Целый ряд
различного рода пособий, компенсаций и выплат не учитывается в составе
облагаемого дохода граждан и не подлежит обложению подоходным налогом. Среди
них:
·
пенсии и
различные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению,
·
выплаты
командировочных,
·
проценты
по вкладам в банках (в пределах процентной ставки ЦБ РФ) и т.д.
Не облагаются подоходным налогом зарплата и оклады военнослужащих, войск
МВД и налоговой полиции. В пределах установленных лимитов также освобождаются
от налогообложения стоимости призов, полученных на конкурсах, подарков,
выдаваемых предприятиями, и суммы материальной помощи, оказываемой за счет
предприятий.
Для всех
налогоплательщиков установлены также твердые скидки: из налогооблагаемого
дохода в порядке необлагаемого минимума (в размере ежемесячной минимальной
зарплаты) и на иждивенцев (минимальная месячная зарплата на каждого иждивенца).
Расчет налога
производится на основе годового дохода. С доходов, выплачиваемых в виде
заработной платы, и с некоторых других доходов налог удерживается при выплате
дохода. Для граждан, получающих только заработную плату в одном месте, такая
уплата налога является окончательной, остальные обязаны представлять налоговую
декларацию. Срок представления декларации — до 1 апреля года, следующего за
отчетным.
Нерезиденты, не
осуществляющие предпринимательской деятельности в России, но получающие доходы
из источников в России, не представляют налоговые декларации, и налог с них
удерживается у источника по единой ставке, равной 20%.
Налог на
добавленную стоимость.
Налогом на
добавленную стоимость облагаются продажи товаров и оказание услуг (выполнение
работ) на территории РФ, а также импорт товаров и услуг в РФ. Экспорт товаров и
услуг от НДС освобождается.
Плательщиками НДС
считаются любые предприятия и организации, осуществляющие продажи товаров,
оказание услуг или выполнение работ в рамках своей предпринимательской
деятельности. Предприятиями для целей обложения НДС признаются любые лица, как
юридические, так и физические, которые выполняют вышеуказанную деятельность от
своего имени и в свою пользу.
Стандартная
ставка НДС составляет 20%. Основные пищевые товары и товары для детей
облагаются по пониженной ставке, равной 10%. Освобождены от НДС следующие виды
деятельности: оказание банковских услуг, страхование, медицинские услуги,
образование, услуги в сфере культуры, пассажирские перевозки, продажа почтовых
марок и конвертов и др.
Подлежащий
внесению в казну НДС рассчитывается как разность между НДС, полученным от
покупателей товаров (услуг, работ) по выставленным на них счетам-фактурам (в
которых НДС должен указываться отдельной суммой), и НДС, уплаченным поставщикам
за приобретенные ресурсы, используемые в производстве (товары, материалы,
услуги или работы).
Другие
налоги.
Налоги на
имущество
предусмотрены как для предприятий, так и для физических лиц.
Налог на
имущество предприятий взимается с балансовой стоимости имущества предприятий.
Расчет налога ведется на основе среднегодовой стоимости имущества, при этом из
состава имущества предприятия исключается стоимость принадлежащей ему земли,
объектов жилого фонда и социально-культурной сферы, а также линий связи и
энергопередачи, путей сообщения, продуктопроводов и т.д. Ставка налога
устанавливается властями соответствующей республики (области), но не свыше 0,5%
налогооблагаемой базы. От уплаты налога освобождены бюджетные организации,
сельскохозяйственные и рыбодобывающие предприятия, религиозные объединения и
имущество, используемое для нужд народного образования и культуры.
Налогом на
имущество физических лиц облагаются находящиеся в их собственности жилые дома и
другие помещения и сооружения, а также водные и воздушные моторные суда и
транспортные средства.
Ставка налога для
строений и помещений составляет 0,1% их инвентаризационной стоимости, для
транспортных средств ставка налога определяется расчетным путем исходя из
мощности двигателя. От уплаты налога освобождены пенсионеры и участники войн.
Налог на землю взимается с собственников
земельных участков. Ставки налога устанавливаются на уровне республик и
областей и различаются в зависимости от качества земли и условий
хозяйствования.
Акцизы вводятся федеральным законом
как средство обложения продаж так называемых подакцизных товаров -
вино-водочных изделий, пива, табака, шоколада, икры осетровых и лососевых рыб,
автомобилей, ювелирных изделий, мехов и т.д. Акцизы также установлены для
определенных видов минерального сырья. Ставки акцизов различаются в зависимости
от вида товара, наиболее высокие - для алкогольных напитков и ювелирных
изделий.
Ряд налогов
взимается в целях формирования внебюджетных фондов.
