Хозяйственный механизм и межхозяйственные связи СПК Ингалинский
смотреть на рефераты похожие на "Хозяйственный механизм и межхозяйственные связи СПК Ингалинский" Содержание 1. Теоретические основы хозяйственного (рыночного) механизма, его
организационного регламентирования, производственно-экономических связей в
нем. 3 1.1 Сущность механизма хозяйствования, его основные звенья, экономическая роль. 3 1.2. Организационный механизм, система межотраслевых хозяйственных связей. 6
2. Межхозяйственные связи СПК «Ингалинский» с другими предприятиями АПК.
Результаты их взаимодействия. 18
Список использованной литературы 30 1. Теоретические основы хозяйственного (рыночного) механизма, его организационного регламентирования, производственно-экономических связей в нем. 1.1 Сущность механизма хозяйствования, его основные звенья, экономическая роль.
Хозяйственный механизм – это совокупность приемов, методов,
экономических рычагов, стимулов, регламентирующих развитие экономики.
Экономическая роль хозяйственного механизма заключается в ускорении темпов
экономического развития и повышение экономической эффективности. Рыночный механизм – это хозяйственный механизм, но с более активной
совокупностью и действиями экономического механизма, т.е. экономических
рычагов в рыночной экономике. Хозяйственный (рыночный) механизм включает в себя 4 основные группы
звеньев: 1) правовое и законодательное регулирование; 2) организационные звенья регулирования (планирование, система
межотраслевых, производственно-экономических связей в деятельности
предприятия, система управления развития предприятия, отрасли и т. д.) 3) экономический механизм (долговременные экономические нормативы,
используемые в планировании; цены и тарифы на услуги; надбавки, субсидии,
санкции; налоги и льготы, кредитование и страхование; бюджетные
ассигнования и т. п.); 4) социальная защита (защита человека в условиях сменной работы, льготы
пенсионерам, неприкосновенность собственности, компенсационный механизм,
защита от роста цен – индексация, гарантии эффективной деятельности по
производству продукции) [7] Для того, чтобы более точно раскрыть сущность хозяйственного механизма,
необходимо подробнее рассмотреть отдельные составляющие его звеньев. Предприятие любой организационно-правовой формы должно осуществлять
свою деятельность в рамках действующего законодательства РФ, которое
включает большую совокупность различных нормативно-правовых актов и
затрагивает все аспекты производственно-экономической деятельности
предприятий, разрабатывается и действует на общегосударственном уровне. После вступления в законную силу Гражданского кодекса РФ экономическим
субъектам представилась возможность широкого выбора организационной формы.
Главный вопрос при проведении аграрных реформ заключается в праве
собственности на землю. Земельная реформа России началась в 1990 году,
когда были приняты ряд законов и постановлений правительства. Это прежде
всего законы «О земельной реформе», «О плате за землю», «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве», «Земельный кодекс РФ». [12] Вопросы государственного регулирования деятельности агропромышленного
комплекса (АПК) всегда были в центре внимания российских органов власти –
как центральной, так и на местах. С переходом к рыночной экономике, как
водится, произошел полный пересмотр принципов, методов и форм
государственного вмешательства в АПК. Почему-то на государственном уровне
было решено, что для создания условий развития предпринимательской
деятельности в сельском хозяйстве достаточно выполнить два основных
мероприятия – объявить, что теперь земля принадлежит крестьянам, и
полностью отказаться от государственного вмешательства в агросектор. Второе
мероприятие было выполнено сразу и полностью, с первым же возникли проблемы
– право свободного распоряжения землей до сих пор законодательно не
предусмотрено. [10] По истечении шести лет очередных коренных преобразований в АПК для
властей стало наконец очевидным, что без государственной поддержки сельское
хозяйство ни в одной стране мира существовать не может. Результатом этого
стало утверждение Федерального закона от 14 июля 1997 г. №100-ФЗ «О
государственном регулировании агропромышленного производства». Этим Законом
были установлены правовые основы экономического воздействия государства на
агропромышленное производство (АПП). В соответствии со статьей 1 Закона о
государственным регулированием АПП признается экономическое воздействие
государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной
продукции, а также на производственно-техническое обслуживание и
материально-техническое обеспечение предприятий АПК. [11] В аспекте правового и законодательного обеспечения механизма
хозяйствования особое место занимают законы о финансировании и
кредитовании, инвестициях и налогообложении (существующий налоговый кодекс)
и другие. Правовое и законодательное обеспечение необходимо в процессе
функционирования экономического механизма хозяйствования, который
представляет собой совокупность экономических рычагов, воздействующих на
развитие экономики положительно или отрицательно в зависимости от степени
его совершенства. Экономический механизм, рычаги которого перечислены в начале главы (в
вопросе сущность и состав рыночного механизма), активно используется в
практике развития любой формы организации производства, его обслуживания,
начиная с планирования, прогнозирования и завершая распределением доходов. В процессе развития экономики любого формирования на ряду с
экономическими рычагами используются и рычаги социальной защиты
предприятий, работников отрасли, населения. В частности, в проблеме безработицы элементом социальной защиты
является пособие по безработице; в условиях быстрых темпов инфляции
используются индексы по увеличению заработной платы, пособий, пенсий и
другие элементы социальной защиты. Особое место в развитие экономики предприятия, отрасли занимает
организационный механизм. Его основными звеньями являются: планирование,
межотраслевые связи, системы управления, информация и др. 1.2. Организационный механизм, система межотраслевых хозяйственных связей.
