|
Если условия для развития лизинга в России не будут улучшаться (включая совершенствование лизингового законодательства и улучшение общеэкономической ситуации), то, учитывая её огромные потребности в обновлении основных фондов промышленности, на её территории будет быстрее, чем отечественный лизинговый бизнес, развиваться международный лизинг, осуществляемый компаниями, зарегистрированными в тех странах, где действует более благоприятный климат, определяемый лизинговым, налоговым и инвестиционным законодательством, включая оффшорный лизинг. Это значит, что Российское государство утратит соответствующие источники налоговых поступлений, так как они по соглашениям об избежании двойного налогообложения будут платить налоги в странах их регистрации. Будут также упущенны возможности регулирования этого сектора отечественной экономики, а это крайне нежелательный сценарий развития экономической ситуации. Уже сейчас сложилось такое положение, когда только лизинг может оздоровить некоторые отрасли экономики, например, парк самолетов в России уже стало практически невозможно обновить без применения такой формы финансово-промышленного сотрудничества с зарубежными компаниями как международный лизинг, позволяющий воспользоваться более дешевыми кредитами западных институтов, чем по другим видам международного сотрудничества. Международный лизинг, представляющий собой товарный кредит с денежным погашением, является менее рискованной формой международного кредитования инвестиций по сравнению со всеми другими его видами. Обычно он пользуется поддержкой со стороны государства, где расположен получатель лизинга, выражающейся в налоговых льготах, преференциальном таможенном режиме и других формах стимулирования. В условиях России принципиально важен и такой фактор: международный лизинг позволяет получить поддержку со стороны индустриально развитых стран через механизм экспортного кредитования и предоставления государственных гарантий экспортных кредитов. Лизинг представляется одним из наиболее реальных экономических инструментов, с помощью которых можно оздоровить и перепрофилировать производство в России. Для эффективной работы лизинга в нашей стране необходимо много законодательных и экономических изменений, которые упоминались в данной работе. На это можно надеяться в связи с избранием новой Думы, более либерально настроенного состава, чем дума предыдущего созыва, а также , нас ждут выборы главы государства в марте 2000 года, от исхода этих выборов будет зависеть даже больше, так как Президент в России обладает гораздо большими полномочиями чем Дума. ЗАКЛЮЧЕНИЕЗа период с 1952 г. лизинговый бизнес охватил весь мир. На 50 крупнейших лизинговых рынках мира каждый год заключаются новые договоры почти на 0,5 трлн. долл. Лизинг стал одной из важнейших составляющих инвестиционной политики во многих государствах. Темпы роста лизинговых операций, как правило, опережают темпы роста основных макроэкономических показателей. Это не случайно. Насыщенность и разветвленность лизинговых операций являются свидетельством развитости экономических отношений в стране. В практической экономике лизинг становится проводником научно-технического прогресса, внедрения новых технологий на каждом конкретном предприятии. Для нашей российской действительности это принципиально важное обстоятельство. Страна остро нуждается в механизмах, помогающих ей выйти, причем достаточно быстро, из острого финансового кризиса, в механизмах, обеспечивающих структурную перестройку российской экономики. Система долгосрочного кредита, представляемая в странах развитой рыночной экономики пенсионными и венчурными фондами, страховыми компаниями и инвестиционными банками, банками по реконструкции и развитию промышленного производства, не получила развитие в России из-за отсутствия в стране финансовой и промышленной стратегии, да и самой концепции хозяйственного развития, направленной на достижение