Бюджетирование - как способ управления предприятием
смотреть на рефераты похожие на "Бюджетирование - как способ управления предприятием" СОДЕРЖАНИЕ стр. ВВЕДЕНИЕ 3 1. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 7 1.1. Сущность и основные принципы финансового планирования 7 1.1.1. Стратегическое планирование 11 1.1.2. Бизнес-план. 14 1.1.3. Бюджетное планирование 17 1.2. Технология бюджетирования 32 1.2.1. Формирование бюджетов 32 1.2.2. Анализ и контроль за выполнением бюджета 43 2. СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ООО «ВИЗ-СТАЛЬ» 52 2.1. Характеристика предприятия 52 2.1.1 Краткая историческая справка 52 2.1.2 Состав предприятия 55 2.1.3 Продукция предприятия 60 2.1.4 Краткое описание технологического процесса 64 2.1.5 Качество продукции 68 2.1.6 Анализ рынка 70 2.1.7 Перспективы развития 74 2.2. Бюджетирование 77 3. ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА РОССИЙСКИХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ 89 3.1. Проблемы российских предприятий 89 3.2. Проблемы ООО «ВИЗ-СТАЛЬ» 95 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 100 ПРИЛОЖЕНИЯ 102 ВВЕДЕНИЕ В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие
получило юридическую и экономическую самостоятельность. Эффективное
управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от
уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб. В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом
поставленный управленческий и бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем
информация была пригодна для оперативного управления и анализа. Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную
структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой
информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты,
принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые
руководством решения по развитию и организации производства не
обосновываются соответствующими расчетами и, как правило, носят интуитивный
характер. Решение проблем, возникающих перед руководством, вызывает
значительные затруднения, а для многих организаций она стала почти
неразрешимой проблемой. Чем это объясняется? Одной из основных причин
является отсутствие на предприятии стратегии, финансово-экономических целей
и критериев. Отсутствие у руководства четкого понимания целей, сложность
ориентации в рыночных условиях, приводит к тому, что планирование
отодвигается на второй план, неизбежно уступая место решению текущих дел.
Кроме того, существующие форма и содержание плановой информации, а также
оперативность предоставления часто не позволяют использовать ее для целей
управления. Нечеткие цели и отсутствие технологии планирования приводят к тому,
что сотрудники планово-экономических и финансовых служб подготавливают
документы, по которым затруднительно принимать оперативные решения по
управлению финансами и экономикой предприятия. Особенно следует подчеркнуть, что на многих предприятиях используется
затратный механизм планирования, когда цена на готовую продукцию
формируется на основе полной себестоимости и заданного процента
рентабельности. Подготовленная в плановом (финансовом) отделе информация часто не
может быть оперативно сопоставлена с фактическими данными, а когда (много
позже, например, через месяц) такая возможность появляется, проведение
анализа уже становится не актуальным, поскольку корректирующие план решения
принимать слишком поздно. Распространена ситуация, когда ПЭО (планово-экономический отдел)
рассчитывает плановые данные на основе фактических данных по производству
за аналогичные периоды в прошлом, при этом, как правило, теряется связь с
планом продаж, который должен являться основой комплексного финансового
плана предприятия. Следует подчеркнуть, что основным недостатком работы многих ПЭО
является отсутствие документов, предоставляющих руководству возможность
оценить будущее состояние предприятия (например, через месяц), знать какими
оборотными средствами оно будет располагать, принимать решения по их
наиболее эффективному распределению. Необходимыми для этого документами
являются: отчет о прибылях и убытках, плановый агрегированный баланс, план
движения денежных средств. Выходом из такого положения в условиях рынка является организации на
предприятии системы финансового планирования. Прежде всего, именно
финансовый план дает четкое понимание и возможность анализа различных
вариантов достижения поставленных целей, с последующим выбором оптимального
по заданным критериям (прибыль, поступления денежных средств, структура
баланса и т.д.). Начав планировать, руководители, как правило, начинают
более четко понимать свои цели, корректировать бюджеты. Точность
планирования при этом повышается. Планирование и контроль результата деятельности предприятия стали
невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого
управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевременной
информацией высшее руководство. В бюджете предприятия находят свое
отражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и
фактических данных и отклонение фактических показателей от плановых. С его
помощью разрабатывается стратегия эффективного развития промышленного
предприятия в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и
контролируется работа предприятия. Поэтому бюджет служит важным
инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей
предприятия. Бюджет представляет собой, выраженные в конкретных показателях цели,
альтернативы достижения целей, последствия возникновения альтернатив на
цели, фактические результаты реализации управленческий решений, отклонения
от запланированных результатов. Его так же можно определить как процесс
принятия решений, с помощью которого предприятие оценивает целесообразность
притока и оттока активов. Целью данной работы является изучений теоретических аспектов
финансового планирования, в том числе стратегического и тактического, основ
системы бюджетирования, а также изучение методологии постановки системы
бюджетирования на предприятии на современном этапе и основных проблем с
этим связанных. Первая глава посвящена рассмотрению системы финансового планирования
на предприятии, ее сущности и основным принципам построения. Особое
внимание уделено процессу бюджетирования, которое является составной частью
финансового планирования, краткосрочным оперативным планированием. Во второй главе описана технология бюджетирования на предприятии со
100 % иностранными инвестициями - ООО «ВИЗ-Сталь», приведена модель и
формы составления бюджетов предприятия. Затронуты вопросы анализа и
контроля за выполнением бюджета предприятия. В третьей главе рассмотрены проблемы внедрения и использования
системы бюджетирования на российских предприятиях и ООО «ВИЗ-Сталь» в
современных условиях. Предложены варианты решения данных проблем с
использованием процессной методологии и инструментальной среды. Следует отметить, что в России тема бюджетирования как метода
управления финансовой деятельностью предприятия недостаточно широко изучена
и освещена как в учебной литературе по теории финансов, так и в работах,
помещенных на страницах журналов и газет. 1. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 1 Сущность и основные принципы финансового планирования Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики.
