Сокращение
государственного финансирования вузовского обучения также может привести к
негативным последствиям для построения экономики знаний. Так, повышение платы
за обучение может существенно ограничить доступ к образованию для выходцев из
семей с низким уровнем доходов. Для России жизненно важно, чтобы было увеличено
государственное финансирование университетов и выделялась помощь студентам на
уровне регионов. В частности, администрации регионов и университеты могут
договориться о реализации программы выдачи кредитов студентам при условии, что
возврат кредитов будет соотнесен с уровнем доходов выпускников после окончания
ими учебного заведения. В экономике знаний государственное финансирование
высшего образования и исследовательской деятельности следует рассматривать как
капиталовложения в будущее, что, в конечном счете, принесет высокие дивиденды
всему обществу.
У нас в
стране в последнее время все больше говорят об инновационной экономике, высоких
технологиях как основе развития цивилизации, обществе знаний, информационном
обществе. Государство должно быть кровно заинтересовано в том, чтобы создать
среду для развития экономики знаний, но для этого нужны организационные,
правовые, экономические меры. И, конечно, налоговые льготы, как, например, в
США и Великобритании. Но пока в производство знаний в России вкладывают около
1,6% ВВП, тогда как, в странах Организации экономического сотрудничества и
развития — около 5%. Главное, чего нам недостает, — это прежде всего изменения
в массовом сознании, которое надо ориентировать на то, что основное богатство
России — человеческий капитал, а не недра.
Необходимо отметить,
что производство знаний в мире четко локализовано, а вот их потребление
распределено (по крайней мере — в развитых странах) равномерно.
В развитых
странах 25% трудовых ресурсов сегодня занято в сфере науки и высоких
технологий. В США 8% населения создают свыше 20% ВВП, а страна расходует на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) около 40%
от общемировых затрат, около 66% работающих сегодня имеют высшее или
незаконченное высшее образование (администрация намерена при жизни нынешнего
поколения довести этот показатель до 90%). Показательны и данные по России
(население — примерно 2,5% от мирового, ВВП — 2,5% от мирового, а расходы на
НИОКР — заметно меньше 1% от мировых, при этом причиной все большего числа
техногенных катастроф официально признается «человеческий фактор», т. е.
некомпетентность или неспособность совладать со сложной техникой).
По совокупности близких по смыслу показателей Россия сегодня в 2–3
раза уступает среднемировому уровню поддержки экономики знаний, частный капитал
уклоняется от вложений в знания (участие частного капитала в финансировании
НИОКР в странах ЕС достигает 55%, а в США — 67%). До сих пор стране не удается
усвоить простейший урок: во всех случаях, когда структуры, производящие знания,
хотя бы отчасти освобождались от налогов, производство знаний резко возрастало.
В экономике знаний нельзя, как на рынке, предложить часть знаний на пробу,
чтобы потом продать всю партию. Рынок знаний держится на репутации, на доверии.
Если обсуждать
государственную политику в сфере экономики знаний, можно отметить три
чрезвычайно важных аспекта. Во-первых, трансформация институциональной
структуры науки. Здесь государство должно играть лидирующую роль до тех пор,
пока не оформится развитый сектор корпоративной науки, что, кстати, уже и
происходит. Во-вторых, переход от поддержки организаций к стимулированию видов
деятельности. Мы никак не можем от этого отойти, и государство продолжает по
непонятному принципу поддерживать определенные институты и программы. Если
взять Закон о науке, то в нем все нацелено на поддержку
научно-исследовательских институтов, а вузовская и корпоративная наука
фактически дискриминированы. И, наконец, в-третьих, необходимо стимулирование
кооперационных связей. Экономика знаний - это экономика сетевых связей в самых
разных формах. Речь, в частности, идет о взаимодействии между наукой,
образованием и бизнесом, содействии формированию и развитию инновационных
кластеров и т.п.
Государство,
правительство может сыграть очень важную роль в новой экономике, построенной на
модели открытой инновации. Но эта роль сильно отличается от того, что власть
привыкла делать раньше. Во-первых, государство может принимать участие в
финансировании исследований на ранних этапах. А также инвестировать в
образование. Кроме того, весьма значительна роль государства в защите
интеллектуальной собственности. Система защиты интеллектуальной собственности
обязательно должна быть четкой и ясной, чтобы компания знала, что ее
интеллектуальная собственность защищена законом. Также государство может
способствовать обмену знаниями, информацией, технологиями, если возьмет на себя
организацию конференций, соревнований, конкурсов, вручение каких-либо премий.