промышленного и экономического роста. Логическим следствием явился глубокий инвестиционный кризис, когда объем инвестиций сократился на 2/3 по сравнению с дореформенным уровнем. Пока нет признаков преодоления инвестиционного спада, так как инструменты, которые могут привести к его рассасыванию или вовсе отсутствуют или проявляют себя нехарактерным для “здоровой” рыночной экономики образом. В этих условиях стремительно развивая лизинговые сделки в нашей стране и начиная осуществлять эти операции на "базе" автомобильной промышленности и отраслей, производящих предметы потребления, как это практиковалось во всех развитых странах, мы сразу бы смогли решить несколько крупных проблем. Во-первых, без крупных начальных затрат сумели бы провести реконструкцию устаревших предприятий и конверсировать предприятия военно-промышленного комплекса, обеспечив тем самым плавный переход этих предприятий на принципы гармоничного производства, а значит, и на выпуск конкурентоспособной продукции. Во-вторых, обеспечили бы заказами отечественные предприятия-производители средств производства и строительные организации, что означало бы начало экономического подъема в этих отраслях промышленности. В-третьих, существенно сократили бы импорт предметов потребления, заменив его продукцией отечественного производства. В-четвертых, положили конец бартерным взаиморасчетам между предприятиями, что решило бы проблему неплатежей в государстве. В-пятых, создали бы в стране дополнительное количество рабочих мест в тех регионах, где это особенно актуально, например, в угледобывающих. Следовательно, именно лизинг может стать для экономики России тем рычагом, который обеспечит подъем не только крупных предприятий, но и мелкого и среднего бизнеса. В послевоенной Японии, например, только с помощью лизинга оборудования и машин из США удалось не только быстро оживить промышленное производство, но и заложить фундамент для будущего экономического подъема и процветания. Даже сейчас ведущие автомобильные компании мира только около 40% оборудования имеют в собственности, а более 60% оборудования приобретают за счет лизинга с ускоренной амортизацией, оставаясь таким образом на гребне экономического роста. Опыт отечественных и зарубежных лизингодателей и лизингополучателей подсказывает, что это возможно, несмотря на те потрясения, которые ощутили банки и лизинговые компании во второй половине 1998 г. Целью данной работы было исследование вопросов, раскрывающих основные аспекты лизинговых операций для лучшего понимания сущности инвестиций в виде функционирующего капитала, определение степени влияния тех или иных факторов на рентабельность лизинговой сделки и степень развития лизинга в стране в целом, анализ мирового опыта в сфере лизинга с целью использования его в России. Проведенное исследование позволяет выявить условия и наметить перспективы дальнейшего развития лизинга в России. В настоящее время рынок лизинговых услуг характеризуется следующими особенностями: 1) Российский рынок лизинговых услуг все еще находится на стадии становления и требует внимания и поддержки государства. Все еще определяются пути и формы его развития в многоукладной экономике. 2) Лизинг в России развивается по нестандартному пути: не согласно, а вопреки экономическим условиям, - на фоне спада производства. 3) В условиях нестабильной финансовой системы российские лизинговые схемы ориентированы прежде всего на налоговое планирование с целью облегчения предприятиям налогового бремени и поиска дополнительного финансирования. Однако, механизм установления льгот для инвестирований в различные сферы экономики еще плохо проработан и направлен прежде всего для сиюминутного пополнения государственного бюджета. Государство не должно препятствовать предприятиям обновлять основные средства для выпуска конкурентной продукции. Желание увеличения поступления средств в бюджет за счет сборов налогов приводит к желаемому результату только в краткосрочном периоде, на долгосрочном же этапе это приводит к свертыванию производства, а, следовательно, и к уменьшению налогособираемости. 