Предприятия
выплачивают взносы в пенсионный и другие фонды социального страхования и
социального обеспечения. Эти взносы устанавливаются в форме начислений на
фонд заработной платы и составляют от 28% (взносы в пенсионный фонд) до 1,5%
(по страхованию от безработицы). Общая сумма таких начислений составляет около
40% фонда заработной платы. Из зарплаты работников также удерживается еще 1% -
как взнос в пенсионный фонд. (табл.1, приложение 1)
Для формирования
внебюджетного дорожного фонда установлен ряд налогов, важнейшие среди которых
следующие: налог на пользователей автомобильных дорог (ставка равна 2,5% суммы
общего оборота (выручки) предприятия), налоги на владельцев автотранспортных
средств и на продажи автомобилей.
Предприятия
облагаются также налогом на содержание социальной сферы. Ставки налога
устанавливаются на уровне местных органов власти, в московском регионе ставка
этого налога составляет 1,5% оборота (выручки) предприятия.
Таможенные
пошлины.
Экспорт товаров, как правило, таможенными пошлинами не облагается. Импортные
пошлины составляют от 5 до 100% фактурной стоимости ввозимого товара. Наиболее
высокими пошлинами облагается ввоз легковых автомобилей, алкогольных напитков,
пива, табачных изделий. Для товаров из развивающихся стран применяются пониженные
ставки таможенных пошлин, для товаров с неподтвержденной страной происхождения
ставки таможенных пошлин удваиваются.
В случае
нарушения налогового законодательства предусмотрены разнообразные виды санкций
— от штрафов, составляющих до 100% суммы укрытого от налогообложения дохода, до
тюремного заключения в особо серьезных случаях. [19. 130-141]
Основные налоги и
сборы Российской Федерации в 2004 г.представлены в табл.2 (приложение 2). [8. стр.9-10]
3. Налоговая
система РФ.
В условиях
рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система
является одним из важнейших экономических регуляторов, основой
финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Различные страны
строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической
теории о справедливости и эффективности налогообложения, с учетом новейших
научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом
неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории.
Взимаемые в
установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие
налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но
налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их
видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным
полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде
многообразных форм с множеством национальных особенностей.
Налоговая система
РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей,
взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц
на территории страны. [19.
стр.114-115]
История
налогообложения.
Государство не
может существовать без налогов. Это знали еще в древности, изобретая самые
причудливые формы налогообложения. Отметим некоторые крупные вехи в истории
налогообложения в России.
В XV в. возникло
посошное обложение, и соха превратилась в своего рода налоговую единицу. В
правление Ивана ΙV в связи с организацией стрелецких полков в качестве
податной единицы была введена «большая московская соха», и размер налога стал
зависеть от земельной площади и численности рабочих рук в подворье. Кроме того,
возникли так называемая пищальная подать и налоги на городское и засечное дело,
связанные с потребностями укрепления границ.
Заметную роль в
совершенствовании российского налогообложения сыграла деятельность Б.И.
Морозова (1590-1661) - крупного землевладельца, удачливого предпринимателя,
правителя финансов при царе Алексее Михайловиче Романове. Посошная подать была
преобразована в подворную и “живую четверть”, предполагавшую в качестве
субъекта налогообложения крестьянский двор, были также введены чрезвычайные
меры по контролю за взиманием податей, ужесточены наказания за неплатежи. В то
же время увеличение налоговых поступлений проводилось главным образом за счет
изъятия льгот - так называемых “тарханов”, которыми пользовались монастыри,
некоторые купцы и иностранные гости. В 1648 г. Морозов повышает косвенные
налоги на предметы потребления и вводит печально знаменитый в России налог на
соль.
При Петре 1
подворное, или подымное, или поворотное, налогообложение было заменено
подушным. Для этого провели перепись населения мужского пола. Размер податей
устанавливался исходя из потребностей на содержание армии и управления. В 1724
г. с крепостного крестьянина брали 74 коп., с казенного - 1 руб. 14 коп., так
как он не платил повинностей помещику, и с городских людей - 1 руб. 20 коп.
М.Д. Чулков
(последняя треть XVΙΙΙ в.) предлагал налагать подать на лица по
“имению и прибытку каждого подданного”. Ориентация на имущественный и
подоходный налоги была, безусловно, прогрессивной, она опережала воззрение на
этот предмет Сперанского и декабристов.
К числу
экономистов-реформаторов ХIХ в. принадлежал и Николай Иванович Тургенев
(1789—1827), который предлагал ввести систему налогообложения, основанную на
принципах А. Смита. Налоги должны взиматься со всех граждан соразмерно с их
доходами; размер и условия оплаты налогов должны быть точно определены и известны
как плательщику, так и сборщикам; время платежа должно устраивать плательщика;
издержки по сбору налогов должны быть незначительными. Налоги не должны мешать
накоплению капитала и возрастанию производства. Тургенев разделял налоги на три
категории: от земли, от доходов на капитал и от трудовых результатов. Он
высказывал мысль о том, что налоги на заработную плату не должны уменьшать ее
реальную величину, т.е. меняться в зависимости от спроса на труд. Точно так же
и налоги на доходы от капитала должны зависеть от рыночной конъюнктуры и
возможности переложить их на цену. Налог не должен затрагивать капитал.
