p> Сегодня наиболее остро стоит вопрос недостаточного обеспечения
финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований,
формирования муниципальной собственности на землю и средств местных
бюджетов. Чтобы осуществить этап социально-экономического развития местного
самоуправления и формирование его финансовой базы, необходимо реально
обеспечить самостоятельность и сбалансированность местных бюджетов,
являющихся фундаментом бюджетной системы страны. Проанализировав тенденции развития бюджетных систем разных стран,
можно отметить следующее: сначала преобладала макроэкономическая концепция
регулирования социально-экономических процессов, затем повышалась роль
центральных бюджетов, где концентрировался основной объем бюджетных
средств. Следует также отметить, что в Великобритании расходы местных бюджетов
на школьные и профессиональное образование превышает 40% общих затрат на
эти цели, во Франции и Японии – 30% .Муниципалитет Хельсинки направляет на
нужды образования свыше 15% своего бюджета, а муниципалитет Токио – до 25%
. Высшее образование в США почти на 70% финансируется за счет бюджетов тех
штатов, где располагаются университеты и институты. Эти соотношения
особенно важны для понимания сути функционирования социальной сферы в
странах с развитой рыночной экономикой. Такое финансирование с явным
превышением удельного веса финансируется из местного бюджета. Значительная доля местных бюджетов приходится на помощь нуждающимся и
малообеспеченным слоям населения. Эта помощь оказывается в виде выплаты
определенной денежной суммы, либо через финансирование бесплатных услуг
социальной сферы. В целом роль местных бюджетов в настоящее время
существенно возрастает. Во Франции и Великобритании удельный вес местных финансов в общих
финансовых ресурсах государства составляет более 30%, в США, Германии,
Японии 50-60%, в России в начале 1990-х годов 24%. Итак, видно, что местные бюджеты включают в себя совокупность
социально-экономических отношений, возникающих по поводу, распределения и
использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Эти
отношения складываются между органами местного самоуправления и населением,
живущим на территории данного муниципального образования[3]. В 1995 году в РФ на местном уровне произошли серьезные изменения,
которые обусловлены принятием Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995
года № 154-ФЗ. Закон определяет роль местного самоуправления в
осуществлении народовластия: его правовые, экономические и финансовые
основы. Указанный акт ввел в российское законодательство понятие
«муниципальное образование». Каждое муниципальное образование имеет
собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного
регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта
Российской Федерации. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы
местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом
муниципального образования. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие
в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством
Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления. Доходная часть местных
бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений. К собственным
доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы. Эти налоги и
сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с: -решением вопросов местного значения установленные законодательством
Российской Федерации; - осуществлением отдельных государственных полномочий, переданы
органам местного самоуправления; - обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам. Можно сделать вывод что, местное самоуправление является одной из
основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве власти,
наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает
защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании
на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой
территории. В то же время местное самоуправление признается и
гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения
вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого
человека в отдельности и населения муниципального образования в целом. 1.2 Правовые основы муниципальных налогов в Российской Федерации. Сущность налога состоит в изъятии государством в пользу общества
определенной части стоимости валового внутреннего продукта (далее — ВВП) в
виде обязательного платежа. ВВП является всеобщим исходным источником
налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Социально-экономическая сущность налогов проявляется в двух основных
функциях, фискальной и экономической. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ): под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный
платеж организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им
денежных средств, необходимых для финансового обеспечения деятельности
государства и муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и
физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в
интересах плательщика государственными органами, органами МСУ, иными
уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых
действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий). За счет налоговых платежей и сборов формируются финансовые ресурсы
государства и МО, обеспечивается формирование доходов бюджетной системы,
которые используются органами государственной власти и МСУ для
финансирования необходимых расходов. Доходы бюджетов формируются в
соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской
Федерации. Налоги имеют решающее значение в доходах бюджетов всех уровней,
но при этом следует различать местное налогообложение и государственное.