4) Отсутствие четко проработанной нормативной базы. Существующий Федеральный закон “О лизинге” от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ, имеет ряд недоработок, в часности предпринятая в законе попытка облегчить таможенный и валютный режимы, предоставить налоговые льготы по лизинговым операциям не получила необходимого завершения, так как не получила отражения в профильных законах, которыми руководствуются ЦБ, ГТК, и другие органы. 5) Отсутствует также элемент стабильности в законодательстве, что вносит определенный риск, так как предприниматель с меньшей долей вероятности может определить события предстоящего периода при принятии инвестиционного решения. 6) Существует масса проблем с налогообложением лизинговых операций, таких как отсутствие механизмов ретрансляции НДС при экспортном лизинге, но самое главное это налоги с оборота (налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы), в размере 4%, которые приходится необоснованно платить лизинговым компаниям. Это ведет к значительному удорожанию лизинговых операций. 7) Лицензирование лизинговой деятельности в России также не лишено ряда недостатков, так тот факт, что в основном лицензии на осуществление лизинговых операций выдаются на достаточно короткий срок (один год), порождает неуверенность в среде предпринимателей. Будет ли продлен срок действия лицензии? Каков будет порядок работы лизинговой компании, которая заключила четырехлетние лизинговые сделки, а срок ее лицензии завершается? Что произойдет с текущими лизинговыми договорами? Подобная неопределенность особенно опасна с учетом того, что многие лизинговые контракты заключаются на срок свыше трех лет. Российские лизинговые компании обеспокоены еще одной проблемой— легкостью, с которой отдельные регистрационные органы выдают лицензии на лизинговые операции нерезидентам. 8) Для нормального развития международного лизинга в России требуется принятие ряда мер, таких как, упрощение лицензирования в Банке России операций международного лизинга, мер предотвращающих двойное налогообложение операций международного лизинга. 9) Необходимым условием, обеспечивающим становление лизинга и проявление его позитивной макроэкономической роли, является режим ускоренной аммортизации. Лизинг имеет экономический смысл только тогда, когда он экономически выгоден и для лизинодателя, и для лизингополучателя. Если лизингополучатель всегда получает налоговый выигрыш от применения лизинга, так как он позволяет отнести всю сумму лизинговых платежей на себестоимость продукции, то возможности лизингодателя отнести издержки от проведения лизинговых операций на производственные затраты ограничены действующими нормами Российского законодательства. Регулируя эти нормы, а также путем введения в действие режима ускоренной аммортизации, государство может весьма эффективно регулировать инвестиции и лизинг. Лизинговая деятельность является перспективным видом бизнеса, что связано со следующим: 1) Мировым опытом, который показывает, что на долю лизинга в новых инвестициях в оборудование приходится 15-20%. 2) Лизинг является одним из основных источников активизации инвестиционной деятельности, что так важно для нашей экономики. 3) Переориентацией банков с рынка ценных бумаг на инвестиции в производство. При этом лизинг является более привлекательным финансовым механизмом, чем кредит, так как используется исключительно для покупки оборудования, которое к тому же выступает обеспечением сделки. 4) Снижением ставок на рынке заемного капитала и как следствием -удешевлением лизинговой сделки. 