Меню
Поиск



рефераты скачать Финансовые аспекты лизинга

Необходимо составить перечень законодательных и нормативных актов и тексты изменений, которые в них необходимо внести (в том числе и в ГК РФ, если это требуется) в связи с принятием переработанного закона. В противном случае Закон "О лизинге" так и не заработает.

Организация такой работы над законом исключит поспешность и позволит принять взвешенные и, главное, обоснованные решения во благо российского лизинга.

Как уже упоминалось выше, законом установлено, что лизинговая деятельность лизинговых компаний, а также граждан, осуществляющих лизинговую деятельность и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, ведется на основании разрешений (лицензий), полученных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Рассмотрим порядок лицензирования лизинговой деятельности более подробно.

Лицензирование осуществляется уполномоченными государственными органами в целях создания благоприятных условий для развития лизинга, регулирования и контроля за работой лизинговых компаний, а также защиты интересов и прав всех участников лизингового рынка. Получение лицензии обязательно как для российских лизинговых компаний, так и для зарубежных фирм, осуществляющих лизинговые операции в России.

Порядок получения лицензий установлен в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 167 Положении “О лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

Функции лицензирующего органа возложены на Министерство экономики Российской Федерации, причем лицензирование деятельности лизинговых компаний, использующих в своей работе средства федерального бюджета и имеющих отраслевой характер, осуществляется по согласованию с заинтересованными органами федеральной исполнительной власти. Минэкономики России вправе передавать полномочия по лицензированию лизинговой деятельности, осуществляемой на территории только одного субъекта Российской Федерации, органам его исполнительной власти.

Лицензии, выданные Минэкономики России, действительны на всей территории страны, а лицензии исполнительных органов субъектов Российской Федерации — только на территории конкретного субъекта.

Министерство экономики Российской Федерации приказом от 20 июня 1996 г. № 91 “Об организации работы Минэкономики России по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации” образовало межведомственную комиссию, которая уполномочена принимать решения о выдаче либо об отказе в выдаче, продлении, переоформлении, аннулировании лицензий, а также о приостановлении или возобновлении их действия.

Обеспечение работы комиссии тем же приказом было возложено на Государственную регистрационную палату при Минэкономики РФ, которой поручалось выполнение следующих функций:

• регистрация и рассмотрение представленных лизинговыми компаниями документов, определение степени их комплектности и соответствия действующему законодательству;

• проведение при необходимости самостоятельной дополнительной экспертизы представленных документов или организация их независимой экспертизы с привлечением аудиторской организации;

• подготовка для рассмотрения комиссией заключений о выдаче, отказе в выдаче, продлении, переоформлении, аннулировании лицензий, приостановлении или возобновлении их действия;

• выдача по решению комиссии лицензий или уведомлений об их продлении, переоформлении, аннулировании, приостановлении или возобновлении, а также об отказе в выдаче лицензии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. № 10.84 Государственная регистрационная палата передана в ведение Министерства юстиции РФ.

В задачи Государственной регистрационной палаты также входит ведение Сводного государственного реестра выданных, продленных, приостановленных или аннулированных лицензий на лизинговую деятельность.

Лицензирование лизинговой деятельности осуществляется на платной основе. Лицензии оформляются на бланках установленного образца, имеют учетную серию и номер и по степени защищенности приравниваются к государственным ценным бумагам. В лицензии указывается наименование и местонахождение лизинговой компании, виды ее деятельности и условия их осуществления, срок действия лицензии, ее регистрационный номер и дата выдачи. Одновременно с лицензией выдается свидетельство о ее внесении в Сводный государственный реестр.

Лицензии выдаются на срок от одного года до пяти лет. Лицензии с максимальным сроком действия выдаются, как правило, крупным и имеющим высокую деловую репутацию лизинговым компаниям. Продление срока действия лицензий осуществляется в порядке, предусмотренном для их получения.

Лицензионный орган имеет право приостанавливать действие лицензии или аннулировать ее в случаях:

• представления лизинговой компанией заявления о приостановлении действия или аннулирования лицензии;

• неоднократного (более двух раз в период действия лицензии) нарушения лизинговой компанией условий действия выданной ей лицензии;

• прекращения или приостановления компанией лизинговой деятельности;

• нарушения или невыполнения лизинговой компанией предписаний и распоряжений уполномоченных государственных органов;

• ликвидации лизинговой компании в качестве юридического лица.

В случае изменения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, ее действие может быть возобновлено по решению лицензионного органа.

Лицензионный орган, выдавший лицензию, вправе осуществлять контроль за соблюдением лизинговой компанией условий действия лицензии. К числу таких условий относятся:

• соблюдение лизинговой компанией действующего российского законодательства;

• практическая деятельность компании в качестве лизингодателя, т.е. наличие у нее в период действия лицензии хотя бы одного находящегося в стадии реализации договора лизинга;

• приоритетное значение лизинговых услуг по отношению к другим видам деятельности компании: на долю лизинга должно приходиться не менее 40% ее совокупного годового дохода.