Важность планирования выражена в известном афоризме: «Планировать или быть
планируемым». Смысл высказывания заключается в том, что фирма, которая не
умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается
объектом планирования, средством для достижения чужих целей[1]. Конечно,
планирование - не всемогущий инструмент, не золотой ключик, способный
открыть любую дверь. Однако серьезный подход к планированию создает основу
для устойчивой и эффективной работы фирмы. Сегодня, пройдя этап отвержения прошлых достижений, многие столкнулись
с проблемой, когда вопросы планирования встают на повестке дня как наиболее
важные, от которых зависит дальнейшее успешное развитие предприятия. Этап
«вхождения» в рыночную экономику требовал принятия быстрых,
безотлагательных мер, когда краткосрочное, а тем более долгосрочное
планирование не имело смысла. Цель во многом определялась достижением
максимума прибыльности при минимальных издержках. По мере развития рынка
стало очевидным, что для успешного продвижения и стабильности необходимы
стратегия развития, наличие планов, ясное понимание целей и задач.
Образовавшийся вакуум инструментов планирования каждое предприятие
заполняло по своему видению вопроса, многообразие методов привело к тому,
что общепринятые методы до сих пор не выработаны. На Западе в рамках современной экономической системы были выработаны
и успешно используются на практике свои подходы к планированию развития
отдельной фирмы в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на
рынке. Такая система планирования основывалась на стратегическом плане
компании, который находил дальнейшее развитие в более детальных конкретных
планах. Рассмотрим классификацию планирования по типам[2] (см. рис. 1).
Стратегическое планирование является одним из видов управленческой
деятельности, направленной на: - Совершенствование инвестиционной политики предприятия; - Адаптацию предприятия к внешней среде; - Организацию координации подразделений предприятия - Прогнозирование развития предприятия. Стратегическое планирование представляет собой совокупность главных
целей предприятия, а так же основных способов их достижения. Из рис.1 мы видим, что планирование делится на четыре основных типа: 1. В зависимости от длительности горизонта планирования; 2. В зависимости от ориентации на конкретные цели развития предприятия; 3. В зависимости от временной ориентации идей; 4. В зависимости от степени неопределенности в планировании. В данной работе детально рассмотрены первый и второй типы
планирования. Предприятие являясь субъектом экономики само определяет
направления своей деятельности. Прогнозируя величину финансовых
показателей, предприятие самостоятельно определяет объемы финансовых
ресурсов, размер капитала и резервов.
