p>6. Начислить заработную плату по сдельно–премиальной системе:
|Показатели |Вариант |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Часовая тарифная ставка, руб. |6,43 |6,76 |7,04 |7,47 |7,90 |8,25 |
|Норма времени на одну деталь, |0,1 |0,2 |0,5 |? |? |? |
|час. | | | | | | |
|Норма выработки за час, шт. |? |? |? |3 |4 |6 |
|Сдельная расценка, руб. |? |? |? |? |? |? |
|Количество изготовленной |1050 |940 |370 |520 |690 |810 |
|продукции, шт. | | | | | | |
|Размер премии и прочих доплат, %|20 |25 |15 |30 |45 |35 |
|Районный коэффициент |1,4 |1,4 |1,3 |1,3 |1,6 |1,6 |
|Начисленный заработок |? |? |? |? |? |? | Тема 8. Основные проблемы экономики.
Вопросы для подготовки к зачету:
1. Вспомните, что такое человеческие потребности, как они формируются, какие бывают? Расскажите о своих потребностях, используя каждую ступень пирамиды потребностей. Можете ли вы осуществить все, что хотите? Почему?
2. Почему человек не может иметь все, что ему захочется?
3. В чем суть основного экономического противоречия?
4. Возможно ли полное удовлетворение материальных желаний людей, при условии что ресурсы, необходимые для их удовлетворения, возрастут? Почему?
5. Как проблема ограниченности ресурсов решается в природе?
6. Каким образом проблема ограниченности ресурсов влияет на жизнь человеческого общества?
7. Как человечество стремится преодолеть разрыв между желаниями людей и возможностями природы?
8. Сформулируйте ответ на вопрос: "Что такое экономические ресурсы и почему они всегда обладают свойством ограниченности?"
9. Какие экономические проблемы приходится решать любому обществу при распределении ограниченных экономических ресурсов? В чем суть этих проблем? Как они взаимосвязаны?
10. Назовите 3 типа экономических систем. В чем особенности каждого типа экономики? В чем преимущества и недостатки каждой из систем?
11. Кто может быть собственником ресурсов в различных экономических системах?
12. Как решаются проблемы ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ в различных экономических системах? Тесты Выберите правильный ответ из предложенных и прокомментируйте его. | |Основным |а)|количества предлагаемых на рынке производителями и |
| |экономическим | |приобретаемых потребителями товаров и услуг |
| |противоречием | | |
| |является | | |
| |несовпадение | | |
| | |б)|ответов на вопросы “что, как и для кого производить” |
| | |в)|количеств запускаемых в производство экономических |
| | | |ресурсов |
| | |г)|материальных желаний людей и ресурсов, необходимых для их|
| | | |удовлетворения |
| | |д)|верных ответов нет |
| |Вопрос ЧТО |а)|какие ресурсы необходимы |
| |ПРОИЗВОДИТЬ | | |
| |подразумевает | | |
| | |б)|какие товары необходимы |
| | |в)|какие технологии необходимы |
| | |г)|какие предприятия будут производить |
| | |д)|верно а) и г) |
| |Укажите, что |а)|самостоятельность экономических субъектов на рынке |
| |может помешать | | |
| |эффективному | | |
| |функционированию | | |
| |рыночной | | |
| |экономики | | |
| | |б)|прикрепление производителей и их поставщиков друг к другу|
| | |в)|полная материальная ответственность экономических |
| | | |субъектов за использование ресурсов и результаты |
| | | |хозяйственной деятельности |
| | |г)|конкуренция производителей |
| | |д)|из приведенных ответов помешать не может ничто |
| | |е)|только б) и г) вместе |
| |Экономическая |а)|традиционная экономика |
| |система, | | |
| |основанная на | | |
| |частной | | |
| |собственности, | | |
| |хозяйственное | | |
| |развитие | | |
| |регулируется | | |
| |исключительно | | |
| |ценовым | | |
| |механизмом—это: | | |
| | |б)|командная экономика |
| | |в)|капиталистическая экономика |
| | |г)|смешанная экономика |
| | |д)|рыночная экономика |
| | |е)|верно а) и г) |
| | |ж)|верно в) и д) |
| |Экономическая |а)|традиционная экономика |
| |система, | | |
| |основанная на | | |
| |государственной | | |
| |собственности и | | |
| |централизованных | | |
| |методах | | |
| |управления—это: | | |
| | |б)|капиталистическая экономика |
| | |в)|смешанная экономика |
| | |г)|командная экономика |
| | |д)|верных ответов нет |
| |Фундаментальная |а)|Инвестиции |
| |проблема, с | | |
| |которой | | |
| |сталкиваются все | | |
| |экономические | | |