Государству необходимо также поддерживать на этом направлении малый бизнес, так
как последнему сложнее найти доступ к государственным учреждениям, чем крупным
компаниям.
1.3
Состояние и тенденции развития человеческих ресурсов в России
Экономика
постиндустриальной эпохи внесла принципиальные изменения в отношение к факторам
производства. Если в индустриальную эпоху акцент делался на насыщении
производства оборудованием, то на постиндустриальном этапе место
интеллектуального продукта повышается в иерархии общественных ценностей, и на
первый план выдвигаются высокие технологии и высокие темпы технологического
обновления как производства, так и сферы услуг. Как следствие, в мире всё более
явно обнаруживается зависимость экономического развития стран от качества
человеческих ресурсов, которыми они располагают. Показатели, характеризующие
качество человеческих ресурсов, во всё большей степени влияют на основные
параметры социально-экономического развития.
Статистика
свидетельствует, что наиболее развитые страны современного мира, достигшие
постиндустриальной стадии развития, располагают наибольшей долей накопленного
человеческого капитала. Так, уже в начале 90-х годов XX
века накопленный человеческий капитал в развитых странах в 1,5 раза превышал
объем накопленного основного вещного капитала, а его вклад в прирост ВВП составлял
примерно 60%. В таких странах, как Германия, Япония, Швеция, по оценкам
Всемирного банка, на долю человеческого капитала приходится 80% общего
накопленного капитала.
В Российской
Федерации сохраняется структура накопленного капитала, характерная для
индустриального общества: 72% - природный капитал, 14% - физический капитал и
лишь 14% - человеческий капитал. И это притом, что ни в самой России, ни за её
пределами не подвергается сомнению тот факт, что, наряду с богатыми природными
ресурсам, от советского периода развития нам досталось относительное
преимущество в виде человеческих ресурсов, в основном отвечающих современным
требованиям по качеству.
О высоком
качестве человеческих ресурсов, которыми располагает Россия, свидетельствуют
данные ежегодных докладов о развитии человеческого потенциала в мире,
подготовленных Программой развития Организации Объединенных Наций (далее –
ПРООН). Основным показателем, используемым в докладах ПРООН, является индекс
развития человеческого потенциала (далее – ИРЧП). Это интегративный показатель,
учитывающий 1) факторы благосостояния населения (ВВП на душу населения), 2)
факторы здоровья (ожидаемая продолжительность жизни), 3) уровень образования
населения.
Расчеты ПРООН из
года в год относят Россию к группе среднеразвитых индустриальных государств со
значением ИРЧП от 0,800 до 0,500 (ИРЧП России по последним данным, относящимся
к 2003 году, составляет 0,795), но с одной принципиальной особенностью:
показатели образования населения в Российской Федерации соответствуют уровню
самых развитых стран мира (с ИРЧП от 0,99 до 0,800), занимающих с 1 по 19
строчки рейтинга.
Сопоставление
данных о структуре накопленного капитала в России с данными ПРООН об
образовательном уровне населения явно указывает на наличие серьезных проблем с
эффективным использованием человеческого капитала в нашей стране. Если
показатели образованности населения столь высоки, то что же снижает рейтинг
ИРЧП Российской Федерации? Среди стран, близких к России по ИРЧП, наша страна
негативно выделяется низким уровнем ожидаемой продолжительности жизни (66,7
года в 2002 году).
Из стран, близких
к России по значению ИРЧП (от 0,80 до 0,70), а это 55 стран, близкие значения
по продолжительности жизни имеют (от 67 лет и ниже) только Казахстан,
Туркменистан, Гренада, Доминиканская республика, Гайана и Экваториальная
Гвинея. Все остальные выше. Столь низкое значение этого показателя в России
объясняется, прежде всего высокой, смертностью (особенно мужской) в
трудоспособном возрасте (моложе 65 лет). Именно высокая смертность нестарых
людей в России на 80% определяет более низкую продолжительность жизни в целом.
Сравнение
смертности в России и в странах Евросоюза показывает следующее. Смертность по
всем причинам в России «моложе», чем в странах ЕС. В России в 3,54 раза больше,
чем в странах ЕС, мужчин погибает от несчастных случаев (184 на 1000). При этом
средний возраст смерти по этой причине составляет 42,9 года (в ЕС - 56,2).
