p> Каковы особенности современных западных фирм? Во-первых, специфична их
организационно-правовая структура: головная компания интегрирует
экономическую власть в условиях юридической самостоятельности входящих в ее
состав компаний с принадлежащими им предприятиями. Это придает фирме
социально-экономическую, производственно-технологическую, организационно-
управленческую цельность и устойчивость. Коммерческая самостоятельность
отдельных звеньев сочетается с жестким централизмом (финансовый контроль,
политика капиталовложений) головной компании, что обеспечивает синхронную
деятельность всех подразделений фирмы. Во-вторых, механизм функционирования фирмы основан на эффективном
взаимодействии капитала, труда, земли, информации. В результате
производство превращается в результативный процесс; обращение обслуживает
выработанные стратегию и тактику; накопление и потребление характеризуются
запрограммированной рациональностью. Эффективное взаимодействие
производства, обращения, потребления и накопления обеспечивает
функционирование механизма фирмы на трех уровнях: контрактные отношения
фирмы с ее партнерами (горизонтальный уровень); с дочерними, внучатыми и
другими компаниями и принадлежащими им предприятиями (вертикальный
уровень); с государством (макроэкономический уровень). Функционирование
хозяйственного механизма фирмы невозможно без взаимодействия капитала,
менеджмента, маркетинга, системы цен, прибыли и дохода, социальных
отношений. В-третьих, фирма создает особые условия жизнедеятельности человека, она
востребовала обширные и разносторонние знания: бухучет, менеджмент,
Маркетинг, английский и другие языки, психологию, экономическую географию,
историю. Фирма – одна из немногих «экономических ниш», где человек может
самовыразиться. В-четвертых, фирма функционирует эффективно. Экономическая эффективность
фирмы связана со структурой кадров. На всех этапах развития рыночной
экономики фирме принадлежит особая роль. Она – школа предпринимательства,
движущая сила бизнеса, генератор инноваций, «полигон» освоения и внедрения
результатов НТП. Фирма интегрирует и организует экономику на микроуровне. А
совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и
мировой экономики в целом.[3, с.78] Наконец, фирмы-лидеры, товары которых знают в любом уголке земли,
завоевываю? не только рынок, но и симпатии покупателей, имеют товарный
знак, который ценится очень высоко. Высшая честь для фирмы, когда ее
название становится синонимом производимого продукта. Слово «ксерокс» – по
названию американской фирмы «Ксерокс корпорейшн» – вошло практически во все
основные языки. В русском языке есть слово «карандаш»– от названия
швейцарской фирмы «Каран д'Аш». В балансах многих западных фирм товарные
знаки находят свою стоимостную оценку. Так, товарный знак «Кэмел» оценен
владельцем примерно в 10 млн. долл., товарный знак «Кока-кола» – в 3 млрд.
долл. Товарные знаки современных фирм – гаранты высокого качества товара. Таким образом, западные фирмы являются мощным средством экономической и
социальной интеграции народного хозяйства общества. Механизм интересов
фирмы, человека и общества функционирует на основе «конкурентного баланса»
между прибылями, ценами и высоким уровнем жизни. Активным участником этих
интересов выступает государство. Итак, можно сделать вывод, что фирма действительно находится в центре
рыночной экономики и без нее не возможна предпринимательская деятельность. А почему все-таки существуют фирмы? Так давайте найдем ответ на этот
вопрос. 3. Почему существуют фирмы Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития
фирм. Во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую
систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для
создания товаров и услуг. Во-вторых, в социально-экономическом отношении фирмы – это общность
людей, объединенных едиными мотивами действия. В-третьих, фирма – совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее
определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение
людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в
основе которых лежат издержки по осуществлению хозяйственных сделок –
трансакций.[2, с.90] Р. Коуз, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1991 г. "за открытие
и прояснение значения издержек трансакций и прав собственности для
институциональной структуры и функционирования экономики", показал, что
использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, а
требует определенных затрат, названных трансакционными. Такой подход позволяет анализировать как рыночные, так и внутрифирменные
экономические связи. Как было уже упомянуто в предыдущей главе существуют
следующие виды трансакционных затрат: поиск информации о состоянии рынка –
о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и
услуг; заключение сложных контрактов, включающих оговорки на случай
непредвиденных обстоятельств; долгосрочные отношения по .отдельным
вопросам; периодически повторяющиеся сделки по продаже различных товаров;
соблюдение условий контрактов; юридическое сопровождение выполнения кон-.