Если государственному налогообложению присущ упор на фискальную функцию, то
местное налогообложение во главу угла ставит функцию регулирования развития
местного сообщества. Классификация налогов. Федеративная форма государственного устройства
РФ предопределяет иерархическую структуру законодательно установленных
групп налогов (называемую «статусной классификацией»): 1. федеральных; 2. региональных (субъектов РФ); 3. местных. Исходя из степени переложения налогового бремени на потребителя
товаров и услуг, налоги классифицируются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов налогоплательщика
(заработная плата, прибыль, процент и др.) или со стоимости его имущества
(земля, дома, оборудование и т.п.). К прямым налогам относятся: налог на
прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный
налог с физических лиц, налоги на имущество. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов,
финансовых операций (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). В России на
долю косвенных налогов приходится более 70% (для сравнения: в США — менее
10%, в Англии — менее 50%, в Японии — менее 30%, в ФРГ — менее 60%). При
этом не лишним будет отметить, что прямое налогообложение, как правило,
имеет прогрессивный характер и изымает часть достояния налогоплательщика.
Косвенное налогообложение не подразумевает прямого изъятия достояния
налогоплательщика, оно затрагивает его нужды. По этой причине все косвенные
налоги воспринимаются как «несправедливые». Тем не менее, косвенные налоги
легче собирать, чем прямые, особенно в условиях инфляции, поэтому их доля в
бюджетной системе РФ так велика. Налоги, как источники доходной части
бюджетной системы, классифицируются также в соответствии с требованиями
Федерального Закона «О бюджетной классификации Российской федерации». Классификация доходов бюджетов РФ является их группировкой, которая
основывается на федеральных законодательных актах, определяющих источники
формирования доходов бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация доходов
подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Классификация
доходов предусматривает следующие группы, которые состоят из статей
доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их
получения: 1. налоговые доходы (код 1000000); 2. неналоговые доходы (код 2000000); 3. безвозмездные перечисления (код 3000000); 4. доходы целевых бюджетных фондов (код 4000000). По информации налоговых органов во многих городах и районах РФ (за
период 1992—2000 гг.) определилась достаточно устойчивая и эффективная
система местных налогов и сборов, вводимых органами МСУ на подведомственных
им территориях (в МО). Эти налоги и сборы заняли свое место в доходной
части местных бюджетов и гарантируют финансовое обеспечение (поддержку) при
реализации важнейших муниципальных программ (социальная защита,
благоустройство территории, содержание жилищного фонда и объектов социально-
культурной сферы, содержание муниципальной милиции и пожарной охраны и т.
п.) Характеристики основных источников доходов местных бюджетов.
Рассмотрим основные налоги, формирующие доходную часть местных бюджетов,
соответственно их месту в бюджетной классификации доходов (установленной
Приказом Минфина РФ от 25.05.99 № 38). Перед наименованием каждого
доходного источника указан его группировочный код. При этом нужно различать
два понятия: • «налоговые полномочия» — право вводить те или иные налоги,
устанавливать их ставки, • «разделение налоговых доходов» — собственно налоговые поступления. Как можно заметить, в этом смысле налоговое законодательство входит
в противоречие с бюджетной классификацией. 1010000 Налоги на прибыль. 1010100 Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций. Относится к федеральным налогам. Плательщиками налога на прибыль
являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами и
осуществляющие предпринимательскую деятельность. Объектом налогообложения
является валовая прибыль с учетом льгот. Ставка налога определяется
федеральным законодательством. Налог на прибыль исчисляется исходя из
объема прогнозируемой прибыли. Налог является регулирующим доходным
источником. Суммы отчислений по нему зачисляются непосредственно в бюджеты
субъектов РФ, и местные бюджеты определяются при утверждении бюджетов
субъектов РФ (в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ). 1010200 Подоходный налог с физических лиц. Относится к федеральным налогам. Плательщиками налога являются
физические лица. Объектом налогообложения является совокупный доход,
полученный в календарном году в денежной и натуральной форме. Налог
является регулирующим доходным источником. Суммы отчислений по нему
зачисляются непосредственно в бюджеты субъектов РФ, и местные бюджеты
определяются при утверждении бюджетов субъектов РФ (в пределах не менее 50%
в среднем по субъекту РФ). Подоходный налог подразделяется на: а) 1010201 Подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями
и организациями. Налог исчисляется исходя из прогнозируемого фонда оплаты труда (ФОТ).
