Меню
Поиск



рефераты скачать Экономика знаний и факторы её реализации

Интернет-технологии дают почти полную свободу перемещать по личному усмотрению нематериальные активы и даже выпускать собственные деньги. Это означает, что человек по силе воздействия уравнивается с организационной структурой. В результате стираются различия между физическим и юридическим лицом, предпринимательство сжимается до формата отдельной личности. При этом средства организации работы делаются столь мощными, что на их основе могут быть созданы производства немыслимых сегодня масштабов.

К тому же, интернет-технологии, предоставляя возможность установления прямых равноправных связей между производителем и потребителем, позволяют им в своих взаимоотношениях обходиться без участия перекупщиков. Сетевая форма экономического поведения не дает посреднику навязывать свои условия остальным ключевым участникам рыночных отношений. В Сети посредник - это не тот, без кого невозможно что-либо продать или купить, а тот, кому производитель или потребитель по каким-то причинам передали решение вспомогательных задач по обслуживанию их взаимодействия.

Широкое применение интернет-технологий сводит практически к нулю стоимость тиражирования всего, что может существовать в электронном виде, в том числе всевозможных методов, способов и приемов. В этой ситуации наличие производителей, ведущих одну и ту же деятельность с разными затратами, может возникнуть только по недоразумению. Таким образом, в Сети меняется характер конкуренции - преобладающим становится соперничество творческих способностей, а не готовых товаров и услуг.

Та же направленность на обеспечение все большей суверенности личности преобладает и в развитии технологического уклада других сфер экономики.

Так, в энергетике появились и активно внедряются установки, работающие на возобновляемом сырье, а главное, - способные производить энергию непосредственно в точке ее потребления и ровно столько, сколько необходимо.

Успехи генной инженерии, делающие ее основой всякого производства, связанного с созданием продукции биологического происхождения, также способствуют укоренению сетевых подходов к построению экономики. Дело в том, что генная инженерия не требует для себя создания статичных организационных конструкций, в ней преобладает переносимая в электронную форму интеллектуальная компонента, а своими результатами она во многом освобождает от природной обусловленности связанные с ней виды деятельности. При этом генная инженерия не только улучшает, но и создает новые жизненно важные вещи - от продуктов питания и средств медицины до вырабатываемого из биомассы топлива, усиливая тем самым самодостаточность человека.

Еще более серьезные, хотя и несколько отложенные во времени, экономические последствия будет иметь ожидаемое к 2015 году промышленное применение микромеханических устройств и "нано-Машин", позволяющих с легкостью манипулировать веществом на уровне отдельных молекул и атомов. Эти механизмы смогут создавать любые предметы, включая копии самих себя, причем они сделают это дешево, чисто и с небольшим участием человека или вовсе без такового, снижая стоимость средств производства почти до нуля. Нанотехнологии точно так же трансформируют производство вещественных предметов, как интернет-технологии - создание нематериальных благ.

В связи с тем, что нанотехнологии обеспечивают контроль буквально за каждой молекулой, производственные мощности становятся настолько компактными и безопасными, что их можно размещать там, где нужна их продукция, а не там, где это диктуется всякого рода ограничениями. В силу того, что молекулярные машины способны собирать себе подобных, основной капитал, вместо того, чтобы расти на несколько процентов в год, сможет, теоретически, удваиваться каждый час, если подаются энергия и сырье. В результате, в процессе материального производства основные затраты будут приходиться на проектирование товаров, а не на их изготовление.

Выход на уровень управляемого вещества позволяет создавать материалы с любыми заданными свойствами, по-настоящему делает медицину средством не лечения, а предотвращения болезней, и, вообще, дает отдельному человеку реальную возможность "все свое носить с собой" и быть там, где хочется. То есть, нанотехнологии со стороны материального производства закрепляют господство сетевого способа ведения дел в экономике.

Картину дополняет то обстоятельство, что возникновение новых способов создания базовых видов продукции приводит к необходимости перемещать не предметы, а идеи, что сделает транспорт почти неотличимым от сети Интернет.

По прогнозам специалистов к 2015 - 2020 годам на смену нынешней экономике, построенной на опосредованных отношениях, придет сетевая экономика, в большей степени отвечающая человеческим устремлениям. Это превосходство обусловлено ключевыми качествами сетевой экономики. Так, в ней обесцениваются повторы, копирование и автоматизация, а оригинальность, воображение и способность к творчеству растут в цене.

В этой связи, в экономической деятельности представляется правильным на среднесрочную перспективу руководствоваться следующим. Надо немедленно и любой ценой резко повысить предпринимательскую активность в деле развития и применения базовых технологий. Управление же экономическими процессами в своей основе должно осуществляться не как последовательное решение возникающих проблем, а как создание новых возможностей, которые, направляя ход дела в требуемую сторону, одновременно лишают эти проблемы всякого значения. Также, следует избегать проектов, основанных на нынешнем технологическом укладе, срок окупаемости которых превышает пятнадцать лет.

