p> 2. В случае появления в течение года у налогоплательщиков, доходов,
полученных от осуществления предпринимательской или иной профессиональной
деятельности, такие лица обязаны представить налоговую декларацию с
указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем
налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца
со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода
определяется налогоплательщиком по согласованию с налоговым органом. 3. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании
налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере
половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере
одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в
размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей. 4. В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения
дохода в налоговом периоде, налогоплательщик обязан (а в случае
значительного уменьшения дохода - вправе) представить новую декларацию с
указанием сумм предполагаемого дохода на текущий год. В этом случае
налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий
год по не наступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи
новой декларации. 5. Окончательный расчет налога производится налогоплательщиками, за
исключением адвокатов, самостоятельно, с учетом всех полученных в налоговом
периоде доходов, включаемых в налоговую базу. При этом сумма налога
исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и
определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными в течение
налогового периода, и суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового
периода, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за отчетным
налоговым периодом, либо зачету в счет будущих налоговых платежей или
возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего
Кодекса. 6. Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются
юридическими консультациями. 9. Значение налогов с населения для бюджетной системы В конце XVIII века английский экономист А. Смит сформулировал основные
требования к налоговой системе, которые признаются и сегодня. Речь идет о
том, что налоги не должны быть чрезмерно обременительными, должны быть
понятны налогоплательщикам, каждый налогоплательщик должен знать, какую
сумму, в какой срок ему необходимо уплатить и почему, налоги должны быть
справедливыми, при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны
платить примерно одинаковые налоги, государство должно собирать налоги, не
расходуя на это слишком большие средства. Анализируя систему налогов, обычно обращают внимание на их распределение
по уровням бюджетов - федеральному и территориальным, на налоговый вклад
отраслей и секторов экономики, на соотношение между разными налогами -
прямыми и косвенными, налогами на доходы, на капитал и на потребление. Общее представление о российской налоговой системе дает таблица о
налоговых поступлениях в консолидированный и федеральный бюджеты. Налоги с населения, рассматриваемые в данной курсовой работе, являются
источником доходов практически для бюджетов всех уровней. Исключение с
недавних пор составляет Федеральный бюджет. До 1997 года в Федеральный
бюджет перечислялось 10 процентов от суммы подоходного налога (в 1996 году
эта сумма составила 5039,2 млрд. рублей, что составляло 1,79 процентов от
всех налоговых поступлений в Федеральный бюджет). В настоящее время налоги
с населения, рассмотренные в данной курсовой работе, перечисляются в
основном в региональные и местные бюджеты. Так, налоги с физических лиц составляют только 4 % доходной части
федерального бюджета. Тогда как на долю налоговых поступлений региональных
бюджетов приходится более 20%, а в ряде местных более 30%. Более того, характерной особенностью структуры налоговых поступлений с
физических лиц в федеральный бюджет, является превалирование подоходного
налога. Так на 1999 год он составлял 19928 млн. руб. (вместо
запланированных 25320 млн. руб.) или более 90% от общей доли налогов
поступлений с физ. лиц.