Подобный же подход Тургенев распространяет на пошлины, на налогообложение
операций с ценными бумагами, на куплю-продажу недвижимости и т.д. [3. стр.195-197]
Современная
налоговая система.
Современная
налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991-1992 гг., в период
кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям.
Отставание опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые
сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный
кризис в стране – все это непосредственно повлияло на ее становление.
Существующая российская налоговой система создавалась на базе опыта зарубежных
стран. Благодаря этому она по общей структуре и принципам построения в основном
соответствует общераспространенным в мировой экономике система налогообложения.
Однако основные элементы российской налоговой системы не копировались полностью
с западных образцов, а формировались с учетом национальной специфики. [20. стр.180]
Правовая база
налогообложения в РФ начала формироваться с 1991 г. Но, как показала практика,
она оказалась далека от совершенства. Поэтому более десяти лет ведутся
острейшие дискуссии по поводу действующей системы налогообложения. Полемикой
охвачена как экономическая сторона налоговой системы: ее чрезмерная
обременительность, превалирование фискальной функции налогов над регулирующей,
так и правовая сторона. К сожалению, нормы налогового законодательства страдают
нечеткостью, нестабильностью и даже противоречивостью. Это сказывается и на
непонимании гражданами налогового законодательства, и на выполнении своих
конституционных обязанностей, на мерах ответственности, применяемых за
нарушение законодательства о налогах, и на пополнении доходной части бюджета, а
значит, на уменьшении дефицита бюджета, а также на составлении бюджета каждой
семьи.
Существует два
мнения по поводу действующей налоговой системы России. Согласно первому, она в
целом отвечает коренным преобразованиям в экономике, но требует революции в
Российском налоговом законодательстве. В противоположность этому, по мнению
других, налоговая система не отвечает требованиям современности, она «юридически
не состоятельна», довлеет над предпринимателем с самого начала
предпринимательской деятельности и в данный момент “назрела необходимость
проведения кардинальной реформы”.
К настоящему
времени в РФ сложилась налоговая система РФ, которая не может считаться
окончательной и постоянно находится в процессе развития.
За время функционирования
налоговой системы были выявлены некоторые ее недостатки: многочисленность
налогов, надуманность отдельных налогов (сбор за местную символику, сбор за
киносъемку), нестабильность налогового законодательства. Налоговая система
нуждается в постепенном совершенствовании. Все устанавливаемые в стране налоги
имеют единую цель - формирование бюджетов, обеспечивающих каждому гражданину
РФ, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации или муниципального
образования он проживает, гарантированный Конституцией РФ минимум социальных
благ, и единую базу - доходы физических и юридических лиц, изъятие которых не
может превышать налогового предела. Единство цели, единство базы определяют
взаимосвязь и зависимость всех взимаемых налогов, и необходимость
централизованного регулирования основных вопросов, принципов взимания.
Для успешного
функционирования налоговой системы государства необходимо постоянно совершенствовать
законодательную технику в соответствующей области. [17. стр. 49-56]
4. Направления
развития современной налоговой системы России.
В настоящее время
одним из главных препятствий на пути развития экономики и предпринимательства
является несовершенство налоговой системы России. Она формировалась в условиях
спада производства и инфляции, имеет ярко выраженный фискальный интерес, и роль
регулирующей функции в ней значительно принижена.
Важнейшим
принципом налоговой системы должен быть приоритет производства над интересами
бюджета. Однако налоговая политика правительства постоянно вытесняет капиталы
из производственного сектора и не позволяет развиться нормальному
инвестиционному процессу. Сформировавшаяся система налогообложения, по сути,
блокирует важнейший источник внутренних инвестиций - добавочный доход. В результате
наблюдается постоянный отток национального капитала за рубеж и низкий встречный
поток иностранного капитала.
Во всех развитых
странах основными стимулами к реформированию налогообложения являются
стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты,
эффективности и поиски способов для снятия всех налоговых преград на пути
экономического роста.
В «Концепции среднесрочной
программы Правительства РФ на 1997-2000 годы - структурная перестройка и
экономический рост» определены приоритетные направления налоговой политики
России, которые сводятся к созданию стабильной и ясной налоговой системы и
формированию стимулов к повышению собираемости налогов. Поставленная в
программе цель — создание благоприятных условий для повышения эффективности
производства и укрепления доходной части бюджета - реализуется в трех
направлениях.
Первое
направление
достижение стабильности и определенности налоговой системы. Основными способами
реализации являются:
• определение
исчерпывающего перечня налогов и сборов;
• установление
предельных ставок региональных и местных налогов;
• отказ от
практики применения в качестве объекта налогообложения выручки от реализации;
• сокращение
числа налогов:
• устранение
противоречий налогового и иных видов законодательства;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|