Смертность от туберкулеза в 17 раз больше (17 человек на 1000, в ЕС – 1 на
1000) при среднем возрасте 48,5 года (в ЕС – 72,2). Еще 480 мужчин из 1000
погибает от болезней системы кровообращения, хотя и в ЕС этот показатель высок
– 399 мужчин. Однако в России смертность от болезней кровообращения среди
мужчин на 8 лет моложе.
Несколько хуже
статистика Евросоюза выглядит по показателю смерти от злокачественных
новообразований (в России 156 человек на 1000, в ЕС – 274). Однако это
обстоятельство – с одной стороны, следствие большей продолжительности жизни в
странах ЕС (старые люди чаще молодых страдают онкологическими заболеваниями), а
с другой, как утверждают специалисты, следствие плохо поставленной диагностики
причин смерти людей старшего возраста в России. Число ВИЧ-инфицированных
достигло в 2003 году, по данным ПРООН, 1,1% населения (в развитых странах этот
показатель колеблется от 0,1 до 0,6 (США) % населения).
Негативные
тенденции в состоянии здоровья населения, сформировавшиеся в советский период и
унаследованные современной Россией, усилились в 90-ые годы. Социолог
Н.М.Римашевская приводит следующие данные. Первичная обращаемость по поводу
болезней кровообращения с 1990 по 2003 гг. выросла в 2 раза. В 90-ые годы на
10-15% в год росла заболеваемость туберкулезом. В 2002 году, по данным ПРООН,
на 100 тыс. человек населения в России приходился 181 больной туберкулезом.
Российское население неблагополучно в плане психического здоровья, о чем
свидетельствует такой показатель, как количество суицидов. В 2000-2002 годах
этот показатель в России колебался в пределах 36-40 случаев на 100 тыс. жителей,
притом, что критическим уровнем, по методике Всемирной организации
здравоохранения, считается 26,5. В Западной Европе этот показатель ниже в 2,6
раза.
Особенно тревожит
тот факт, что, как указывает Н.М.Римашевская, средние оценки индивидуальных характеристик
здоровья российского населения сохраняют устойчивую тенденцию к снижению. В
2002 году они приближались к 3,07 по 5-балльной шкале. Более чем половина
населения России, согласно данным Римашевской, обладает лишь «посредственным»
потенциалом здоровья. Притом в 90-ые годы индивидуальный потенциал здоровья
населения ежегодно снижался на 0,05 балла (без ускорения темпов).
Данные о
неудовлетворительном состоянии здоровья населения России в немалой степени
объясняют негативные демографические тенденции современной России, такие, как
снижение общей численности населения и старение населения. Так, согласно
прогнозам ПРООН, в 2015 году в России будет проживать 133,4 млн. человек. Из
года в год в общей численности населения России снижается доля детей до 15
лет. Если в 1990 году она составляла 24%, то в 2000 году – 19%, а в 2002 году
лишь 16,5%. По прогнозам Н.М. Римашевской, в 2015 году доля детей в России
составит 15%, прогноз ПРООН еще более пессимистичен – 13,4%.
Следует сказать,
что в развитых странах мира данный показатель также невысок, он колеблется от
13 до 22%. Однако необходимо подчеркнуть, что в этих странах снижение доли
детей является следствием роста продолжительности жизни и снижения коэффициента
фертильности, в то время как в России – следствием снижения коэффициента
фертильности, высокими показателями младенческой смертности (в 3-4 раза выше,
чем в развитых странах) и более низким уровнем здоровья детей.
В современном
обществе профессионально-образовательные характеристики человеческих ресурсов,
образующие интеллектуальный потенциал страны, являются одним из основных
факторов, определяющих экономическое развитие стран. Сегодня знание
превратилось в основной фактор производства, более значимый, чем такие
традиционные факторы, как природные ресурсы, численность рабочей силы и
капитал.
Если качество здоровья населения
ставит Россию на один уровень с такими странами, как Гватемала и Туркменистан,
то показатели образования населения, напротив, соответствует уровню самых
развитых стран мира (с ИРЧП с 1 по 19), а также многих бывших социалистических
стран и бывших республик в составе СССР. Так, показатель уровня грамотности
взрослых в России составляет 99,6 %, совокупный валовой коэффициент числа
поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения – 88%, общий индекс
уровня образования 0,95, что заметно выше, чем у большинства стран средней
группы и близко к уровню Японии, Ирландии, Швейцарии, Австрии, Германии,
Франции, то есть стран с рейтингом ИРЧП от 1 до 20. Эти данные свидетельствуют
о преимуществах системы образования, существовавшей в Советском Союзе.
