p> К ним относятся: - платежи наличными деньгами; - депонирование наличных денег на счете; - выдача наличных денег со счета; - перевод денег платежным поручением; - перевод средств с одного счета на другой; - дебетовый перевод, кредитовый перевод. Но не все эти операции возможно или целесообразно проводить, используя
наличные деньги. Соответственно возникает проблема инструментов
безналичного оборота. Самостоятельность предприятий в условиях рыночной экономики предлагает
развитие, укрепление и многообразие хозяйственных связей между
предприятиями одной или различных форм собственности, с отдельными
гражданами. Такие связи осуществляются через денежные расчеты, которые
являются условием, обеспечивающим систему форм стоимости в процессе
кругооборота фондов. Денежные расчеты осуществляются в форме движения денег в наличной и
безналичной форме. В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом
хозяйственной деятельности. Поэтому, все сделки, связанные с поставкой
товарно-материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными
расчетами. Денежные расчеты могут принимать как наличную, так и
безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием
безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами,
поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках
обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует
разветвленная сеть банков, а так же заинтересованность государства в их
развитии с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов. В отличие от наличного денежного оборота, при котором деньги передаются из кассы плательщика в кассу получателя, сущность безналичного
денежного оборота состоит в том, что безналичные платежи производятся путем
перечисления денег со счета на счет в банках. Банки хранят денежные средства предприятий на их счетах, зачисляют
поступающие в их адрес суммы, выполняют распоряжения клиентов о
перечислении и выдаче со счетов, проводят другие банковские операции,
предусматриваемые банковскими инструкциями и правилами и договором. Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в
банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на
счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по
определенной системе, под которой понимается совокупность принципов
организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их
организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а так же
форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота. Безналичные расчеты делятся на одногородние и иногородние в зависимости
от местонахождения банков, обслуживающих участников расчетов. Все безналичные расчеты осуществляются на основе платежных документов,
имеющих хождение только во внутрибанковском обороте. Безналичные денежные расчеты осуществляются при соблюдении следующих
условий: - платежи осуществляются из собственных средств плательщика, в отдельных случаях за счет средств банка или привлеченных средств; - без согласия плательщика или его поручения списание средств со счетов не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом или договором; - плательщик имеет право отказаться от оплаты предъявленного документа полностью или частично в случаях, предусмотренных законом или договором; - средства на счет получателя зачисляются только после их списания со счета плательщика; - соблюдение правил документооборота, разработанные Центральным Банком РФ и определяющих движение денег и денежных документов; - общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации, пяти операционных дней в пределах Российской Федерации; - денежные документы для осуществления безналичных расчетов должны соответствовать требованиям установленных Банком России стандартов. Расчетные документы принимаются банком к пополнению, если на их первом экземпляре имеются подписи лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиск печати, образцы которых ранее представлены на карточках с образцами подписей и оттиска печати; - взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами без участия банковских учреждений. В Положении о безналичных расчетах, принятом 12.04.2001 года видна
тенденция к превращению плательщика в главный субъект платежной операции,
так как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит
плательщику. Данное обстоятельство соответствует рыночным отношениям в
экономике страны. Все принципы безналичных расчетов хотя и не четко, но прослеживаются в
Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации от 12.04.2001 г.
(срочность и обеспеченность платежа). Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов кредитных,
страховых договорах, инструкциях Министерства Финансов РФ, коллективных
договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату
зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д.
Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что
получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет
вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо
фиксированный срок. Введение принципа срочности платежа имеет важное
значение. Предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией
о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой
денежный оборот, более точно определить потребности в заемных средствах и
смогут управлять ликвидностью своего банка. Срочный платеж может совершаться: - до начала операции, т.е. до отгрузки товаров поставщикам или оказания ему услуг (авансовый платеж); - немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика; - через определенный срок после завершения торговой операции - на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя. На практике встречаются досрочные, отсроченные и просроченные платежи. Досрочный платеж - это выполнение денежного обязательства до истечения,
оговоренного срока. Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное
обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока
по данному платежу, т.е. продление первоначально установленного срока
платежа, проводимое по согласованию с получением средств. Просроченные платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и
невозможности получения банковского или коммерческого кредита при
наступлении намеченного срока платежа. Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом
срочности платежа, т.к. обеспеченность платежа предполагает для соблюдения
срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств,
которые могут быть использованы для погашения обязательств перед
получением денежных средств. В зависимости от характера ликвидности
средств следует различать оперативную и перспективную обеспеченность
платежа. Оперативную обеспеченность обуславливает наличие у плательщика
его или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств
первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и
краткосрочного характера, а так же такую форму их организации, которая
гарантирует своевременное погашение обязательств). Оперативное обеспечение платежей может иметь разнообразные формы (в
том числе и в виде внесения средств за счет клиента или банка для
последующего их перечисления получателю). Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку
платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления
хозяйственных связей (предоставление информации по платежеспособности,
кредитоспособности плательщиков). Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет
платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и
кредитоспособность всех участников расчетов. Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение
одного из них приводит к нарушению других. Главный регулирующий орган платежной системы - Центральный Банк
Российской Федерации (Банк России). На него возложено установление правил,
сроков и стандартов осуществления расчетов и принимаемых при этом
документов, координация, регулирование и лицензирование организации
расчетных (в том числе и клиринговых) систем. Определение конкретных правил проведения расчетов, включая введение
форм расчетов и видов расчетно-денежных документов, является прерогативой
Банка России. Вместе с тем закон дает право Правительству РФ вводить
определенные ограничения, в частности на суммы платежей наличными
деньгами. Расчетные отношения, таким образом, при совершении сделок на крупные
суммы осуществляются в безналичном порядке, в различном кругообороте
основная масса операций обслуживается наличными деньгами, хотя в
последние годы и в эту сферу активно внедряются различные формы
безналичных расчетов. Осуществление платежей в безналичном порядке при расчетах между
юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и сфер
деятельности базируется на требовании обязательного хранения временно
свободных денежных средств указанных лиц на счетах в учреждениях
банков, которое содержалось в Законе "О предприятиях и
предпринимательской деятельности". Для этой цели предприятиями
открываются в учреждениях банков расчетные или текущие (субсчета) счета,
т.е. безналичные расчеты, отражаются на расчетных, текущих и иных
счетах, открываемых банками своим клиентам после представления
последними соответствующих документов. Платежи производятся с согласия (акцепта) владельца счета, однако в
отдельных случаях допускается безакцептное списание средств со счета
плательщика. Такое списание используется как форма расчетов между
сторонами по договору и в случаях, предусмотренных по закону. На
безакцептное списание средств право предоставляется поставщику при расчетах
за отпускаемую электротепловую энергию, услуги водоснабжения (за
исключением жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения), за
почтовые, телеграфные и телефонные услуги, оказываемые предприятиями
связи. Условие о расчетах в форме безакцептного списания средств со счета может
быть включено в договор и в иных случаях. Широко используется право безакцептного списания средств со счета
заемщика при заключении кредитных договоров для возврата ссуд, срок
которых истек. Если безакцептное списание по закону не обязательно, то
право включения в договор условия на безакцептное списание средств
принадлежит плательщику. Предоставляя своему контрагенту право списывать
в таком порядке средства со своего счета, плательщик осуществляет свои
правомочия по распоряжению собственным счетом и хранящимися на нем
средствами. Предоставление права получателю средств на безакцептное списание со счета
ставит плательщика в крайне невыгодное положение. Нечестный взыскатель
имеет возможность списывать суммы со счета и при отсутствии соответствующих
оснований. Кроме того, на стадии исполнения договора могут возникнуть
обстоятельства, которые в обычной ситуации дают право плательщику
отказаться от оплаты требования (поставки товаров, непредусмотренных
договором, а так же некачественных товаров и т.д.), но приостановить
списание средств по требованию на безакцептное списание невозможно. Важнейший принцип организации безналичных расчетов - контроль всех
участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением положений о
порядке их проведения. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны
предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между
продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетными и
внебюджетными фондами, контролируют соблюдение установленных правил
расчетов. Руководствуясь интересами клиентов, банки нередко (особенно
на Западе) осуществляют комплекс услуг по управлению денежной
наличностью: составление кассовых смет, инкассация чеков и счетов
дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке
свободных ресурсов. Все больше получает развитие финансовый менеджмент клиента как система
управления его денежными потоками, позволяющая обеспечивать оптимальные
финансовые решения для банков - сбалансирование ликвидности и
диверсификацию вложений для клиента - финансовое обеспечение коммерческой
деятельности и инвестирования высвобождающихся средств. Безналичные расчеты должны быть бесперебойны, своевременны, надежны,
безопасны, экономичны. От соблюдения этих требований, с одной стороны,
напрямую зависят обеспечение нормального кругооборота товаров и денег в
народном хозяйстве, рентабельность и ликвидность хозяйствующих субъектов,
устойчивость функционирования межбанковских денежных рынков и рынков
ценных бумаг, эффективность денежно-кредитного регулирования экономики.