Вместе с тем новая, сетевая реальность порождает и целый ряд проблем. Возникает необходимость устранить разрыв между фактическим, расширенным Сетью, объемом прав личности и тем, что установлен законами. Например, в законодательстве следует убрать различие физического и юридического лица, объединив в одном понятии преимущества их статусов. Несет угрозу и разделение людей на "сетевых" и "несетевых", порождаемое разницей не в доходах, а в личном умении полноценно жить в условиях Сети.

Необходимо также подчеркнуть, что в условиях глобализации и нового, сетевого экономического уклада устойчивость любой страны и возможность её развития определяются уже не столько вооруженными силами и природными ресурсами, а тем, какова доля этой страны в базовых отраслях глобальной сетевой экономики.

Россия имеет неплохой потенциал в этих отраслях, позволяющий ей закрепиться, может быть, и в первой тройке ведущих стран мира, после США и ЕС. Более того, сегодня обстоятельства сложились таким образом, что Россия имеет уникальный шанс одним усилием войти в число лидеров нарождающейся сетевой экономики.

Дело в том, что по некоторым оценкам затраты на приведение в относительно сносное состояние отраслей российской экономики, базирующихся на традиционных способах производства, примерно равны затратам на создание материальной базы новой экономики. В этой связи плачевное состояние основных фондов многих отраслей промышленности, надо рассматривать не как угрозу, а как возможность одним рывком преодолеть экономическое отставание.

Проблемой российской экономики является плохой менеджмент. Причем на всех уровнях, от государства до отдельного предпринимателя. Плохое представление о стратегическом планировании и, как следствие, перекос в сторону решения сиюминутных задач, часто в корыстных целях, в ущерб задачам стратегическим - больное место нашей системы управления.

Изложенные обстоятельства требуют от всех ветвей власти значительных и целенаправленных усилий, прежде всего в сфере законодательства. Так, надо создать льготные условия для инновационной деятельности, создать отвечающий современным условиям инновационный механизм, обеспечивающий внедрение "высоких технологий" и основанный на том, что: государство определяет, – что есть инновация в данный период времени; инновация получает со стороны власти исключительно весомую и законодательно закрепленную экономическую и политическую поддержку; меры государственной поддержки инноваций включаются автоматически, по формальным основаниям и независимо от желания государственного аппарата.

Необходимо предоставить решающие экономические преимущества тем, кто занимается в России видами предпринимательства, составляющими основу будущего технологического уклада в экономике. Эти экономические льготы могли бы состоять в радикальном снижении налога на прибыль, освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость, а также в сокращении срока амортизации оборудования и основных фондов.

Не менее необходима судебная реформа, которая бы обеспечила независимость судов, их ответственность за справедливость принимаемых ими решений и возможность предоставить судебную защиту всем нуждающимся.

В целях дебюрократизации экономики представляется целесообразным создание системы мер, которые, не ограничивая свободу предпринимательства, будут эффективно заменять упраздненные проверки и противодействовать неизбежным противоправным попыткам бизнеса получить прибыль вне правовых рамок, а государственным структурам в своих узковедомственных интересах исподволь навязывать предпринимателям бюрократические порядки.


2.3. Наднациональная природа электронной экономики и проблемы безопасности

Процесс глобализации в финансово-экономической сфере сопровождается массированным внедрением электронных средств хранения, обработки и обмена данными. Созданные на основе интернет-технологий системы приобретают мировой масштаб.

Глобализация обусловливает необходимость: решения национальных экономических проблем с учетом мировых хозяйственных интересов и возможности привлечения ресурсов других стран; координации в мировом масштабе национальных экономических и финансовых интересов; разработки и принятия мировых правоотношений как условия стабильного развития отдельных государств и мировой экономики в целом.

Ведущие мировые державы стремятся поставить под свой контроль процесс глобализации и сохранить за собой лидирующее положение в новом экономическом порядке. По замыслу западных аналитиков, ряду стран, в т.ч. России, отводится роль сырьевого придатка формируемой цивилизации.

Отмеченные черты процесса глобализации, а также определенная открытость экономики России для внешних воздействий, оказывают заметное влияние на содержание и способы решения проблемы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

В целом использование глобальных информационных сетей создает необходимые условия для реализации широкого комплекса мер скрытного воздействия на экономику, обеспечивая при этом существенные трудности в идентификации источника угрозы.

С другой стороны, широкое внедрение средств электронной автоматизации в повседневную практику экономических и финансовых структур, позволяющих осуществлять дистанционные операции, сделало возможным проведение таких акций с целью осуществления различного рода хищений, а также проведение иных незаконных действий.

Широкое внедрение средств автоматизации и распространение информационных сетей в нашей стране вызовет интенсивный рост преступности в рассматриваемой сфере, которая будет способна нанести заметный экономический ущерб не только зарубежным, но и отечественным предпринимателям и организациям.

