|
А также был составлен прогноз развития малого и среднего бизнеса на 2009-20011гг. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||||||||||||||||||||||||||||||
Число малых предприятий, ед. |
14 000 |
14 250 |
14 500 |
||||||||||||||||||||||||||||||
в % к предыдущему году |
101,7 |
101,8 |
101,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Доля малого предпринимательства в ВРП области, в % |
18,0 |
20,0 |
22,0 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве в численности занятых в экономике области, в % |
15,8 |
16,5 |
17,0 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
2 400 |
3 000 |
3 200 |
||||||||||||||||||||||||||||||
в % к предыдущему году |
129,2 |
125,0 |
106,7 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Расходы областного бюджета на мероприятия по поддержке предпринимательства, млн. руб. |
73,15 |
76,90 |
80,00 |
Областное Правительство среди приоритетов развития региональной экономики выделяет повышение инвестиционной привлекательности области, переориентация экономики области на инновационный путь развития, стимулирование деловой активности предпринимателей, создание условий для роста жизненного уровня населения.
Объем расходов областного бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малому и среднему бизнесу, увеличился с 39,0 млн. руб. в 2004 году до 140,6 млн. руб. в 2007 году.
А в связи с переориентацией экономики области на инновации, количество и объемы государственной поддержки, оказанный хозяйствующим субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим инновационные проекты увеличился с 6,4 млн.руб. в 2004 году с. до 33,7 млн.руб. в 2007 году или в 5,2 раза.
В Саратовской области заложен базис институтов, которые будут жить долгие годы и приносить положительные дивиденды качественного роста экономики. Это – запуск первого корпуса областного бизнес-инкубатора для вновь созданных или работающих менее года малых предприятий. В настоящее время десять субъектов малого предпринимательства, отобранные на конкурсной основе, разместились в стенах областного бизнес-инкубатора. Основные приоритеты конкурса – принадлежность претендентов к научно-технической, производственной и инновационной сфере экономики; создание гарантийного и венчурного фондов.
В рамках областной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-2007 годы» осуществлялись мероприятия по микрофинансированию в части субсидирования 2/3 процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам Саратовской области по займам, полученным в коммерческих банках. Повсеместно осуществлялась информационная, консультационная и правовая поддержка малого предпринимательства с использованием печатных и телекоммуникационных средств массовой информации.
Осуществлялась организация и проведение обучающих семинаров для руководителей и кадрового состава субъектов малого предпринимательства области.
В рамках информационной работы МЭРТ области с субъектами малого предпринимательства на канале REN TB еженедельно выходит специализированная передача, посвященная вопросам малого и среднего бизнеса.
В 2007 году разработана и принята областная целевая программа «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы», которая является логическим продолжением предыдущей. Будет завершено создание инфраструктурных организаций и предполагается развитие и наполнение этой инфраструктуры содержанием.
В ходе реализации программы будет обеспечено:
1) привлечение научного и интеллектуального потенциала региона к решению вопросов развития предпринимательской деятельности;
2) увеличение доли промышленной и наукоемкой продукции в общем объеме продукции, произведенной малыми предприятиями области;
3) увеличение объема инвестиций в экономику наукоемких малых предприятия области.
В этом году МЭРТ выделены федеральные средства в размере 4,6 млрд. руб. на поддержку малого бизнеса. В рамках выделенного лимита мы можем претендовать в 2009 году на порядка 55 млн. руб. федеральных средств.
В целом, нужно сказать, что деятельность МЭРТ и в особенности отдела по развитию малого и среднего бизнеса эффективна. Очень активно работают по внедрению в эту рискованную, но крайне перспективную сферу экономики – малый и средний бизнес – инновационных основ, проводят мероприятия по его инвестиционной привлекательности и собственно области, активно работают со СМИ, предоставляя субъектам малого и среднего бизнеса актуальную информацию о ситуации в стране, на рынках и другую ощутимую государственную поддержку предпринимательству. Но в деятельности как министерства, так и отдела имеет место быть и большая бумажная волокита, бюрократия - отсюда часто невыдержанные сроки по выполнению планов. Информация, которая предоставляется субъектам предпринимательства зачастую бывает недоступна основной её массе, что закрывает выход на рынки малодоходным, но перспективным предприятиям.
