p> Второй вариант – товаропроизводитель пытается самостоятельно или путем
кооперации с другими предприятиями построить небольшой и сравнительно
недорогой цех по переработке сырья и выйти с готовой продукцией на рынок. Экономическая эффективность переработки определяется сопоставлением
выручки от реализации переработанной продукции с выручкой, которая могла бы
быть получена от реализации свежей продукции. Вместе с тем должно быть
обеспечено наиболее полное и эффективное использование уже существующих
производственных мощностей, приняты меры к увеличению объема и удешевлению
переработки сырья на действующих перерабатывающих предприятиях,
действующих, как правило, в форме закрытых акционерных обществ, в открытые
акционерные общества, в числе акционеров которых будут производители
сельскохозяйственной продукции. [9] Важнейшей частью предпринимательской деятельности сельскохозяйственных
предприятий различных организационно-правовых форм должны стать поиск и
выбор наиболее эффективных каналов реализации продукции. Суть в том, чтобы
не только произвести нужные потребителю продукты, но и выгодно их продать,
а взамен приобрести необходимые средства производства и материальные
ресурсы.[4] Каналы реализации подразделяются на прямые и косвенные. Прямые каналы
предполагают перемещение товара непосредственно от производителя к
потребителю, минуя независимый посредников. Косвенные каналы связи с
использованием независимых посредников, в качестве которых могут выступать
государственные организации потребительская кооперация, торговые и
промышленные предприятия. [3] Основными каналами реализации сельскохозяйственной продукции в рыночных
условиях являются: продажа государству в федеральный и региональный фонды и
свободная реализация по усмотрению предприятия. Заказы на закупку и поставку продукции для государственных нужд
формируются и реализуются на предприятиях путем заключения государственных
контрактов. Предметом договорных отношений являются условия поставки, ее
объем, ассортимент, параметры качества, сроки поставки, экономические
нормативы, стимулы (система цен, обеспечение гарантированного сбыта
продукции и т. п.), санкции. К числу перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции
относятся местные оптовые рынки, в том числе оптовые ярмарки, аукционы,
выставки-продажи. Крупным каналом реализации сельскохозяйственной продукции остается на
обозримую перспективу взаимная поставка продукции сельскохозяйственными
предприятиями на договорной основе . [9] В договорах на поставку продукции
указываются поставщики и покупатели, показатели по изделиям, цены, скидки,
накидки, порядок расчетов и др. реквизиты. В международной практике принято
дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор),
поручительство, гарантии исполнения обязательств, порядок возмещения
убытков, оговорку о трудностях, арбитраж и др. сведения. При установлении
отпускных цен указывается франко, т.е. за чей счет производится оплата
расходов по доставке продукции от поставщиков до покупателя. Франко-станция
назначения означает, что расходы несет поставщик и они включаются в
отпускную цену. Франко-станция отправления означает, что поставщик
оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны, а
остальные расходы оплачивает покупатель. [15] В случае реализации продукции посредством комиссионной торговли через
потребительскую кооперацию заключается договор комиссии. Необходимо отметить, что 100-процентное выполнение договорных
обязательств является одним из важнейших оценочных показателей деятельности
предприятия. Невыполнение договорных обязательств по причине ухудшения
качества продукции, низкого уровня организации производства, квалификации
рабочих приводит к невыполнению плана по производству и реализации
продукции и отрицательно сказывается на всех показателях деятельности
предприятия. [5] Широкое распространение получила реализация продукции по прямым
хозяйственным договорам предприятиям торговли и общественного питания
(реализация продукции усложняется из-за взаимодействия
сельскохозяйственного предприятия одновременно с большим количеством
покупателей). Достаточно крупным каналом сбыта сельскохозяйственной продукции
является торговля на колхозном рынке (выводит производителя на
непосредственный контакт с потребителем). Постоянным каналом сбыта на каждом предприятии является реализация в
рамках данного сельскохозяйственного предприятия на общественное питание и
для продажи работникам. При выборе перспективных каналов реализации сельскохозяйственной
продукции должны быть учтены следующие факторы: возможный объем реализации,
качество продукции, затраты на реализацию, складывающиеся на рынке цен,
спрос на продукцию и степень его удовлетворения. Учитывают также наличие на
сельскохозяйственном предприятии хранилищ, холодильников, перерабатывающих
цехов, расширяющих возможность реализации продукции. [9] Рационализации производственно-экономических связей и улучшению в связи
с этим финансового положения хозяйства служит наряду с пересиленными ранее
аспектами система гибкого и предприимчивого экономического управления,
которая позволяет своевременно перестраиваться в связи с изменением влияния
внешних и внутренних факторов на управляемый объект, оперативно и четко
реагировать на изменение конъюнктуры рынка, условия конкуренции и
социальные явления. По прежнему актуальной остается проблема правильного сочетания
