
|Россия |2629 |3745 |5323 |6156 |6245 |6554 |6984 |4140 |
|Китай |353 |309 |516 |619 |792 |1195 |1602 |2897 |
|В % к | | | | | | | | |
|среднемировым | | | | | | | | |
|Россия |103,9 |119,6 |130,9 |134,2 |127,9 |128,1 |125,8 |69,5 |
|Китай |14,0 |9,9 |12,7 |13,5 |16,2 |23,4 |28,9 |48,6 |
|Показатели Китая|13,4 |8,3 |9,7 |10,1 |12,7 |18,2 |22,9 |70,0 |
| | | | | | | | | |
|в % к пок. | | | | | | | | |
|России | | | | | | | | | Вполне обоснованным является утверждение, что успехи китайской
экономики обусловлены прежде всего реализованной моделью экономического
реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается,
радикальные, либеральные реформы, в Китае реформы носили постепенный
характер. Если в России государство, как считают, сразу “ушло” из
экономики, то китайское государство сохранило значительный контроль за
экономикой, а его роль в экономическом развитии явно возросла. Почему экономики Китая достигла таких результатов в течение первого
десятилетия экономических реформ, несмотря на то, что в западной
экономической теории аналогов в экономической политике и стратегии не было
и нет? По какому пути развития идет Китай? Дэн Сяопин на свой риторический
вопрос о принадлежности к капитализму или социализму ответил: “Критерий
может быть только один – растет или нет экономика, повышается ли
благосостояние народа, улучшается ли качество жизни в социалистической
стране”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|