трактов. Фирмы возникают в связи с огромными затратами на осуществление
бесчисленного количества сделок. Внутрифирменные экономические связи (внутрифирменные трансакции)
охватывают многогранную деятельность фирмы по организации производства,
рациональному использованию факторов производства. Рыночные (внешние) и внутрифирменные трансакции тесным образом связаны
между собой, и соотношение между ними влияет на оптимальный размер фирмы,
иначе можно было бы рассматривать всю экономику как одну гигантскую фирму. В этом аспекте Р. Коуз выделяет следующие существенные моменты: 1. По мере того как фирма становится крупнее, доходы от предпринимательской деятельности могут снижаться, т.е. издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы могут возрастать. Действительно, должна быть достигнута некая точка, в которой издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы равняются издержкам, связанным с осуществлением трансакций на открытом рынке, или издержкам организации их другим предпринимателем. 2. Может случиться так, что в результате роста числа организуемых трансакций предпринимателю не удастся разместить факторы производства так; чтобы они создавали наибольшую стоимость, иначе говоря, ему не удастся извлечь максимальную пользу из факторов производства. То есть должна быть достигнута такая точка, в которой потери от неэффективного использования ресурсов равняются издержкам трансакций обмена на открытом рынке или потерям, имеющим место в случае организации этой трансакции другим предпринимателем. 3. Цена реализации одного или более фактора производства может расти, так как "другие преимущества" мелкой фирмы выше, чем преимущества! крупной фирмы. Конечно, действительная точка, в которой прекращается экспансия фирмы,
определяется на основе комбинации отмеченных выше факторов. Следовательно, абстрагируясь от других обстоятельств, можно заключить,
что стремление фирм к увеличению размеров будет тем сильнее, чем: а) ниже издержки организации и медленнее рост этих издержек по мере увеличения числа организуемых трансакций; б) предприниматель менее склонен делать ошибки, и рост числа ошибок уменьшается по мере увеличения числа организуемых трансакций; в) больше снижение (или чем меньше рост) цены поставок факторов производства более крупным фирмам. Объяснение необходимости существования фирмы как общественного института
только в связи с тем, что снижаются издержки трансакций, недостаточно.
Следует иметь в виду, что производство характеризуется свойствами
"организованного процесса". Оно носит коллективный характер при всё
усложняющейся организации. В производство вовлечено множество самых
разнообразных факторов, деятельность которых должна координироваться. На
фирме осуществляется непрерывный процесс управления, складывающийся в
разветвленную систему принятия и исполнения решений, связи между которыми
не описываются как взаимодействие спроса и предложения, т.е. их нельзя
описать на основе представлений о трансакциях. Внутри фирмы осуществляется сложная коллективная управленческая
деятельность. В процессе управления соблюдаются соподчиненность и
сбалансированность определенных задач и функций, что предполагает строгое
следование некоторым правилам (ограничениям) со стороны участников
производственного процесса, т.е. осуществление административных функций,
которые становятся одним из отличительных признаков фирмы.[2, с.92] Здесь уместно дать еще одно определение фирмы – хозяйственная единица
коллективного характера, обладающая всей полнотой прав для заключения
контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельности. Любая фирма, занимающаяся хозяйственной деятельностью, ставит перед
собой определенные цели, к достижению которых она стремится. Значит, далее
мы должны рассмотреть, что такое цели и как они влияют на деятельность
современной фирмы. 4. Цели деятельности фирмы Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение
прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной
функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли.
Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности: 1) деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции; 2) фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек. Однако представление о том, что единственной целью деятельности фирмы
является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным. Многообразием возможных положений отдельных фирм в конкретной
экономической ситуации на рынке определяется различная нацеленность их
функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном
условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия
на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п. Существуют подходы, при которых используется тезис максимизации тех или
иных параметров (бихевиористские модели). Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то
удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает
возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности
предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня;
В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах:
локальной, исследовательской и стратегической. Локальный поиск – реакция на невыполнение тех или иных целевых установок
для внутрифирменных подразделений. Исследовательский поиск – ведется, когда
обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с "окружающей
средой". Стратегический поиск – связан с прилагаемыми фирмой усилиями,
наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических
возможностей. Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать
разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли). Примером
могут служить цели уже упоминавшейся корпорации 3М, а также общие тенденции
развития производства в Японии. "3М является организацией работников и
акционеров, которые соединили свои ресурсы для достижения общих целей
создания товаров и услуг, для получения гарантированного дохода на
вложенный капитал, для создания адекватных социальных и экономических
условий жизнедеятельности общества". В Японии многие всемирно известные фирмы придерживаются концепции,
отражающей еще более широкие цели деятельности, содержащие стремление "...к
производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством
наиболее полного использования производственного потенциала в соответствии
с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего
общества". [2, с. 94] В самом общем плане модели деятельности фирмы представлены в таблице №1. Таблица №1 – Цели деятельности фирмы
|Общественная группа |Ожидаемые результаты деятельности фирмы |
|Общество в целом |Экономический рост |
| |Поступления от налогов |
| |Уравнивание власти |
| |Уравнивание доходов |
| |Сохранение окружающей среды |
| |Сохранение природных ресурсов |
|Местная община |Благосостояние общины |
|Держатели акций |Рост доходов |
|Кредиторы |Рост стоимости акций |
|Потребители |Стабильность доходов |
| |Справедливые цены |
| |Обеспечение выбора |
| |Удовлетворение потребностей |
|Управляющие |Рост доходов |
| |Профессиональный интерес |
|Работники наемного труда |Занятость |
| |Уровень оплаты |
| |Досуг |
| |Условия труда |
| |Удовлетворение от работы |
Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью,
которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на
себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного
максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами: . диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности); . страхованием собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательности предполагаемых объектов капиталовложений; . использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно- технической новизной; . правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности. Фирмы могут иметь разнообразные цели и, соответственно, достигать их
различными путями и способами. В следующем пункте я хочу рассмотреть, как государство влияет на
деятельность фирмы. 5. Государство и фирма. Тенденции развития Ни одна национальная экономика с развитой системой рыночных отношений не
обходится без участия в большей или меньшей степени государства в
регулировании экономических процессов. Государство влияет на экономическую деятельность фирм через систему
общегосударственных (общеэкономических) рычагов. Главный способ –
обеспечение стабильности инфраструктуры, т.е. банков, денежной системы,
коммуникаций, транспорта и др. Без хорошо отлаженной инфраструктуры
экономическая деятельность фирм неэффективна, а средства, которые на нее
затрачиваются, становятся неоправданно большими. Другой рычаг – создание и совершенствование правовой основы,
регулирующей экономические отношения между частными юридическими лицами. В зависимости от того, как развивается экономика, государство использует
прямые и косвенные субсидии – то косвенно поддерживая предпринимательскую
деятельность, то прямо субсидируя предприятия или целые отрасли. Для интенсификации экономической деятельности государство использует
также законы, защищающие право интеллектуальной собственности, и в
особенности патенты, которые обеспечивают существенный стимул для помещения
средств в НИОКР. Государственное регулирование также включает: антимонопольное
законодательство; определение ограниченных сфер деятельности и выдачу
лицензий на нее; регламентирование организационно-правовых форм
предпринимательской деятельности; амортизационную политику, систему
налогообложения; льготы по инвестициям. К этим же факторам относятся
доступность капитала, определяемая фактическим его наличием на рынке
финансовых ресурсов и величиной процентных ставок на его использование;
максимально возможный масштаб выбранной деятельности. Развитие фирмы будет зависеть от социально-общественного и
экономического развития народного хозяйства. Возрастание роли фирмы как
основы хозяйственной деятельности и растущее внимание государства к
социальным проблемам приведут к более жесткому взаимодействию между фирмой
и государством. Государство, с одной стороны, все больше будет учитывать
интересы фирмы, а с другой – будет ставить больше задач и устанавливать
приоритеты в распределении ресурсов. Нужды общества заставят государство из
соображения общественной полезности включать фирму практически в каждое
серьезное решение. Прогресс науки и техники приведет ко все большей значимости информации и
информационных технологий. Возрастающий удельный вес научных исследований и
разработок в деятельности фирмы, все большая численность научного и
инженерного персонала повысят роль управленческих решений. Фирма будет человекоемкой и более чем когда-либо зависеть от
человеческой фантазии, творчества и инициативы. Сокращение численности
рабочих за счет автоматизации будет компенсировано творческим вкладом
главных руководителей, ученых, теоретиков управления и экспертов в области
технологии. На передний план управления выйдет стратегическое планирование
как Метод обеспечения прибыльности фирмы, что диктуется сокращением
жизненного цикла технологии, продуктов производства и спроса.[2, с.102]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|