Негативные тенденции, сопровождающие развитие информатизации в нашей стране, во многом сдерживаются определенным отставанием в оснащении предприятий и организаций электронно-вычислительной техникой, современными средствами связи, а также слабой согласованностью отечественных информационных систем между собой. Таким образом, на фоне набирающего силу процесса глобализации, появляется определенный резерв времени на принятие решений, предотвращающих указанные выше негативные тенденции и обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации.


Глава 3. Промышленная политика как фактор экономического роста

3.1 Роль государства в формировании экономической и промышленной политики России

Выдвигая задачу ускорения экономического роста важно трезво оценить особенности сегодняшнего положения России, понять, чем оно отличается от ситуации тех стран, которые в прошлые десятилетия успешно решали задачу форсированного развития.

Анализ реальных моделей достижения высоких темпов экономического роста для различных по уровню экономического развития стран и в разные временные отрезки показывает многообразие имеющихся конкретных факторов и инструментов эффективного решения этой задачи. Одной стратегии для всех стран нет и не может быть. Искусство реформатора, функцию которого призвано играть государство, состоит в выборе оптимальной стратегии, учитывающей уникальные характеристики и особенности страны в период реформирования.

При всем многообразии конкретных условий и обстоятельств, успешно реализованных программ форсированного роста, все они характеризовались некоторыми общими признаками и, прежде всего - сочетанием элементов экономического либерализма и государственного дирижизма, реализмом и просчитанностью стратегического замысла, а также последовательностью и упорством политической воли в его реализации.

Все это говорит о необходимости проведения в России активной государственной экономической политики. При этом главные задачи государственной экономической политики должны быть связаны с созданием условий:

а) для удержания внутри страны имеющихся ресурсов, а также для привлечения из-за рубежа дополнительных средств, которые без государственного вмешательства, при свободной межстрановой конкуренции в условиях глобализации, были бы размещены вне национальной экономики;

б) для привлечения и эффективного использования этих ресурсов в тех секторах национальной экономики, которые наиболее перспективны с точки зрения задач долгосрочного развития, даже если текущие чисто рыночные, конъюнктурные факторы создают временные преимущества для иных, менее перспективных в долгосрочном плане секторах.

Такая постановка задач означает более важную роль государственной структурной политики в системе мер макроэкономического регулирования. Макроэкономическое регулирование влияет на конъюнктуру внутреннего рынка в целом, между тем для российских условий необходимо целенаправленное изменение структурных пропорций в экономике.

Примечательно, что в последнее время  даже представители либерального направления российской экономической школы признают необходимость перехода от либеральной политики к усилению роли государства в экономике. «С началом этапа модернизации тот же выбор предстал в новой ипостаси. Пусть на первом этапе рыночных преобразований либеральная модель была более адекватной. Но на этапе модернизации, когда необходима глубокая структурная перестройка, а рыночные силы далеко не всегда генерируют желаемые структурные сдвиги, может быть, приходит время дирижистской модели?».[1]

 Трезвый анализ ресурсов форсированного роста в современной России показывает, что напрасно было бы искать какой-то сверх-фактор, ухватившись за который можно втянуть всю цепь. Речь должна идти об умелом использовании целого ряда механизмов и факторов, о создании синергетического эффекта гибкости и маневренности управления социально-экономическим процессами и железной воли и последовательности в сохранении ориентации на стратегическую задачу ускорения роста.

Такая система предполагает критическое переосмысление способов использования наиболее очевидных ресурсов роста  и, прежде всего, громадного богатства российских недр и того потенциала добычи и переработки полезных ископаемых, который был создан за предшествующие десятилетия трудом нескольких поколений советских людей.

В России все еще сохраняется, несмотря на резкую деградацию образования и науки, потенциал высоко квалифицированных трудовых и интеллектуальных  ресурсов.

Еще один громадный и до сих пор плохо используемый резерв ускорения связан с теми немногими наукоемкими отраслями, в которых Россия до сих пор, несмотря на понесенные потери, сохраняет конкурентоспособность. Прежде всего, это ядерная и авиакосмическая отрасли, производство современных вооружений. Реалии современности ясно показывают, что мы должны последовательно задействовать все возможности государства  в борьбе за интересы отечественных производителей, прежде всего в конкурентоспособных отраслях экономики.

Главная предпосылка форсированного экономического роста – увеличение объемов эффективных инвестиций в производство и обслуживающую его инфраструктуру. Достичь этого можно лишь с помощью активной, целенаправленной и последовательной государственной политики.

Сама постановка задачи - максимально возможное ускорение экономического роста - требует полного использования всех доступных источников капиталовложений: как частных, российских и зарубежных, так и государственных. Сравнение потенциала этих двух источников приводит к выводу, что главную роль должны играть частные инвестиции, прежде всего российского происхождения. На долю государственных капиталовложений приходится роль вспомогательная, но важная – финансирование программ, мало привлекательных для частных инвесторов, но полезных для улучшения инвестиционных условий в России, а также участие в финансировании ключевых инвестиционных проектов, которые полностью передать частным инвесторам невозможно или нецелесообразно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.