Меню
Поиск



рефераты скачать Безналичный платежный оборот в Российской Федерации

p> - наименование банка-эмитента;

- наименование банка, обслуживающего получателя средств;

- наименование получателя средств;

- сумма аккредитива;

- вид аккредитива;

- способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;

- способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком;

- полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств;

- сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требование к оформлению указанных документов;

- условие оплаты (с акцептом или без акцепта);

- ответственность за неисполнение (надлежащее исполнение) обязательств.
В основной договор могут быть включены другие условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву.
Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву.
За нарушения, допущенные при исполнении аккредитивной форме расчетов, банки несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В заявлении на аккредитив в поле "Вид аккредитива" указывается, является ли он отзывным или безотзывным (при отсутствии указания, аккредитив считается отзывным), покрытым (депонированным) или непокрытым
(гарантированным).

Порядок заполнения реквизитов по банку поставщика установлен тот же, что и для банка получателя в платежном требовании. В поле "Поставщик" указывается. И И Н (если он присвоен) и наименование поставщика.
Для осуществления расчетов, но покрытому (депонированному) аккредитиву учреждения банков формируют номер счета, который доводится ими до сведения клиентов. Поставщик обязан сообщить номер этого счета плательщику.
Номер счета должен указываться плательщиком в заявлении на открытие покрытого (депонированного) аккредитива в поле «Счет №.» поставщика.
При поступлении заявления на открытие покрытого (депонированного) аккредитива в учреждении банка поставщика в нем не позднее следующего дня открывается отдельный лицевой счет, на который зачисляются средства плательщика. В заявлении на аккредитив работником банка поставщика делается соответствующая отметка с указанием номера отдельного лицевого счета, открытого по этому аккредитиву (Приложение 3).
В случае непокрытого (гарантированного) аккредитива поле " Счет №" поставщика. Подчеркивается.
В поле " № поставщика" указывается номер счета поставщика, на который банк поставщика должен зачислить средства при выполнении условии аккредитива.

В заявлении на аккредитив в поле "Условие оплаты" указывается "без акцента" или "с акцептом", в последнем случае в этом поле указывается уполномоченного лица покупателя, данные его паспорта или документа, заменяющего паспорт.
В поле "Срок действия аккредитива" указывается дата (день, месяц и год) закрытия аккредитива.
Заявление об открытии аккредитива представляется в количестве экземпляров, необходимых банку плательщика для выполнения условий аккредитива.
Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товары, представляет реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы в обслуживающий банк. Документы, подтверждающие выплаты по аккредитиву, должны быть представлены поставщиком банку до истечения срока аккредитива и подтверждать выполнение всех условий аккредитива. При нарушении хотя бы одного их этих условий выплаты по аккредитиву не производятся.
При оплате по аккредитиву банк поставщика (исполняющий банк) обязан проверить соблюдение поставщиком всех условий аккредитива, а также правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и печати поставщика на нем заявленным образцам.
Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного покупателя, то проверяется наличие акцептной надписи и соответствие подписи уполномоченного представленному им образцу.
Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается. Банки не несут ответственности за последствия задержки или утери в пути, каких - либо документов.
Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного покупателя, то указанные лица обязаны представить исполняющему банку:
Паспорт или другой, заменяющий его документ;
Образец свези подписи, если таковой в банке не имеется (заполняется в банке на карточке образцов подписей);
Командировочное удостоверение или доверенность, выданные организацией, открывшей аккредитив.
На реестрах счетов или на товарно-транспортных документах, акцептованных для оплаты за счет аккредитива, уполномоченный делает следующую надпись:
| |
|“Акцептован за счет аккредитива от _______№____________ |
|(дата) |
|Уполномоченным ____________________________________ |
|(наименование организации покупателя) |
| |
| |
|Подпись_________________________________ |
|“______” ______________ 2001 г.” |

Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится:

- по истечении срока аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);

- на основании заявления получателя средств об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения срока его _ действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);

- по распоряжению плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива, если такой отзыв возможен по условиям аккредитива (в сумме аккредитива или в сумме его остатка).
При отзыве аккредитив закрывается или его сумма уменьшается в день получения от банка-эмитента распоряжения плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива. При этом сумма покрытого (депонированного) аккредитива уменьшается в пределах суммы остатка, учитываемого на лицевом счете балансового счета № 40901
«Аккредитивы к оплате».
При частичном отзыве аккредитива на лицевой стороне аккредитива исполняющим банком проставляется отметка «Частичный отзыв», сумма, обозначенная цифрами, обводится и проставляется новая сумма. На оборотной стороне покрытого (депонированного) аккредитива производится запись о размере возвращаемой суммы и дате возврата, которая заверяется подписью ответственного исполнителя с указанием фамилии, а также штампом банка.
Неиспользованная или отозванная сумма покрытого (депонированного) аккредитива подлежит возврату исполняющим банком платежным поручением банку- эмитенту одновременно с закрытием аккредитива или уменьшением его суммы.
О закрытии аккредитива исполняющий банк должен направить в банк-эмитент уведомление в произвольной форме.
Все претензии к поставщику, кроме возникших по вине банка, рассматриваются сторонами без участия банка.
В случае возникновения претензий по совершению расчетных операции при аккредитивной форме расчетов, ответственность несет банк - эмитент.

