Борьба с теневым сектором экономики
представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов.
Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше
ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные
факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны
включать экономические, правовые и социальные аспекты.В настоящее время
применяются такие меры как:
·
реформирование налоговой системы, способствующее
выводу части дохода из теневой сферы;
·
ужесточение борьбы с коррупцией;
·
меры по возвращению вывезенных из страны капиталов
и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного
инвестиционного климата в стране;
·
выявляются подпольные производства (например, в
ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;
·
усиление контроля над финансовыми потоками,
препятствующее отмыванию грязных денег.
Во властных государственных структурах,
общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к
решению проблем "теневой" экономики.
Первый - радикально-либеральный, реализуемый с
конца 1991 - начала 1992 года и связанный с целевыми установками на
сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги
воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы
"теневой" составляющей отечественной экономики и образование мощных
финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной
стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего
малого бизнеса, - с другой.
Второй - репрессивный подход возник как
своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает:
расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой
инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия
спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение
законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление
мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода
можно рассматривать принятие в России Государственной Думой в первом чтении
представленного Минфином РФ законопроекта "О государственном контроле за
соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими
лицами доходам". Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку
государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль
расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным
путем, во-первых, выявить доходные действительные параметры состоятельных групп
населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств,
в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного
прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к
причинам разбухания "теневой" части экономики. Их много, но главные
замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют
отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от
неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за
границу, криминализируют общество.
В общем, поскольку в законопроекте упор сделан
на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению
"теневой" деятельности в легальную, то экономические результаты его
принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо
расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных
тенденций - их усиление.
Формируя концептуальную основу линии в
отношении "теневой" экономики, следует иметь в виду три
обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и
административно - распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима
смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой
реформационной модели должны быть поставлены интересы отечественных
производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены
предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые
увязли в "теневой" экономике.
С учетом вышесказанного необходимо, с одной
стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять
специальную программу интеграции на здоровой основе "теневой" и
легальной экономики. Необходим, конкретнее, нацеленный на параллельное решение
этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием
законодательства в направлении обеспечения должных условий развития
предпринимательства.
В настоящее время легализация
"теневых" капиталов, направляемых в легальную экономику, - едва ли не
единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник
крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало
предпринимателя "в тень" и теперь обязано предоставить последнему
возможность из нее выйти. Карательные меры к "теневикам" -
предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов.
Заставить эти средства работать для общего дела - задача, достойная истинных
реформаторов.
Примерно такое же положение и с коррупцией:
бороться с ней можно единственным способом - уничтожая условия её
существования. Силовые меры приводят только к тому, что услуги коррупционеров
дорожают и эти расходы, в конечном счёте, ложатся на плечи нижестоящих
экономических субъектов.
Итак, в России, Беларуси и Украине
параллельно легальной экономике существует теневая, сопоставимая с ней по
масштабам. При этом в теневой экономике формируется примерно тот же набор
механизмов, что и в официальной легальной хозяйственной системе. В ней
действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения
контрактов, существует специфический набор профессий со своим кодексом
поведения, и работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые
механизмы изменили жизнь миллионов людей, создав особые условия работы предприятий
на территории всего бывшего Советского Союза. В сложившейся ситуации можно
говорить даже о «теневом порядке» постсоветского пространства. Вряд ли эти
механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения в
короткое время. Стоит рассчитывать на постепенную эволюцию теневых отношений,
смягчение и легализацию некоторых из них, а также медленное изживание
неприемлемых для цивилизованного общества норм при условии, что этот процесс
будет находиться под пристальным вниманием государственных структур и носить
подконтрольный, регулируемый характер. Это должно привести в будущем к
изменению характера взаимоотношений в экономике Украины, Беларуси и России.
ГЛАВА 3
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ И
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Ситуацию с проблемой теневой экономики в
Республике Беларусь можно оценить не более оптимистично. Не смотря на то, что
уровень теневой экономики, подпадающей под действие Уголовного кодекса,
достигает в Белоруссии 25 %, что является одним из самых низких показателей в
СНГ, тем не менее, сокращение доходов населения почти в четыре раза и снижение
уровня средних зарплат со 110 долларов в начале 1998 года до 30 долларов весной
2001 года во многом способствовали развитию т.н. «серой» экономики, оказавшейся
спасительной в условиях экономического кризиса в стране. «Серая» экономика -
вид экономической деятельности, осуществляемой с нарушениями административного
законодательства. Примерами могут служить частное репетиторство, частные медицинские
консультации, «челночная» и рыночная торговля без уплаты налогов. Уровень «серой»
экономики оценивается почти 80 % от официального ВВП. Прямым следствием такого
рода экономической деятельности явился уход в «тень» валютного рынка страны [10,
с.69].
