4.1. Дискреционная
фискальная политика.
Под дискреционной
фискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и
правительственными расходами с целью изменения реального объема национального
производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического
роста. В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные
программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.
Государственная
программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и
стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств
государства и местных органов власти. Например, широкое применение в рыночной
экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа организации
общественных работ. По этой программе государство за счет бюджетных средств
организовало различные виды работ для населения по принципу «лишь бы занять» —
иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с
точки зрения экономики, эти программы были малоэффективны. Главная задача этих
программ состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять
социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы.
Поскольку эти программы довольно расточительны, гораздо эффективнее проводить
регулярную антициклическую политику, чем бороться с последствиями кризиса не
самым эффективным способом. Конечно, эти программы занятости могут
модифицироваться. Так, для роста занятости можно поощрять мелкие предприятия,
обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве. Такая практика
используется в Китае.
В
условиях нормального экономического развития правительство должно иметь
стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы эффективно
использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости
обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в
отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут
применяться местными властями на каком-либо локальном
рынке.
Расходы на
социальные программы включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи
малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти
программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются
доходы населения. Главным недостатком
всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело
отменить, когда экономика находится на подъеме.
Изменение
налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффективным инструментом
в стремлении стабилизировать экономику. Так, снижение ставок подоходного налога
в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения,
предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.
Но есть здесь и недостаток. Временное снижение налогов не всегда приемлемо для
борьбы со спадом, так как в демократическом обществе, как правило, сложнее
повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать
политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным
разрывом и чрезмерной занятостью.
Эффективная
дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику
происходящих экономических процессов, на основе которой правительство
настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую
хозяйственную конъюнктуру. Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции
макроэкономики, полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может
предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его
принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием.
Образуется временной лаг между необходимостью настройки
экономических рычагов фискальной политики и принятием решений правительства.
Запаздывание действия
необходимых рычагов дискреционной политики связано также с обычными
административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных
проведением новой хозяйственной политики.
Эффект от принятия новой
фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в
развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.
Отмеченные
запаздывания, временные лаги, между периодом возникновения
потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого
положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга.
Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро
настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.
[26. стр. 410-413]
4.2. Недискреционная
фискальная политика.
На практике уровень
государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае,
если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется
существованием встроенной стабильности, которая определяет недискреционную (автоматическую,
пассивную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах,
которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на
изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими)
стабилизаторами. К ним относят:
1.
Изменения
налоговых поступлений.
Сумма налогов зависит от величины
доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут
уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну.
Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это
позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что
положительно скажется на развитии экономики. Такое же воздействие оказывает и
прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального
производства сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки,
что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в
казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного
спроса будет более мягким.
2.
Системы
пособий по безработице и социальные выплаты.
Они также оказывают автоматическое
антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту
налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде
производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос.
Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это
поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно,
противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме
функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и
другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения
корпораций, личные сбережения и т.д.
Встроенные стабилизаторы
смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать
выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие
экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более
короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а
пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.
Главное достоинство
недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные
стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических
условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.
Недостаток
автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать
циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше
ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна
недискреционная политика. [9. Стр.125-134]
5. Механизм реализации бюджетно-налоговой политики государства.
5.1. Вмешательство государства в бюджетно-налоговую политику.
Налоговая система
любой страны эффективна в том случае, если сформирована на общих
методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые
льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по
субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном
налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве
первого критерия экономисты называют справедливость (равенство), в качестве
второго – эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные
налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы
на одних и предоставляя блага другим. Общество в конечном счете стремится к
справедливому распределению этих тягот и благ.
Но основным в системе
налогообложения является все же критерий платежеспособности. В соответствии с
ним налоги должны расти по мере роста доходов, так как в результате этого
неравенство в материальном положении сокращается. Такая налоговая система
называется прогрессивной. Напротив, если после выплаты налогов неравенство в
обществе возрастает, налицо регрессивная система налогообложения. Согласно
кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной
политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как
снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую
часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога.
Государство не ограничивает
свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями
государственной политики могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов
граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями,
стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В
связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из
государственной казны.[26. стр. 420-423]
5.2.
Направления совершенствования налоговой системы.
Налоговая
система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:
•
требуется уменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным, поскольку
налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор
планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические
разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают, что тот уровень, с
которого начинается массовое бегство от налогов, обусловливает низкий уровень
собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий
подрываются условия непрерывного
производства;
•
необходимо изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного
увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также
налогов на имущество и рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях, что
обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на
преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие
доходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;
•
назрела необходимость сокращения налоговых льгот. В сегодняшний период, когда
происходит глобальный пересмотр налоговой системы, индивидуализация налоговых
льгот оборачивается неразберихой и коррупцией. Данная индивидуализация
налоговых ставок возможна лишь в хорошо отработанной, налаженной налоговой
политике. [4. стр. 189-192]
ΙΙ. Налоги в Российской Федерации.
1. Классификация налогов
Вся совокупность
законодательно установленных налогов подразделяется (классифицируется) на
группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам. Наиболее
существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют
следующие основания классификации налогов:
1. по способу взимания налогов
2. по субъекту-налогоплательщику
3. по органу, который
устанавливает и конкретизирует налоги
4. по порядку введения налога
5. по уровню бюджета, в который
зачисляется налоговый платеж
6. по целевой направленности
введения налога
По способу
взимания налогов.
Согласно данному
основанию, различают прямые и косвенные налоги.
Классификация
налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно - расходного критерия, не
утратила своего значения и используется для оценки степени переложения
налогового бремени на потребителя товаров и услуг.
К числу прямых
налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций,
земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество
юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием
для обложения.
Косвенные
налоги
вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых
сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на от дельные товары, таможенная
пошлина, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на
содержание жилищного фонда и объектов социально сферы и др.
Во многих
развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют прямые налоги: США
91,1%, Япония —71,2%, Англия 54,3% (1987 г.). В России на долю прямых налогов
приходится примерно 45% (1995 г.).
По
субъекту-налогоплательщику.
В соответствии с
данным основанием можно выделить следующие виды налогов.
Налоги с
физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц,
налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. курортный
сбор и др.).
Налоги с
предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы,
налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и
организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская
Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.).
Данная
разновидность не случайно названа «налоги с предприятий и организаций», а не
«налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации
выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим
лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные
подразделения.
Смешанные
налоги,
которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина,
некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.). [20. стр.109-111]
По органу,
который устанавливает и конкретизирует налоги.
Бюджетное
устройство государства определяет организацию бюджетной системы, включающую
целостную совокупность бюджетов всех уровней. В федеративном государстве
(России, США и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и
местным уровнями. Исходя из критерия многоуровневости бюджетной системы, в
которой аккумулируются налоговые доходы государства, в налоговом
законодательстве широкое распространение получила статусная классификация
налогов. В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов
подразделяется на три группы (вида): 1) федеральные; 2) налоги республик,
краев, областей и автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга; З)
местные.
Федеральные
(общегосударственные) налоги.
Необходимо
отметить, что размеры ставок, определение объектов налогообложения,
плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а
также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются
законодательством России и являются едиными на всей ее территории. К
федеральным налогам относятся следующие:
1) налог на
добавленную стоимость;
2) акцизы на
отдельные группы и виды товаров:
3) налог на
прибыль (доходы) предприятий и организаций;
4) налог на
операции с ценными бумагами;
5) таможенная
пошлина;
6) отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой базы;
7) платежи за
пользование природными ресурсами (в том числе платежи за загрязнение окружающей
природной среды и другие виды вредного воздействия);
8) подоходный
налог с физических лиц;
9) налоги,
служащие источниками образования дорожных фондов, в том числе: налог на
реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автодорог, налог
с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств;
10) транспортный
налог:
11) сбор за
использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на
их основе слов и словосочетаний;
12) лицензионный
сбор за право производства, розлива и хранения алкогольной продукции;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|