p>Рис.2. Планирование персонала исходя из результатов планирования других
сфер. Рис. 3. Интегральное планирование персонала.  1.3.Специфика управления персоналом в условиях рыночных отношений.  В настоящее время сложилось устойчивое мнение, что эффективность 
(производительность) предприятия зависит от трех важнейших условий :
благоприятной деловой окружающей среды;
правильной стратегии предприятия;
качества человеческих (особенно управленческих) ресурсов.  Остальные классические факторы производства - капитал,
технологии и др. - результат вышеназванных условий. Первые два условия 
- так же результаты третьего (качества менеджеров и всего
человеческого потенциала организации). Многочисленные исследования в
разных странах свидетельствуют, что компании, эффективно управляющие
человеческими ресурсами, достигают более высокого уровня прибыльности
и финансового роста, чем их конкуренты.  Происходящий сдвиг от “кадровой политики” к управлению
человеческими ресурсами вызван многими причинами, лежащими в основе
структурных перестроек и возрастания роли человека на всех уровнях
организации, принятии решения в связи с децентрализацией и
приватизационными процессами. В процессе перехода к рыночной экономике
руководители должны не только распознавать возможные выгоды и риск,
связанный с рынком, не только развивать на базе имеющихся ресурсов
соответствующие стратегии, но и управлять процессом развития сознания
и основанным на нем организационным процессом. Успех рыночных реформ
зависит от того, насколько руководители и менеджеры российских
предприятий в состоянии справиться с этой трудной задачей.  Задачи менеджера в условиях рыночной экономики отличаются большим
разнообразием. Наряду с профессиональной компетенцией большое значение
приобретает методическая подготовленность, как способность к
восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем,
системному мышлению. Менеджер в условиях рынка при управлении
персоналом должен основное внимание уделять организационным и
социальным взаимосвязям.  Особое значение имеет социальная компетентность менеджера,
способность к обобщению, сотрудничеству, разрешению конфликтов, иначе,
способность к руководству. Кроме этих способностей руководство
персоналом невозможно без умения вести переговоры, достигать
поставленных целей, способности к адаптации, обучению, проявление
личной инициативы, готовности принимать решения, быть контактным. В
условиях рыночных отношений необходимо по новому организовывать и
координировать работу, сокращать излишнее потребление ресурсов. На
смену практике “план любой ценой” должна придти индивидуальная
активность, направленная на качественное улучшение продукции и
производственного процесса. В условиях, когда многие исполнители
теряют уверенность в себе, для них необходимо руководство со стороны
уверенных в себе и в “правоте своего дела” менеджеров. Несмотря на
неопределенность положения, необходимо не допускать распространения
настроений неуверенности и использовать атмосферу “рывка вперед”.  Менеджер должен уметь справляться с конфликтами, порожденными
неуверенностью, разницей в трудовой нагрузке сотрудников, уметь
объединять отдельных сотрудников в группы. Требуется в значительной
степени больше, чем раньше привлекать персонал к сотрудничеству.  На заводе “Электрощит”, например, создаются группы сотрудников по
производственным темам и проектам на ограниченный срок для выполнения
конкретных, обычно, инновационных задач, и действующих в значительной
мере на принципах внутреннего самоуправления. Использование таких
групп имеет важное значение именно в переходный период, поскольку оно:  - приводит сотрудников к выполнению заданий под их собственную
ответственность и приучает их оказывать влияние на принятие решений,  - поднимает уровень квалификации и выявляет потенциал сотрудников
как руководителей;  - в условиях недостатка соответствующих руководящих сотрудников
фирмы или предприятия члены группы могут сыграть замещающую роль.  Планирование потребности в персонале включает:  - оценку наличного потенциала трудовых ресурсов;  - оценку будущих потребностей;  - разработку программ по развитию персонала.  Конкретное определение потребности в персонале представляет собой
