p> 42.001- 84.000 2.500- 5.000 5.040 + 15% с превышения 84.001-120.000 5.000-10.000 11.340 + 20% с превышения 120.001-180.000 10.000-15.000 18.540 + 30% с превышения 180.001-300.000 15.000-25.000 36.540 + 40% с превышения 300.001-420.000 25.000-35.000 84.540 + 50% с превышения свыше 420.000 свыше 35.000 144.540 + 60% с превышения 16 июля 1992 Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую
систему России (N3317-I) ставки задним числом - опять же с 1 января 1992
года - были изменены, из 7-ступенчатой шкала превратилась в 4-ступенчатую: С 1 января 1992 руб/год руб/мес ставка налога до 200.000 до 16.667 12% 200.001-400.000 16.667-33.333 24.000 + 20% с превышения 400.001-600.000 33.333-50.000 64.000 + 30% с превышения свыше 600.000 свыше 50.000 124.000 + 40% с превышения 6 марта 1993 года Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в законы
РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", "О налоге с имущества,
переходящего в порядке наследования или дарения", законы Российской
Федерации "О государственной пошлине", "О налоге на имущество предприятий",
"О налоге на добавленную стоимость", "О подоходном налоге с физических лиц"
(N4618-I) Верховный Совет сократил шкалу до 3 ставок - 12, 20 и 30%. Такой
(хотя абсолютные цифры менялись) она оставалась до начала 1996 года. С 1 января 1993 руб/год руб/мес ставка налога до 1.000.000 до 83.333 12% 1.000.000-2.000.000 83.333-166.667 120.000 + 20% с превышения свыше 2.000.000 свыше 166.667 320.000 + 30% с превышения После октябрьского переворота Б.Н.Ельцин посчитал возможным менять ставки
налогов указами, что и сделал за день до выбров и референдума по новой
Конституции - 11 декабря 1993 года. Указом N2129 "О регулировании некоторых
вопросов налогообложения юридических лиц" он снизил ступеньки налога втрое
за весь прошедший 1993 год и впятеро - на будущее, с 1994: С 1 января 1993 руб/год руб/мес ставка налога до 3.000.000 до 250.000 12% 3.000.000-6.000.000 250.000-500.000 360.000 + 20% с превышения свыше 6.000.000 свыше 500.000 960.000 + 30% с превышения С 1 января 1994 руб/год руб/мес ставка налога до 5.000.000 до 416.667 12% 5.000.000-10.000.000 416.667-833.333 600.000 + 20% с превышения свыше 10.000.000 свыше 833.333 1.600.000 + 30% с превышения К концу 1994 года ставки были установлены Федеральным законом (74-фз от
23 декабря 1994) - и опять с 1 января почти закончившегося года: С 1 января 1994 руб/год руб/мес ставка налога до 10.000.000 до 833.333 12% 10.000.001-50.000.000 833.333-4.166.667 1.200.000 + 20% с прев. свыше 50.000.000 свыше 4.166.667 9.200.000 + 30% с прев. Ставки, установленные Федеральным законом 22-фз от 5 марта 1996 - после
избрания левой Думы второго созыва (шкала стала 5-ступенчатой и
максимальная ставка поднялась): С 1 января 1996 руб/год руб/мес ставка налога до 12.000.000 до 1.000.000 12% 12.000.001-24.000.000 1 млн - 2 млн 1.440.000 + 20% с прев. 24.000.001-36.000.000 2 млн - 3 млн 3.840.000 + 25% с прев. 36.000.001-48.000.000 3 млн - 4 млн 6.840.000 + 30% с прев. свыше 48.000.000 свыше 4 млн 10.440.000 + 35% с прев. Ставки, установленные Федеральным законом 159-фз от 31 декабря 1997 - с
учетом деноминации рубля в 1000 раз: С 1 января 1998 руб/год руб/мес ставка налога до 20.000 до 1.667 12% 20.000- 40.000 1.667 - 3.333 2.400 + 15% с прев. 40.000- 60.000 3.333 - 5.000 5.400 + 20% с прев. 60.000- 80.000 5.000 - 6.667 9.400 + 25% с прев. 80.000-100.000 6.667 - 8.333 14.400 + 30% с прев. свыше 100.000 свыше 8.333 20.400 + 35% с прев. Проекты времени Кириенко и анализ опыта последних лет Правительство Кириенко и поддерживавшие его думские фракции, а также
фракция Яблоко выступали за дальнейшее снижение максимальной ставки. Левое большинство в парламенте, естественно, в принципе выступало за
более прогрессивную шкалу (хотя осенью 1999 почему-то согласилось на ее
"уплощение"). Мотивы. которыми руководствовалось Правительство, были изложены в
Программе стабилизации экономики и финансов от 10 июля 1998: "В 1997 году в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты поступило в целом
менее половины положенной суммы подоходного налога, причем степень
уклонения от уплаты этого налога увеличилась среди наиболее богатых и
значительно уменьшилась среди наименее обеспеченных слоев населения. Так,
10 процентов начеления с наивысшими доходами уплатило около 17 процентов
положенных налогов. Увеличение сбора подоходного налога до 75 процентов
дало бы сумму, равную предусмотренной в федеральном бюджете величине
трансфертов, выделяемых регионам. Одна из причин уклонения от уплаты подоходного налога - высокие
