Интернет-технологии дают почти полную
свободу перемещать по личному усмотрению нематериальные активы и даже выпускать
собственные деньги. Это означает, что человек по силе воздействия уравнивается
с организационной структурой. В результате стираются различия между физическим
и юридическим лицом, предпринимательство сжимается до формата отдельной личности.
При этом средства организации работы делаются столь мощными, что на их основе
могут быть созданы производства немыслимых сегодня масштабов.
К тому же, интернет-технологии,
предоставляя возможность установления прямых равноправных связей между
производителем и потребителем, позволяют им в своих взаимоотношениях обходиться
без участия перекупщиков. Сетевая форма экономического поведения не дает
посреднику навязывать свои условия остальным ключевым участникам рыночных
отношений. В Сети посредник - это не тот, без кого невозможно что-либо продать
или купить, а тот, кому производитель или потребитель по каким-то причинам
передали решение вспомогательных задач по обслуживанию их взаимодействия.
Широкое применение интернет-технологий
сводит практически к нулю стоимость тиражирования всего, что может существовать
в электронном виде, в том числе всевозможных методов, способов и приемов. В
этой ситуации наличие производителей, ведущих одну и ту же деятельность с
разными затратами, может возникнуть только по недоразумению. Таким образом, в
Сети меняется характер конкуренции - преобладающим становится соперничество
творческих способностей, а не готовых товаров и услуг.
Та же направленность на обеспечение все
большей суверенности личности преобладает и в развитии технологического уклада
других сфер экономики.
Так, в энергетике появились и активно
внедряются установки, работающие на возобновляемом сырье, а главное, -
способные производить энергию непосредственно в точке ее потребления и ровно
столько, сколько необходимо.
Успехи генной инженерии, делающие ее
основой всякого производства, связанного с созданием продукции биологического
происхождения, также способствуют укоренению сетевых подходов к построению
экономики. Дело в том, что генная инженерия не требует для себя создания
статичных организационных конструкций, в ней преобладает переносимая в
электронную форму интеллектуальная компонента, а своими результатами она во
многом освобождает от природной обусловленности связанные с ней виды
деятельности. При этом генная инженерия не только улучшает, но и создает новые
жизненно важные вещи - от продуктов питания и средств медицины до
вырабатываемого из биомассы топлива, усиливая тем самым самодостаточность
человека.
Еще более серьезные, хотя и несколько
отложенные во времени, экономические последствия будет иметь ожидаемое к 2015
году промышленное применение микромеханических устройств и
"нано-Машин", позволяющих с легкостью манипулировать веществом на
уровне отдельных молекул и атомов. Эти механизмы смогут создавать любые предметы,
включая копии самих себя, причем они сделают это дешево, чисто и с небольшим
участием человека или вовсе без такового, снижая стоимость средств производства
почти до нуля. Нанотехнологии точно так же трансформируют производство
вещественных предметов, как интернет-технологии - создание нематериальных благ.
В связи с тем, что нанотехнологии
обеспечивают контроль буквально за каждой молекулой, производственные мощности
становятся настолько компактными и безопасными, что их можно размещать там, где
нужна их продукция, а не там, где это диктуется всякого рода ограничениями. В
силу того, что молекулярные машины способны собирать себе подобных, основной
капитал, вместо того, чтобы расти на несколько процентов в год, сможет,
теоретически, удваиваться каждый час, если подаются энергия и сырье. В
результате, в процессе материального производства основные затраты будут
приходиться на проектирование товаров, а не на их изготовление.
Выход на уровень управляемого вещества
позволяет создавать материалы с любыми заданными свойствами, по-настоящему
делает медицину средством не лечения, а предотвращения болезней, и, вообще,
дает отдельному человеку реальную возможность "все свое носить с
собой" и быть там, где хочется. То есть, нанотехнологии со стороны материального
производства закрепляют господство сетевого способа ведения дел в экономике.
Картину дополняет то обстоятельство,
что возникновение новых способов создания базовых видов продукции приводит к
необходимости перемещать не предметы, а идеи, что сделает транспорт почти
неотличимым от сети Интернет.
По прогнозам специалистов к 2015 - 2020
годам на смену нынешней экономике, построенной на опосредованных отношениях,
придет сетевая экономика, в большей степени отвечающая человеческим
устремлениям. Это превосходство обусловлено ключевыми качествами сетевой
экономики. Так, в ней обесцениваются повторы, копирование и автоматизация, а
оригинальность, воображение и способность к творчеству растут в цене.
В этой связи, в экономической
деятельности представляется правильным на среднесрочную перспективу
руководствоваться следующим. Надо немедленно и любой ценой резко повысить
предпринимательскую активность в деле развития и применения базовых технологий.
Управление же экономическими процессами в своей основе должно осуществляться не
как последовательное решение возникающих проблем, а как создание новых
возможностей, которые, направляя ход дела в требуемую сторону, одновременно
лишают эти проблемы всякого значения. Также, следует избегать проектов,
основанных на нынешнем технологическом укладе, срок окупаемости которых
превышает пятнадцать лет.