Расширение сферы применения безналичных расчетов, вытеснение ими расчетов
наличными деньгами сокращают трансакционные издержки (расходы на
осуществление меновых операций), создают условия для более точного
прогнозирования налично-денежного оборота, а также определение эмиссии и
изъятия наличных денег из обращения. Центральный банк играет основополагающую роль в обеспечении
бесперебойного функционирования платежной системы. Являясь «банком банков», где открываются счета всех участников платежной
системы, а так же органом надзора за банками, центральный банк является
единственным учреждением, способным выполнять координирующие функции в
платежной системе. Осуществляя межбанковские расчеты, банки сталкиваются с
выбором: держать счета в других кредитных организациях или в учреждениях
центрального банка. Но только платежи через счета, находящиеся в центральном банке,
обеспечивают окончательность платежа и устраняют финансовые риски. Типичным
является участие центрального банка в развитии технической инфраструктуры и
операционных стандартов. Банк России играет активную роль в платежной системе Российской
Федерации. Через расчетные подразделения Банка России происходят следующие
межбанковские расчеты: - расчеты с применением авизо; - расчеты в пределах одного учреждения Банка России; - внутрирегиональные электронные расчеты; - межрегиональные электронные расчеты; - расчеты между учреждениями Банка России, обслуживаемыми одним региональным центром информатизации (система нетто расчетов). За организацию и эффективное функционирование этих систем ответственен
Банк России. Все многообразие функций Банка России в платежной системе
можно классифицировать следующим образом: - непосредственное участие в платежной системе и осуществление платежей по поручению своих клиентов; - обеспечение ликвидности платежной системы путем предоставления кредитов; - участие в урегулировании платежей путем надзора за кредитными организациями; - осуществление технического совершенствования платежной системы; - формирование нормативной базы расчетов и разработка операционных стандартов. Банк России является общим банком-корреспондентом для всех участников
расчетов: кредитных организаций, расчетных палат, клиринговых центров,
головных банков, осуществляющих расчеты с филиалами по локальной сети. Все межбанковские обязательства “окончательно” погашаются с помощью
остатков средств на корреспондентском счете в Банке России. Термин
«окончательный расчет» предполагает, что произведено безотзывное и
окончательное урегулирование обязательств, так как Банк России не может
оказаться неплатежеспособным и неликвидным. РКЦ осуществляют непосредственное расчетное обслуживание: - кредитных организаций; - бюджетных организаций и учреждений; - счетов казначейства; - бюджетов субъектов Российской Федерации; - местных бюджетов; - государственных внебюджетных фондов; Таким образом, роль Банка России как участника платежной системы очень
велика. Для бесперебойного функционирования платежной системы, обеспечения
ее ликвидности он выдает кредиты на завершение расчетов. Банк России предоставляет: - ломбардные кредиты; - однодневные расчетные кредиты (овернайт); - внутридневные кредиты; - другие кредиты, обеспечивающие ликвидность банков. Конечно, каждый банк должен самостоятельно обеспечивать бесперебойность
платежей, для чего он должен иметь денежные средства на корреспондентском
счете в подразделении Банка России. Кроме этого, банки хранят на текущих
счетах в Банке России обязательные минимальные резервы, которые также
используются для обеспечения необходимого уровня их ликвидности. Однако то обстоятельство, что центральные банки большинства стран
обладают полномочиями регулятивного характера и могут осуществлять
рефинансирование кредитных учреждений, является чрезвычайно удобным для них
при осуществлении межбанковских расчетов и существенно снижает риски в
платежной системе. Эффективно работающая платежная система, в свою очередь, играет ключевую