Налоговые поступления в консолидированный и федеральный бюджеты, % ВВП
|На| |1994|1995|1996|1997 |1998 г.,|
|ло| |г. |г. |г. |г. |первое |
|го| | | | | |полугоди|
|вы| | | | | |е |
|е | | | | | | |
|по| | | | | | |
|ст| | | | | | |
|уп| | | | | | |
|ле| | | | | | |
|ни| | | | | | |
|я | | | | | | |
|В | |22,3|22,8|23,1|23,1 |20,2 |
|ко| | | | | | |
|нс| | | | | | |
|ол| | | | | | |
|ид| | | | | | |
|ир| | | | | | |
|ов| | | | | | |
|ан| | | | | | |
|ны| | | | | | |
|й | | | | | | |
|бю| | | | | | |
|дж| | | | | | |
|ет| | | | | | |
|, | | | | | | |
|вс| | | | | | |
|ег| | | | | | |
|о | | | | | | |
| |НДС |5,31|5,50|5,96|6,43 |5,35 |
| |Акцизы |1,07|1,61|2,33|2,45 |2,25 |
| |Налог на прибыль |7,79|7,18|4,46|4,08 |3,86 |
| |Подоходный налог |2,79|2,21|2,51|2,82 |2,57 |
| |с физических лиц | | | | | |
| |Таможенные пошлины |0,92|1,46|2,04|0,95 |1,14 |
| |Федеральные дорожные |0,53|0,58|0,62|0,62 |0,78 |
| |фонды | | | | | |
| |Налог на имущество |0,77|0,97|1,63|1,77 |1,64 |
| |предприятий и | | | | | |
| |физических лиц | | | | | |
| |Местные налоги и сборы|0,92|0,95|1,13|0,93 |1,16 |
| |Платежи за пользование|0,54|0,72|0,89|1,53 |0,87 |
| |недрами и природными | | | | | |
| |ресурсами | | | | | |
| |Спецналог |0,83|0,61|0,24|0,08 |- |
| |Прочие налоговые |0,86|0,96|1,25|1,43 |0,53 |
| |поступления | | | | | |
|В | |8,46|10,5|11,2|10,28 |8,49 |
|фе| | |8 |0 | | |
|де| | | | | | |
|ра| | | | | | |
|ль| | | | | | |
|ны| | | | | | |
|й | | | | | | |
|бю| | | | | | |
|дж| | | | | | |
|ет| | | | | | |
|, | | | | | | |
|вс| | | | | | |
|ег| | | | | | |
|о | | | | | | |
| |НДС |3,15|3,91|4,08|4,43 |3,57 |
| |Акцизы |0,59|1,22|1,96|1,97 |1,72 |
| |Налог на прибыль |2,70|2,60|1,61|1,50 |1,52 |
| |Подоходный налог с |* |0,20|0,23|0,06 |* |
| |физических лиц | | | | | |
| |Таможенные пошлины |0,92|1,46|2,04|0,95 |1,14 |
| |Федеральные дорожные |0,53|0,58|0,62|0,62 |0,78 |
| |фонды | | | | | |
| |Платежи за пользование|0,18|0,29|0,29|0,40 |0,14 |
| |недрами и природными | | | | | |
| |ресурсами | | | | | |
| |Спецналог |0,60|0,39|0,14|0,05 |- |
| | | | | | | |
|Пр| | | | | | |
|им| | | | | | |
|еч| | | | | | |
|ан| | | | | | |
|ие| | | | | | |
|. | | | | | | |
|* | | | | | | |
|Ве| | | | | | |
|сь| | | | | | |
|на| | | | | | |
|ло| | | | | | |
|г | | | | | | |
|бы| | | | | | |
|л | | | | | | |
|на| | | | | | |
|пр| | | | | | |
|ав| | | | | | |
|ле| | | | | | |
|н | | | | | | |
|в | | | | | | |
|бю| | | | | | |
|дж| | | | | | |
|ет| | | | | | |
|ы | | | | | | |
|те| | | | | | |
|рр| | | | | | |
|ит| | | | | | |
|ор| | | | | | |
|ий| | | | | | |
|. | | | | | | | Для выявления роли налогов с физ. лиц. в формировании доходной части
рассмотрим цифровые данные о бюджете субъекта Федерации города Москвы на
1998 год. Налоговые доходы Москвы (данные в тыс. руб.): 43.000.223, среди
них подоходный налог – 9.903.226, налог на имущество физических лиц -
60336, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения -
13456. Таким образом, суммируя суммы налогов с населения, перечисляемых в
региональный бюджет получаем 9977018 тыс. руб., причем почти всю эту сумму
составляет подоходный налог. Если считать в процентах к налоговым доходам
Москвы на 1999 год, то подоходный налог составляет 23 процента, налог на
имущество физических лиц - 0, 14 процентов, налог на имущество, переходящее
в порядке наследования и дарения - 0,031 процента. Таким образом, видно,
что в налоговых доходах бюджета Москвы одно из важнейших мест занимают
налоги с населения, в частности подоходный налог - 23 % (для сравнения
наибольший налоговый доход причитается на налог на прибыль - 37 процентов).