Вместе с тем новая, сетевая реальность
порождает и целый ряд проблем. Возникает необходимость устранить разрыв между
фактическим, расширенным Сетью, объемом прав личности и тем, что установлен
законами. Например, в законодательстве следует убрать различие физического и
юридического лица, объединив в одном понятии преимущества их статусов. Несет
угрозу и разделение людей на "сетевых" и "несетевых",
порождаемое разницей не в доходах, а в личном умении полноценно жить в условиях
Сети.
Необходимо также подчеркнуть, что в
условиях глобализации и нового, сетевого экономического уклада устойчивость
любой страны и возможность её развития определяются уже не столько вооруженными
силами и природными ресурсами, а тем, какова доля этой страны в базовых
отраслях глобальной сетевой экономики.
Россия имеет неплохой потенциал в этих
отраслях, позволяющий ей закрепиться, может быть, и в первой тройке ведущих
стран мира, после США и ЕС. Более того, сегодня обстоятельства сложились таким
образом, что Россия имеет уникальный шанс одним усилием войти в число лидеров
нарождающейся сетевой экономики.
Дело в том, что по некоторым оценкам
затраты на приведение в относительно сносное состояние отраслей российской экономики,
базирующихся на традиционных способах производства, примерно равны затратам на
создание материальной базы новой экономики. В этой связи плачевное состояние
основных фондов многих отраслей промышленности, надо рассматривать не как
угрозу, а как возможность одним рывком преодолеть экономическое отставание.
Проблемой российской экономики является
плохой менеджмент. Причем на всех уровнях, от государства до отдельного
предпринимателя. Плохое представление о стратегическом планировании и, как
следствие, перекос в сторону решения сиюминутных задач, часто в корыстных
целях, в ущерб задачам стратегическим - больное место нашей системы управления.
Изложенные
обстоятельства требуют от всех ветвей власти значительных и целенаправленных
усилий, прежде всего в сфере законодательства. Так, надо создать льготные
условия для инновационной деятельности, создать отвечающий современным условиям
инновационный механизм, обеспечивающий внедрение "высоких технологий"
и основанный на том, что: государство определяет, – что есть инновация в данный
период времени; инновация получает со стороны власти исключительно весомую и
законодательно закрепленную экономическую и политическую поддержку; меры
государственной поддержки инноваций включаются автоматически, по формальным
основаниям и независимо от желания государственного аппарата.
Необходимо предоставить решающие экономические преимущества тем, кто
занимается в России видами предпринимательства, составляющими основу будущего
технологического уклада в экономике. Эти экономические льготы могли бы состоять
в радикальном снижении налога на прибыль, освобождении от уплаты налога на
добавленную стоимость, а также в сокращении срока амортизации оборудования и
основных фондов.
Не менее
необходима судебная реформа, которая бы обеспечила независимость судов, их
ответственность за справедливость принимаемых ими решений и возможность
предоставить судебную защиту всем нуждающимся.
В целях дебюрократизации экономики представляется целесообразным создание
системы мер, которые, не ограничивая свободу предпринимательства, будут
эффективно заменять упраздненные проверки и противодействовать неизбежным
противоправным попыткам бизнеса получить прибыль вне правовых рамок, а
государственным структурам в своих узковедомственных интересах исподволь навязывать
предпринимателям бюрократические порядки.
2.3. Наднациональная природа электронной экономики и проблемы
безопасности
Процесс глобализации в
финансово-экономической сфере сопровождается массированным внедрением
электронных средств хранения, обработки и обмена данными. Созданные на основе
интернет-технологий системы приобретают мировой масштаб.
Глобализация обусловливает
необходимость: решения национальных экономических проблем с учетом мировых
хозяйственных интересов и возможности привлечения ресурсов других стран;
координации в мировом масштабе национальных экономических и финансовых
интересов; разработки и принятия мировых правоотношений как условия стабильного
развития отдельных государств и мировой экономики в целом.
Ведущие мировые державы стремятся
поставить под свой контроль процесс глобализации и сохранить за собой
лидирующее положение в новом экономическом порядке. По замыслу западных
аналитиков, ряду стран, в т.ч. России, отводится роль сырьевого придатка
формируемой цивилизации.
Отмеченные черты процесса
глобализации, а также определенная открытость экономики России для внешних
воздействий, оказывают заметное влияние на содержание и способы решения
проблемы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
В целом использование глобальных
информационных сетей создает необходимые условия для реализации широкого
комплекса мер скрытного воздействия на экономику, обеспечивая при этом
существенные трудности в идентификации источника угрозы.
С другой стороны, широкое внедрение
средств электронной автоматизации в повседневную практику экономических и
финансовых структур, позволяющих осуществлять дистанционные операции, сделало
возможным проведение таких акций с целью осуществления различного рода хищений,
а также проведение иных незаконных действий.
Широкое внедрение средств
автоматизации и распространение информационных сетей в нашей стране вызовет
интенсивный рост преступности в рассматриваемой сфере, которая будет способна
нанести заметный экономический ущерб не только зарубежным, но и отечественным
предпринимателям и организациям.