Решение о проверке деятельности лизинговой компании принимается лицензионным органом самостоятельно либо по представлению контролирующих государственных органов, а также по заявлениям юридических и физических лиц, имеющих с лизинговой компанией договорные отношения.

По данным Сводного государственного реестра, на 31 декабря 1998 г. лицензии на лизинговую деятельность на территории России получили 783 отечественные компании и 74 иностранные фирмы.

Что касается отечественных лизинговых компаний, то в настоящее время они созданы в 78 субъектах Российской Федерации, что свидетельствует о быстром распространении лизинга в стране. Вместе с тем следует отметить, что подавляющее их большинство— 418 компаний (78%) расположены в европейской части России, в том числе 213 компаний (40%) сконцентрированы в Московском регионе.

Среди зарубежных стран, чьи лизинговые компании получили лицензии на деятельность в Российской Федерации, лидируют США (восемь компаний), Германия и Кипр (по семь компаний), Австрия (пять компаний) и Ирландия (четыре компании).

Лицензирование отдельных видов экономической деятельности является естественной составной частью работы государственных органов. Однако два вопроса, связанных с лицензированием лизинговых компаний в России, вызывают беспокойство. Тот факт, что в основном лицензии на осуществление лизинговых операций выдаются на достаточно короткий срок (один год), порождает неуверенность в среде предпринимателей. Будет ли продлен срок действия лицензии? Каков будет порядок работы лизинговой компании, которая заключила четырехлетние лизинговые сделки, а срок ее лицензии завершается? Что произойдет с текущими лизинговыми договорами? Подобная неопределенность особенно опасна с учетом того, что многие лизинговые контракты заключаются на срок свыше трех лет.

Эффективный и адекватный механизм лицензионного надзора предполагает периодическую проверку лизинговых компаний, основанную на пакете установленных контрольных нормативов. Эти профессиональные стандарты помогают предотвратить совершаемые лизинговыми компаниями нарушения, которые могут негативно повлиять на имидж и перспективы лизинговых операций на рынке с возможными отрицательными последствиями для финансовой и банковской сфер в целом. Контрольные нормативы в лизинговых операциях в целом соответствуют нормативам, принятым в банковской среде, и включают:

• минимальный размер капитала;

• показатели структуры финансирования компании (доля займов, выданных родственникам, друзьям и знакомым сотрудников компании, объем кредиторской задолженности по договорам аренды и прочих ее видов);

• степень диверсификации портфеля лизинговых компаний;

• коэффициент финансового равновесия компании (отношение между собственными и заемными средствами);

• размер резервов для покрытия сомнительных долгов.

Лизинговым компаниям, не отвечающим контрольным нормативам, обычно предоставляется определенный период времени для исправления ситуации; в противном случае им угрожает приостановление или даже отзыв лицензии.

Можно было бы рекомендовать до введения в действие подобных контрольных нормативов дать возможность лизинговым компаниям получать лицензии сроком на пять лет, что, как правило, покрывает срок большинства лизинговых сделок, плюс один-два года. В будущем лизинговые компании в Российской Федерации (при серьезном подходе к развитию лизинговой индустрии) должны вести свою деятельность в соответствии с контрольными нормативами. В этом случае лицензии можно продлевать автоматически до тех пор, пока компании соблюдают контрольные нормативы.

Еще одно соображение касается требования к компаниям получать не менее 40% дохода от занятия лизинговой деятельностью. Данное требование подразумевает, что компаниям, стремящимся упрочить свое финансовое положение за счет торговых операций, будет невозможно получить лизинговую лицензию.

Стоит пересмотреть в сторону уменьшения минимально допустимый размер доходов, получаемых от операций финансового лизинга, что предоставило бы компаниям большую свободу маневра для адаптации к меняющейся ситуации на рынке. Кроме того, необходимо более четко прописать порядок работы компании по реализации действующего лизингового контракта в случае отзыва или истечения срока действия лицензии у лизингодателя во время осуществления этого контракта.

Российские лизинговые компании обеспокоены еще одной проблемой— легкостью, с которой отдельные регистрационные органы выдают лицензии на лизинговые операции нерезидентам. Если деятельность иностранных финансовых институтов очень жестко контролируется Центральным банком России, то, к примеру. Московская регистрационная палата демонстрирует весьма либеральный подход.

Помимо доработки закона “О лизинге”, который должен обеспечить более стабильную и четкую законодательную базу для лизинговой деятельности, а также совершенствования порядка лицензирования лизинговой деятельности в РФ, необходимо принять меры по развитию сектора финансового лизинга на основе введения четко изложенных и рациональных нормативных актов в сфере учета, налогообложения и экономического регулирования. Проблемы связанные с этим широко представлены в следующем параграфе.