Предприятие включает в себя ряд подсистем: производственная,
финансовая, управляющая, информационная, транспортная и другие. Оно
выполняет различные функции: планирование, производство, снабжение
производства сырьем и финансовыми ресурсами, сбыт, обеспечение безопасных
условий труда сотрудников. [13] Первой стадией экономической деятельности в любом предприятии является
планирование. Успех предприятия будет только тогда, когда оно будет иметь
план своих предпринимательских действий. В планах предусматривается
наиболее рациональное использование земли, правильная расстановка людей для
их производительной работы, подбор наиболее эффективной техники и условий
ее хорошего использования, распределение производственной продукции,
денежной выручки, выделение средств на капитальные вложения, на
материальное поощрение работников и другие вопросы деятельности
предприятия. Научно-обоснованные планы находятся в основе решения важных
производственно-экономических вопросов, касающихся снабжения хозяйства
различными ресурсами для обеспечения нормальной деятельности, сбыта готовой
продукции, товаров и услуг. Для хозяйствующих субъектов, действующих в
конкурентном рыночном окружении, эти функции имеют первостепенную важность.
[14] При переходе к рыночной экономике усилился дефицит материальных и
технических ресурсов. Возникают новые формы обеспечения
сельскохозяйственных предприятий. Все более остро стоит вопрос о полном и
своевременном обеспечении сельского хозяйства топливом , минеральными
удобрениями, ядохимикатами, электроэнергией и другими средствами
производства. Разрыв хозяйственных связей особенно отрицательно проявился
при обеспечении материально-техническими ресурсами аграрного сектора России
в последние 3-5 лет развития рыночных отношений. Это связано с тем, что
многие предприятия по выпуску сельскохозяйственных машин и оборудования
после распада СССР оказались на территории бывших республик, а
следовательно реализуют свою продукцию за валюту или в порядке бартерного
обмена на важные стратегические ресурсы (нефть, газ, лес, металл). При этом
именно от рационального обеспечения сельскохозяйственными ресурсами и их
эффективного использования во многом зависит уровень производства основных
видов продукции и эффективная деятельность предприятия в целом. [11]. Организацию материально-технического обеспечения (МТО)
сельскохозяйственных предприятий осуществляют российское акционерное
общество «Росагроснаб» и его органы на местах: в областях, краях и
автономных республиках - региональные агроснабы и их филиалы; в
административных районах – районные агроснабы, их товарные базы, магазины
мелкооптовой и розничной торговли. В работе они взаимодействуют с
Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ. Первичным звеном системы Росагроснаба является райагроснаб – районное
предприятие по МТО и магазины. Кроме того, сельскохозяйственные предприятия
могут вступать в прямые связи с заводами-поставщиками средств производства,
их дилерами, с другими посредниками, приобретать необходимые товары на
аукционах, ярмарках, в разных магазинах. В каждом конкретном случае
требуются обоснованный выбор каналов приобретения средств производства. Основные мероприятия организации МТО включают: определение потребности
хозяйств в средствах производства, составление и предоставление
обоснованных заявок на них, доведение заявок до вышестоящих организаций и
заводов - изготовителей и поставщиков материально-технических ресурсов,
заключение договоров поставки (купли-продажи) средств производства,
успешное их выполнение. Каждое предприятие рассчитывает реальную потребность в завозе
материальных ресурсов как разницу между общей потребностью в определенном
виде материала и суммой собственных внутренних источников и покрытия. Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий и агроснабов
складываются на основе ежегодно заключаемых договоров поставки, купли-
продажи. Договор представляет собой документ, определяющий права и
обязанности сторон по реализации материально-технических средств. В них
указывают: наименование и марку поставляемых средств производства; качество
и сортность материалов; цены; условия оплаты в денежной или натуральной
форме; платежные и почтовые реквизиты покупателя; сроки поставок; штрафные
санкции за нарушение договора; поощрительные меры, стимулирующие защиту
собственных интересов и интересов партнера. Договор поставки может быть заключен непосредственно между хозяйствами
и предприятиями-поставщиками, их дилерами. В условиях отсутствия денежных средств у сельскохозяйственных
предприятий и трудностей с реализацией сельскохозяйственной продукции
приоритетными в деятельности предприятия являются бартерные операции, при
которых общество предоставляет предприятиям АПК машины, оборудование,
запасные части и стройматериалы в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
[9] Во многих предприятиях внедряется система предоставления средств
производства в кредит под будущий урожай зерновых и технических культур. В
основных положениях договора поставок под будущий урожай предусмотрено
производить авансовую поставку сельскохозяйственной техники, запасных
частей в объеме от 50 до 100 % стоимости будущих поставок
сельскохозяйственной продукции. [16] Все более широкое распространение получают такие организационные формы