различных методов управления – административно-распорядительных, социально-
психологических, экономических. Последовательное применение этих методов
способно создать условия для успешного решения одной из важнейших задач -
побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и
производительного труда. [11] Таким образом, в основе установления и развития производственно-
экономических связей между различными хозяйствующими субъектами находятся
все звенья, составляющие механизм хозяйствования в целом. Переход этих
звеньев в более совершенное состояние позволит установить новые и развивать
уже существующие производительно-экономические связи этих субъектов,
переведя их на более высокий уровень взаимовыгодных партнерских отношений. В деле совершенствования рыночного (хозяйственного) механизма весьма
необходимым является государственное регулирование, которое в условиях
изменения социально-экономической ситуации в стране, реально может
поддержать предприятия, организации с помощью экономических рычагов, их
воздействия на результаты хозяйственной деятельности. Проблемой предприятий АПК является финансирование капиталовложений на
приобретение, строительство основных средств, финансирование пополнения
запаса оборотных средств. В условиях недостатка или отсутствия собственных
финансовых ресурсов предприятии используют государственную кредитную
систему, вступая во взаимодействие с государством, бюджетными
организациями. При осуществлении кредитования из средств федерального бюджета
выделяются средства краткосрочного кредитования сезонных затрат и
поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве (АПП);
долгосрочного кредитования запаса сельскохозяйственной продукции
авансирование ее закупок для государственных нужд; лизинга в сфере АПП;
предоставление кредитным кооперативам долгосрочных кредитов для
формирования их уставного капитала. При том с организацией АПП взыскивается
не более 25 % учетной ставки Центрального банка РФ. [6] Направлением государственного регулирования можно считать установление
особой системы расчетов с АПП. Безналичные расчеты юридических лиц,
являющихся покупателями сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия с товаропроизводителями (поставщиками) производятся по
инкассо, если иной порядок расчетов не предусмотрен в договоре. Тот факт,
что использование безакцептного списания по расчетам за
сельскохозяйственную продукцию закреплено Федеральным законом, существенно
улучшает положение сельских товаропроизводителей. Регулирование страхования в сфере АПП заключается в том, что при
страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные
производители за счет собственных средств уплачивает страховщикам 50 %
страховых взносов, остальные 50 % уплачиваются страховщиками за счет
средств Федерального бюджета. Специфицеским направлением государственной поддержки в сфере АПП
является поддержка при осуществлении лизинговых операций. Лизинг в сфере
АПП осуществляют юридические лица, уполномоченные Правительством РФ и
органами исполнительной власти субъектов РФ. Ценовая политика государства осуществляется посредством применения
гарантированных цен (применяются в случае, если средние цены ниже
гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственной продукции
непосредственно государству или при осуществлении доплат в случаях,
предусмотренных Правительством РФ) и целевых цен (устанавливаются
Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на
сельскохозяйственную и промышленную продукцию, покрытия расходов, вызванных
взиманием налогов и иных платежей, уплатой кредитов по кредитам). Необходимо отметить, что сфера АПП всегда находилась в зоне самого
пристального внимания разработчиков налоговых законов и других нормативных
актов. Именно сельскохозяйственные товаропроизводители получили реальную
поддержку в виде различных льгот и преимуществ (налог на добавленную
стоимость; налрог на прибыль; налоги, уплачиваемые в дорожные фонды;
подоходный налог). Комплекс налоговых льгот призван обеспечить более
выгодные по сравнению с другими отраслями промышленности условия для
расширенного воспроизводства. [11] 2. Межхозяйственные связи СПК «Ингалинский» с другими предприятиями АПК. Результаты их взаимодействия. Установление производственно-экономических связей кА с государственными
органами, так и с различными смежниками (поставщиками, покупателями)
является необходимым условием при осуществлении хозяйством свой
предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений, когда
деятельность предприятий строится на принципах самоуправления и
самоокупаемости, на первое место выдвигаются взаимоотношения с поставщиками
ТМЦ и покупателями производимой сельскохозяйственной продукции с учетом
сложившихся на рынке спроса и предложения. При этом в ходе анализа
затрагиваются все стороны производственной и экономической деятельности
предприятия. Согласно устава основным предметом деятельности СПК «Ингалинский»
является производства и сбыт сельскохозяйственной продукции. Поэтому так
важно правильно организовать ведение договорной работы с поставщиками и
покупателями. На протяжении последних 3-х лет основным поставщиками являются: ООО
«Омскдизельсервис» (запасные части), ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт» (ИМ),
ОАО «Омская областная сельскохозяйственная техника» (поставка различных
материально-технических ресурсов), ТОО «Большеречье-Лада» (запасные части).