5) Большим потенциальным спросом на лизинговые услуги, связанным с потребностью предприятий в обновлении основных фондов и возможностью их осуществить без ощутимых первоначальных затрат. Также развитию лизинга будут способствовать: 1) Условия, гарантирующие устойчивое развитие малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес способны потребить большее количество лизинговых услуг, так как, во-первых, он не обладает большими финансовыми возможностями и , во-вторых, благодаря малочисленности персонала, обладает большей гибкостью для реагирования на изменения конъюнктуры рынка. 2) Интеграция банковского и промышленного сектора экономики. Заинтересованность банков в развитии не только торгового, но и промышленного капитала. Активное развитие холдинговой системы. 3) Свободная конкуренция, при которой производители вынуждены искать новые способы сбыта производимой дорогостоящей продукции, чтобы выжить на рынке. Практическое осуществление этих мер, требует скорейшего решения. Не очень ощущается поддержка лизингового бизнеса со стороны государства, правительство, возглавляемое В.В. Путиным, до сих пор не озаботилось проблемами долгосрочной перспективы российской экономики. В середине 1998 г. совокупный объем собственных средств российских банков составлял 35 млрд. долл., а величина активов — 135 млрд. долл. Финансовый кризис, как минимум, вдвое обесценил эти показатели. Однако даже если половина обесцененных банковских активов будет направлена в реальный сектор, причем 1/3 их — через лизинговые схемы, что вполне реально, то за счет этого потока объемы нового лизингового бизнеса превысят 10 млрд. долл. (что на порядок больше показателей 1997 г.). Эта сумма может существенно увеличиться за счет западных лизинговых инвестиций. Все зависит от гарантий, от “культуры возвращать кредиты”. Конечно, инвестиционные лизинговые проекты крайне сложны. Они предполагают разработку специальных схем финансирования, обеспечения, предоставления гарантий, участия банков, страховых компаний. Вместе с тем высокая результативность лизинговых операций во многих странах мира не может не подтвердиться и на российском рынке, если его, судя по заявлениям Правительства, намереваются интегрировать в мировой рынок. Лизинг позволяет самым выгодным образом согласовывать интересы производителей и потребителей, банков и лизинговых компаний. Двести (сто без учета зарубежных) реально действующих лизинговых компаний на российском рынке со среднегодовыми объемами заключенных договоров в 100—120 млн. долл. каждая — это серьезная заявка на весомое место лизинга в техническом вооружении и перевооружении отечественных предприятий, в создании новых рабочих мест, а значит, в ускоренном расширении базы налогообложения, пополнении доходной части бюджета, увеличении прибыли предприятий, то есть в деле восстановления российской экономики. Несмотря целый комплекс проблем российский лизинг успешно развивается, накапливает опыт, и готовится внести свой вклад в активацию инвестиционной деятельности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Циренщиков В.С., Антюшина Н.М. “Лизинг в Западной Европе: выводы для России”,- М.: Доклад-Институт Европы, 2000, 73с. 2. Хольнова Е.Г. “Воспроизводство основных фондов в промышленности посредством лизинга”,- Санкт-Петербург: Автореферат, 2000, 20с. 3. Русол В.В. “Экономическая эффективность лизинга воздушных судов гражданской авиации”,- Москва: АО “Экос”,2000, 100с. 4. “О лизинге: Федеральный закон Российской Федерации”, -Москва, ИВЦ “Маркетинг”, 2001, 28с. 5. Серегин В.П., Халевинская Е.Д. “Организация, учет и налогообложение лизинговых операций”,- Москва: “Юрист”, 2001, 176с. 6. Газман В.Д. “Рынок лизинговых услуг”,- Москва: Фонд “Правовая культура”, 2001, 376с. 7. Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. “Финансово-промышленные корпорации России: организация, инвестиции, лизинг”,- Москва: ООО ИКК “Дека”, 2001, 448с. 8. Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. “Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства”,- Москва: Центр международного частного предпринимательства CIPE, 2001, 228с. 9. Самохвалова Ю.