[pic] Рис. 1. Классификация
планирования[3] К основным финансовым показателям относятся: собственные оборотные
средства, амортизационные отчисления, кредиторская и дебиторская
задолженность, прибыль. Таким образом, финансовое планирование представляет собой процесс
определения будущих действий по формированию и использованию финансовых
ресурсов. Оно обеспечивает взаимосвязь доходов и расходов предприятия. Цель
данного вида планирования в обеспечении производственного процесса
финансовыми ресурсами, соответствующего объема и структуры. Основными задачами финансового планирования являются: - определение объекта планирования; - разработка системы финансовых планов с выделением оперативных административных, и стратегических планов; - расчет необходимых финансовых ресурсов; - расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов и определение объемов дополнительного финансирования; - Прогноз доходов и расходов предприятия. Ниже приведен укрупненный процесс планирования на предприятии. Рис.2. Система финансового планирования на
предприятии[4] Для решения этих задач могут применяться различные методы
планирования: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод
оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование. Однако не стоит думать, что планирование – это панацея от всех бед. С
введением на предприятии планирования результаты не появятся на следующий
день. Необходимо, чтобы планирование носило долговременный характер. По
исследованиям западных экспертов, лишь 6% от общего числа предприятий
ведущих постоянное планирование добиваются успеха[5]. В основной массе
планирование создает стабильность в развитии предприятия, поддерживает его
потенциал на высоком уровне, оказывает помощь для эффективного развития. Процесс планирования на предприятии, как правило имеет многоуровневую
систему. Подробный анализ каждого звена представлен ниже. 1.1.1. Стратегическое планирование Стратегическое планирование является основой любой системы
планирования. Без четкого понимания целей и задач, поставленных перед
предприятием в целом и перед отдельными его работниками, трудно проводить
оценку и анализ деятельности предприятия. Осуществляя стратегическое планирование руководство предприятием
должно осознавать, что для его успешного решения иногда необходимы новые
методы и способы мышления. Поддержка новых начинаний может обеспечить
предприятию более высокий уровень составления планов и как результат
увеличение эффективности всего планирования. Сотрудники должны знать, что
любое их предложение будет рассмотрено, а инициатива поддержана. Связь между стратегическим планированием и оперативными решениями –
задача номер один в стратегии предприятия. Стратегический план должен
приниматься не ради самого стратегического плана, а ради того, чтобы его
положения могли быть переведены в конкретные решения. Увязка стратегии и
оперативности, вот что отвечает требованиям эффективного планирования[6]. В то же время надо понимать, что принятие стратегического плана и его
реализация – это разные процессы. Только после того, как будет одобрен и
принят стратегический план, можно говорить о способах его реализации. Стратегическое планирование представляет собой систему действий и
решений, предпринимаемых руководством предприятия, для выработки
специфических стратегий, предназначенных для достижения целей и задач,
поставленных перед данным, конкретным предприятием. Принимая управленческие
решения руководство предприятием использует при этом стратегическое
планирование как инструмент для этих решений. В рамках процесса
стратегического планирования можно выделить четыре основных вида
управленческой деятельности: - организационное стратегическое предвидение; - внутренняя координация; - распределение ресурсов; - адаптация к внешней среде. Стратегическое планирование представляет собой совокупность главных
целей предприятия, а также способов достижения этих целей. Поставленная
цель и стратегический план не одно и тоже. Стратегическое планирование
должно исходить из реальных возможностей предприятия. Оно направлено на:
прогнозирование развития предприятия, организацию координации подразделений
предприятия, совершенствование инвестиционной политики, адаптацию к внешней
среде. Прогнозирование развития предприятия. Осуществляя стратегическое планирование руководство должно получить
прогноз дальнейшего развития. Полученный прогноз позволяет понять в каком
направлении движется предприятие и какие результаты будут достигнуты при
определенном значении экономических показателей. Организация координации подразделений. Включает в себя координацию стратегической деятельности для отражения
сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной
интеграции внутренних операций. Достижение полной координации действий
подразделений предприятия является частью управленческой деятельностью. Адаптация к внешней среде. Адаптация охватывает все действия стратегического планирования по
взаимодействию предприятия с внешней средой. Предприятие должно быть готово к встрече, как с благоприятными, так и
неблагоприятными явлениями внешней среды. Необходима выработка поведения в
любой ситуации. Создание благоприятных возможностей посредством разработки
более совершенных производственных систем, взаимодействия с
государственными органами и обществом в целом. Стратегическое планирование представляет собой детальное,
всестороннее комплексное планирование, предназначенное для того, чтобы
обеспечить выполнение задач, поставленных перед предприятием. Основные
направления стратегического развития должны быть понятны руководству
предприятия и приняты им на вооружение. Именно оно руководство отвечает за
разработку стратегии, в то время как выполнение ее ложится на плечи всего
коллектива. Стратегическое планирование должно основываться на обширной
информации, поступающей как от подразделений занимающихся
исследовательскими направлениями, так и от собранных фактических данных о
состоянии рынка, конкуренции, отрасли и других факторов. Стратегический план каждого предприятия является его своеобразной
визитной карточкой. Он индивидуален, достаточно определен, что позволяет
мобилизовывать под определенную идею материальные, финансовые, трудовые
ресурсы. Будучи достаточно целостным в течении продолжительного времени
стратегический план должен тем не менее предусматривать возможность
корректировки с целью определенной модификации. Постоянно изменяющаяся
внешняя среда делает такие корректировки неизбежными.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|