МТО сельскохозяйственных предприятий,, как лизинг, дилерские фирмы, оптовые
рынки, машинно-технологические станции (МТС, пункты проката техники и
другие. Лизинг рассматривается прежде всего как аренда техники и других средств
производства инвестиционного назначения и более широкого как форма
экономических отношений, предоставляющая собой совокупность финансово-
кредитных, торговых, арендных и других операций. В основе лизинга лежат
купля-продажа и аренда средств производства. Обязательными участниками
лизинговой операции являются предприятие-изготовитель техники, лизинговая
компания - лизингодатель, сельскохозяйственное предприятие –
лизингополучатель. Для финансирования лизинговых операций компании
пользуются средствами из специального созданного лизингового фонда за счет
госбюджета при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ,
кредитами банков и местных финансовых органов, поэтому лизинг является
одной из форм государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в
приобретении необходимой техники и других средств производства. В комплексе мероприятий по улучшению обеспечения сельскохозяйственных
предприятий и АПК в целом промышленной продукцией важное значение имеет
создание системы оптовых рынков материально-технологических ресурсов, а
также рынков разнообразных услуг, видов работ в области снабжения, ремонта
и технического обслуживания, энергетики, транспорта и связи при
соответствующем регулировании со стороны государства. Оптовый рынок – это организационная форма взаимодействия всех
участников рынка: потребителей и изготовителей средств производства,
агроснаба, других сервисных служб, органов управления АПК, банков,
страховых компаний и др. Они формируют взаимовыгодные производственно-
экономические отношения в процессе товарного обращения. [9] Для сельскохозяйственного предприятия и крестьянских (фермерских)
хозяйств, имеющих слабую материально-техническую базу, большое значение
может иметь развитие сети материально-технологических станций различных
форм собственности. Материально-технологическая станция (МТС) – это самостоятельное в
оперативно-хозяйственном и юридическом отношении предприятие, цель которого
- выполнение механизированных сельскохозяйственных работ, требующих
применения сложной и дорогостоящей техники, высокой квалификации и
специальных знаний работников. Для этого в МТС концентрируются необходимые
техника, оборудование, кадры механизаторов. При этом МТС могут оказывать
хозяйствам наряду с выполнением механизированных сельскохозяйственных работ
и другие виды услуг: аренда и прокат машин, их ремонт, переработка и сбыт
сельскохозяйственной продукции, транспортировка грузов, дорожное
строительство, телефонизация и др. МТС и самостоятельные пункты проката техники (действующие в аналогичном
порядке) можно рассматривать как инструменты компенсации дефицита
материально-технического потенциала сельскохозяйственного производства,
формы государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий и
фермерских хозяйств. [6] Таким образом, организационные формы и каналы МТО сельскохозяйственных
предприятий разнообразны. Поэтому в каждом конкретном случае требуется
обоснованный подход к выбору подходящих вариантов с учетом их положительных
сторон и недостатков. Важное значение в эффективности функционирования агропромышленного
производства имеют его инфраструктурные звенья, которые обслуживают процесс
обращения сельскохозяйственной продукции и обеспечивают соединение
процессов производства и потребления. Соединение процессов производства, хранение, товарной доработки и
промышленной переработки продукции в рамках одного сельскохозяйственного
предприятия не всегда возможно по финансовым обстоятельствам, а нередко
вовсе нецелесообразно по организационным причинам. Традиционно хранилища сельскохозяйственной продукции строились
преимущественно большой емкости и располагались, как правило, в местах
потребления. Между тем отечественный и мировой опыт показывает, что лучшей
сохранность продукции, сокращению и количественных и качественных потерь
при транспортировке и хранении способствует максимальное приближение баз
хранения к местам производства. Создавая материально-техническую базу
хранения продукции непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях,
нужно учитывать особенности хранения продукции, предназначенной для
производственного использования и реализации. Для сохранения продукции,
предназначенной для реализации, повышения ее качества и получения на этой
основе большей выручки сельскохозяйственные предприятия проводят своими
силами и средствами ее товарную обработку. При этом значительная часть
продукции подвергается не только товарной доработке, но и промышленной
переработке. Н практике сложились два варианта организации переработки
сельскохозяйственного сырья в готовую продукцию, которые используются как
крупными сельскохозяйственными предприятиями, так и крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами и хозяйствами населения. Первый вариант –
сельскохозяйственные товаропроизводители поставляют сырье на
перерабатывающее предприятие на давальческих началах и получают от них
обусловленную договором долю готовой продукции.
Страницы: 1, 2, 3
|