Негативные тенденции, сопровождающие
развитие информатизации в нашей стране, во многом сдерживаются определенным
отставанием в оснащении предприятий и организаций электронно-вычислительной
техникой, современными средствами связи, а также слабой согласованностью
отечественных информационных систем между собой. Таким образом, на фоне
набирающего силу процесса глобализации, появляется определенный резерв времени
на принятие решений, предотвращающих указанные выше негативные тенденции и
обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации.
Глава 3. Промышленная политика как
фактор экономического роста
3.1 Роль государства в формировании
экономической и промышленной политики России
Выдвигая задачу
ускорения экономического роста важно трезво оценить особенности сегодняшнего
положения России, понять, чем оно отличается от ситуации тех стран, которые в
прошлые десятилетия успешно решали задачу форсированного развития.
Анализ реальных моделей достижения высоких темпов экономического роста
для различных по уровню экономического развития стран и в разные временные
отрезки показывает многообразие имеющихся конкретных факторов и инструментов
эффективного решения этой задачи. Одной стратегии для всех стран нет и не может
быть. Искусство реформатора, функцию которого призвано играть государство,
состоит в выборе оптимальной стратегии, учитывающей уникальные характеристики и
особенности страны в период реформирования.
При всем многообразии конкретных условий и обстоятельств, успешно
реализованных программ форсированного роста, все они характеризовались
некоторыми общими признаками и, прежде всего - сочетанием элементов
экономического либерализма и государственного дирижизма, реализмом и просчитанностью
стратегического замысла, а также последовательностью и упорством политической
воли в его реализации.
Все это говорит о необходимости проведения в России активной
государственной экономической политики. При этом главные задачи государственной
экономической политики должны быть связаны с созданием условий:
а) для удержания внутри страны имеющихся ресурсов, а также для
привлечения из-за рубежа дополнительных средств, которые без государственного
вмешательства, при свободной межстрановой конкуренции в условиях глобализации,
были бы размещены вне национальной экономики;
б) для привлечения и эффективного использования этих ресурсов в тех
секторах национальной экономики, которые наиболее перспективны с точки зрения
задач долгосрочного развития, даже если текущие чисто рыночные, конъюнктурные
факторы создают временные преимущества для иных, менее перспективных в
долгосрочном плане секторах.
Такая постановка задач означает более важную роль государственной
структурной политики в системе мер макроэкономического регулирования.
Макроэкономическое регулирование влияет на конъюнктуру внутреннего рынка в
целом, между тем для российских условий необходимо целенаправленное изменение
структурных пропорций в экономике.
Примечательно,
что в последнее время даже представители либерального направления российской
экономической школы признают необходимость перехода от либеральной политики к
усилению роли государства в экономике. «С началом этапа модернизации тот же
выбор предстал в новой ипостаси. Пусть на первом этапе рыночных преобразований
либеральная модель была более адекватной. Но на этапе модернизации, когда
необходима глубокая структурная перестройка, а рыночные силы далеко не всегда
генерируют желаемые структурные сдвиги, может быть, приходит время дирижистской
модели?».[1]
Трезвый анализ
ресурсов форсированного роста в современной России показывает, что напрасно
было бы искать какой-то сверх-фактор, ухватившись за который можно втянуть всю
цепь. Речь должна идти об умелом использовании целого ряда механизмов и
факторов, о создании синергетического эффекта гибкости и маневренности
управления социально-экономическим процессами и железной воли и последовательности
в сохранении ориентации на стратегическую задачу ускорения роста.
Такая система
предполагает критическое переосмысление способов использования наиболее
очевидных ресурсов роста и, прежде всего, громадного богатства российских недр
и того потенциала добычи и переработки полезных ископаемых, который был создан
за предшествующие десятилетия трудом нескольких поколений советских людей.
В России все еще
сохраняется, несмотря на резкую деградацию образования и науки, потенциал
высоко квалифицированных трудовых и интеллектуальных ресурсов.
Еще один
громадный и до сих пор плохо используемый резерв ускорения связан с теми
немногими наукоемкими отраслями, в которых Россия до сих пор, несмотря на
понесенные потери, сохраняет конкурентоспособность. Прежде всего, это ядерная и
авиакосмическая отрасли, производство современных вооружений. Реалии
современности ясно показывают, что мы должны последовательно задействовать все
возможности государства в борьбе за интересы отечественных производителей,
прежде всего в конкурентоспособных отраслях экономики.
Главная предпосылка форсированного экономического роста – увеличение
объемов эффективных инвестиций в производство и обслуживающую его
инфраструктуру. Достичь этого можно лишь с помощью активной, целенаправленной и
последовательной государственной политики.
Сама постановка задачи - максимально возможное ускорение экономического
роста - требует полного использования всех доступных источников
капиталовложений: как частных, российских и зарубежных, так и государственных.
Сравнение потенциала этих двух источников приводит к выводу, что главную роль
должны играть частные инвестиции, прежде всего российского происхождения. На
долю государственных капиталовложений приходится роль вспомогательная, но
важная – финансирование программ, мало привлекательных для частных инвесторов,
но полезных для улучшения инвестиционных условий в России, а также участие в
финансировании ключевых инвестиционных проектов, которые полностью передать
частным инвесторам невозможно или нецелесообразно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|