МЭРТ в своей работе взаимодействует и с другими субъектами управления, в частности, с Министерством инвестиционного развития в части привлечения капиталовложений в инновационные разработки предпринимателей, инвестирования областных целевых программ за счёт всех источников финансирования; с Министерством финансов в части предоставления государственных субсидий малому и среднему бизнесу, затрат на государственные инвестиции в эту сферу, налоговые отчисления и другие. Непосредственно отдел малого и среднего бизнеса работает с субъектами управления внутри самого министерства: с управлением прогнозирования - предоставляет план, прогноз и оценку развития отдельных отраслей бизнеса так и его состояние на опредёлённый период в целом; управление потребительского рынка - информация о регулирования, развития и мониторинга торговли и общественного питания, экономического сотрудничества и другие.
Таким образом, мы видим, что деятельность нашего субъекта управления высокоэффективна, плодотворно сотрудничающее со многими другими государственными структурами, занимает весомое место в структуре областного управления; работает на результат, а не на простые «отписки». Конечно, как и в любом работающем с таким потоком дел, проблем и зависимостей учреждении, существуют и минусы, о которых было сказано выше, но в целом, работу МЭРТ нужно оценить как положительную, ориентированную на перспективу.
Заключение.
пройдя производственную практику в период с 15 июня по 26 июля 2008года в отделе развития малого и среднего бизнеса Управления развития предпринимательства министерства экономического развития и торговли Саратовской области получила определённый набор практических знаний и навыков. Были изучены организационная структура и основные функции отдела, поставлены задачи и цели для последующего написания отчёта по практике.
В работе использованы основные показатели развития малого бизнеса Саратовской области, такие как численность малых предприятий, численность работников малых предприятий, средняя заработанная плата работников, количество крестьянских (фермерских) хозяйств, оборот малых предприятий, оборот розничной торговли по малым предприятиям, оборот общественного питания по малым предприятиям, инвестиции в основной капитал, доля малого бизнеса в ВРП, доля занятых в малом бизнесе и многие другие.
В ходе практики мною выполнен ряд поручений, в том числе составлены: справка о развитии малого бизнеса в Саратовской области во втором квартале 2008года, справки о численности индивидуальных предпринимателей и малых предприятий в муниципальных районах области; и рассчитаны основные показатели развития малого бизнеса Саратовской области за 2004-2007годы , а также изучена нормативно-правовая база отдела развития малого и среднего бизнеса, других структурных подразделений министерства в части аттестации, подбора и расстановки кадров, их подготовки и переподготовки (в частности, не обозначенный в отчёте Федеральный закон № 79 от 27.07.04.«О государственной и гражданской службе», в котором особое внимание на производственной практике уделила ст. 47,48, 60, 62, 63 – должностной регламент, аттестация, квалификационный экзамен, формирование кадрового состава гражданской службы ), программы и проекты областного целевого значения (областные целевые программы «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-207 годы» и последующая «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы») и другие менее значимые поручения.
Таким образом, все основные цели и задачи, поставленные в начале отчёта по прохождению производственной практики, были достигнуты и выполнены.
Приложение 1
Государственная поддержка, оказанная хозяйствующим субъектам малого и среднего предпринимательства Саратовской области в 2004-2007 гг.
Наименование показателей
2004
год
2005 год
2006 год
2007 год
2007 год к 2004 году, %
Объем государственной поддержки, млн.рублей
39,007
45,558
87,590
140,603
360,5
Объем государственной поддержки, %
_
116,8
192,3
160,5
в том числе:
на инвестиционные проекты, млн.рублей
32,607
36,078
55,262
53,903
165,3
инвестиционные проекты, %
_
110,6
153,2
97,5
на инновационные проекты, млн.рублей
6,400
9,480
14,849
33,700
526,6
инновационные проекты, %
_
148,1
156,6
227,0
на проекты, реализованные за счет собственной прибыли, млн.рублей
0,0
0,0
17,479
53,0
проекты, реализованные за счет собственной прибыли, %
_
_
_
303,2
Приложение 2.
Приложение 3
Инвестиции в основной капитал предприятий малого и среднего бизнеса, осуществленные в рамках инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку в Саратовской области в 2004- 2007гг.
Источник финансирования проекта
2004 год
2005 год
2006 год
2007 год
2007 год к 2004 году, %
Привлеченные средства (кредит и (или) лизинг), млн.рублей
735,700
924,600
1 288,700
1 876,200
255,0
Рост к соответствующему периоду прошлого года, %
_
125,7
139,4
145,6
Собственные средства, млн.рублей
_
_
52,370
133,043
_
Рост к соответствующему периоду прошлого года, %
_
_
_
254,0
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.