Меню
Поиск



рефераты скачать Бюджетно-налоговая политика

АD1 = a + 0,8Y(1-0,28)+ I  =  a + 0,576Y + I 

и  АD2  = a + 0,8Y (1-0,20)+ I = a + 0,640Y + I.

Таким образом, благодаря мультипликативному эффекту и падению ставки пропорционального налога, повышается угол наклона линии совокупного спроса, что приводит к росту равновесного ВВП.

Однако это положение касается только пропорциональных налогов. Именно они играют роль автоматических стабилизаторов экономики. [1. стр. 285-287]

2.8. Кривая Лаффера.

Зависимость налого­вых поступлений от величины налоговой ставки была описана А. Лаффером. Графическое изображение указанной зависимости получило на­звание кривой А. Лаффера. (рис.3)

Поступления в госбюджет от налогов(Т)


 


     Тmax





                          50%               100%         Налоговая ставка(t),%

Рис.3. Кривая Лаффера.


Теоретические исследования А. Лаффера по влиянию налоговой ставки на величину ВНП (ВВП) и доходы государственного бюджета показали, что при росте налоговой ставки (t) до 30-40% достаточно высокими темпами растут и ВВП, и доходы государственной казны. Ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов Tmax. При переходе 50%-ного барьера налоговой ставки снижается деловая активность фирм и работников, увеличиваются масштабы теневой экономики, снижаются доходы бюджета.

Согласно кривой А. Лаффера, увеличение налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерности налогового бремени. Оно ведет к уходу многих производителен с рынка из-за банкротств и к уклонению от налогов. Результатом указанных действий стано­вится нежелательное уменьшение налоговых поступлений в казну.

На практике трудно дать точную оценку оптимальной ставки налога tА, после которой налоговые поступления начинают падать. Так, было установлено, что в Швеции tА соответствует налоговой ставке, равной приблизительно 70%. В середине 80-х гг. предельная налоговая ставка здесь была близка к 80% и при этих условиях ее уменьшение могло бы привести к росту налоговых сборов. В России снижение налога на прибыль с 35 до 24% и введение единой ставки подоходного налога в 13% также способствовало росту налоговых поступлений в бюджет.

Россия сегодня по налоговым поступлениям явно находится не в опти­мальной позиции, превышающей точку М.  В результате запланированная величина налоговых поступлений, превышающая 50 % ВВП, оказалась не­реальной. Фактически государство не может получить и 30-35% ВВП, что повлечет за собой задержку выплаты заработной платы работникам бюджет­ных организаций, усилению напряженности с ростом неплатежей предприя­тий друг другу.

Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать обра­зованию дополнительных сбережений и тем самым содействовать инвести­ционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расши­рению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.

Однако не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу же дать эффект роста валового национального продукта. Последний проис­ходит только при расширении инвестиционного процесса, особенно, когда появляется спрос на основной капитал. Спрос же на него варьируется в тече­ние цикла, а в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что ре­зультаты снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через годы. [9. стр. 188-201]


3. Государственные расходы.

Наряду с налогами важнейшим инструментом воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:

Ø  военные;

Ø  экономические;

Ø  на социальные цели;

Ø  на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

Ø  на содержание аппарата управления.


3.1. Государственные расходы и совокупный спрос.

Прежде чем перейти к рас­смотрению этого вопроса, нужно остановиться на ряде ограничений.

¨   Во-первых, нужно брать в рас­чет государственные закупки по импорту и экспортные поставки.

¨   Во-вторых, нужно исходить из того, что государственные расходы не оказы­вают воздействия на потребление и инвестиции.

¨   В-третьих, налоги рассмот­рим, как налоги на доход населения.

Исходя из данных ограничений влия­ния фискальной политики на совокупный спрос, предположим, что налоги равны нулю.(рис.4)

Совокупные расходы

C+I+G

 

 0          A1        B1      Е1               ВНП

Рис.4. Влияние государственных расходов на совокупный спрос.


