Меню
Поиск



рефераты скачать Сбережения и инвестиции в российской экономике

Конечно, если говорить о предпочтениях российских предприятий и компаний, то западные инвестиции по-прежнему остаются для них более предпочтительными. На сегодняшний день ситуация складывается так, что внутри страны средств для инвестирования недостаточно. Это объясняется как невозможностью привлечения внутренних ресурсов по причине высокой ставки кредита (20–25% годовых), так и нехваткой кредитных ресурсов из-за низкого уровня капитализации российских банков, просто несопоставимого с капитализацией банков западных. Кроме того, по словам Евгения Ясина, в России после осуществленных преобразований практически не работает механизм трансформации сбережений в инвестиции. При валовых сбережениях более 30% ВВП инвестиции составляют примерно 17%. Относительно снижается вывоз капитала, но растут выплаты по внешнему долгу. В итоге не хватает инвестиций, способных вызвать рост производительности. В зародышевом состоянии находится фондовый рынок, который наиболее эффективно трансформирует сбережения в инвестиции. Также практически полностью отсутствует межотраслевой перелив капитала, в результате чего даже осуществляемые инвестиции вкладываются неэффективно.

Но и для западных инвесторов основные болевые проблемы все еще не сняты. Зачастую сложно спрогнозировать сроки окупаемости вложений, поскольку тарифы на услуги естественных монополий и фискальная политика государства практически непредсказуемы. Правительство предприняло ряд шагов для исправления данной ситуации, ограничив рост тарифов естественных монополий. Однако сегодня трудно оценить, каким будет рост тарифов через год, два, пять лет. Ясно только одно: тарифы будут расти и дальше. Кроме того, для инвесторов остаются нерешенными вопросы налогового законодательства, несмотря на все усилия Правительства в этой области.

Наконец, не стоит забывать и о том, что у Запада накопился солидный негативный опыт инвестирования в России. Этот опыт, в буквальном смысле слова, «дорогого стоит», хотя инвесторы прекрасно понимают, что, несмотря на риски, потенциальная доходность вложений в Россию на порядок выше, чем на Западе. Вот почему изменения в экономике страны меняют взгляды инвесторов на Россию. Это значит, что западные инвестиции сюда могут вернуться в ближайшем будущем.

Ситуация, в которой государство мучительно размышляет над тем, как вернуть миллионы и миллиарды, ушедшие из-под его контроля, не является уникальной. На протяжении практически всего XX века разные страны тем или иным способом разрешали вопрос возврата в свои экономики "сбежавшего" капитала. Соединенные Штаты, например, после отмены "сухого закона" пошли на легализацию нажитых незаконным путем состояний, чем обеспечили дополнительное, и существенное, финансирование активно возрождавшейся после кризиса экономики. Расчетливые американцы до сих пор используют практику налоговой амнистии.

Есть и другие успешные примеры: Ирландия, Турция, Индия, Франция в восьмидесятых-девяностых годах также объявляли об экономической или налоговой амнистии. Среди наших ближайших соседей аналогичную практику ввел Казахстан.

Уникальность ситуации России заключается в астрономических объемах средств, покинувших страну: сумма всех активов, принадлежащих россиянам за рубежом, по оценкам как наших, так и зарубежных экспертов, приближается к 300 млрд. долл.! И это без учета средств, вложенных в недвижимость.

Стоит ли говорить, что большая часть этих огромных денег покинула пределы России незаконно? В условиях "экспериментального капитализма" 90-х годов и неустойчивой политической ситуации в стране владельцы капитала всеми правдами и неправдами стремились перевести свои состояния в тихие и предсказуемые офшорные гавани. Неправд, конечно, было больше. Но все же основная часть этих средств не имеет криминального происхождения. Это могут быть нелегально вывезенные из страны, но вполне легально заработанные деньги. При обсуждении способов возврата утекших капиталов важно об этом помнить.

Многие из причин, побудивших российский капитал к бегству, к настоящему времени либо ослабили свое влияние, либо устранены вовсе. Так, политическая обстановка стабилизировалась, инфляция не превышает допустимых пределов, курс рубля становится предсказуемым ЦБ России, финансовая система страны крепнет, и, как следствие, оживляется производство.

Соответственно, растут инвестиционная привлекательность и международный авторитет России: в сентябре нашу страну исключили из черных списков FATF (справедливости ради надо сказать, что НИС активно этому содействовал). А капитал всегда стремится туда, где соотношение "риск - прибыль" для него наиболее оптимально. Неслучайно, сейчас, с точки зрения "сбежавшего" российского капитала, наиболее привлекательной областью для размещения становится Россия. Во-первых, потому что заставить реально работать на Западе вывезенные средства крайне сложно. Для вхождения в мировой рынок, утекший российский капитал должен преодолеть жесточайшую конкуренцию. Реинвестировать же его "дома" значительно легче. Во-вторых, в России, как уже говорилось, может быть достигнута несравнимо более высокая прибыль. Наконец, в-третьих, осевшие на офшорных счетах российские капиталы приходят в нашу экономику "под крышей" иностранных инвестиций, что создает для их владельцев дополнительные гарантии. Вот почему можно смело говорить о начале пусть еще робкого, но исхода российского капитала с теплых банковских счетов в заморских странах. Только офшорный Кипр по объемам прямых инвестиций оставляет позади США и Швейцарию, а по объему накопленных инвестиций не уступает Франции и Великобритании. По оценкам Минэкономразвития, в 2000 г. в экономику страны вернулось от 4,2 до 4,5 млрд. долл. Правда, это, увы, только капля в море глубиною в 300 миллиардов...

Тенденция к возврату еще очень хрупка. Поэтому для ее укрепления так важны и необходимы комплексные шаги со стороны Правительства РФ. Дружеского одобрения явно не достаточно. Добиться же значительной репатриации капиталов можно только в одном случае: если власть решится на их полную легализацию через анонимные счета и экономическую амнистию, не интересуясь происхождением этих средств. Использовать же вернувшиеся средства, считаю, необходимо для осуществления конкретных экономических проектов, имеющих важнейшее государственное значение. Причем речь идет не об администрировании, а о четком определении точек роста и о создании режима наибольшего благоприятствования для финансирования и кредитования таких проектов. Очевидно, что особое внимание должно быть уделено контролю за исполнением репатриационных схем, разработке и применению дополнительных мер контроля за вывозом капитала и борьбы с криминальными деньгами. Мы не можем позволить себе наступать на одни и те же грабли дважды. Велика вероятность того, что в результате усиленных мер по борьбе с "грязными деньгами" возрастет объем конфискованного российского капитала. И это тоже немалые средства. Учитывая значительные размеры российского внешнего долга, представляется целесообразным выдвижение Россией инициатив по направлению части этих средств на погашение внешней задолженности. Это касается, между прочим, и репатриации - высвобождаемые бюджетные средства вполне могут пойти на развитие стратегических отраслей экономики.

В общем, мы в начале долгого пути. Но - да осилит дорогу идущий! Настал период интенсивной законотворческой работы, разумного налогового режима, создания механизмов защиты капиталов и их эффективного использования. Нужна, наконец, банковская реформа, система гарантирования сохранности вкладов. То есть все то, что позволит инвестору чувствовать себя в стране комфортно и с уверенностью смотреть в будущее. И сделать все возможное для этого должны не только российские власти, но и политики, общественные организации, представительные структуры бизнеса.

В частности, Национальный инвестиционный совет в 2002 г. разработал и представил общественности доклад "Проблема "бегства" капитала из России и способы его репатриации в отечественную экономику". На основе этого доклада наши эксперты в тесном взаимодействии с фракцией "Единство" подготовили пакет законодательных инициатив, который в скором времени будет передан в Госдуму, заинтересованным министерствам и ведомствам. Без нормативно закрепленных условий по репатриации капитала вряд ли вообще будет возможно говорить о возвращении в отечественную экономику каких-либо значительных средств.


Сегодня работа по повышению инвестиционной привлекательности России, безусловно, находится в более благоприятных условиях. Об этом свидетельствуют и статистические данные. Макроэкономическая стабильность уже стала привычной  — снижаются темпы инфляции и процентные ставки, растут валютные резервы Центрального банка, бюджет исполняется с общим профицитом. На этом фоне устойчивый рост ВВП, регистрируемый уже почти на протяжении трех лет, продолжился и в текущем году. В целом за январь–август физический объем ВВП превысил уровень соответствующего периода прошлого года примерно на 5%, и по итогам года мы ожидаем роста экономики на уровне 5,5%.

Но главное, на что я хотел бы обратить внимание, это то, что сегодня гораздо большее значение приобретают другие источники роста, условия для которых формировались в последние годы. Эти источники — более устойчивые и долговременные. Речь идет о двух факторах: во-первых, это увеличение потребительского спроса на основе роста доходов населения, во-вторых  — активизация инвестиционного спроса. Это подтверждается опережающим ростом в таких отраслях, как машиностроение и пищевая промышленность. Помимо всего прочего, это означает, что зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры постепенно понижается.

Потребительская активность населения практически восстановилась после кризиса 1998 года. Мы ожидаем, что в этом году реальные доходы населения вырастут примерно на 6,5%, а оборот розничной торговли — почти на 10%. Это означает, что люди готовы покупать качественные товары, в том числе длительного пользования. Тенденция развития механизмов потребительского кредитования, уверенный рост импорта потребительских товаров только подтверждают этот вывод. Конечно, на увеличение импорта повлияло и некоторое укрепление рубля в реальном выражении.

В свою очередь, темпы роста инвестиций в последние месяцы сопоставимы с инвестиционным бумом первого полугодия прошлого года. Однако преобладающая ориентация инвестиций (в том числе иностранных) на топливные и сырьевые отрасли тормозит институциональные сдвиги, закрепляя устаревшую и неэффективную структуру экономики, что в итоге может негативно сказаться на устойчивости темпов экономического роста.

Такая ситуация вызвана двумя основными проблемами, на решение которых в настоящее время в первую очередь направлены усилия Правительства. Я имею в виду незавершенность структурных реформ в реальном секторе и отставание развития финансового сектора от масштаба и сложности задач, которые сегодня необходимо решать российской экономике.

В целях создания более благоприятного инвестиционного климата в реальном секторе, в том числе для деятельности малого и среднего бизнеса, мы реализуем комплекс мер по дебюрократизации экономики. Он предусматривает упрощение регистрации предприятий, уменьшение перечня лицензируемых видов деятельности, сокращение сроков согласования инвестиционных проектов. Соответствующие законы на основе нашего конструктивного взаимодействия с депутатами уже были приняты Государственной Думой. Модифицируется валютное, таможенное и антимонопольное законодательство, нормативно-правовая база, регулирующая трудовые отношения и права инвесторов. Продвигается судебная реформа, которая имеет ключевое значение для обеспечения предсказуемых и понятных условий ведения хозяйственной деятельности в России. Несомненно, положительное влияние на инвестиционный климат должно оказать принятие Земельного кодекса.

Мы убеждены, что позитивные инвестиционные результаты принесет налоговая реформа. Так, с 1 января 2002 года будет изменен налог на прибыль предприятий и организаций, к вычету будут приниматься необходимые и обоснованные деловые расходы, снят ряд ограничений при отнесении на затраты отдельных расходов. Также либерализуется амортизационная политика для целей налогообложения. Глава Налогового кодекса по налогу на прибыль предполагает снижение с 1 января 2002 года ставки налога на прибыль с 35% до 24% с одновременной отменой всех льгот. Но на этом мы не останавливаемся — у нас есть и дальнейшие планы по созданию в России в полном смысле слова современной налоговой системы.

Правительство приступило к реализации наших планов по реформированию естественных монополий в сферах железнодорожного транспорта и энергетики. Принято решение о создании единого тарифного органа (ЕТО), точнее — о взаимоувязанном регулировании тарифных расценок на электричество, газ, перевозки. Такая структура должна устанавливать экономически обоснованные тарифные расценки, чтобы не было «ценовой конкуренции» между естественными монополиями, чтобы утверждаемые тарифы были оценены с точки зрения социально-экономических последствий для пользователей и сохранения инвестиционных возможностей самих естественных монополий.

В области регулирования внешнеэкономических отношений наиболее заметные нововведения — изменение таможенных тарифов. Проведена унификация импортного тарифа по группам однородных товаров, обладающих сходными потребительскими свойствами. С 1 октября снижены ввозные таможенные пошлины на некоторые виды технологического оборудования, чтобы стимулировать его ввоз в Россию. Эта проблема весьма актуальна из-за высокой степени износа основных фондов на большинстве российских предприятий.

Существенным фактором улучшения инвестиционного климата является вступление России во Всемирную торговую организацию. Наша страна стремится занять в международном разделении труда положение, соответствующее ее промышленному и научному потенциалу. Мы уже подходим к завершающей стадии переговоров и рассчитываем на конструктивный подход наших основных партнеров. Для ускорения данного процесса Правительством утвержден план мероприятий по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и положениями ВТО. Согласно этому плану большинство законов должны быть внесены в парламент до конца уходящего года.

Жизненно важным для разворачивания эффективного инвестиционного процесса является развитие финансового сектора.

В последнее время Правительство совместно с Центробанком уделяют самое пристальное внимание выработке стратегии реформирования банковской системы страны. Эти вопросы осенью дважды обсуждались на заседаниях Правительства. Решение задачи развития банковской системы должно быть, прежде всего, направлено на повышение ее роли в экономике, обеспечение интеграции национальной банковской системы в международное банковское сообщество; укрепление доверия к отечественным банкам со стороны населения и иностранных инвесторов.

Решающее влияние на повышение прозрачности кредитных организаций и более адекватную оценку их финансового состояния способно оказать внедрение международных стандартов финансовой отчетности, введение более жестких требований к капитализации кредитных учреждений. Наряду с этим облегчению работы банков, сокращению системных рисков, несомненно, будет способствовать запланированное внесение изменений в Гражданский кодекс, которые направлены на повышение статуса требований банков при взыскании долгов и залогов. В рамках принятой Правительством и ЦБ стратегии также будет осуществлен переход на международные стандарты учета и отчетности.

Очевидно, что капитализация банковского сектора России еще недостаточна для адекватного обслуживания потребностей экономики. Поэтому в нынешней ситуации в России позитивное влияние на развитие отечественной банковской системы способно оказать расширение присутствия банков с иностранным участием. Серьезные подвижки в этом направлении уже есть, мы видим растущий интерес международного банковского сообщества к участию в капиталах российских банков.

Одним из условий повышения качества российского финансового рынка, появления на нем «длинных денег» является инвестирование ресурсов пенсионной системы. Принятый план пенсионной реформы предусматривает развитие системы частных инвестиционных институтов, а также механизмов государственного регулирования, обеспечивающих надежность инвестиций.

Многие российские предприниматели уже сделали для себя правильные выводы: процессы и практика корпоративного поведения в российских компаниях постепенно меняются в лучшую сторону.

Важное значение мы придаем внедрению в практику Кодекса корпоративного поведения, который устанавливает стандарты поведения для российских корпораций на основе общепризнанных международных принципов. Проект кодекса активно обсуждается отечественным деловым сообществом и зарубежными инвесторами. К участию в обсуждении приглашаются все, кто инвестировал или намерен инвестировать свои капиталы в Россию. Ожидается, что до конца этого года кодекс будет с учетом обсуждения доработан и одобрен Правительством РФ.

Политика Президента и Правительства Российской Федерации направлена на то, чтобы укреплялось доверие к нашей стране как к объекту для инвестиций, и к российским предпринимателям как к надежным партнерам по ведению бизнеса. Мы высоко ценим содействие в этом и членов Консультативного совета по иностранным инвестициям, 15-е заседание которого состоялось в октябре уходящего года в Москве, а серия конференций «Инвестируйте в Россию» в ряде европейских столиц получила серьезный международный резонанс.

Мы хорошо осознаем, что, несмотря на экономические успехи последних лет и определенные подвижки к лучшему, в преобразовании основ российской экономики, остается еще немало проблем, решать которые необходимо в самое ближайшее время. Но рассчитываем и убеждены, что режим постоянных консультаций с потенциальными инвесторами позволит нам и впредь находить развязки самых сложных вопросов.


Заключение

 

Первые три месяца 2003 года оказались на редкость удачными для российской экономики. Высокие мировые цены на нефть ($25-26 за баррель) обеспечили темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП), промпроизводства, концентрация сбережений и инвестиций на уровне, значительно превышающем показатели прошлого года. Эксперты полагают, что во II квартале благоприятные тенденции сохранятся, но приток валютной выручки экспортеров будет главной угрозой правительственным планам снижения инфляции.


Во II квартале продолжат действовать факторы, обеспечившие высокие показатели первых трех месяцев: благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и существенный рост инвестиций. Для промышленности закончился период "дешевого роста", когда развивать производство можно было за счет загрузки свободных мощностей. Предприятия встают на путь модернизации и вкладывают деньги в техническое переоснащение. Кроме того, в связи с укреплением рубля процентные ставки снизились, и инвестиции в производство - сейчас разумный единственный способ вложения денег. Темпы роста ВВП и промпроизводства составят около 5.5% в годовом исчислении. Инфляция замедлится до 1% в месяц и к концу года достигнет 13-14%.


По мнению большинства экспертов, в посткризисный период в российской экономике начала формироваться совершенно новая (с начала 90-х годов XX века) модель. Она характеризовалась интеграцией превалирующего экспортно-ориентированного уклада (безудержное выкачивание сырья на экспорт) с укладом внутренне-ориентированным. При этом основным фактором роста стало расширение внутреннего производства. Производство и потребление стали более сбалансированными. Причем, и это самое важное, потребление, переключившись на отечественную продукцию, превратилось в фактор экономического подъема. Уровень валовых сбережений перекрыл уровень фактического объема инвестиций. Значительно сократились неденежные формы расчета.


Зададимся сакраментальным вопросом: возможно ли русское экономическое чудо? Как в Японии, Корее или Китае? Все его ждут, хотят, надеются, что правительство придумает, как его устроить. Опираясь на вышеизложенное, мы можем ответить на этот вопрос: да, возможно! Но, трезво взвешивая все факторы, придется сказать, что:

-это будет не скоро, во всяком случае, не через два-три года;

- это возможно только за счет ставки на нововведения и увеличение человеческого капитала; рецепты, испытанные в других странах, вряд ли будут работать у нас;

- это возможно только на основе изменений в институтах и культуре, создающих благоприятную среду для сбережений и инвестиций, нововведений и развития человека; только в итоге осуществления полного пакета либеральных экономических и политических реформ.

Прежде всего, от развития коллективных инвестиций в России выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на ценные государственные бумаги при одновременном снижении цены заимствования.

Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.