расчет необходимого числа работников по их количеству, квалификации,
времени, занятости и расстановке в соответствии с текущими и
перспективными задачами развития предприятия. Расчет производится на
основе сравнения расчетной потребности в рабочей силе и фактического
состояния обеспеченности на определенную дату и представляет собой
информационную основу для принятия управленческих решений в области
привлечения персонала, его подготовки и переподготовки.  Таблица 3.  Действующие взаимосвязи в планировании потребности в персонале. |Факторы |Их влияние |Методы определения | 
|1. Факторы, существующие вне предприятия. | 
|1.1.Изменение конъюктуры| |Анализ тенденций, | 
| | |оценка | 
| |Сбытовые возможности | | 
| |предприятия | | 
| | | | 
| | | | 
| |Себестоимость | | 
|1.2.Изменение структуры | |Анализ рынка | 
|рынка | | | 
|1.3.Конкурентные | |Анализ положения на| 
|отношения | |рынке | 
|1.4.Данные, определяемые| |Анализ | 
|экономической политикой | |экономических | 
| | |данных и процессов | 
|1.5.Тарифное соглашение | |Прогноз | 
| | |последствий, анализ| 
| | |принятых соглашений| 
|2. Факторы, существующие на предприятие (внутренние) | 
|2.1.Запланированный |Количественные и |Принятие | 
|объем сбыта |качественные потребности|предпринимательских| 
| |в кадрах (новый спрос |решений в | 
| |или пониженный спрос) |соответствии с | 
| | |оценкой факторов, | 
| | |перечисленных в | 
| | |пункте 1. | 
|2.2.Техника, технология,|Численность необходимого|Показатели на | 
|организация производства|персонала |основе эмпирических| 
|и труда |Объем и качество готовой|данных | 
| |продукции |организационного | 
| | |характера и науки о| 
| | |труде | 
|2.3.Текучесть кадров |Дополнительная |Учет убытков | 
| |потребность в работниках| | 
| |для замены выбывших | | 
|2.4.Простои |Нерациональное |Определение доли | 
| |использование персонала |текучести кадров и | 
| |Сокращение объема |простоев | 
| |производства | | 
|2.5.Стратегия профсоюза |Кадровая политика |Переговоры |  В условиях рыночной экономики на смену административным методам
управления персоналом все активнее приходят формы работы с кадрами,
основанные прежде всего на заинтересованности в количестве и качестве
труда, росте квалификации и профессионализма, конечных результатов
работы. Усиливается роль и значение потребностей, интересов, мотивов и
стимулов.  Подробное исследование проблемы формирования и развития моти-
вационного механизма эффективного труда, роли зарплаты в условиях
рыночных отношений проведено в ряде фундаментальных работ. Отмечено,
что традиционно действующая, основанная на гарантированных тарифных
ставках и должностных окладах, система оплаты труда не
заинтересовывает работника трудиться более производительно и
качественно, максимально реализовывать свой физический и
интеллектуальный потенциал. Поэтому одной из главных задач в
управлении персоналом становится возрождение экономической функции
заработной платы.  В качестве перспективных форм оплаты труда применяются различные
виды бестарифных систем, в том числе с использованием шкалы социальной
справедливости, шкалы оценки квалификации, коэффициентов трудового
участия, или трудового вклада, “плавающих” окладов и т.п. Однако,
несмотря на разные точки зрения и подходы как отечественные, так и
зарубежные ученые подтверждают необходимость взаимосвязи
вознаграждений за работу и результативности производства.  Характерной особенностью управления персоналом в современных
рыночных условиях является вынужденное или плановое
высвобождение (сокращение) персонала, вызванное чаще всего
продолжающимся сокращением объема промышленного производства в
основных отраслях народного хозяйства. С экономической токи зрения
высвобождение персонала означает устранение излишней численности
персонала и его качественного несоответствия предъявляемым требованиям
с целью воссоздания нарушившегося равновесия между количественными и
качественными характеристиками рабочих мест и количественными и
качественными характеристиками персонала. Это означает преодоление