| |системы, это: | | |
| | |б)|Производство |
| | |в)|Потребление |
| | |г)|Ограниченность | Задания
1. Верны ли следующие утверждения:
- Ограниченность ресурсов объясняется безграничностью материальных потребностей людей. - Вопросы ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ в капиталистической экономике решаются с помощью ценового механизма. - Проблемы ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ в командной экономике решаются автоматически. 2. Письменная практическая работа "Решение проблем ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ в различных экономических системах". а) Используя экономическую литературу, составьте развернутый конспект по теме практической работы. Опишите достоинства и недостатки каждого типа систем, проанализируйте их влияние на решение вопросов ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ. б) ответьте на следующие вопросы: - Почему в плановой экономике качество товаров, как правило, одна из самых сложных проблем? - Почему техника при плановой экономике развивается медленнее, чем при рыночной? - Что такое "черный рынок" и почему он возникает в плановой экономике? - Почему в плановой экономике цена не играет роли "регулятора" производства и потребления товаров и услуг? - Как взаимосвязаны между собой право собственности и ассортимент товаров и услуг? - Какова взаимосвязь между конкуренцией производителей и уровнем жизни населения? - Что мешает, по вашему мнению, составлению идеального плана для всей страны? - Почему некоторые люди так боятся рыночной экономики и предпочитают, чтобы все регулировалось государством? 3. В кибернетике есть хрестоматийный пример "ямщик—тройка лошадей", характеризующий степень управляемости объектом. Например, управление движением кареты допускает следующие степени управляемости: а) ямщик может предоставить лошадям полную безоговорочную свободу действий; б) может взять на себя общее руководство, оставив за лошадьми самоуправление там, где они могут справиться сами; в) ямщик контролирует каждое движение лошади и выглядит при этом таким же взмыленным, как и лошадь. Как вы считаете, для того, чтобы эффективно использовать рыночный механизм, "ямщик" в лице государства должен (ответ обоснуйте): а) предоставить полную экономическую самостоятельность предприятиям; б) взять на себя общие функции управления, используя косвенные методы экономического воздействия, оставив за предприятиями полное право самостоятельного распоряжения факторами и результатами производства; в) жестко регламентировать и осуществлять мелочную опеку производственно-хозяйственной деятельности предприятия. 4. В начале 30-х годов известный советский журналист М. Кольцов в одном из очерков описал следующий случай. Однажды служащий Еланского потребительского общества разослал по селам директивную телеграмму краткого содержания "Усильте заготовки" и подписал ее своей фамилией "Воробьев". Правда в телеграмме фамилия служащего была написана с маленькой буквы. Задача, поставленная в телеграмме, была воспринята местными органами власти как безусловный приказ. По всему району начались массовые заготовки ни в чем на повинных пернатых. Как вы считаете, для какого типа экономики характерен данный эпизод? Ответ прокомментируйте. 5. На диаграмме представлено соотношение плановых и фактических темпов роста экономики СССР. Проанализируйте графики. Чем обусловлен разрыв между плановыми и фактическими показателями? 6. "Утверждение об ограниченности ресурсов и безграничности потребностей на самом деле неверно. Ресурсы в действительности безграничны, т. к. бесконечен процесс открытия новых источников ресурсов. Потребности же, напротив, ограничены, поскольку существуют физические пределы их удовлетворения". Верно ли это утверждение? Почему? 7. На территории России, по оценкам экономистов, в 1992 г. около 85% населения проживало за чертой бедности. Происходило ли это вследствие катастрофической ограниченности ресурсов? Предложите возможные пути выхода из сложившейся ситуации. 8. Почему неосуществим на практике принцип распределения "от каждого—по способностям, каждому—по потребностям"? Тема 9. Экономический выбор Вопросы для подготовки к зачету
1. Вспомните, какие основные экономические проблемы решает любое общество?