Для наглядности представлены следующие диаграммы: Таблица 1 Распределение налогов в налоговых поступлениях в бюджет Москвы [pic] Таблица 2 Доходы бюджета Москвы [pic] Таблица 3 Налоги с населения в доходе бюджета Москвы [pic] Таким образом, видно, что налоги с населения составляют практически
четверть доходов регионального бюджета г. Москвы, причем максимальная доля
принадлежит подоходному налогу. 10. Налогообложение физических лиц отдельных зарубежных стран Налогообложение населения в Великобритании Налоговая система Великобритании сложилась в прошлом столетии, однако
особенности подоходного налогообложения того периода характерны и для
сегодняшнего дня. Налоговая реформа 1973 г. внесла существенные изменения в
структуру налоговой системы Великобритании, приблизив ее к структуре
налоговых систем стран — членов Общего рынка. В настоящее время в системе
налогообложения государства происходят важные изменения, вызванные
проблемами, характерными для всех развитых стран. Налоговые мероприятия занимают важное место в комплексе финансово-
экономических мер как лейбористов, так и консерваторов. В последнее
десятилетие было проведено значительное число налоговых мероприятий, в том
числе поэтапное снижение ставок подоходного налога (с 33 до 20 % для
населения и с 52 до 33 % для корпораций), изменены условия предоставления
налоговых льгот различным слоям населения, отменены некоторые виды налогов,
введен ряд новых. В целом реформа налогового законодательства призвана решать проблемы,
связанные со сложной структурой налоговой системы, совершенствовать ее
основные принципы, расширять налоговую базу в сфере прямого налогообложения
населения и корпораций. В налоговой реформе страны можно выделить два основных направления: 1)
совершенствование системы личного подоходного обложения (запланированные
мероприятия были завершены в 1987 г.); 2) изменения в области подоходного
обложения корпораций. Основные мероприятия, составляющие налоговую реформу в Великобритании:
Снижение нижней ставки личного подоходного налога с 27 до 20 %.
Устранение многоступенчатого деления доходов населения и прогрессивных
ставок, применяемых к ним. Вместо ранее действовавшей шкалы оставлены лишь
три ставки подоходного налога: 20, 24 и 40 %.
Введение раздельного налогообложения доходов супругов.
Значительное увеличение личных налоговых ставок. Вместе с тем упрощение системы не означает, что она будет самой
справедливой. По оценке английских экономистов, в результате налоговых
мероприятий среднестатистический британский налогоплательщик платит в виде
налога и взносов на соцстрах приблизительно такую же долю своего дохода,
как и раньше, в то время как средняя ставка для рабочего со средним доходом
возросла с 14 до 16 %. В то же время средняя ставка налоговых изъятий у
лица, доходы которого в 5 раз превышают средний уровень, снизилась с 52 до
35 %. В итоге высокооплачиваемые британцы — самые "низкооблагаемые" среди
населения ведущих промышленно развитых стран, а низкооплачиваемые —
наоборот. Так, женатый человек со средним заработком, имеющий двух детей,
выплачивает 34 % своей заработной платы в виде налога (включая взносы на
соцстрах) по сравнению с 26 % в США и 23 % в Японии. Современная налоговая система Великобритании включает: 1. Центральные налоги: подоходный налог с населения, подоходный налог
с корпораций (корпорационный налог), налог на доходы от нефти, налог с
наследства и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, пошлины и
акцизы, гербовые сборы). 2. Местные налоги (на имущество). Налоги играют основную роль (около 90 %) в формировании доходной части
английского государственного бюджета. На долю подоходного налога с населения приходится 64 % поступлений в
виде прямых налогов в государственный бюджет. Налогообложение населения США Подоходный налог в США является частью и федеральных налогов, и
налогов штатов, и местных налогов, т. е. распределяется между всеми ветвями
власти. Федеральный подоходный налог взимается с суммы дохода с учетом его
деления на три вида: - "валовый", т. е. общая сумма доходов из любых источников; - "очищенный доход", то есть валовый доход за вычетом расходов и стандартной скидки; - "облагаемый доход", т. е. очищенный доход за вычетом ряда расходов и необлагаемого минимума (он примерно равен $2000). При подоходном налоге штатов ставки обычно не достигают низших ставок
федерального подоходного налога и значительно ниже федеральных ставок по
уровням доходов. Обычно исчисление такого налога осуществляется в
прогрессии. Особенностью местного налогообложения является то, что суммы
местного подоходного налога, уплаченные налогоплательщиком в бюджет штатов,
вычитаются при расчете местного подоходного налога. Следующим по значимости
следует федеральный налог на социальное страхование. В США существует 2
системы страхования: страхование по безработице и страхование престарелых.