авизо
3 3

4 2


8 8

7 5

1

7

6

Товар

Схема расчета покрытым аккредитивом


1. заявление на аккредитив;
2. на основании аккредитива производится списание средств со счета плательщика на счет в банке получателя Д р/с плательщика. К 30102;
Для учета аккредитива открывается внебаллансовый счет Д 90907, К 99999 и составляется мемориальный ордер;
3. отправка авизо;
4. банк-получателя получает аккредитив из РКЦ и депонирует счет получателя

Д30102,К 40901;
5. извещение получателю об открытии ему аккредитива;
6. отгрузка товара;
7. предоставление документов, предусмотренных условиями аккредитива (в 4-х экземплярах) Д 40901, К р/с поставщика;
При получении отгрузочных документов Д 99999, К 90907;
8. О закрытии аккредитива в "банк плательщика направляется уведомление.

4 Расчеты чеками


Выдача лимитированных чековых книжек производится банком на основании заявления организации - чекодателя и платежного поручения на депонирование лимита суммы книжки. При выдаче книжки банк списывает указанную сумму со счета клиента и депонирует ее на отдельном счете.
Чеки из чековой книжки выписываются чекодателем в момент определения суммы платежа и вручаются получателю денег - чекодержателю, который предъявляет чеки в обслуживающее его учреждение банка для оплаты.
Банк поставщика направляет предъявленные чеки в банк покупателя; последний списывает суммы со счета и перечисляет в банк поставщика для зачисления на его расчетный счет. В чеке указывается наименование чекодержателя, номер счета, наименование банка - плательщика и его код, сумма платежа.
Чеки выписываются в одном экземпляре, подписываются лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке, скрепляются печатями чекодателя и оплачиваются только в полной сумме.
Чек действителен 10 дней, не считая даты выписки. Одновременно с чеком заполняется его корешок, который остается в книжке у чекодателя. Корешки чеков служат для контроля за использованием лимита чековой книжки и оплаты чеков.
При выписке очередного чека покупатель (чекодатель) переносит в него остаток лимита из корешка предыдущего чека и выводит остаток лимита.
Банки сдают чеки в расчетно-кассовые центры (РКЦ), если плательщиками являются другие банки. Банки производят списание, средств со счета чекодателя на основании поступивших из расчетно-кассового центра реестра чеков. Сами чеки остаются на хранении в РКЦ.
Предприятие, принимающее к оплате чек, обязано проверить:

- Не превышает ли сумма чека лимитов, проставленных на оборотной стороне чека и в чековой карточке;

- соответствие счета чекодателя в чеке и в карточке;

- паспортные данные чекодателя;

- сравнить подписи в чековой карточке и в чеке в момент его заполнения.
В случае утери чеков предприятие должно падать в банк, выдавший чеки, заявление, в котором указываются номера уже использованных чеков.
Расчетные чеки следует отличать от денежных чеков, по которым из банка выдают наличные средства. Расчетные чеки используются в расчетах за товары, принятые по приемно-сдаточным документам, а также за услуги транспорта. Это одна из гарантированных форм расчетов, так как оплата чеков обеспечивается из специального депозита.
В России чеки не являются оборотными документами, т. е. предъявительскими или передаваемыми от одного лица другому с помощью индоссамента.
Банк покупателя депонирует сумму расчетов чеками и РКЦ, учитывая предстоящие платежи чеками его клиентов. Кроме того, каждый клиент депонирует сумму со своего расчетного счета в размере лимита расчета чеком.
Такое депонирование гарантирует прохождение платежа при расчете чеками.

7

8

8

1 3 9

12
12

5

10

Схема расчета чеками с депонированием средств.


1. Представление покупателем чековой книжки;
2. списание средств с расчетного счета и депонирование их на отдельном счете;
3. выдача покупателю чековой книжки,
4. перечисление банком плательщика средств с корреспондентского счета на специальный счет расчета чеками;
5. пересылка в РКЦ платежного поручения о перечислении средств с корреспондентского счета банка на специальный счет расчета чеками;
6. проводка в РКЦ с корреспондентского счета банка плательщика на специальный счет расчета чеками;
7. отгрузка продукции продавцом;
8. покупатель выдает чек продавцу;
9. продавец предъявляет чек в банк продавца;
10. банк продавца предъявляет чек для оплаты в РКЦ;
11. РКЦ зачисляет средства на корреспондентский счет банка продавца;
12. РКЦ сообщает банкам о проведенной операции;
13. банк продавца зачисляет средства на расчетный счет продавца;
14. банк покупателя списывает сумму по чеку со счета депонированных сумм;
Счета, бухгалтерского учета:
30101 - корреспондентские счета кредиты организаций в Банке России
(пассивный);
30102 - корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России
(активный);
30205 - счета банков для расчета чеками;
30206 - средства банков, внесенные для расчетов чеками;
40702 - коммерческие предприятия и организации;
40903 - расчетные чеки.