прогрессивные ставки при низкой величине доходов" . Рецепт предлагался такой: "Введение новой шкалы подоходного налога, более
"плоской", с меньшими ставками, но зато распространяющейся на все виды
доходов, включая кредиты, страховые полисы и т.п., которые сегодня
представляют главные способы уклонения от налогов лиц с высокими доходами." В нижнюю часть шкалы Правительство тоже хотело внести изменение, а именно
- повысить необлагаемый минимум, составляющий ныне 83 рубля 49 копеек. Правительственный проект поправок, рассмотренный Думой 2 июля 1998
одновременно с "антикризисным пакетом", предлагал пересмотреть сетку "в
пользу богатых" - минимальная ставка остается прежней - 12% с дохода до 20
тыс/год, а максимальная снижается с 35% до 30. Одновременно Правительство
предлагало отменить около половины существущих в законе льгот, а также
облагать все доходы, полученные не по месту основной работы, по ставке 20%.
Таким образом 20% превратились бы в единую ставку для любых сколь нибудь
существенных доходов, т.к. низы не смогут, а верхи - не захотят получать их
по месту основной работы. Предполагаемый эффект для бюджета - 20 миллиардов
за полугодие. Проект не прошел, получив с первой попытки - 149, со второй -
180 голосов. По поручению Думы депутаты А.Л.Головков, А.Д.Жуков, С.Ю.Орлова
подготовили свой вариант проекта, который обсуждался 14 июля на Бюджетном
комитете. Закон преобразился до неузнаваемости. От него остались лишь
налогообложение процентов по вкладам, если проценты в одном банке за год
превышают 10 МРОТ (834р90к); уменьшение льгот по продаже жилья и другого
имущества; обложение завышенных доходов по страхованию имущества;
неприменение льгот, не предусмотренных впрямую законом о подоходном налоге
и правительственная новая шкала, включая единую ставку для доходов по
неосновной работе, вкладам и завышенной страховке - но уже не 20, а 15%. На заседании адвокат Макаров раскритиковал абзац о единой ставке, т.к.
при желании никто в стране не будет платить больше 15%. С.Дон от имени
Яблока заявил, что в этом нет ничего плохого - многие легализуют свои
капиталлы и доход бюджета возрастет, только эту ставку надо поднять до 20%,
как оно и было в исходном правительственном проекте. По предложению Г.
Бооса решили восстановить льготу на покупку-продажу жилья, которую
правительство предлагало отменить. Обсуждали еще нераспространение
обложения банковских процентов на вклады советских времен. Саму сетку ввиду
очевидных разногласий не обсуждали. Проект решили вынести на первое чтение,
констатировав при этом, что фактически утвердили только заголовок
законопроекта, а по содержимому к единому мнению не пришли и оно будет
определяться вторым чтением. 16 июля проект был принят в первом чтении, а на следующий день
представлен ко второму. 4 поправки, рекомендованных к принятию, были
подписаны четверкой А.Л.Головков, А.Д.Жуков, А.М.Макаров, Н.П.Данилова, 2
рекомендованных к отклонению - лично Н.П.Даниловой. Поправки "четверки":
необлагаемый минимум по банковским процентам установить не по каждому
банку, а общий для всех - и привязанная к ней поправка об обязательном
декларировании доходов физическими лицами, имеющими доходы по вкладам более
чем в одном банке; изъять пункт о снижении льготы по продаже имущества;
оставить единый 15-процентный налог только для вкладов и страховки - но не
для доходов по неосновной работе. Дума проголосовала за эти поправки 334
голосами. Поправки Даниловой - сохранить действующую шкалу и убрать абзац о
единой ставке - подверглись критике справа, как сводящие закон на нет, и
были провалены, получив соответственно 158 и 154 голоса. В том числе
поправка о сохранении шкалы - КПРФ - 108, ЛДПР 2, НДР - 1, Яблоко - 0,
Аграрии - 17, Народовластие - 22, Регионы - 1, вне фракций - 7. После этого
закон в целом получил 206 голосов и не прошел, т.к. не был поддержан левым
блоком. Предпринятая через 15 минут попытка вернуться к его рассмотрению не
удалась - 194 против 116. По Регламенту закон в таких случаях заново готовится ко второму чтению,
Если бы осенью 1998 была уверенность в принятии до нового года второй части
Налогового кодекса, надобность в этом законе отпала бы. После еще одной неудачной попытки принять кодекс центристские фракции
согласились с требованием коммунистов установить еще одну прогрессивную
строчку - 45%. В таком виде закон был принят 14 марта 1999 Думой, одобрен
Советом Федерации и подписан Президентом 31 марта 1999. Ставки, установленные Федеральным законом 65-фз от 31 марта 1999. С 1 января 1999 Необлагаемый минимум - 83 руб 49 коп.