Сам ФОТ уменьшается на сумму льгот и отчислений в Пенсионный фонд. При
исчислении льгот применяется действующий минимальный размер оплаты труда
(МРОТ). Для бюджетных расчетов используется средняя ставка подоходного
налога. В местный бюджет отчисляется часть подоходного налога. б) 1010202 Подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами. Налог исчисляется исходя из фактически начисленного налога в
предыдущем году. Очень важно, что этот налог взимается с граждан по месту
их постоянного местожительства. 1020000 Налоги на товары и услуги. 1020100 Налог на добавленную стоимость (НДС). Относится к федеральным налогам. Плательщиками налога являются
предприятия и организации, осуществляющие производственную и коммерческую
деятельность. Объектами налогообложения являются обороты по реализации
товаров, выполненных работ и услуг, а также стоимость товаров, ввозимых на
территорию РФ Ставки НДС устанавливаются федеральным законодательством.
Нормативы отчислений НДС в местные бюджеты устанавливаются соответствующими
федеральными законами и законами субъектов РФ (в пределах не менее 10% в
среднем по субъекту РФ). 1020200 Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам
минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации. Относятся к федеральным налогам. Плательщиками акцизов являются
соответствующие предприятия-производители подакцизных товаров
(спиртосодержащих растворов, ликероводочных изделий, пива и др.). Ставки
акцизов устанавливаются федеральным законодательством. Нормативы отчислений
акцизов в местные бюджеты устанавливаются соответствующими федеральными
законами и законами субъектов РФ (в пределах не менее 10% в среднем по
субъекту РФ). Например, в структуре доходов бюджета Санкт-Петербурга на
2000 г., акцизы составляли 9,8% (2850100 тыс. руб.). 1020400 Лицензионные и регистрационные сборы 1020700 Налог с продаж. Относится к региональным налогам. Плательщиками налога с продаж
являются юридические лица, а также предприниматели, самостоятельно
реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ. Объектом
налогообложения является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в
розницу или оптом за наличный расчет (облагаемый розничный товарооборот).
Ставка налога с продаж установлена в размере 5%. Из-под налогообложения
выводятся некоторые товары и продукты питания первой необходимости. Суммы
платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджеты субъектов Российской
Федерации и в местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60% и должны
направляться на социальные нужды малообеспеченных групп населения. В Санкт-Петербурге налог с продаж введен с 01.01.99 г. С его
введением отменено семь налогов и сборов. В результате произошло реальное
снижение налоговой нагрузки на промышленность города (она сократилась на
6%). В Санкт-Петербурге в местные бюджеты налог с продаж в 1999 г.
зачислялся по ставке 0,15%, в 2000г. и 2001 г. - 0,4%, с 2002 г. – для
каждого муниципального образования своя ставка. 1030000 Налоги на совокупный доход. 1030100 Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной
системы налогообложения, учета и отчетности. Единый налог на совокупный доход распространяется на индивидуальных
предпринимателей и организации с предельной численностью до 15 человек,
которые перешли на упрощенную систему налогообложения. Объектом
налогообложения является совокупный доход или валовая выручка. Ставки
налога устанавливаются законодательными актами РФ и субъектов РФ (в
настоящее время — 10%). Норматив отчислений в федеральный бюджет для юридических лиц — 6,67%
(остальная сумма делится между региональным и местным бюджетов), для
физических лиц 100% зачисляется в местные бюджеты. 1030200 Единый налог на вмененный доход для определенных видов
деятельности. Налог вводится законом субъекта РФ. Плательщиками данного налога
являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность в следующих сферах: ремонтно-строительные услуги; оказание
бытовых услуг; оказание парикмахерских услуг; общественное питание;
розничная торговля; транспортные услуги; услуги платных стоянок и гаражей. Объектом налогообложения является вмененный доход на очередной
календарный месяц. Ставка налога устанавливается в размере 20%. Сумма
налога рассчитывается исходя из значений базовой доходности, числа
физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской
деятельности. Единый налог рассчитывается раздельно: . на вмененный доход для юридических лиц; . на вмененный доход для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. 1040000 Налоги на имущество. 1040100 Налог на имущество физических лиц. Плательщиками по данному налогу являются физические лица, имеющие на
территории РФ в собственности имущество. Налог исчисляется налоговым
органом по месту нахождения объектов налогообложения с выпиской платежного
поручения. Ставка налога зависит от инвентарной стоимости имущества. Многие
категории плательщиков имеют по этому налогу льготы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|