ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ И СТРУКТУРЫ
ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В СНГ. МЕТОДЫ БОРЬБЫ
Теневой сектор в европейских республиках СНГ
возник еще в 80-е годы во времена существования СССР. Поэтому, говоря о
проблеме теневой экономики в России, Беларуси и на Украине на современном
этапе, представляется необходимым обратиться к исторической ретроспективе. Так,
в советское время теневая экономика охватывала виды хозяйственной деятельности,
находившиеся вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов
управления, включая ЦК КПСС и его исполнительные органы. К числу распространенных
теневых видов деятельности тогда относились: бартерные обмены;
несанкционированное совместительство (дополнительная занятость); поставки
продукции «неприкрепленным» потребителям; неплановое строительство; выпуск
неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск в коммерческий оборот
материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья
и материалов; деятельность «фарцовщиков»; оказание за плату или «по блату» услуг,
которые должны были оказываться бесплатно; взятки при поступлении в ВУЗ и за
принятие любых других решений; валютные операции и т.п.
Теневая экономика включала в себя три части:
1) во-первых – «легкую», то есть хозяйственную деятельность, не контролировавшуюся
властями, прямо не связанную с нарушением законов, или находящуюся в сферах,
которые закон не регламентировал вообще;
2) во-вторых – «среднюю», представлявшую собой нарушение советских
законов, но легитимную в странах с рыночной экономикой;
3) в-третьих – «тяжелую», связанную с прямым нарушением законов как
советских, так и принятых в странах с рыночной экономикой.
К «легкой» теневой экономике относились,
например, широко распространенная несанкционированная дополнительная занятость
(люди, числящиеся на работе, но реально не работающие, большую часть зарплаты
которых получали и распределяли руководители-работодатели) или деятельность
работников, выбивающих для своего предприятия дефицитные ресурсы; к «средней» -
частное предпринимательство, валютные операции, бартерные сделки, оказание
услуг за плату в частном порядке; а к «тяжелой» - торговля наркотиками,
воровство, коррупция, мошенничество и рэкет.
Довольно сложно дать оценку уровня теневой
экономики СССР на том этапе из-за практически полного отсутствия отечественных
исследований по данной тематике, однако некоторые западные ученые все же
приводят следующие цифры: в 1973 году в СССР теневая экономика составляла 3 -
4% ВВП, что было значительно ниже, чем в странах с рыночным хозяйством. При
этом, однако, данные исследований проводившихся в начале 80-х годов позволяют
сделать вывод, что за редким исключением все директора предприятий и большая
часть линейных руководителей (начальники цехов, участков, мастера и др.)
регулярно осуществляли деятельность в рамках «легкой» и «средней» теневой
экономики. Прежде всего, это относилось к таким отраслям, как агропромышленный
комплекс, строительство, нефтехимия, торговля, легкая и пищевая промышленность,
жилищно-коммунальное хозяйство. Таким образом, в работе руководителей этих
отраслей была постоянная теневая составляющая. Самыми распространенными видами
теневой деятельности были бартерные обмены материальными ресурсами, продажа
ресурсов (стройматериалов, горюче-смазочных материалов, продовольственных
товаров и др.) «на сторону», взятки за принятие нужных «клиенту»
управленческих решений и оказание услуг в частном порядке [14, с.215].
В 70-е - начале 80-х годов теневая
деятельность в СССР становится элементом социально-экономической
системы, превратившись в экономический институт советского общества, в
результате чего сформировалась экономика, параллельная официальной, без
которой последняя в 70-80-е годы уже не могла нормально функционировать. Иными
словами, в советской хозяйственной системе теневая экономика начала выполнять
важные функции:
Первая функция - экономическая, состоявшая в компенсации недостатков работы официальной советской
экономики. Несовершенство социалистической системы планирования, выражавшееся в
развитии диспропорций в различных отраслях хозяйственной деятельности,
компенсировалось наличием теневой составляющей, позволявшей предприятиям
устанавливать неконтролируемые сверху горизонтальные связи.
Вторая функция - социальная заключалась в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей.