Взносы уплачивают и предприниматели, и трудящиеся и равны 15,3%. Налоги на
имущество, переходящее с порядке наследования или дарения и поимущественный
налог также отчисляются в бюджеты штатов и местные бюджеты, что приемлемо и
для нашей страны, поскольку бюджеты местных органов власти особенно скудны,
а таким образом их можно хоть как-то увеличить. Налоговые реформы, происходившие в США в 80-х годах и преследовавшие
две главные цели – обеспечение роста экономического развития в результате
сокращения обложения доходов и упрощение налогообложения – в целом имели
противоречивые последствия. Положительные результаты. Налоговые стимулы, выразившиеся в
значительном сокращении подоходного налога и налога на прибыль корпораций,
оказали позитивное влияние на процесс производства. Был обеспечен
относительно устойчивый и рекордный по длительности за весь послевоенный
период циклический подъем. Одновременно произошло расширение потребительского спроса,
обусловленного увеличением занятости, ростом реальных доходов (в
определенной степени за счет снижения налогов), падением темпов инфляции,
сокращением процентных ставок. За счет сокращения темпов инфляции уменьшилось налоговое бремя
плательщиков. Если в 1980 г. семьи со средними доходами облагались налогом
по ставке 24 %, то после реформы – по ставке 15 %. В результате повышения необлагаемого минимума, стандартной скидки и
увеличения уровня доходов, при котором возникают налоговые обязательства,
были полностью освобождены от уплаты налогов 6,5 млн. американцев, чьи
доходы находились примерно на уровне "черты бедности". Отрицательные стороны. Снижение ставок подоходного и корпорационного
налогов, которое, по мнению авторов реформы, не должно было негативно
отразиться на доходах страны (они считали, что налоговые потери
компенсируют прибыли компаний и доходы населения в результате ускорения
развития экономики). Однако фактически оно отрицательно повлияло на их
уровень. Налоговые доходы, достигнув в 1980 г. своего максимума, так ни разу и
не превысили этот уровень. Только в 90-х годах эта величина незначительно
выросла. Налоговая реформа не решила проблему поляризации общества (о чем
утверждали ее идеологи), хотя по оценкам американских специалистов в конце
80-х годов около 80 % нaлогоплательщиков США облагались по минимальной
ставке, а по данным "Экономического доклада президента 1989 г." доля
налогов, уплачиваемых получателями крупных доходов, выросла с 34,9 % в 1981
году до 44,3 % в 1986 году. Однако существуют и другие оценки. Если в 1979
г. к категории лиц, имевших доходы ниже официально установленного индекса
бедности, принадлежало 11,7 % населения, то к 1991 г. – уже 14,2 %.
Положение низкооплачиваемых слоев населения стало еще более тяжелым.
Средняя заработная плата американцев 90-х годов находилась на самом низком
уровне за последние почти 30 лет. В ценах 1982 г. она составляла в 1991 г.
7,5 долл. в час против 8,5 долл. в начале 70-х годов. В 1990 г.
среднечасовой заработок рабочих в текущих ценах равнялся 14,8 долл. против
21,5 долл. в ФРГ, 21,9 долл. в Швеции и 17,9 долл. в Дании. Вновь увеличивался разрыв в распределении личных богатств. В 1983 –
1989 гг. доля семей с доходами свыше 10 тыс. долл. в год увеличилась с 19
до 20 %; доля состоятельных семей с доходами свыше 50 тыс. долл. возросла с
17 до 20 %; доля семей со средними доходами в 20–30 тыс. долл. уменьшилась
с 19 до 17 %.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|