Н. “Лизинг в России: правовые основы, бухгалтерский учет, налогообложение”,- Москва: Современная экономика и право, 2001, 57с. 10. Балтус П., Майджер Б. “Школа европейского бизнеса”, “Лизинг-ревю”, 1999 г., № 1,- М: Издательский дом “Деловая пресса”. 11. Медведков С.Ю. “Лизинг в экономике США”, “США: политика, экономика, идеология”, 1980 г., № 5. 12. Giovanoli M. Le credit-bail en Europe, 1980, 247p. 13. В.А. Горемыкин “Лизинг: Практическое учебно-справочное пособие”,— М.: Инфра-М, 1999, 241с. 14. "Аспекты лизинга: бухгалтерский, валютный и инвестиционный",- М.: ИСТ-Сервис, 1998, 64с. 15. Овчаров Д.А. "Развитие лизинга в рыночной Экономике",- М.: МГУ им. Ломоносова, Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 1998, 134 стр. 16. Акиндинов А. Ю. “Роль лизинговых компаний в рамках финансово-промышленных групп” / Материалы Второй международной конференции “Развитие лизинга в Российской Федерации”. Вена, 25-26 марта 2000 г., 54с. 17. Блейк Дж., Амат О. “Европейский бухгалтерский учет: Справочник”,— М.: Филинъ, 1999г., 269с. 18. Быкова С., Проблемы развития лизинговых операций коммерческих банков / Финансовая газета, 2000г., № 24. 19. Харви М. Лизинг: игра стоит свеч / Экономика и жизнь, 2000г.- № 26,с. 34-41. 20. Чекмарева Е. Н. “Лизинговый бизнес”,— М.: Экономика, 1997г., 302с. 21. World Leasing Yearbook 2000., 19th edition., Ed. by Christopher Holloway,— London, Euromoney Publication, 2000., 341p. 22. Атлас М. С. Кредитная реформа в СССР.—М.:Госфиниздат, 1952. 23. Авдиянц Ю.П. Кредит и повышение эффективности производства. —М.: Финансы, 1972. 24. Акиндинов А. Лизинг в России — в самом начале своего становления / / Независимая газета, 1999, 23 марта. 25. Белоглазова Г. Н. Коммерческие банки в условиях формирования рынка. —Л.: Изд.ЛФЗИ, 1991 . 26. Букато В. И., Лапидус М. X. Финансово-кредитный механизм и банковские операции. —М.: Финансы, 1991 . 27. Бункина М. К. Деньги, банки, валюта. — М.: “ДИС”, 1998. 28. Банковское дело.—1998. 29. Банковское дело в Москве.—1998. 30. Бюллетень банковской статистики. Центральный банк РФ.— 1998. 31. Бизнес и банки.—1998. 32. Балтус Л., Майджер Б. Школа европейского лизинга // Лизинг-ревю, 1999, май, №1. 33. Бочаров В. В. Финансово-кредитные методы регулирования 34. рынка инвестиций. — М.: Финансы и статистика, 1997. 35. Бородулин В. Лизинг в современной экономике. Экономическое процветание напрокат // Коммерсает-DAILY, 1998, 24 апреля, № 79. 36. Банковское дело. /Под ред. О. И.Лаврушина. — М.: Изд. РОСТО, 1996. 37. Бенедиктова В. И. Посреднические услуги коммерческих банков. —М.: 1996. 38. Вилкова Н. Международный финансовый лизинг // Экономика и жизнь, 1999, № 20, с. 42. 39. Газман В. Лизинг нуждается в поддержке государства // Финансовые известия, 1999, II июля, №70. 40. Газман В.Д. Лизинг. Теория, практика, комментарии. Москва. Правовая культура. 1999 . 41. Голощапов В. Лизинг обречен на успех, но мешают налоговые проблемы // Экономика и жизнь, 1999, № 8, с. 3. 42. Захаров B.C. Кредит в системе управления экономикой. — М.: финансы. 1979г. 43. Кибатова Е. В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация.—М.: Наука, 1991. 44. Кириллов Н.Н., Лапидус М.Х. Совершенствование финансово-кредитных отношений в строительстве. — М.: Финансы и статистика, 1985. 45. Коган М. Л. Предприятие — клиент, банки, расчетно-кредитноеобслуживание, валютные операции. — М.: Аркаюр, 1998. 46. Лексис В. Кредит и банки.—М.: Перспектива, 1998. 47. Лебедев Е.А. Кредитный механизм и его роль в становлении рыночной экономики. — СПб.: Изд. СП6УЭФ, 1996. 48. Левчук И.В. Ссудный фонд и кредит.—М.: Финансы, 1971. 49. Российская банковская энциклопедия. — М.:ЭТА, 1998. 50. Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес.—M.: Экономика. 1998. 51. Ширинская Е. Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт.— M.: Финансы и статистика, 1998. 52. Эдвин Дж.