Меню
Поиск



рефераты скачать Управление социальной сферой

p> Главный недостаток социальных выплат – безадресность. По оценке только

19% всей суммы социальных трансфертов в РФ приходится на долю семей с доходом ниже прожиточного минимума. Предоставление государственной социальной помощи должно осуществляться в соответствии с заявительным принципом и с проверкой обоснованности потребности. Необходима также выработка единых принципов назначения социальных трансфертов на адресной основе.

3. Погашение задолжности по заработной плате. Необходимо привести в соответствие возможности госбюджета по оплате труда занятых в бюджетной сфере и фактическую потребность в средствах на оплату их труда.

4. Расширение источников финансирования социальных услуг.

В связи с безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.

1.2 Социальная защита и социальное обеспечение населения

Современные модели социальной политики отличаются по:

V степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу общества;

V степени социальной защищенности граждан;

V уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения;

V влиянию социальных процессов на экономическое развитие страны.

Одной из моделей социальной политики являются рыночная социальная модель, которая отличается наибольшей социальной твердостью. В качестве основного принципа здесь действует приоритет рыночных методов регулирования социальной сферы.

Рыночный механизм распределения не учитывает ни возможностей, ни особенностей потребителя, кроме его платежеспособности. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства, в сферу распределения дохода и обеспечения социальной защиты населения от бедности, безработицы, инфляции.

Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита. Классификация мер по социальной защите может быть представлена по различным основаниям:

V по объектам распространения (по категориям населения);

V по характеру продолжительности (постоянные, временные и разовые);

V по типу финансирования (Государственный бюджет, местный бюджет, благотворительный фонд);

V по способу получения социальной услуги (пенсия, компенсационные выплаты, переобучение).

К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети – сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия – государственный бюджет, доплата к пенсии – местный.

По способу получения меры социальной защиты можно классифицировать:
1) пенсии; 2) стипендии; 3) пособия семьям, имеющим детей; 4) пособия по безработице; 5) государственное обеспечение детей – сирот; 6) государственное обеспечение заключенных; 7) материальная помощь в виде дополнительных выплат; 8) натуральная помощь в виде предметов первой необходимости и продуктов; 9) оказание социальной услуги на дому; 10) бесплатное питание; 11) бесплатное лечение; 12) бесплатное или льготное предоставление лекарств и протезно-ортопедических изделий; 13) льготная оплата коммунальных услуг; 14)бесплатное или льготное обучение или переобучение; 15) ночное проживание бездомных; 16) бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте; 17) финансирование предприятий с целью организации рабочих мест для инвалидов.

Кризисные явления в обществе ухудшили социальное положение значительной части населения, в том числе экономически активного. Наиболее уязвимыми слоями оказались многодетные и неполные, инвалиды, учащиеся, пенсионеры. Они, прежде всего, становятся объектами социальной поддержки в виде социальных пособий, компенсаций и других выплат.

Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми, показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации – подрастающего поколения будущего страны. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последние 3 десятилетия обусловлено следующими факторами:

1. ростом числа малодетных семей;

2. приростом числа молодых семей, в последствии снижения возраста вступления в брак;

3. тенденцией к отделению молодых семей от родительских;

4. увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей.

V Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

V Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

V Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и другое).

V Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты станут:

1. Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержкой семей с детьми и другое.

2. Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально- экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширения перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников.

3. Совершенствование организации социальной зашиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя.

4. Широкое использование активных форм социальной поддержки населения

(социальной и психологической реабилитации и адаптации населения), содействие самореализации и самообеспечению, профессиональный ориентации и так далее.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», «О порядке назначения и выплат ежемесячных компенсаций женщинам, имеющих детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждения, организации», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» и другие.

Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят 6 целевых программ: «Дети - инвалиды», «Дети - сироты», «Дети Чернобыля», «Дети
Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. Международное законодательство по защите детства представлено Хартией детства. Декларацией прав ребенка. В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают
Конституция РФ, Закон о семье, Закон об образовании и так далее. В России действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента РФ от
13.08.1994 года №474). Издан ряд положений и постановлений, например, «О гарантиях прав граждан РФ на получение образования», «Об учреждениях профессионально-технического образования», «Общеобразовательных учреждениях», принята программа «Вакцинотерапия» и другие.

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери т ребенка.
Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разнообразных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения. Вместе с тем учреждения защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать средства для проведения мер социальной защиты детей.

Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности проводятся мероприятия, формирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения. Результатом работы является формирование социальной защищенности детей и подростков.

Современная материально-экономическая база социальной защиты детства значительно ослабла. Прежде всего, надо отметить, что благополучие многих семей пошатнулось. Родительские узы ослабли. Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете возросли, но идут они в основном на питание, одежду, обувь, школьно-письменные принадлежности, а не на книги, театр, экскурсии и другие воспитательные мероприятия средств не остается. Снизилось и качество питания детей. Год от года выпускается все меньше и меньше детских и художественных юношеских фильмов, мультфильмов, велики трудности с учебниками. Все это отнюдь не способствует укреплению социальной защищенности детей.

В России существует прочная правовая база социальной защиты подрастающих поколений.

Плата за содержание детей в детских яслях и садах дифференцирована в зависимости от благосостояния родителей, а социально незащищенные совсем освобождены от нее. Время пребывания детей в дошкольных учреждениях варьируется в зависимости от потребностей и возможностей семьи. Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, правительством. Органы социальной защиты населения предоставляют льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях, на летних дачах, лагерях.

Социальная защита детей включает в себя предупреждение педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников, поскольку им свойственны психологические состояния, угнетающие жизнедеятельность детей. Социальная работа такого плана носит профилактический и терапевтический характер.

Основной государственной политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение им равные с другими гражданами возможностей реализации гражданский, экономических, политических и других прав и свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и другое. Законом предусматривается различные формы социального обслуживания, в том числе: социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание; полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства – организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и тому подобной); социально-консультативная помощь.

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированны государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются социальные услуги:

V одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;

V гражданам пожилого возраста, инвалидам, имеющим родственников, но получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;

V пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

Социальные услуги на уровне частичной оплаты оказывает лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100 – 150% прожиточного минимума. Социальные услуги на условиях полной оплаты оказывается гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых выше 150% прожиточного минимума.

Социальная защита молодежи занимает весомое место в системе социальной защиты.

Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социального-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей.
Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширение границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относятся: отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение и ряд других.
Внедрение отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.

Изучение реальной потребности молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям, молодежь нуждается, прежде всего, в
Берже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия, центре помощи молодой семье, общежитии – приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома.

В городе Воронеже социальная защита и социальное обеспечение населения осуществлялись по следующим направлениям.

В 2001 – 2002 годах разработаны и приняты комплексные муниципальные программы «Дети Воронежа», «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков города Воронеж в период школьных каникул», комплекс мероприятий по социальной поддержке ветеранов, инвалидов, малоимущих жителей города Воронежа», «Программа по дальнейшему повышению уровня обслуживания населения города Воронежа бытовыми услугами на период 2001 –
2003 года», определенны и разработаны основные направления по улучшению положения женщин, детей и многодетных семей, объем финансирования в 2001 –
2002 годах – более 45 миллионов рублей.

Комплексными центрами социального обслуживания населения районов города обслужено более 150 тысяч горожан. Организованно предоставление бытовых услуг воронежским пенсионерам на условиях льготной оплаты. 3049 пожилых горожан получили льготное обслуживание в прачечных, банях, парикмахерских на 70,5 тысяч рублей. В 2000 году были созданы муниципальные учреждения «Центр социальной помощи семье и детям», «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Луч», 4 комплексных центра социального обслуживания населения получили статус юридических лиц. В 2002 году открыто отделение временного пребывания пожилых людей МУ КЦСОН
Железнодорожного района «Надежда» в поселке Краснолесный, начата подготовительная работа по созданию муниципальных учреждений. Центр социальной реабилитации и адаптации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Кристалл», «Дом ночного пребывания» для лиц без определенного места жительства, открыто стационарных палат на 10 койко-мест для ветеранов войны и труда на базе городской больницы №14 в поселке
Краснолесный.

Городским комитетом социальной поддержки населения была оказана единовременная социальная помощь малоимущим гражданам: 2000 год – 3422,2 тысячи рублей, 2001 год – 3166,0, 2002 – 3293,5 тысячи рублей. Районными комитетами социальной защиты населения: 4,4 милионна рублей,4,8 и 2,9 соответственно. Системная адресация (ежеквартальная) помощь: 596,6 тыс. рублей, 1264,8 тыс. рублей, 1304,2 тыс. рублей соответственно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.