По оси Х отложим величину ВНП, по оси Y  - сово­купные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и го­сударства на приобретение материальных благ и услуг. Состояние, при ко­тором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и го­сударством, т. е. будет равна их расходам, можно графически изобразить в виде прямой линии, идущей к оси Х под углом 45°. В любой точке этой пря­мой совокупные расходы равны ВНП в этой точке. Теперь введем график потребления СС. Точка А показывает то состояние, когда расходы населения равны его потреблению. В результате закупок пред­приятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций C+I. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке В достигается такое состояние, когда на весь произве­денный ВНП в объеме ОВ - будет предъявлен спрос населения и предприя­тий. Введение государственных расходов, которые оказывают воздействие, по­добное потребительским расходам и инвестициям, вызовет перемещение точки макроэкономического равновесия вверх по линии 45°. Государственные рас­ходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, стимулируют производство ВНП. В результате государственных закупок спрос увеличивается на величину государственных расходов под эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным расходам и будут представлены графически в виде прямой C+I+G. Расстояние между C+I+G и С+I показывает величину государствен­ных расходов на товары и услуги. Таким образом, государственные расходы оказывают точно такое же влияние на совокупный спрос, что и потреби­тельские расходы и инвестиции. Точка Е показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства.

Исходя из данных рассуждений можно записать, что BHП=C+I+G, где С - потребитель­ский расход населения, I - инвестиции предприятия, G - государственные расходы на закупку товаров и услуг.

Фискальная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос. Рост правительственных расходов повы­шает совокупный спрос, стимулирует выпуск продукции.  [11. стр. 257-259]

 

3.2. Воздействие фискальной политики на уровень ВНП.

Более высокий уровень ВНП увеличивает процентную ставку на фондовых рынках, которая, снижая действенность фискальной политики, снижает уровень инвестицион­ных расходов.(рис.5)

Процентная ставка

 




i’

i0

 


    

Фискальная политика, таким образом, воздействует на товар­ные рынки, сдвигая кривую IS, которая демонстрирует равновесие на товар­ных рынках. При неизменной ставке процента более высокий уровень государственных расходов будет увеличивать уровень совокупного спроса. Покрывая рост спроса, выпуск продукта должен увеличиваться. Это отражается сдвигом IS в положении IS'. Экспансионистская фискальная политика сдвигает кривую  IS вверх вправо, она увеличивает равновесный доход, но растет и равновесная ставка процента.

Если экономика первоначально находилась в равновесии в точке Е, то  мы движемся (при постоянной ставке процента) к точке Е". В точке Е" рынок товаров находится в равновесии, плановые расходы равны выпуску продукции. Но на фондовом рынке нет равновесия. Доход увеличивается и, следовательно, спрос на деньги становится выше. При ставке процента io спрос  на деньги превышает предложение денег. Этот избыток спроса на реальные денежные балансы увеличивает ставку процента. Но когда ставка процента растет, частные расходы сокращаются. Фирмы снижают планируемые инве­стиции и, таким образом, совокупный спрос понижается. Регулирование за­вершается в точке Е', где и товарный, и денежный рынки находятся в равно­весии - это новая точка равновесия. Сравнивая положение в точке Е' с пер­воначальным равновесным положением Е видно, что рост государственных расходов увеличивает и доход, и ставку процента. [12. стр. 197-200]


3.3. Мультипликатор  государственных расходов.

Итак, государственные рас­ходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального про­изводства и занятость населения. Подобно инвестициям, они также облада­ют мультипликационным или множительным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и.т. д. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государствен­ных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения госу­дарственных расходов на закупку товаров и услуг:

                                             Прирост ВНП

         MPG =

                                Прирост государственных расходов


Покажем суть этого мультипликационного эффекта. (рис.6) Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных расходов равновесное состоя­ние макроэкономики достигается в точке Е при объеме ВНП, равном 60 млрд. р.

    Совокупные расходы, млрд.р.