2.5. Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее - исполняющий банк).
Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).
Получатель средств (взыскатель) представляет в банк указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов формы
0401014, составляемом в двух экземплярах. В реестр могут включаться по усмотрению получателя средств (взыскателя) платежные требования и (или) инкассовые поручения.
Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати.
При приеме на инкассо платежных требований, инкассовых поручений ответственный исполнитель банка-эмитента осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также идентичности всех экземпляров расчетных документов. При приеме инкассовых поручений с приложенными исполнительными документами ответственный исполнитель банка обязан проверить соответствие реквизитов расчетного документа (даты и номера исполнительного документа, на который сделана ссылка в расчетном документе, взыскиваемой суммы, наименований, указанных в полях «Плательщик» и «Получатель» расчетного документа) реквизитам исполнительного документа. Наименование, указанное в поле «Получатель» расчетного документа, может не соответствовать наименованию взыскателя в исполнительном документе в случае взыскания денежных средств судебным приставом-исполнителем на депозитный счет службы судебных приставов.
После проверки правильности заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Не принятые документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов и возвращаются получателю средств (взыскателю), количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправления в них заверяются подписью ответственного исполнителя банка-эмитента.
Последние экземпляры расчетных документов вместе со вторым экземпляром реестра возвращаются получателю средств (взыскателю) в качестве подтверждения приема документов на инкассо.
Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку, используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов и хранятся банке-эмитенте в соответствии с установленными сроками хранения документов.
Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.
Учреждения и подразделения расчетной сети Банка России осуществляют экспедирование расчетных документов самих кредитных организаций и других клиентов Банка России в порядке, предусмотренном нормативными актами Банка
России.
Кредитные организации (филиалы) организуют доставку расчетных документов своих клиентов самостоятельно.
Платежные требования и инкассовые поручения клиентов кредитных организаций (филиалов), предъявляемые к счету кредитной организации
(филиала), должны направляться в учреждение или подразделение Банка России, обслуживающее данную кредитную организацию (филиал).
Поступившие в исполняющий банк платежные требования и инкассовые поручения регистрируются в журнале произвольной формы с указанием номера счета плательщика, номера, даты и суммы каждого расчетного документа.
Учреждениями и подразделениями расчетной сети Банка России при регистрации дополнительно указываются БИК банка плательщика и БИК банка получателя средств (банка взыскателя). На первом экземпляре поступивших платежных требований и инкассовых поручений в верхнем левом углу проставляется дата поступления расчетного документа.
Ответственный исполнитель исполняющего банка осуществляет контроль полноты и правильности заполнения реквизитов платежных требований и инкассовых поручений в соответствии с порядком, за исключением проверки подписей и печати получателя средств (взыскателя), а также проверяет наличие на всех экземплярах расчетных документов штампа банка-эмитента и подписи ответственного исполнителя.
Расчетные документы, оформленные с нарушением требований, установленных настоящим пунктом, подлежат возврату. При возврате платежных требований, инкассовых поручений в регистрационном журнале делается запись с указанием даты и причины возврата.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительными документами) помещаются в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» с указанием даты помещения в картотеку.
Исполняющий банк обязан известить банк-эмитент о помещении расчетных документов в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», направив извещение о постановке в картотеку формы. Указанное извещение направляется исполняющим банком банку- эмитенту не позже рабочего дня, следующего за днем помещения расчетных документов в картотеку. При этом на оборотной стороне первого экземпляра расчетного документа делается отметка о дате направления извещения, проставляется штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
Банк-эмитент доводит извещение о постановке в картотеку до клиента по получении извещения от исполняющего банка.
Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством.
Допускается частичная оплата платежных требований, инкассовых поручений, находящихся в картотеке по внебалансовому счету № 90902 “Расчетные документы, не оплаченные в срок”.
Частичная оплата производится платежным ордером формы 0401066 в порядке, аналогичном порядку частичной оплаты платежного поручения, за исключением отметки о частичной оплате.
При частичной оплате платежного требования, инкассового поручения из картотеки по внебалансовому счету № 90902 “Расчетные документы, не оплаченные в срок” ответственный исполнитель банка проставляет на всех экземплярах расчетного документа в соответствующих графах в нижней части бланка номер частичного платежа, номер и дату платежного ордера, которым произведена оплата, сумму частичного платежа, сумму остатка и заверяет произведенные записи своей подписью.
При полной оплате платежного требования, инкассового поручения в поле
“Отметки банка плательщика” проставляются штамп банка плательщика, дата списания со счета и подпись ответственного исполнителя.
При неполучении платежа по платежному требованию, инкассовому поручению либо извещения о постановке в картотеку формы 0401075 банк-эмитент может по просьбе получателя (взыскателя) средств направить в исполняющий банк запрос в произвольной форме о причине неоплаты указанных расчетных документов не позже рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего документа от получателя средств (взыскателя), если иной срок не предусмотрен договором банковского счета.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента по получению платежа на основании платежного требования или инкассового поручения банк-эмитент несет перед ним ответственность в соответствии с законодательством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.