2. Что приходится учитывать обществу в целом и каждому предприятию в частности при решении эти проблемы?
3. В чем суть проблемы экономического выбора?
4. Как взаимосвязаны понятия "выбор экономических ресурсов" и
"производственные издержки"?
5. Какие издержки возникают одновременно с производственными? В чем их сущность? Почему это происходит?
6. Как по-другому могут именоваться альтернативные издержки?
7. Как принято обозначать альтернативные издержки?
8. Как будет звучать ответ на вопрос "ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ?" с точки зрения альтернативных издержек? Прокомментируйте его на любом примере.
9. Что показывает кривая производственных возможностей? Как принято ее обозначать?
10. Как строится график РРС? Какую форму он имеет?
11. Что такое эффективность производства?
12. Дайте определение полного объема производства.
13. Где на графике находится область эффективного производства? Почему?
14. Где на графике находится область неэффективного производства? Почему?
15. Какими путями можно, находясь в области неэффективного производства, увеличить производство одного товара без ущерба для производства другого товара?
16. В чем смысл области, лежащей выше РРС? При каких условиях она становится достижимой?
17. Какие 4 основные экономические положения можно наглядно доказать с помощью РРС?
18. Следствием действия какого закона является выпуклая форма РРС? В чем суть этого закона?
19. В чем суть правила максимизации дохода с точки зрения альтернативных издержек?
20. Что представляет собой процесс экономического роста? Как это отображается графически?
21. Какие существуют типы экономического роста? За счет чего происходит экономический рост по каждому из этих типов?
22. Возможна ли ситуация сужения границ производственных возможностей? Тесты
1. Ответьте на следующие вопросы, используя приведенную на рисунке кривую производственных возможностей РРС:
1) Если выпуск товаров соответствует точке С, то чему равны издержки упущенной возможности дополнительной единицы товара Х? а) 1 единица товара Y; б) 7 единиц товара Y; в) 1/7 единицы товара Y; г) невозможно дать однозначный ответ. 2) Если производство товаров последовательно проходит этапы, соответствующие точкам A, B, C, D, E, F, то издержки упущенной возможности выпуска очередных единиц товара Y составят:
а) 3, 7, 10, 15, 20 единиц товара Х соответственно;
б) 20, 15, 10, 7 и 3 единицы соответственно;
в) 10, 7, 3, 15 и 20 единиц соответственно;
г) 3, 15, 10, 7 и 20 единиц соответственно. 3) Состояние выпуска товаров описывает точка D. Если трудовые ресурсы будут использоваться на в полной мере, т. е. возникнет безработица, то этому случаю будет соответствовать точка: а)C; б)E; в)L; г)K. 4) Как изменится вид кривой РРС, если в производстве товара Х и товара Y произойдут серьезные технологические сдвиги? а) кривая сместится влево; б) кривая сместится вправо; г) кривая станет более крутой; д) кривая станет менее крутой. 5) Какое из перечисленных событий не приведет к сдвигу кривой РРС? а) рост населения страны; б) повышение
уровня квалификации рабочих; в) снижение заболеваемости населения; г) снижение уровня
безработицы.
6) Первоначально состояние производства соответствует точке D. Если в стране произойдет экономический рост, то какая точка будет определять состояние выпуска товаров X и Y? а)N; б)L; в)M; г)нет однозначного ответа. 7) Экономика функционирует с максимально возможной эффективностью используемых ресурсов. Можно ли при этом переместиться из точки С в точку D за счет перераспределения ресурсов между производством товаров Х и Y? а) нельзя, т. к. это означает увеличение альтернативных издержек в производстве и Х, и Y, что противоречит теории; б) можно, но только если расширение производства Y не связано с увеличением издержек на выпуск дополнительных единиц товара Y; в) можно, если Х и Y не относятся к товарам, предназначенным для удовлетворения биологических потребностей человека; г) можно, и такое перемещение происходит всегда при распределении ресурсов. 2. Может ли кривая РРС представлять собой прямую линию? а) может; б) не может; в) может в случае абсолютной взаимозаменяемости ресурсов; г) нет однозначного ответа. 3. В экономике, функционирующей в условиях полной занятости и полного использования других ресурсов на постоянной технологической основе: а) для увеличения производства средств производства необходимо расширить производство предметов потребления; б) для сокращения производства средств производства необходимо уменьшить производство предметов потребления; в) увеличение производства средств производства невозможно; г) для увеличения производства средств производства нужно сократить производство предметов потребления. 4. Экономика эффективна, если в ней достигнуты: а) Полная занятость. б) Полное использование производственных ресурсов. в) Или полная занятость, или полное использование остальных ресурсов. г) И полная занятость, и полное использование других производственных ресурсов. 5. Выгоднее выпускать продукцию, альтернативные издержки которой а) минимальны б) равны нулю в) максимальны г) отрицательны д) нельзя дать точный ответ, т.к. альтернативные издержки не являются показателем, на который следует ориентироваться при выпуске продукции
Задания
1. Верны ли следующие утверждения: а) Зная состояние экономики, иллюстрируемое точкой на линии производственных возможностей, можно ответить на вопрос, "для кого развивается производство", на чьи потребности оно ориентируется. б) РРС иллюстрирует существование альтернативных издержек и проблемы
выбора. в) В экономике, если она движется вдоль границы производственных возможностей, альтернативные издержки постоянны. г) Неполное использование ресурсов в графической интерпретации означает, что производство располагается влево от линии производственных возможностей. д) Если в модели производственных возможностей экономика находится за границей производственных, возможностей, она недостаточно эффективно использует свои ресурсы. е) Экономический рост означает, что увеличится объем производимых благ и
услуг, а РРС сдвинется вправо. ж) Если производственные возможности двух стран одинаковы, и они осуществляют выбор между производством средств производства и производством потребительских товаров, то страна, в которой он сделан в пользу расширения производства средств производства, возможно в будущем периоде сдвинет линию производственных возможностей вправо быстрее, чем другая, избравшая противоположный вариант.
2. Компания, которой Вы управляете, инвестировала 5 млн. $ в разработку нового товара, но исследования еще не закончены. На последнем заседании отдел сбыта представил отчет, в котором говорилось, что выход на рынок конкурентов с аналогичным товаром снизил ожидаемые объемы продаж до 3 млн. $. Если на завершение разработки товара потребуется 1 млн. $, продолжите ли Вы работу над ним? Что на самом деле Вам придется заплатить за завершение разработки? 3. Опишите выбор, с которым сталкивается: а) семья, решающая, покупать ли новый автомобиль; б) депутат Думы, решающий вопрос об увеличении расходов на содержание заповедников; в) президент компании, рассматривающий вопросы об открытии нового производства; г) студент, решающий, готовиться ли ему к занятию.
4. На острове с тропическим климатом живут 5 человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо 10 яиц. а) Начертите РРС экономики этого острова. б) На остров завезли технику, с помощью которой каждый из пяти его работающих жителей ежедневно может собирать 28 кокосов. Покажите на графике, какие изменения произошли с РРС. 5. На рисунке изображена РРС экономики страны, в которой производится только 2 товара: кинокамеры и наручные часы. а) Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства: 60 кинокамер и 200 часов, 60 часов и 80 кинокамер,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|