     0          60            80                       ВНП

Рис.6 Мультипликатор государственных расходов


Пусть объем государственных расходов вырос на 10 млрд. р., следовательно прямая С + I + G сдвигается вверх на 10 млрд. р. Теперь состояние макроэкономического равновесия будет достигаться в точке Е1, в которой ВНП уже составляет 80 млрд. р. Таким образом, приращение государственных расходов  на 10 млрд. р. привело к увеличению ВНП на 20 млрд. р. Исходя из этого можно сказать, что МРG в данном случае равен 2. По сути дела, МРG по своей  модели полностью совпадает с мультипликатором инвестиций. И если исходить из того, что МРС=1/2, то МРG= I /(I-MPC)=2. где MPC предельная склонность к потреблению. Каждый рубль, израсходованный государством на закупку товаров и услуг, увеличил ВНП на 2р., т. е. вызвал приращение вторичных расходов в народном хозяйстве.                         

Таким образом, рост объема государственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции. Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного проса и выпуска продукции. [26. стр. 412-414]

3.4. Действие фискальной политики в экстремальных ситуациях: ликвидная ловушка и классический случай.

Если экономика находится в ликвидной ловушке, при которой кривая LM горизонтальна, рост государственных расходов имеет максимальное влияние на равновесный уровень дохода. Ставка процента не меняется, следовательно, нет тормозящего действия роста госрасходов на национальный доход. (рис.7)


Рис.7 Ликвидная ловушка

Классический случай и эффект вытеснения частных инвестиций. Сначала рассмотрим, что собой представляет эффект вытеснения. Эффект вытеснения возникает тогда, когда в результате экспансионистской фискальной политики ставка процента повышается до такого размера, что уменьшаются частные расходы, особенно инвестиции. Если кривая LM проходит вертикально, то рост госрасходов не увеличивает равновесный уровень дохода, а лишь увеличивает ставку процента. (рис.8)

Рис.8 Классический случай

 Рост госдоходов сдвигает кривую IS до положения IS', но не оказывает влияния на доход. Если спрос на деньги не восприимчив к изменению ставки  процента (как подразумевает вертикальная LM), то существует единственный уровень дохода, при котором денежный рынок находится в равновесии. Та­ким образом, рост правительственных расходов не изменяет равновесный  уровень дохода, а только увеличивает равновесную ставку процента. Но если госрасходы увеличиваются, а уровень доходов неизменен, то это должно  компенсироваться снижением личных доходов. Рост ставки процента вытесняет частные инвестиции. Эффект вытеснения, точно определяя значение этого термина, означает снижение частных расходов (особенно инвестиций), в соответствии с ростом ставки процента в случае фискальной экспансии. Когда  кривая LM вертикальна, эффект вытеснения будет максимальным. График инвестиций показывает это. Если положительный наклон графика кривой сильнее, чем вертикальный, ставка процента при воздействии фискальной политики увеличивается медленно, и как результат, инвестиции снижаются незначительно. Размеры эффекта вытеснения, таким образом, зависят от на­клона кривой LM и, следовательно, от процентной зависимости спроса на деньги. Если в экономике наблюдается полная занятость, то рост товаров и услуг, закупаемых государством, должен означать, что любые другие сектора покупают меньше товаров и услуг в размере, равном наиболее высокому уровню госрасходов.

В экономике с недоиспользованными ресурсами не может наблюдаться полный эффект вытеснения. Если фискальная экспансия увеличит ставку про­цента, то и доход также увеличится. Рост совокупного спроса вызывает уве­личение дохода, а с увеличением дохода увеличивается уровень сбережений. Это расширение сбережений делает возможным финансирование дефицита бюджета без полного вытеснения частных инвестиций.

  При неполной занятости и, следовательно, при возможности увеличения выпуска продукта, ставка процента может и не расти, т. е. нет и вытеснения (что верно для случая, когда монетаристские авторитеты приспосабливают финансовую экспансию к росту денежного предложения). [7. стр. 258-262]

4. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.