Они не могли реализовать себя в официальных структурах, не создававших в рамках
общественной собственности ни мотивации, ни условий для работы людей,
стремившихся самореализоваться, владеть собственностью и получать адекватное
вознаграждение за свой труд. Даже если доля таких людей составляла всего лишь
немногим более 1% населения страны (по официальной статистике), то их число
превышало бы миллион человек. В действительности же их было много больше: к
ним в той или иной мере относилось большинство хозяйственных и партийных
руководителей как внизу (на уровне предприятия), так и наверху (на уровне
республиканских и союзных органов власти). Большая часть теневых операций
осуществлялась для решения критических проблем предприятия, предотвращения
остановок производства, удержания людей на том или ином участке и внедрения
новых технологических решений, несанкционированных сверху. Таким образом,
теневая экономика предоставляла возможность самореализации для самой
предприимчивой части советского общества. Безусловно, дух предприимчивости и
развитые потребительские ориентации «теневиков» не соответствовали официальной
советской идеологии, а их экономическое поведение нередко вступало в
противоречие с требованиями финансовой дисциплины и законов СССР.
По данным М. Ласко масштабы теневой экономики
в постсоветских странах в 1989-1995 гг. могут быть оценены следующим образом
(табл. 1).
Таблица 1. Масштабы теневой экономики в
постсоветских странах
(согласно методике М. Ласко), %
Страны
|
1989
|
1990
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
Россия
|
|
|
|
37,8
|
36,0
|
39,1
|
39,2
|
Украина
|
|
|
28,1
|
37,4
|
47,0
|
54,6
|
52,8
|
Азербайджан
|
|
|
31,2
|
43,9
|
47,9
|
50,5
|
52,8
|
Беларусь
|
|
|
21,2
|
33,7
|
40,3
|
44,3
|
46,4
|
Эстония
|
16,9
|
22,0
|
32,0
|
37,4
|
38,4
|
38,1
|
35,8
|
Грузия
|
|
|
33,3
|
58,0
|
61,3
|
67,1
|
57,0
|
Казахстан
|
12,0
|
13,9
|
22,4
|
33,8
|
33,1
|
38,5
|
37,9
|
Кыргызстан
|
12,9
|
14,8
|
16,9
|
27,7
|
36,8
|
39,2
|
35,1
|
Латвия
|
17,3
|
19,4
|
22,6
|
41,7
|
45,5
|
43,1
|
43,7
|
Литва
|
17,6
|
21,0
|
31,7
|
47,4
|
52,2
|
47,6
|
46,0
|
Узбекистан
|
12,0
|
15,7
|
23,7
|
26,4
|
27,5
|
29,4
|
29,5
|
Источник: Иванова Н.Н. Масштабы и динамика развития теневой экономики в
постсоциалистических государствах Евразии (обзор зарубежных исследований) //
«Экономическая теория преступлений и наказаний» – 2004 – №4. – с.11.
Исследуя влияние на величину теневой экономики
развития частной собственности, М. Ласко приводит следующие данные о доле
частного сектора и теневой экономики в ВВП в 17 странах Восточной Европы и
бывших республиках СССР (см. табл. 2).
Таблица 2. Развитие частного сектора и
теневой экономики
в постсоциалистических государствах
|
1989
|
1995
|
Страны
|
Доля частного сектора в ВВП
|
Доля теневой экономики в
ВВП
|
Доля частного сектора в ВВП
|
Доля теневой экономики в
ВВП
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Болгария
|
10
|
23
|
45
|
34
|
Беларусь
|
5
|
-
|
15
|
46
|
Чехия
|
5
|
22
|
70
|
22
|
Эстония
|
10
|
17
|
65
|
36
|
Грузия
|
10
|
-
|
30
|
57
|
Венгрия
|
15
|
25
|
60
|
30
|
Продолжение таблицы 2
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Казахстан
|
10
|
12
|
25
|
38
|
Кыргызстан
|
10
|
13
|
40
|
635
|
Латвия
|
10
|
17
|
60
|
43
|
Литва
|
10
|
17
|
55
|
46
|
Польша
|
15
|
23
|
60
|
24
|
Румыния
|
10
|
17
|
40
|
28
|
Россия
|
5
|
-
|
55
|
39
|
Словакия
|
10
|
27
|
60
|
28
|
Словения
|
5
|
22
|
45
|
23
|
Украина
|
5
|
-
|
35
|
53
|
Узбекистан
|
5
|
12
|
30
|
30
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|