Ни для кого не секрет, что в стране действуют
две параллельные системы: одна – официальная банковская, другая – «черный»
валютный рынок. Причем, согласно оценкам экспертов, по размеру оборота «черный»
рынок не уступает «белому», а, возможно, его превосходит. Обе системы имеют
установленные места совершения валютных операций, производят котировку валюты
через кросс-курс, имеют охрану, свою инкассацию, у кого писаные, а у кого не
писаные правила. Иными словами, обе системы четко организованы. При этом курс
Национального банка хотя и поощряет экспорт, но по существу является условным,
так как не отражает настоящую стоимость "зайца".
Согласно официальной статистике, валютный
оборот банков республики еще недавно составлял $160 млн. ежемесячно. Таким
образом, даже если взять за основу $2 млрд., о которых говорит главный банкир
страны Петр Прокопович, то, умножив $160 млн. на 12 месяцев мы получим все те
же $2 млрд. То есть теневая «валютная экономика» сопоставима с официальной.
А если взять в расчет то обстоятельство, что за последнее время банковский
валютный оборот упал в 5-6 раз (такие данные привела «Советская Белоруссия»),
то несложно посчитать, что еще $120 млн. в месяц ушли с официального рынка в
тень. В год это составит еще полтора миллиарда долларов.
А теперь займемся расчетами на примере одного
отдельно взятого города. Например, Могилева.
Первый аспект – «челноки».
В Могилеве в среднем отправляются еженедельно
в Москву и Гродно за товарами 25 автобусов, в которых находится в среднем 15
человек, у каждого из которых в среднем по $700. Итого в год 25х15х700х52, т.е.
$ 13 млн. 650 тыс.
В среднем каждую неделю из Могилева уходит 5
автобусов (по 15 человек) в Польшу. Здесь у пассажиров в наличии где-то по
$2000: 5х15х2000х52, итого – $7 млн. 800 тыс. Таким образом, только из Могилева
автобусами ежегодно вывозится как минимум $22 млн.
Вторая составляющая – «отпускники».
В городе проживает около 400 000 жителей. Если
допустить, что хотя бы 10 тысяч человек ежегодно выезжает в отпуск за пределы
Беларуси и берет с собой хотя бы $500, то это составит $5 млн.
Третья группа – «случайные странники».
Из Могилева в Москву ежедневно отправляется
поезд, в котором 1600 мест. И поскольку поездов с подобным маршрутом достаточно
много (в основном, транзитных), будем считать, что единственный собственно
могилевский полностью заполнен платежеспособными гражданами. Итак, только
официальные командировочные по $85 в сутки (а люди едут минимум на двое суток)
составят для этих граждан $170, то есть менее двухсот долларов никто не везет.
Итого на поезде уезжает самый минимум -- 1600х200х365 (дней в году) = $116 млн.
800 тыс. в год.
Под номером 4 – автолюбители.
Автобусы и поезда не единственный вид
транспорта. В командировки и за товаром приблизительно такое же количество людей
едет на личном и служебном авто, где к традиционным расходам прибавляется
покупка бензина, проживание и питание. Если считать по минимуму, то не менее
$100 млн. в год вывозится таким образом.
Они же под номером 5.
В прошедшем году в Могилевскую область ввезли
13000 подержанных иномарок (речь идет о растаможенных, т.е. тех, что не
разобраны на запасные части). Возьмем среднюю цену за единицу – $2500. Значит,
в год на машины за рубежом потрачено 13000х2500, то есть как минимум $32 млн.
500 тыс.
А теперь можно суммировать. Получим без малого
$280 млн.! Только по одной области. А если эту цифру умножить на 7 (шесть
областей и город Минск), то получим $1 млрд. 930 млн.
Но, как справедливо указывают эксперты, те,
кто промышляет на разнице цен дедовским «коробейничьим» способом – далеко не
вся республика. Чтобы хотя бы по минимуму учесть валютный оборот в
промышленно-коммерческой сфере, эту цифру надо удваивать. Итог о – $4 млрд.