ситуации, при которой расходы на соответствующих работников
непропорциональны их трудовому вкладу. Поэтому сокращение персонала и
изменение его качественного состава является экономической
необходимостью.  Конкретными обстоятельствами, при которых происходит сокращение
персонала, являются:  - сокращение происходит на тех рабочих местах и в том количестве,
где имеется избыток и несоответствие персонала;  - используемый вариант сокращения должен быть реально осуществим
и выверен с правовой точки зрения;  - необходимо минимизировать расходы, связанные с сокращением
персонала;  - не должно возникать последующих затрат, связанных с ухудшением
климата на предприятии, потерей имиджа или необходимостью производить
набор новых работников при изменившихся внешних условиях. Чтобы
избегать конфликтов при сокращении, доводы и решения по сокращению
должны быть убедительны, а так же чтобы в каждой конкретной ситуации
находились компромиссные решения. В настоящее время рекомендуется
применять различные варианты высвобождения персонала. Наиболее широко
встречаются следующие, используемые, в частности, и на заводе 
“Электрощит”.  Прекращение найма. Это обозначает, что на рабочие места,
высвобождаемые в результате естественной текучести персонала новые
сотрудники не нанимаются. Опыт показывает, что прекращение приема
обеспечивает за год сокращение на 5% и более от общей численности.  Перемещение с закрываемых рабочих мест на новые, которые могут вводится как ввиду резких изменений в сфере деятельности предприятия, так и ввиду их открытия в связи с переходом на новое штатное расписание.  Сокращение регулярной продолжительности рабочего дня.  Отмена (сокращение) сверхурочных.  Введение сокращенного рабочего дня и активизация использования договоров о занятости неполный рабочий день.  Прекращение выдачи на сторону заказов, которые предприятие может выполнить собственными силами.  Введение укороченной рабочей недели. Сокращение рабочего времени практически становится “мотором” рационализации и повышения производительности. В этом варианте происходит сокращение заработной платы.  Отдельные мероприятия по сокращению персонала, включающие денежные компенсации (тем сотрудникам, которые добровольно уйдут с предприятия).  Может быть принята следующая формула для расчета компенсации (К),
действующая на заводе “Электрощит”:  К= Возраст х Стаж х Месячная зарплата /100  Максимальный размер при этом ограничен 12 месячными зарплатами
квалифицированного рабочего ( примерно, 30 тыс. руб)[7]  На промышленных предприятиях возможны различные подходы к
управлению персоналом. В современной производственной практике можно
наблюдать основные черты тейлоровской стратегии управления на
производствах с технологически расчлененными, мало меняющимися
работами, например, монтажные работы, обслуживание прессов, швейные
работы, ввод данных в компьютеры и т.д. Предпочтение в этих случаях
отдается работоспособным, исполнительным работникам с относительно
невысокой квалификацией. Нанимаемые работники при соответствующем
инструктаже в короткий срок надежно осваивают свои обязанности. За
надлежащим выполнением задания и норм следит мастер. Главным
инструментом мотивации является вознаграждение в зависимости от объема
выполняемой работы в сочетании с заданной нормой производительности. В
условиях все более и более усложняющихся производственных и
экономических отношений и, обусловленного этим повышения
функциональных требований к персоналу, такой подход часто не
обеспечивает достижения поставленных целей.  В настоящее время, особенно за рубежом, находит все более
широкое применение интегрированная стратегия управления персоналом. 
Концепция этой стратегии предполагает, что работающий человек мыслит
самостоятельно и заинтересованно относится к труду. Поэтому человека
на производстве воспринимают как главный ресурс, как ценность,
стимулируют его развитие и используют в соответствии с его конкретными
возможностями. Здесь привлекают высококвалифицированных сотрудников с
желанием трудиться. Работникам назначаются задания, которые позволили
бы им полностью реализовать и повысить имеющуюся у них квалификацию. 