Необходимо отметить, что материально-техническая база в хозяйстве
практически не обновляется (в 2000 г. были впервые приобретены средства
вычислительной техники – компьютер с принтером, микро-ЭВМ на основе
заключенного договора с ООО «Автоматика-ИНЭКС»). Основные средства (здания,
машины и оборудование) подвергаются значительному износу и постепенно
списываются с баланса. Так, в 1999 г. выбыло 6 тракторных сенокосилок и
ничего не поступило; в 2000 г. было приобретено 3 зерновых сеялки и грабли
(ГП-14), но при этом выбыло 3 трактора (К-700); в 2001 г. не было
приобретено ничего и вновь было списано 4 трактора. В результате такого
положения, начиная с 2000 г. перед началом уборочной компании хозяйство
заключает договор о залоге с ЗАО «Павлоградсткая МТС», которое выступая в
роли залогодержателя обязуется оказать залогодателю (СПК «Ингалинский»)
услуги по уборке урожая текущего года. Общий размер залога определяется кА
сумма равная 20 % от суммы, полученной путем умножения общей площади,
подлежащей уборке, на урожайность (в 2001 г. она была заложена в договор на
уровне 20 ц./га) и на цену 1 т. зерна (в 2001 г. – 2500 руб.). Минимальный
размер залога определяется исходя из минимальной площади, подлежащей уборке
и минимального объема зерна. К данному договору составляется и
подписывается обеими сторонами дополнение, в котором указывается, что по
первому требованию исполнителя (ЗАО «Павлодарская МТС») должно быть
заключено дополнительное соглашение к договору о залоге или отдельный
договор о залоге, а также соглашение об уступке права требования. Расчет
заказчика (СПК «Ингалинский») с исполнителем на условиях «франко-нал» или
«франко-элеватор» производится с согласия исполнителя, при этом заказчик
возмещает исполнителю все транспортные расходы по доставке зерна до
линейного элеватора и услуги элеватора по приемке, сушке, переработке зерна
до базисных кондиций. В большинстве случаев за приобретаемые материально-технических ресурсы
хозяйство рассчитывается сельскохозяйственной продукцией собственного
производства. СПК «Ингалинский» производит и реализует зерно, молоко, мясо.
З последние 3 года (1999-2001 г.г) товарность данных видов продукции в
среднем составила: зерна – 45 %, молока – 68 %, мяса – 98 % (см. приложение
Л). Данные о количестве произведенной и реализованной продукции берутся из
баланса продукции, который в виде отдельной таблицы предоставлен в годовой
отчете. Реализация продукции по различным каналам отражен в приложении Н. Основным покупателем мяса (этот вид продукции имеет самый высокий
показатель товарности, т.к. не подлежит длительному хранению и реализуется
в течении одного производственно-финансового цикла.) является
Большереченский мясокомбинат, с которым заключаются договора займа. По
данному договору кредитор обязуется предоставить заемщику (СПК
«Ингалинский») заем, а последний обязуется использовать его по назначению и
возвратить в срок на ту же сумму путем сдачи мяса говядины и свинины.
Договора подобного рода заключаются и с частными предпринимателями,
например, с ИП Р. М. Муратовым, который уже 3 года является основным
заимодавцем рассматриваемого хозяйства. Определенная доля произведенного
мяса поступает в пункты общественного питания (столовая кооператива,
объекты социальной сферы) и выдается работникам кооператива в счет
заработной платы. Кроме того, мясо поставляется в государственные фонды
(муниципальный и региональный), хотя в 2001 г. туда не было поставлено ни
одного из ц. Основная причина заключается в нарушении централизованным
заказчиком договорных обязательств (полный или частичный отказ от
законтрактованной продукции, несвоевременная оплата). Поставка мяса в
государственные фонды осуществлялась на основе заключенного договора с
государственным предприятием «Омское продовольствие». Примерно 90 % (в среднем) от общего количества реализованного молока
поставляется в государственные фонды (см. приложение М). Контракт на
закупку молока для государственных нужд заключается с ОСТО «Большереченский
маслосыркомбинат» (государственный заготовитель). Заготовитель обязуется
принять и переработать молоко, правильно определив его количество и
качество, а также обеспечить поставщика нормативными документами. Расчет за
молоко производится по договорным ценам в течении 10 дней. При
невозможности расчета денежными средствами возможен расчет материально-
техническими ресурсами. Обе стороны несут по данному контракту
имущественную ответственность за недопоставку молока. Выплачивается
неустойка в размере 50 % от стоимости недопоставленной продукции и
возмещаются все убытки, за несвоевременную оплату уплачивается пеня в
размере 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ. За неправильное определение
количества и качества продукции уплачивается штраф в размере 1 % стоимости
данной партии продукции и т. д. В 2001 г. был заключен договор контрактации на поставку молока ООО
«Молочное предприятие» (г. Новосибирск) через Большереченский
маслосыркомбинат. При этом продукция оплачивается через 7 дней с момента
ее получения путем отпуска ГСМ с Евгащинского нефтесклада (ЗАО
«Евгащинское» находится на расстоянии 55 км от СПК «Ингалинский»).
Ежегодно, начиная с 1998 г., договор контрактации на закупку и поставку
молока заключается с ОАО «Любинский молочно-консервный комбинат». По
договору расчеты за сданное молоко производятся производимой комбинатом
молочной продукцией (сгущенное молоко, например) и другими товарами. За
нарушение сроков поставки молока в счет погашения долга поставщик (СПК
«Ингалинское») уплачивает пеню в размере 2 % от стоимости
недопоставленного, либо несвоевременно поставленного молока, за каждый день
просрочки. Кроме пени поставщик уплачивает покупателю определенный процент
за пользование чужими денежными средствами в размере учетной ставки
балансового процента согласно ст. 395 ГК РФ.
Страницы: 1, 2, 3
|