Таким образом, если выражаться банковским языком, $ 4млрд – это только активы
валютного оборота. Сам собой напрашивается вывод: коль банки валюту на продажу
не имеют, а потому ее не продают, значит, этот оборот теневой.
Таким образом, только по минимальным расчетам
в стране имеется приблизительно $ 4-5 млрд. Эта цифра не только сопоставима с
доходами государственного бюджета в 1998 году, но даже превышает их. Но эти
деньги фактически изгнаны из официального оборота.
Жесткая централизация экономики Белоруссии в
конце 90-х гг. привела к тому, что все базовые решения в сфере экономической
политики - от ценообразования до валютного регулирования принимаются главой
государства, а от административного аппарата зависит предоставление льготных
кредитов, льгот по таможенным сборам с дальнейшим реэкспортом в Россию, льгот
по ценообразованию, обмену валют по льготным курсам, взаимозачетам по бартерным
операциям и т. д. По мнению большинства экспертов, крупнейшим субъектом
хозяйствования нынешней Белоруссии является Управление делами президента,
контролирующее (путем допуска «своих» предприятий к многочисленным льготам и
госзаказу) наиболее прибыльные сферы экономики: торговлю нефтью и
нефтепродуктами, природным газом, металлами, химической продукцией, лесом,
льном, табаком и водкой. В Белоруссии сейчас фактически сложились три бюджета:
официальный (около 2 млрд. долларов в год), внебюджетные фонды (например,
Чернобыльский) и президентский, который формируется за счет деятельности
Управления делами, части таможенных сборов, размещения средств в оффшорных
зонах и распродажи военной техники, доставшейся Белоруссии от СССР. Причем
размеры этого фонда абсолютно засекречены: эксперты оценивают его в 50 - 100 %
от официального бюджета.
Очевидно, что тяжелая экономическая ситуация,
сложившаяся в Белоруссии после распада СССР, явилась основной причиной бурного
развития «серой» экономики и теневого сектора в рамках административного
регулирования экономической деятельности в государстве.
В Беларуси объем теневого сектора экономики
согласно расчетам НИИ статистики при Минстате не превышает 12% ВВП [5, с.16].
Однако эта цифра не является точной оценкой реальных экономических процессов,
происходящих в стране.
Анализ выявляемых правоохранительными органами
правонарушений свидетельствует о существовании значительного скрытого от
официального учета и статистики оборота зарегистрированных фирм и
предпринимателей. Если к теневым экономическим операциям причислить и
нелегальные, в том числе криминального характера, которые не учитываются
официальной статистикой, доля теневой экономики в Беларуси может достигнуть 30%.
Несмотря на то, что теневая составляющая
завоевала прочные позиции фактически во всех сферах экономической и социальной
жизни, точно определить ее масштабы в настоящее время невозможно.
Основная причина – отсутствие надежной
первичной информации. Невозможно правильно измерить то, что прячут.
Особенностью незаконной деятельности в постсоветском пространстве является ее
осуществление на крупных государственных предприятиях, где часть финансовых
операций скрывается. И выделить ее в едином товарно-денежном потоке чрезвычайно
сложно. Необходимо применять специфические методы исследования, рассчитанные на
то, что прямая информация в принципе не может быть получена.
Одним из таких методов является, например,
способ примерного определения динамики производства на основе наблюдения за
производством и потреблением электроэнергии, транспортных перевозок и другими
косвенными показателями, поддающимися учету. В ряде случаев этот метод дает
хорошие результаты. Однако необходимое условие его применения – рыночные цены
на электроэнергию и грузоперевозки. Если же цены являются регулируемыми и не
отражают действительную стоимость электроэнергии или существует возможность
длительное время не оплачивать ее потребление ввиду имеющихся социальных и
других льгот, то динамика потребления электроэнергии, как и перевозок, может
значительно отличаться от динамики производства не только по величине, но даже
и по направлению.
Для расчета скрытых доходов домашних хозяйств
часто применяется балансовый метод, основанный на сопоставлении всех учтенных
доходов домашних хозяйств с их расходами на конечное потребление, накопление и
прирост финансовых активов (наличных денег у населения, вкладов в финансовых
учреждениях, ценных бумаг).
Как правило, расходы оказываются значительно
выше декларируемых доходов и позволяют выявить уровень теневой деятельности. В
Беларуси значительную часть доходов домашних хозяйств составляют поступления от
занятия незарегистрированной в установленном порядке деятельности в сельском
хозяйстве, строительстве, так называемой «челночной» торговле.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|