|руб/год |руб/мес |в |в рег.бюджеты |
| | |фед.бюджет | |
|до 30.000 |2.500 |3% |9% |
|30.001- 60.000 |2.500 - |3% |2.700 + 12% с |
| |5.000 | |прев |
|60.001- 90.000 |5.000 - |3% |6.300 + 17% с |
| |7.500 | |прев |
|90.001-150.000 |7.500 |3% |11.400 + 22% с |
| |-12.500 | |прев |
|150.001-300.000|12.500 |3% |24.600 + 32% с |
| |-25.000 | |прев |
|свыше 300.000 |свыше 25.000|3% |72.600 + 42% с |
| | | |прев* | * Последняя строка (42%+3%) должна была быть введена в действие с 1
января 2000. До этого суммы свыше 300.000 облагаются по формуле
предпоследней строки. Ставки, установленные Федеральным законом 207-ФЗ от 25 ноября 1999 года С 1 января 2000 Необлагаемый минимум - 83 руб 49 коп.
|Размер облагаемого совокупного|Ставка налога |
|дохода, полученного в | |
|календарном году | |
|До 50 000 руб. |12 процентов |
|От 50 001 руб. до 150 000 руб.|6 000 руб. + 20 процентов с суммы, |
| |превышающей 50 000 руб. |
|От 150 001 руб. и выше |26 000 руб. + 30 процентов с суммы, |
| |превышающей 150 000 руб. | С приходом к власти В.В.Путина Правительство (фактически с 10 января 2000
возглавляемое М.М.Касьяновым) решилось на радикальную налоговую реформу,
выразившуюся, в частности, во введении "плоской шкалы" (единой ставки)
подоходного налога. Дума установила новый крайний срок приема поправок ко
II части НК - апрель 2000. Поправки Правительства официально были внесены
фракцией "Единство" и приняты Бюджетным комитетом Думы в качестве проекта к
пленарному заседанию. 7 июня 1999 Дума приступила к принятию во втором чтении части II
Налогового кодекса и приняла главу 24 - подоходный налог. Наша страна
вырвалась в авангард мирового либерализма, установив единую ставку налога
13%. Голосовались еще три варианта: - "горбатая шкала" - поправка Г.В.Бооса: до 300.000 - 12%, до 500.000 -
20% с превышения, до 1.000.000 - 30% с превышения, свыше 1.000.000 - 12% с
превышения; голосовалась в видоизмененном варианте: до 300.000 - 12%, до
500.000 - 20% с превышения, свыше 500.000 - 15% с превышения; 167 голосов
за, 127 против, 1 воздержался; - двухставочная шкала - поправка А.Д.Жукова: до 120.000 - 13%, свыше
120.000 - 20% с превышения; 210 голосов за, 110 против, 2 воздержались; - сохранение нынешней трехставочной шкалы - поправка Госсобрания Башкирии
(поддержанная Егором Кузьмичом Лигачевым под предлогом того, что
действующая шкала соответствует западным стандартам, а предлагаемая плоская
- повторяет советскую "уравниловку"): до 50.000 - 12%, до 150.000 - 20%,
свыше 150.000 - 30%; 143 голоса за, 106 против, 4 воздержались. Депутаты, по выражению А.Д.Жукова, "создали дыру огромную", освободив от
налога взносы в негосударственные пенсионные фонды. Поправкой В.М.Резника
дыру частично залатали, установив предел необлагаемых взносов в 2000
руб/год. В целом закон принят 266 голосами при 114 против и 2 воздержавшихся. Однако Дума одобрила введение с 1 января будущего года единой ставки
подоходного налога в размере 13%. Исключение составят доходы на проценты по
вкладам в банках (если ставка выплат превышает три четверти ставки
рефинансирования ЦБ, действовавшей в течение периода начисления процентов),
а также выигрыши в лотерею, на тотализаторе, призы и некоторые страховые
выплаты - во всех этих случаях ставка составит 35%. Параллельно депутаты
отменили налоговые льготы по подоходному налогу военнослужащим, прокурорам,
судьям, сотрудникам МВД, ФСНП и ГТК. Впервые, идея плоской шкалы была
внятно сформулирована в программе либеральных экономистов гайдаровского
института осенью 1998 г. и с тех пор стала постоянной идеей правых. Главным
аргументом при ее принятии было стремление вывести высокие зарплаты из
тени. В то же время - это один из шагов в сторону от социального
государства, в котором более богатые должны содержать более бедных.
Политический урок заключается в том, что в России сегодня нет реальных
политических сил левой ориентации, которые должны были бы оказать идее
ожесточенное сопротивление. Российские коммунисты давно уже стали
профессиональными иммитаторами-лоббистами, использующими левую риторику для
достижения корпоративных целей. Ставки, установленные главой 23 Налогового кодекса - Федеральным законом
117-фз от 5 августа 2000. С 1 января 2001 Необлагаемый минимум - 400 руб
|Тип дохода |Ставка налога |
|Основные доходы |12 процентов |
|Выигрыши лотерей, крупные |35 процентов |
|призы, необычные страховые | |
|доходы | |
|Дивиденды, доходы нерезидентов|30 процентов | __________________ * Крупные призы - св.2000 рублей; необычные страховые доходы - свыше
ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее
3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте К сожалению, проект Налогового кодекса был сильно изменен, и вместо
прогрессивной шкалы ставок подоходного налога была принята пропорциональная
ставка подоходного налога. С одной стороны это должно якобы помочь вернуть
в Россию крупные частные капиталы из-за рубежа, с другой, увеличится, пусть
не значительно, налоговая нагрузка на простое большинство население нашей
страны. По данным Минфина, около 90 %, граждан платят налог по минимальной
ставке – 12 %, а по ставке в 30% - около 0,5 % налогоплательщиков.
3.2. Налог на доходы физических лиц 3.2.1. порядок их исчисления в 2001 году В большинстве случаев исчисление сумм налога, удержание их из доходов,
выплаченных физическим лицам, и перечисление в бюджет вменяются в
обязанность налоговым агентам, к которым согласно ст. 226 НК РФ относятся
российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные
представительства иностранных организаций в РФ, являющиеся источниками
дохода для налогоплательщиков. Не считаются налоговыми агентами только те физические лица (являющиеся
источником выплаты дохода для других физических лиц), которые не
зарегистрированы в установленном действующим законодательством порядке в
качестве лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, то есть не являются индивидуальными
предпринимателями. Самостоятельно исчисляют сумму налога с полученных доходов и уплачивают ее
в бюджет следующие категории налогоплательщиков (п. 1 ст. 228 НК РФ): • физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных
предпринимателей, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в
установленном действующим законодательством порядке частной практикой, — по
суммам доходов, полученных от такой деятельности; • физические лица, получающие доходы от физических лиц, не являющихся
налоговыми агентами (то есть не являющихся индивидуальными
предпринимателями), на основе заключенных договоров гражданско-правового
характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого
имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве
собственности, — исходя из сумм указанных доходов; • физические лица — налоговые резиденты РФ, получающие доходы из
источников, находящихся за пределами РФ, — исходя из сумм таких доходов; • физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был
удержан налог налоговыми агентами, — исходя из сумм таких доходов. К числу
физических лиц, с доходов которых налоговыми агентами не был удержан налог,
можно отнести, в частности, лиц, получающих доходы от реализации
принадлежащего им на праве собственности имущества, получающих доходы в
натуральной форме и т. п. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 212 НК РФ налогоплательщики сами
определяют налоговую базу при получении ими дохода в виде материальной
выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств.
Порядок исчисления В связи с тем что отдельные виды доходов облагаются налогом по различным
ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, общая сумма налога, подлежащего
удержанию из доходов налогоплательщика, рассчитывается путем сложения сумм
налога, исчисленных как соответствующая налоговой ставке процентная доля
налоговой базы по каждому отдельному виду доходов. Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных
налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими
налоговыми агентами сумм налога. Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп.
отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.
Налогообложение доходов, в отношении которых установлена ставка 13% Налоговые агенты рассчитывают налог по доходам, в отношении которых
применяется налоговая ставка 13%, по итогам каждого месяца в следующем
порядке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|