 

3.2. Проблемы экономического регулирования, налогообложения и учета лизинга

 

Немаловажным на наш взгляд представляется вопрос о бухгалтерском учете лизингового имущества и лизинговых операций. Особенности отражения в бухгалтерском учете лизингового имущества закреплены в утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 сентября 1995 г. № 105 “Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций”.

Установленный данным документом порядок бухгалтерского учета передаваемого во временное пользование имущества распространяется только на операции финансового лизинга.

Для всех лизинговых компаний общей проблемой является соблюдение правил бухгалтерского учета и налогообложения, которые, как правило, или противоречивы, или недостаточно четко изложены. Ведущие в области бухгалтерского учета специалисты лизинговых компаний - Газман В., Кабатова Е.В., Прилуцкий Л. опасаются, что налоговые инспекторы могут не согласиться с толкованием расплывчатых правил, предложенным предприятием, и это повлечет за собой значительные штрафы, даже несмотря на все усилия точно следовать нормативным документам.

Например, приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля 1997 г. № 15 “Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга” составлен недостаточно ясно. Данный приказ был издан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации № 752, в соответствии с которым стороны лизингового договора могут решать по своему усмотрению, на чьем балансе будут отражены активы, переданные в рамках лизинговых сделок.

Данное положение необычно и, возможно, характерно только для России. В большинстве стран сторонам лизинговой сделки не дается возможность выбора, кто будет балансодержателем лизингового оборудования. Если лизинговое оборудование отражается на балансе лизингодателя, этим подчеркивается налоговая сущность лизинга, так как в данном случае лизингодатель начисляет амортизацию на лизинговое оборудование, а лизингополучатель включает в себестоимость продукции лизинговые платежи, уменьшая тем самым налогооблагаемую базу.

Положения приказа № 15 приводят к тому, что налоговые обязательства лизингодателей могут варьироваться в зависимости от того, на чьем балансе находится имущество — предмет договора лизинга. В случае, если имущество, переданное по лизинговой сделке, находится на балансе лизингополучателя, то лизингодатель отражает общий объем лизинговых платежей за вычетом стоимости имущества на счете 80 “Прибыли и убытки”.

Однако не вся эта сумма может считаться прибылью, так как кроме возмещения стоимости лизингового имущества в лизинговые платежи входят и другие затраты лизинговой компании (операционные расходы, плата за дополнительные услуги лизингодателя и т.п.). В результате базой для расчета налога на прибыль может стать не только собственно прибыль, но и отдельные затраты лизингодателя.

В случае, если активы находятся на балансе лизингодателя, возникают несколько другие налоговые обязательства, поскольку лизингодатель отражает сумму поступивших лизинговых платежей по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”, в то время как себестоимость продукции (услуг) относится на дебет того же счета. Разница между выручкой от реализации и себестоимостью списывается затем на счет 80 “Прибыли и убытки”. Эта схема вполне логична, и в этом случае налог на прибыль взимается с суммы прибыли, как это и предусматривалось.

“Независимо от того, на чьем балансе находятся активы, передаваемые в рамках лизинговых сделок, лизинговые платежи должны зачисляться на счет 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”. Таким образом, на счете 80 “Прибыли и убытки” будут отражены точные финансовые результаты. Если лизинговые платежи в любом случае будут зачисляться на счет 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”, то это поможет достичь единообразия в формировании финансовых результатов лизинговых компаний” (8,стр. 58).

Другая проблема состоит в том, что в приказе № 15 нечетко оговорено право лизингодателя начислять ускоренную амортизацию оборудования в случае, если активы находятся на балансе лизингодателя. В постановлении Правительства Российской Федерации № 752 было четко указано, что право начисления ускоренной амортизации предоставляется как лизингодателю, так и лизингополучателю. В то же время известны случаи, когда региональные налоговые органы не допускали начисления ускоренной амортизации лизингодателями.

Данное противоречие могло бы быть устранено путем введения положения, прямо оговаривающего право начисления ускоренной амортизации как лизингодателем, так и лизингополучателем.

Третья проблема, связанная с приказом № 15, относится к случаям, когда лизингополучатель принимает решение о выкупе лизингового имущества до истечения срока действия договора или когда выкуп имущества происходит в конце лизингового договора до момента его полной амортизации. В приказе № 15 не содержится четкого регулирования бухгалтерских процедур, применимых в случае раннего выкупа оборудования. Также неясно, может ли лизинговая компания продолжать начисление амортизации лизингового имущества в случае досрочного прекращения лизингового договора по вине лизингополучателя.

Следует пояснить положения приказа № 15 для более четкого регулирования вопросов бухгалтерского учета амортизации в случаях, когда имущество переходит к лизингополучателю при неполной его амортизации. Одним из вариантов решения проблемы могло бы быть возвращение к принципу, заложенному в прежних Указаниях об отражении в бухгалтерском учете лизинговых операций, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации № 105 (в настоящее время не действующим), а именно:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.