Долан и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. — СПб.: Изд. Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 1998. 53. Экономика и жизнь. Еженедельник. — 1998. 54. О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности: Указ Президента РФ // Рос. газ. — 1998.— 21 сент. 55. Банковский портфель. Т. 1. - М.: СОМИНТЭК, 1998. 56. Банковское дело / Под ред. О.И.Лаврушина. — М., 1996. 57. Михайлова Е.В., Рожнов Ю.В. Финансово-кредитные методы регулирования инвестиционных рынков. — Л., 1991. 58. ГехтЛ.И. Практика лизинга. — М., 1996. 59. Кабатова Е.В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация. — М.: Наука, 1991. 60. Комаров В.Ф. Аренда. Лизинг. Фирменный сервис. — М., 1991. 61. Корбут Л.С., Лупивович В.Г. Состояние и тенденции развития лизинга в зарубежных странах..— М., 1991. 62. Кредитование и расчеты в строительстве / Под ред. Н.И.Валенцевой. — М., 1997. 63. Сусанин К.Г. Самые выгодные сделки — лизинг, бартер. — М., 1996. 64. Чекмарева Е.Н. Правовое обеспечение лизинга // Хоз-во и право. - 1998. -N 6. 65. Чекмарева Е.Н. Экономическая сущность лизинга: в условиях рыночной экономики // Хоз-во и право. — 1998 г. 66. Кредитование аренды промышленного оборудования: и срок короток, и процент велик // Экономика и жизнь (Московский выпуск), 1999, № 13, с. 15. 67. Кулешов А. Существует ли в России "финансовый лизинг"? // Экономика и жизнь (Московский выпуск). 1999, №10, с. 12. 68. Кулешов А. Обзор состояния лизингового рынка в России // Экономика и жизнь (Московский выпуск), 1999, №12, с. 15. 69. Лизинг на малых предприятиях. Под ред. В. Штерна, Ю. Гладикова. — М.: Российская ассоциация развития малого предпринимательства. Московская лизинговая компания,1999. 70. Липсиц И., Коссов В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. — М.: Изд-во "БЕК", 1999. 71. Прилуцкий Л. Лизинг. Правовые основы лизинговой деятельности в Российской Федерации. — М.: Изд-во "Ось-89", 1999. 72. Тараканова Л. Учет нетрадиционных операций коммерческих банков // Финансовая газета, 1999, № 6. 73. Ткаченко Н. Покупка в кредит без займа у банка // Российская газета. 1999, 12 марта. 74. Шмаров А., Агеев С., Шохина Е., Гаева Н., Кириченко И. Бедная лизинг // Эксперт, 1999, № 10. 75. Волков Н. Г. Комментарий к Федеральному закону от 29 октября 2000 г. № 164-ФЗ “О лизинге” / Главбух 2000г.- № 22, с. 21-29. 76. “Лизинг-ревю”, 2001, №1/2,- М.: Издательский дом “Деловая пресса”. 77. “Лизинг-ревю”, 2000, №3/4,- М.: Издательский дом “Деловая пресса”. 78. “Лизинг-ревю”, 2000, №5/6,- М.: Издательский дом “Деловая пресса”. 79. Банковский портфель 1,2,3.—М.:СОМИНТЭК, 1998, 1998. [1] Балтус П., Майджер Б. “Школа европейского бизнеса”, “Лизинг-ревю”, 2001г., № 1,- М: Издательский дом “Деловая пресса”.стр.23 [2] Балтус П., Майджер Б. “Школа европейского бизнеса”, “Лизинг-ревю”, 2001г., № 1,- М: Издательский дом “Деловая пресса”.стр.23 [3] Медведков С.Ю. “Лизинг в экономике США”, “США: политика, экономика, идеология”, 1999 г., № 5.стр.101 [4] Балтус П., Майджер Б. “Школа европейского бизнеса”, “Лизинг-ревю”, 2001г., № 1,- М: Издательский дом “Деловая пресса”.стр.28 [5] Giovanoli M. Le credit-bail en Europe, 1980, 247p. стр.56 [6] Циренщиков В.С., Антюшина Н.М. “Лизинг в Западной Европе: выводы для России”,- М.: Доклад-Институт Европы, 1999, 73с. Стр.16. [7] Серегин В.П., Халевинская Е.Д. “Организация, учет и налогообложение лизинговых операций”,- Москва: “Юрист”, 2001, 176с. Стр.16. [8] В.А. Горемыкин “Лизинг: Практическое учебно-справочное пособие”,— М.: Инфра-М, 1997, 241с. Стр.14 [9] Газман В.Д. “Рынок лизинговых услуг”,- Москва: Фонд “Правовая культура”, 2001, 376с.стр.17 [10] Серегин В.П., Халевинская Е.Д. “Организация, учет и налогообложение лизинговых операций”,- Москва: “Юрист”, 2001, 176с. Стр.16 [11] Газман В.Д. “Рынок лизинговых услуг”,- Москва: Фонд “Правовая культура”, 2001, 376с.стр.26 Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.