Функция оплаты труда становится не только инструментом достижения
наибольшей производительности, сколько эквивалентом
производительности, достигаемой на основе высокой квалификации,
сознательного отношения к труду и соответствия профессиональным
нормам.  Глава 2. Система управления персоналом предприятия.  2.1 Характеристика системы управления персоналом предприятия.  В условиях перехода к рыночной экономике резко сократился спрос на отечественную электротехническую продукцию. Из-за этого на ОАО  “Самарский завод “Электрощит” скопились большие запасы готовой продукции, произошел резкий спад производства и реализации продукции.  Финансовое положение предприятия последовательно ухудшалось.  Динамику объема реализованной продукции (в денежном выражении) можно проследить по таблице 4. В 1994г. объем реализованной продукции по отношению к 1991 г. (в сопоставимых ценах) сократился на 60%, средняя заработная плата сократилась на 42%. Начался отток квалифицированной рабочей силы.  В начале 90-х гг. на предприятии был разработан стратегический план “выживания” и последующего подъема производства. С применением методов системного анализа и декомпозиции, разработанных было обосновано дерево целей и задач предприятия на периоды 1991 - 94 гг. и  1995 - 98 гг. с детализацией до целей и задач отдельных подразделений.  Генеральную цель предприятия для первого периода определили так:  “Реализация скопившейся на складах электротехнической  Таблица 4  Динамика объема реализованной продукции |Наименование показателей|1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 | 
| | | | | | | | | | 
|( годы) | | | | | | | | | 
|Объем |В |163,3|2090,|18824,|54044,|18494|21926|33000|39170| 
|реализов|действительных| |5 |7 |0 |5 |5 |0 |0 | 
|ан | | | | | | | | | | 
|продукци|ценах | | | | | | | | | 
|и | | | | | | | | | | 
|(млн. | | | | | | | | | | 
|руб.) | | | | | | | | | | 
| |в сопоставимых|53658|44700|345000|228000|23610|26940|33000|36200| 
| | |5 |0 | | |0 |0 |0 |0 | 
| |ценах | | | | | | | | | 
| |в % к 1991 г. |100 |83,3 |64,3 |42,5 |44,0 |50,2 |61,5 |73,0 |  Таблица 5  Динамика структуры выпускаемой продукции |Структура выпускаемой N. |1991|1992 |1993|1994|1995|1996|1997 |1998 | 
|годы продукции в % N. | | | | | | | | | 
|Электротехника |58,6|57,6 |47 |43,8|54 |66.5|63,0 |68,0 | 
|Профили и панели |30.1|34,2 |36,8|35,9|28,8|19,3|16,9 |19,0 | 
|Товары народного |2,7 |1,9 |13.4|18,6|15,6|12,8|13.5 |12,0 | 
|потребления | | | | | | | | | 
|Прочая продукция |8,6 |6,3 |2,8 |1,7 |1,6 |1,4 |6,6 |1,0 | 
|Итого |100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 | 
|Доля новой продукции в |- |8 |12 |14 |19,6|54,4|30,9 |40,0 | 
|общем | | | | | | | | | 
|объеме (%) | | | | | | | | |  продукции. Диверсификация производства”, для второго периода  -“Увеличение выпуска электротехнической продукции на 12- 13%. Доведение объема реализации продукции до уровня не ниже 0,75 от объема 1991 г.  Результаты обоснования целей предприятия в целом и системы управления персоналом как составной части предприятия легли в основу разработки комплекса взаимосвязанных мер по реорганизации производства и повышению эффективности управления персоналом.  Ниже излагаются наиболее значимые аспекты этого комплекса, характеризующие систему управления предприятия в целом и систему управления персоналом, как ее составной части, функционирующих в совершенно новых экономических и организационных условиях:  Для достижения целей первого этапа были реализованы следующие меры.  1. Расширены направления маркетинга, что позволило выявить новую нишу для электротехнической продукции на отечественном рынке - поставка оборудования для оснащения нефтяных и газовых месторождений, т.к. в следствии некоторого увеличения объема добычи нефти и газа и освоения новых месторождений изменилась потребность в электротехнической аппаратуре для обустройства месторождений.  2. Произведена диверсификация производства - освоен выпуск таких новых видов продукции, как строительные профили и настилы, профилированные строительные панели с утеплителем из пенополиуретана, гаражи, торговые павильоны и киоски, теплицы из перечисленных выше профилей и панелей, металлический штакетник, лопаты и т.п. Их доля в общем объеме производства увеличилась в 1.7 раза и достигла в 1994г. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |