p> Как уже отмечалось выше, стратегическое планирование только тогда
будет эффективным, когда оно будет увязано с системой реализации этих
планов, организацией производства, контролем и мотивацией. В настоящий
момент, объем информации обрушивающийся на предприятие возрастает с каждым
днем. Само наличие стратегического планирования позволяет спрогнозировать
с большой долей вероятности будущие проблемы и возможности. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения,
руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или
недостоверной информации о возможностях самого предприятия и влиянии
внешней среды. Стратегическое планирование- это не будущие решения, а скорее будущее
решений, принимаемых сегодня. Правильно ли была разработана стратегия и как
быстро окупятся инвестиции покажет бизнес-план, являющийся следующим этапом
процесса планирования на предприятиях. 1.1.2. Бизнес-план. Бизнес-план - это план обоснования эффективности инвестиций. Его
разработка ни в коем случае не подменяет составление оперативных планов. Бизнес-план может быть двух видов в зависимости от типа инвестора. Если
предприятию необходимы внешние инвестиции, то составляется бизнес-план для
внешнего инвестора. Внешним инвестором может выступить коммерческий банк, инвестиционная
компания, какое-либо юридическое или физическое лицо и т.п. При этом,
данные хозяйствующие субъекты могут быть как российскими, так и
зарубежными. Бизнес-план для внутреннего использования составляется в том случае,
когда предприятие желает использовать часть своей чистой прибыли в виде
инвестиций в собственный бизнес. Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему
управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки
целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых,
материальных и трудовых ресурсов. Это заставляет менеджеров анализировать и
прогнозировать ситуацию, изучать возможности фирмы, что позволяет принимать
более квалифицированные решения. Профессиональное составление бизнес-планов
позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства. Основная часть бизнес-плана имеет организационный и производственный
характер. Соответствующие разделы бизнес-плана в обобщенном виде дают
представления о продукции, планируемой к производству, ее основных
качествах, дизайне, упаковке, организации сбыта, сервиса после продажи.
Обязательно обосновывается примерная цена продажи и затраты на ее
производство. В состав бизнес-плана входит детально проработанный
производственный план, а также результаты маркетинговых исследований, так
как для организации сбыта необходимо оценить конкуренцию на рынке,
насыщенность аналогичными видами продукции. Это, в свою очередь, определяет
методику проведения рекламной компании и т.д. Для решения проблем финансового обеспечения нового предприятия имеет
значение юридический план, в котором определяется организационно-правовая
структура предприятия (от нее зависят конкретные способы привлечения
капитала) и виды деятельности, что может быть связано с получением лицензий
и патентов. В других странах принято оценивать хозяйственный риск и страховать его
отдельные виды, что находит отражение в разделе плана по оценке рисков и
страхованию. Для оценки хозяйственного риска необходим тщательный анализ
инвестиционных проектов на основе специальных методик и экспертных оценок
специалистов. Другие виды рисков (кредитные валютные и пр.) анализируются с
позиций источников их возникновения и вероятности наступления. Цель
составления этого раздела – профилактика рисков и разработка программы
страхования. Завершающая часть бизнес-плана представляет собой финансовый план,
обобщающий все предыдущие разделы в стоимостном выражении. В нем должны
быть отражены данные об объеме продаж и общей прибыли, объеме инвестиций,
использовании собственных средств, а также заемных – с указанием источников
и сроков погашения задолженности, срок окупаемости вложений, издержки
производства и обращения, процентное отношение доходов и расходов, сроки
выплаты дивидендов (если речь идет об акционерных обществах). Прогноз объемов продаж составляется по конкретному виду продукции на
три года: для первого года – помесячно, для второго – поквартально, для
третьего – в целом на год. Это и понятно, в первый год производства уже
должны быть известны покупатели продукции. Расчеты на второй и третий годы
имеют характер прогнозов, составленных на основе маркетинговых
исследований, обоснованность которых крайне важна, так как под
запланированный объем производства производится закупка оборудования,
сырья, привлекается определенная численность работников и т.п. Баланс доходов и расходов по конкретному виду продукции составляется
для сопоставления выручки от реализации продукции и затрат на ее
производство во временном разрыве, так как в первый год производства
компании, как правило, несут убытки. Значительную часть расходов
предполагается осуществлять за счет привлеченных и заемных источников. Доля
заемных средств зависит от многих факторов, в том числе от величины активов
и их структуры, отдачи вложенного капитала, размера ссудного процента, но
вместе с тем заемные средства не могут быть преобладающими в общем объеме
источников финансирования. В состав финансового плана также входит план доходов, план расходов и
баланс активов и пассивов фирмы, которые разрабатываются для первого года
помесячно, для второго – поквартально, для третьего – в целом за год. 1.1.3. Бюджетное планирование Одним из проверенных мировой практикой эффективных способов
управления предприятием в рыночных условиях является бюджетный метод
управления. Этот метод в различных вариантах применяется практически всеми
крупными и средними предприятиями (фирмами), а в последнее время стал
популярен и в малом бизнесе. Сущностью бюджетного метода управления является представление о том,
что вся деятельность предприятия состоит в балансировании дохода и расхода, места возникновения которых, могут быть четко определены и закреплены
за руководителем соответствующего ранга[7]. Необходимо для полного осмысления бюджетирования перечислить функции,
которые оно выполняет: 1. Аналитическая функция - переосмысление бизнес-идеи; - коррекция стратегии; - постановка дополнительных целей; - анализ операционных альтернатив. 2. Функция финансового планирования - вынуждает планировать и тем самым обдумывать будущее 3. Функция финансового учета - вынуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем 4. Функция финансового контроля - позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты; - выявляет слабые и сильные стороны 5. Мотивационная функция - осмысленное принятие плана; - ясность постановки целей; - наказание за срыв; - поощрение за выполнение и перевыполнение. 6. Координационная функция - координация функциональных блоков оперативного планирования. 7. Коммуникационная функция - согласование планов подразделений компании; - нахождение компромиссов; - закрепление ответственности исполнителей. Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий,
которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций. Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность
управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между
подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной
ситуации. Наряду с понятием "разработка бюджетов на многих отечественных
предприятиях используется термин "бюджетирование". Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для
его подразделений. Основной бюджет - это финансовое, количественно
определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых
для достижения поставленных целей[8]. Его зачастую называют генеральным, он
охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование. В
основном бюджете в количественном выражении рассматриваются будущая
прибыль, денежные потоки и поддерживающие планы. Основной бюджет
представляет итог многочисленных обсуждений и решений о будущем
предприятия, обеспечивает как оперативное, так и финансовое управление. Исходя из определений основных функций управления — планирование,
мотивация, контроль — бюджетирование соединяет в единое целое
управленческий цикл планирования и контроля. Бюджетный процесс используется для достижения двух основных целей -
планирования и контроля. Планирование - это качественное и количественное описание задачи,
проектирование возможных результатов и пути их достижения. Контроль - это действие, которое помогает выполнению проектируемых
решений, и представление оценки, обеспечивающее обратную связь[9]. Для выполнения этих функций необходимо иметь данные бюджета и
исполнительских отчетов. Отчет исполнителя — это изменение фактического
состояния объекта. Он, как правило, состоит из сравнения бюджетных и
фактических результатов. Расхождения бюджетных и фактических данных
называются отклонениями. Отчет помогает управлять по отклонениям, что
позволяет менеджерам на практике концентрировать усилия на процессах,
заслуживающих внимания, а не на тех, которые исполняются без отклонений. Бюджетирование – это система согласованного управления подразделениями
предприятия в условиях динамично развивающегося, диверсифицированного
бизнеса. С его помощью принимаются управленческие решения, связанные с
будущими событиями, на основе систематической обработки данных[10]. На современном промышленном предприятии задача бюджетирования состоит в
повышении эффективности работы предприятия посредством: - целевой ориентации и координации всех событий на предприятии; - выявления рисков и снижения их уровня; - повышение гибкости, приспособляемости к изменениям. Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и
отрицательные стороны[11].
Достоинства бюджетирования: - Оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива; - Позволяет координировать работу предприятия в целом; - Анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения; - Позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов; - Позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов; - Способствует процессам коммуникаций; - Помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации; - Служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов. Недостатки бюджетирования[12]: - Различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации); - Сложность и дороговизна системы бюджетирования; - Если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок; - Бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а, следовательно, снижает эффективность работы; - Противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей. Бюджетный метод в условиях нестабильности является важным методом
управления предприятием[13]. Его применение эффективно в области: - финансового менеджмента (этот метод – единственное средство, при помощи которого можно заранее сформировать достаточно ясное представление о структуре бизнеса предприятия, регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств, определить, когда и на какую сумму должно быть обеспечено финансирование); - управления коммерческой деятельностью (этот метод вынуждает руководителей систематически заниматься маркетингом, т.е. изучать свою продукцию и рынки сбыта для разработки более точных прогнозов, что способствует лучшему знанию ситуации на предприятии; определять наиболее целесообразные и эффективные коммерческие мероприятия в пределах, обеспеченных имеющимися ресурсными возможностями для их осуществления); - организации общего управления (этот метод определяет значение и место каждой функции, например коммерческой, производственной финансовой и других, осуществляемой на предприятии, и позволяет обеспечить должную координацию деятельности всех служб управления предприятием); - управления затратами (этот метод способствует более экономичному расходованию средств производства, материальных и финансовых ресурсов и обеспечивает контроль расходов в зависимости от той цели, для которой они производятся, в соответствии с полученными от руководства разрешениями); - общей стратегии развития предприятия (этот метод – средство количественной оценки происходящего, анализа достигнутых результатов по сравнению с прогнозными показателями).
Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия,
позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму
денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих
средств (собственные, кредитные, средства инвестора и т.п.). Таким образом, эффект от разработки бюджета состоит в повышении степени
гибкости предприятия из-за возможности предвидеть результаты управленческих
действий, определить базовые установки для каждого направления деятельности
предприятия и рассчитать разные варианты, заранее подготавливая ответные
действия на возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде. Кроме того, функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой
фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода
бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых
операций в наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя,
позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и
корректировать дальнейшую деятельность. Таким образом, необходимость научиться управлять финансами в условиях
нестабильности, организовать производство конкурентоспособной продукции,
обеспечивая эффективное развитие предприятия, ставит перед руководством
предприятия сложную задачу: овладеть методикой формирования бюджета как
основного финансового плана и экономического регулятора отношений как между
бизнес-единицами предприятия, так и предприятия с внешней средой. На сегодняшний день процесс формирования бюджета в странах с развитой
экономикой представляет собой целостную, четко работающую систему
непрерывного планирования, включающую все основные вопросы: от обоснования
целей и задач до контроля за его исполнением на всех стадиях[14]. При этом
на обеспечение максимально быстрого процесса обработки и анализа собираемых
данных, необходимых для бюджетирования, на что тратится большая часть
рабочего времени менеджеров, используются специальные программные продукты. Однако специфика отечественных экономических условий не позволяет
формально отнестись к внедрению системы бюджетирования по западному
образцу. Требуется корректировка методологических основ формирования
бюджета с учетом особенностей российских предприятий при использовании
основных достижений западной науки. Формирование системы бюджетирования
сталкивается с рядом трудностей. С одной стороны, процесс бюджетирования
должен быть поддержан организационно (выделены функции, ответственные
исполнители, обучены работники экономической службы), а с другой стороны,
должен быть обеспечен максимально быстрый процесс обработки и анализа
собираемых данных. Наиболее частый недостаток разрабатываемых бюджетов –
малая вовлеченность конкретных исполнителей в процесс планирования и
управления, сложность формирования системы гибкой и адекватной оценки
результатов деятельности. Таким образом, для успешного формирования, внедрения и функционирования
системы бюджетирования на предприятии необходимо соблюдение следующих
условий. 1. Необходимо совершенствование организационной структуры предприятия, определяющей функции и ответственность руководителей; структуры бизнес процессов, так как от степени ее рациональности и прозрачности зависит скорость и качество планирования; учетной системы, поскольку из нее поступают данные о фактических результатах по выполнению планов и оно невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих компонентов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|