Однако за время,
прошедшее после распада СССР и начала рыночных преобразований в России,
проявились тенденции другого рода. Резко снизились государственные расходы на
науку и образование, как в абсолютных цифрах, так и в долевом выражении. Так,
государственные расходы на образование, составлявшие в дореформенный период
(данные 1980 года) 5% ВВП, в 2001 году составили 3,1% (в 1990 году – 3,5%). В
1989-90 годах на финансирование науки (включая научное обслуживание)
направлялось 3% ВВП, в 2000 году лишь 0,5-0,8%. В 2002 наблюдается рост до 1,2%
ВВП, однако это (за небольшими исключениями) меньше, чем в развитых странах
мира, где этот показатель колеблется от 1,5 % (Австралия) до 4,6 % (Швеция).
В большинстве
наиболее экономически развитых стран доля государственных расходов на
образование колеблется в интервале от 4,5 до 6,5 % всех государственных
расходов. При этом следует подчеркнуть, что в западных странах существует
развитая система частного образования. Анализ данных о структуре
государственных расходов по странам свидетельствует о том, что расходы на
образование и здравоохранение в наиболее развитых странах мира являются
приоритетными и везде превышают военные расходы. При этом расходы на
здравоохранение являются равными расходам на образование или чуть выше (5 – 7%
ВВП). Наиболее высокие в долевом отношении военные расходы у США (2002 год –
3,4% ВВП), но при этом расходы на образование и здравоохранение в 2001 году
составили соответственно 5,6 и 6,2%. В Великобритании военные расходы - 2,4%,
расходы на образование и здравоохранение в 2001 году составили соответственно
4,6 и 6,3%. Во Франции военные расходы - 2,5%, расходы на образование и
здравоохранение в 2001 году составили соответственно 5,7 и 7,3%. В России
военные расходы в 2002 году составили 4,0% ВВП, расходы на образование и
здравоохранение (данные 2001 года) соответственно 3,1 и 3,7% ВВП.
Последствия
сокращения государственного финансирования сфер образования и науки хорошо
известны. Особенно явные потери понесла наука, как фундаментальная, так и
отраслевая. В расчете на душу населения государственные затраты на научные
исследования и разработки составляли в 2000 году 66 долларов. Для сравнения:
Греция тратит на научные разработки 66,5 долларов на душу населения, США –
842,3, Германия - 527,4, Англия -397,4. Такое положение дел позволяет некоторым
западным экспертам рассматривать Россию как страну с малым научным потенциалом.
Надежды на то, что место государства в поддержке науке займет бизнес, пока не
оправдались. В настоящее время доля бизнеса в финансировании науки в России
составляет не более 33% (по данным Института открытой экономики), в то время
как доля государства – 58% (в США доля государства в финансировании науки
составляет 31%, в Японии – 18%).
Численность
персонала, занятого исследованиями и разработками, в 90-ые годы сократилась
почти вдвое. По данным ЦИСН, в 2003 году численность исследователей в
российской науке составляла 415 тыс. человек. По данным Института
народно-хозяйственного прогнозирования, в этот период ежегодно их сферы науки
уходило до 7% работников, из них 1% эмигрировал, 6% меняли сферу деятельности.
Правда, следует подчеркнуть, что численность занятых в этой сфере в советский
период была чрезмерной, а эффективность труда невысокой. Даже после такого
сокращения в 2001 году число занятых в НИОКР в расчете на 1 млн. человек
населения в России составляло 3494 чел., что больше, чем в Великобритании,
Франции, Австрии, Германии. Однако проблема заключается в том, что сокращение
численности шло не только за счет неэффективных звеньев научной сферы, а
зачастую, напротив, за счет тех, на чьи знания и способности нашелся спрос за
рубежом или в других отраслях экономики. Число проектных организаций в 1993-2000
годах сократилось в 4 раза, конструкторских бюро в 2 раза. Согласно
социологическим опросам 1996 и 1999 годов, престиж профессии ученого составил 6
и 5 %% соответственно, в то же время предпринимательской деятельности - 50%,
профессии журналиста - 15%. Потеря социального статуса научными работниками
привела к резкому старению российских научных кадров, поставила под угрозу
преемственность, а стало быть, существование научных направлений и школ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|