роль в обеспечении стабильности денежно-кредитной системы - за что также
ответственен центральный банк. Являясь кредитором последней инстанции, центральный банк одновременно
влияет на спрос и предложение на денежном рынке путем манипуляции
процентной ставкой. Именно она в рыночной экономике является основным
инструментом денежно-кредитной политики. Изменения уровня обязательных резервов также используются для влияния на
баланс между спросом и предложением на денежные ресурсы. Отсюда видно тесное переплетение функций центрального банка по реализации
принятой денежно-кредитной политики и обеспечению стабильности платежной
системы. Нередко сбои в расчетах вызываются не проблемами ликвидности, а
временными финансовыми трудностями у одного из кредитных учреждений.
Невыполнение обязательств конкретным кредитным учреждением может вызвать
временный отказ его контрагентов от каких-либо переводов средств в его
пользу, чтобы снизить свой риск. Такое положение означает частичную или
полную парализацию платежной системы, которая зависит от числа контрагентов
банка и объемов, проводимых им операций, то есть на лицо системный риск. В данной ситуации велика роль надзорных органов центрального банка,
которые располагают достаточным набором средств и механизмов для
предупреждения, ограничения и смягчения финансовых затруднений отдельных
кредитных учреждений. Для регулирования платежной системы необходимо тесное взаимодействие тех,
кто осуществляет организацию платежей, с органами надзора и
инспектирования. Для центральных банков также важным является проведение надзора за
деятельностью частных расчетно-клиринговых палат, которым они выдают
лицензию, и по закону обязаны осуществлять за ними контроль. Конкретные формы надзора могут касаться учредительных документов, правил
функционирования палат, анализа годового отчета, их финансового состояния и
др. Осуществляя надзор за функционированием банковской системы в целом и за
участниками расчетов, Банк России может оперативно принимать меры по
стабилизации финансового положения участников рынка платежных услуг,
осуществлять санацию того или иного проблемного банка с целью недопущения
разрыва звеньев расчетной цепи. Поскольку в перспективе предусмотрено создание Банком России системы
валовых расчетов в режиме реального времени, то это потребует новых
технологических решений, а Банк России, пользуясь поддержкой государства,
имеет возможность обеспечить платежную систему мощными средствами
телекоммуникации, стать катализатором автоматизации расчетов. Растет взаимосвязь национальных платежных систем с международными и это
обстоятельство требует от регулирующего органа обеспечения более высокой
надежности устранения угрозы сбоев в работе и доведения до требуемого
международными стандартами уровня безопасности. Таким образом, определение стратегии развития платежной системы страны
является функцией Банка России, именно ему предстоит сформировать
национальную систему электронных платежей. Он также занимает приоритетное положение в формировании нормативной базы
расчетов. Действующие нормативные акты разработаны самим Банком России или
другими регулирующими органами при его участии. Практически все правила, начиная с порядка открытия счетов, оформления
платежных документов, совершения всех видов платежей, предусмотрены в
соответствующих нормативных актах Банка России. Система межбанковских расчетов базируется на осуществлении платежей через
корреспондентские счета. В подразделениях расчетной сети Банка России
открывают корреспондентские счета все участники платежной системы, т.е. все
кредитные организации, клиринговые центры, расчетные палаты. Кроме корреспондентских счетов для кредитных организаций и иных клиентов,
в учреждениях Банка России открываются расчетные, бюджетные и другие счета.
В соответствии с перечнем, определенным Банком России, при открытии счетов
клиенты должны предоставить документы, свидетельствующие:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|